Часть 14 из 26 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Таким образом, детство Кемпера было отмечено многими из тех же несчастливых особенностей, что и у других участников нашего самого первого исследования серийных убийц. Над ним смеялись в школе, его шпыняли сестры, а мать сделала постоянной мишенью своих пьяных издевательств. Большую часть этих унижений Кемпер проглатывал, но время от времени совершал жестокости по отношению к животным или сестрам. После одного такого инцидента с младшей сестрой, который носил очень личный характер, Клэрнелл решила отделить сына и переселила его в подвал дома.
Как и Рисселл, Кемпер охотно шел на разговор в процессе нашего исследования и пугающе точно описывал этот подвал: «Спускаешься по длинной деревянной лестнице. Стены из необработанного камня, дребезжащие трубы над головой. Просто чудесное место для парнишки с воображением типа меня, который до смерти боялся разных чудовищ и видел во всем вокруг что-нибудь пугающее. Ну и примерно через полгода жизни в этом подвале я уже имел дело с разными адскими силами, которые, как я верил, собирались каким-то образом меня прикончить. В подвале стоял котел отопления, переделанный из пылеугольной горелки. Я представлял, что это был адский огонь. В то время, когда вся семья отдыхала по вечерам наверху, я шел в подвал. Мне было очень страшно. К тому же мать не разрешала зажигать свет. Для мальчика семи-восьми лет, каким я был, это был самый настоящий ужас».
Вскоре после этого Клэрнелл в третий раз вышла замуж, а Кемпера, по его просьбе, отправили жить к отцу и мачехе. Но он не прижился и у них. Новую жену отца нервировали «странности» пасынка. Часто она замечала на себе его пристальный взгляд, пугалась и просила мужа отправить мальчика обратно. Развязка произошла на Рождество 1963 года, когда они приехали погостить на ферму родителей отца в Норт-Форк, штат Калифорния. По окончании праздников пятнадцатилетнего Кемпера без каких-либо объяснений оставили жить с дедушкой и бабушкой. Он стоял на крыльце и смотрел, как отцовская машина выезжает из ворот фермы на проселок и постепенно исчезает из виду.
На первых порах Кемпер вроде бы достаточно неплохо адаптировался к своей новой жизни на ферме. У него была мелкокалиберная винтовка, с которой он охотился на сусликов и зайцев. В школе он тоже был на хорошем счету. Но ближе к концу первого лета бабушка забеспокоилась. Она тоже стала замечать у внука «странности», и они ее очень тревожили. А Кемпера, по его собственному признанию, стали одолевать кровожадные фантазии. Он уже истребил великое множество животных и теперь хотел понять, каково это — убить человека.
«Меня довольно часто обзывали „безмозглым“, и, к сожалению, это даром не прошло… Во мне скопилось огромное количество неосознанной враждебности, и она переросла в уродливые фантазии. И все это обострялось. В школе обратили на это внимание, я там настолько часто предавался мечтаниям, что мне все время записи в дневник делали».
«А что это были за мечтания?»
Кемпер рассказал, что его мечты состояли из «фантазий на тему истребления всей школы целиком. Они постепенно становились все более завершенными. Это было ужасно. А они думали, что мне мерещатся всякие там цветочки и птички за окном, как любому нормальному мечтателю».
К тому же пятнадцатилетний Кемпер был двухметрового роста и весил восемьдесят килограммов, что делало его постоянным объектом насмешек одноклассников. Он был невероятно одинок. У парня не было друзей, он был разлучен с родителями и жил в замкнутом мирке фермы вдали от всего, что некогда знал. Фантазии были его единственной отдушиной, и он вновь и вновь мысленно проигрывал их, доводя до полного совершенства. В конце концов они стали чем-то вроде заветного места, где правила определял он сам.
27 августа 1964 года Кемпер сидел на кухне и наблюдал, как бабушка работает над корректурой детской книжки. Внезапно прервавшись, она криком велела прекратить пялиться на нее. Кемпер встал, взял свою мелкокалиберную винтовку и сказал, что идет поохотиться на сусликов. В ответ на это бабушка строго-настрого запретила ему стрелять в птиц и снова углубилась в работу. Сразу после этого Кемпер выстрелил ей в затылок и еще несколько раз в спину между лопаток. Искромсав убитую ударами ножа, он накрыл ее голову одеялом. Когда домой вернулся дед, Кемпер застрелил и его тоже. Затем он позвонил матери и признался ей в содеянном. Она велела ему вызывать полицию, что он и сделал. Резкое замечание бабушки оказалось последней каплей в многолетней череде мелких и крупных обид и разочарований Кемпера. Теперь, воплотив свои кровавые фантазии наяву, он осознал, что вполне способен убивать.
В то же время довольно необычно выглядела реакция Кемпера с вызовом полиции. В отличие от подавляющего большинства других участников нашего исследования, которые делали все возможное для избежания разоблачения, он испытал порыв признаться в содеянном. Это свидетельствовало о том, что Кемпер не продумывал ни свои последующие действия, ни то, чем случившееся обернется для него самого. Но больше всего меня потрясло сказанное им в телефонном разговоре с полицейскими. «Просто было интересно, каково это — застрелить свою бабулю», — сказал он, добавив, что застрелил деда, чтобы тому не пришлось увидеть свою супругу мертвой.
Эти высказывания показывают, как мало значили для Кемпера родственные связи, если вообще что-то значили. Но в то же время он объяснил убийство деда стремлением защитить того от душевных страданий. Кроме того, парень сразу же позвонил матери и рассказал ей о случившемся. Налицо было некое противоречие, связанное с детскими привязанностями, утратами и одиночеством Кемпера. И это давало определенное представление о его мировосприятии. И хотя над его видением окружающей действительности довлели фантазии, Кемпер старался сохранять связь с реальностью через мать. Но их отношения характеризовались антагонистичностью и были крайне неровными. Мать была для Кемпера главным фактором стресса, и в то же время мысленно он видел в ней свое спасение. Как и Рисселл, Кемпер был впервые осужден в несовершеннолетнем возрасте. Он провел четыре года в тюремном учреждении для душевнобольных преступников, после чего был освобожден на попечение матери. Против такого решения возражал целый ряд врачей, ссылавшихся на документально подтвержденный враждебный характер отношений матери и сына, но комиссия по делам несовершеннолетних оставила мнение медиков без внимания. Так Кемпер вернулся домой с шансом начать новую жизнь. Он поступил в муниципальный колледж и попытался устроиться в полицию, но получил отказ из-за слишком высокого роста. В итоге пошел работать в Управление автодорог штата.
Все говорило о том, что Кемпер твердо встал на путь нормальной жизни. Он работал, периодически встречался с девушками и производил впечатление разумного молодого человека. Но в его сознании уже разворачивался безмолвный мир ждущих своего часа больных фантазий. Кемперу было трудно сопротивляться старым соблазнам. В последующие два года он регулярно подвозил голосующих на шоссе женщин, проверяя способность контролировать свое стремление надругаться над ними. Но, невзирая на такие эксперименты, он прекрасно сознавал, что будет дальше. «Задолго до того, как я начал убивать, я знал, что буду убивать. Этим все и закончится, — признавался он. — Эти фантазии были чересчур яркими. Они продолжались слишком долго и были слишком изощренными».
В конце концов в мае 1972 года Кемпер перешел к воплощению своих фантазий. Однажды вечером он проезжал в окрестностях Беркли и остановился, чтоб подобрать голосовавших у шоссе студенток, Мэри Энн Пеши и Аниту Лючесса. Сначала он намеревался просто изнасиловать их, но, запаниковав, убил. Потом сложил тела в багажник и отвез к себе домой. Там он по нескольку раз изнасиловал трупы, после чего расчленил. Так начался новый этап кровавого пути Кемпера. Вскоре он приступил к череде нападений на студенток, из-за чего впоследствии получил прозвище «Убийца студенток». Он зверски убивал их, обезглавливал, насиловал трупы и расчленял их, чтобы выбросить фрагменты останков в разных местах. Иногда Кемпер на некоторое время оставлял себе отрубленные головы и глумился над ними, пока трупный запах не заставлял избавиться и от них.
На вопрос о том, может ли он как-то объяснить свою жестокость, Кемпер ответил вполне прозаично: «Ну, начнем с обезглавливания. Думаю, отчасти это из-за странностей с моей головой. Такая фантазия была у меня еще в детстве. — И продолжил: — Удаление головы и приносило удовлетворение. Собственно, я впервые в жизни отрезал голову мисс Лючесса в багажнике моей машины, причем ножом, которым убил мисс Пеши, и, помнится, отрезать ей голову было дико по кайфу. Прямо сексуальное наслаждение. И если честно, я чуть не кончил. Такая же радостная, как бы триумфальная штука, как для охотника отрезать голову оленю или лосю. Я был охотником, а они — моей добычей».
Отождествление себя с охотником, коллекционирующим трофеи, имеет важное значение для понимания природы сознания Кемпера и отчасти объясняет, почему он прибегал к расчленению трупов своих жертв. Он увлекся самим процессом рассечения и совершенствовался в нем с каждым новым убийством. Например, начал перерезать ахиллесовы сухожилия до наступления трупного окоченения, чтобы облегчить себе последующие манипуляции с телом. Но важнейшим элементом кровавых фантазий Кемпера был именно акт обезглавливания. Головы были его любимыми сувенирами. Это увлечение головами началось еще в раннем детстве, когда Кемпер отрывал головы куклам своей сестры и устраивал себе сексуализированные игровые ритуалы. «Я просто смотрел на эти головы, лежащие на кресле, балдел от их вида, лежа в своей кровати. И обращал внимание, что одна из них как-то смещается и падает с кресла прямо на ковер — плюх, очень зловеще выглядело». Эта идея развивалась на протяжении всего детства Кемпера, пока не стала центральным элементом его фантазии о превращении трупа женщины в реалистичную игрушку. «Понимаете, если ее убить, она не сможет отвергнуть меня как мужчину. Ну, вроде как сделать из человеческого существа живую игрушку и осуществлять с ней мои фантазии», — откровенничал он.
Кемпер вплотную приблизился к своему идеальному представлению о преступлении, совершив убийство Синтии Шэлл — его последней жертвы из числа студенток. Застрелив девушку, он загрузил ее тело в багажник и отвез домой, в квартиру матери. На ночь он оставил тело в стенном шкафу своей комнаты, а на следующий день расчленил его в ванне, пока мать была на работе. Отрезанную голову он захоронил на заднем дворе лицом к окну своей спальни. «Иногда по ночам я разговаривал с ней, говорил всякие нежности, словно подружке или жене».
Уверенность и умелость Кемпера росли с каждым новым убийством. Сам он бесконечно восхищался своими методами и романтизировал и своих жертв, и сам процесс. «Это как наблюдать за восхитительными порхающими бабочками — ты хочешь ее поймать, чтобы разглядеть поближе, и понимаешь, что, когда сделаешь это, раздавишь и она станет неживой. Пусть уже и не настолько прекрасная, но все равно она будет у тебя. Вот почему я преодолевал это омерзение, типа нельзя путаться с мертвыми. Это отвратительно. Это богомерзко и все такое».
Весной 1973 года, после двухмесячного перерыва, Кемпер завершил серию своих преступлений убийством собственной матери и ее подруги Салли Хэллетт. В ту пятницу пьяная Клэрнелл вернулась домой с вечеринки и устроила грохот, разбудив сына. Когда парень пришел проверить, в чем дело, она сказала: «Ага, теперь ты, наверное, захочешь, чтобы я с тобой тут ночь напролет сидела и лясы точила?» Кемпер взглянул на нее и сказал: «Нет, спокойной ночи». Он уже осознал, что будет дальше. Как только мать уснула, он проник в ее спальню и забил насмерть гвоздодером. Затем отрезал ее голову и на протяжении нескольких часов насиловал труп. Совершив с головой матери акт орального секса, он накричал на нее, а потом использовал в качестве мишени для игры в дартс.
На записи было слышны его всхлипывания, когда он рассказывал об этих подробностях. Но это меня не тронуло. Как обычно, Кемпер думал только о себе. «Я вышел из моей матери, а потом в приступе ярости вернулся в нее», — сказал он.
* * *
При всей их омерзительности, акты расчленения и некрофилии были довольно обычным делом для серийных убийц. Я уже была наслышана о таких подробностях, но случай Кемпера отличался от всех остальных. Он обезображивал тела своих жертв легко и непринужденно. А потом рассказывал об этом как о каком-то священнодействии. «Еще свободнее ведут себя с трупами только гробовщики и патологоанатомы, которые занимаются ими многие годы. Я-то насмотрелся таких мерзостей, от которых любого гребаного патологоанатома наизнанку вывернуло бы. И это никакой не садизм. Просто на определенном уровне одна фантазия приедается, и тогда ты идешь дальше — к другой, углубляешься, дичи становится еще больше. Год за годом, пока дело не примет такой оборот, когда на тебя даже самые ужасные фантазии не действуют».
Вывод был очевиден. Убийство не было главным для Кемпера. Для него важным было расчленение. Он коммуницировал с другими людьми, лишь разрывая в клочья их тела. Это выглядело шокирующим и противоестественным, но вполне объяснимым в случае такого социопата, как Кемпер, с его дефицитом эмпатии, потребностью в доминировании и неспособностью поддерживать эмоциональные связи с окружающими. Наиболее примечательной в этом плане была его одержимость сохранением голов жертв, которые он использовал как в ритуальных целях, так и в качестве средства продления своих фантазий. В распоряжении ФБР была аудиозапись показаний Кемпера на суде, в ходе которых он пояснил свои действия:
— Мне нужно было расчленить ее труп побыстрее, потому что у нее в голове была пуля. И еще мне не хотелось проблем с запахом, или, как вы это называете, разложением. Я зачистил голову, убрал волосы, скальп, ткани лица и шеи и любую плоть, какую мог.
— И захоронили это вместе с головой, — скорее утвердительно, чем вопросительно сказал детектив Микки Алуффи, который вел следствие по делу Кемпера.
— Да, прямо под ней. Я знал, что это исчезнет в первую очередь, но не хотел, чтобы оно оставалось на черепе. Я хотел, чтобы вся черепная область разложилась побыстрее, все, что было на нем и внутри. Но волосы и скальп я туда не положил. Только лицевые ткани.
— А что вы сделали с волосами и скальпом?
— Срезал со скальпа волосы и выбросил в мусорку на автозаправке. А скальп порезал на мелкие кусочки и слил в унитаз, думал, так их никогда не найдут.
Этот приземленное безучастное повествование о чудовищном изуверстве, рассказываемое таким тоном, будто автомеханик описывает процесс разборки автомобиля на запчасти, наглядно свидетельствовало о деловитости, с которой Кемпер подходил к насилию.
Его жертвы были не более чем чистыми холстами, на которых следовало изобразить зверства, вырвавшиеся из его сознания.
Самую глубокую проницательность на этом процессе продемонстрировала Эллин, сестра Кемпера. По ее словам, у нее было подозрение, что он имеет отношение к убийствам студенток, еще до того, как тот сдался полиции. «Дело в том, что в детстве он убил и обезглавил нашего домашнего кота и прятал останки в своем шкафу. И я не знаю, сколько бы они там пролежали, если бы мать не обратила внимание на зловоние». Вспомнив эту историю, Эллин прямо спросила брата, не замешан ли он в убийствах. Тот ответил отрицательно, но попросил не говорить об этом матери, «потому что она начнет задавать вопросы и все может кончиться плохо».
По сути дела, совершенные Кемпером убийства были отражением невзгод его раннего детства, в том числе тяжелых переживаний в связи с отсутствием отца и недоступностью матери. Он убивал и чтобы выразить свою неспособность находить общий язык с другими, и чтобы отомстить за отказ родителей быть ему утешением и поддержкой. Насилие было попыткой Кемпера утвердиться в чувстве собственного достоинства на фоне постоянных нападок и унижения со стороны матери и сестер, вернуть себе эмоциональное родство с другими людьми.
Если бы Фрейд занимался серийными убийцами, Кемпер бесспорно стал бы архетипическим примером. Он отчаянно нуждался в стойкой благосклонности со стороны родителей и, не получив от них позитивного внимания, ответил на это беспощадными зверствами.
* * *
И Кемпер, и Рисселл воплощали — и, соответственно, усложняли — один аспект развития серийного убийцы, прежде не вполне мне понятный. В анализе этого типа преступников всегда преобладал подход с фокусом на сравнение роли наследственности и среды. А именно: биологическими или внешними факторами предопределяется превращение человека в убийцу. Но примеры Кемпера и Расселла говорили о том, что такое четкое разделение неочевидно. Они показывали, что серийные убийцы не обязательно агрессивны от рождения, а становятся склонны к насильственным проявлениям и чаще превращаются в убийц под воздействием определенных провоцирующих факторов. При этом даже в благоприятных условиях их влечение к убийству нарастает постепенно. Это сложный и медленно формирующийся механизм, который чаще всего укоренен в их неспособности соотноситься как с окружающими, так и с самими собой. В понимании серийного убийцы насилие может являться разновидностью самолечения. Оно утишает их наваждения, помутнения сознания и навязчивые фантазии. Но, как и при любом самолечении, такие эффекты носят лишь временный характер. Это очень хорошо понимал Кемпер, признавший, что «реальность никогда не дотягивала до уровня фантазий».
Вне зависимости от уровня самосознания серийного убийцы и количества новых ритуалов, которыми он дополняет свои кровавые преступления, ему всегда будет чего-то не хватать. Граница между фантазией и реальностью остается непроницаемой, а первобытная жажда убийства — неутолимой. Этот базовый позыв невозможно ни укротить, ни погасить. Рисселл и Кемпер понимали это лучше других. Именно поэтому они столь охотно говорили о своих преступлениях. Эти воспоминания были единственным, что у них оставалось.
Глава 12
Картины изуверства
К преподаванию в отделе относились по-разному. Кому-то это нравилось, кто-то использовал его в качестве социальной отдушины, а некоторые считали бременем в условиях и без того серьезной служебной нагрузки. Я же смотрела на него иначе. Для меня лекции были уникальной возможностью проверять наши новые идеи на живой аудитории, чтобы затем дорабатывать их в соответствии с ее коллективной реакцией. Я в равной мере и учила, и училась сама. Ценность этого процесса была и в том, как задавали вопросы агенты-новички, и с каким энтузиазмом они воспринимали новые знания, и даже в молчаливо-недоуменных взглядах, которыми они встречали мои неудачные попытки что-то объяснить. Преподавание вдохновляло меня. Оно делало мою работу более цельной.
Весной 1986 года, вскоре после публикации статьи об убийцах-насильниках, которые изувечивают своих жертв, меня осенила идея новой учебной темы. Почти три месяца я занималась сравнительным исследованием сексуальных маньяков-убийц, переживших сексуализированное насилие в раннем возрасте, и убийц, в биографиях которых ничего подобного не было. Результаты меня удивили. Данные показали, что маньяки, пострадавшие от сексуального насилия в детском возрасте, были больше склонны изувечивать своих жертв. Такое мстительное поведение, избыточно компенсирующее травму прошлого путем еще более откровенного садизма, говорило о наличии определенной особенности серийных убийц, которую мне не терпелось исследовать более тщательно. Она имела прямое отношение к их образу мыслей. И именно сейчас можно было призвать на помощь опыт сотрудников, не принадлежавших к нашему коллективу.
Интерес к этой теме появился в ходе изучения интервью с Эдмундом Кемпером. Роберт Ресслер спросил его о выборе жертв и причинах, по которым он убивал.
«У меня была реально большая проблема с лишением людей жизни, — ответил тот. — Не в плане самого убийства, а в плане обладания их телами после».
Именно это и стало отправным моментом. Сказанное Кемпером — не сами по себе его слова, а эмоциональный накал и принципиальность, с которой они были произнесены, — попало в точку. Это наводило на мысль о том, что у серийных убийц есть еще одна составляющая, которую мы до сих пор не принимали в расчет. До этого мы исследовали их и составляли психологические портреты на основе знаний об их воспитании и подготовке к совершению преступления, а также данных, собранных на месте преступления. Но мы не уделяли серьезного внимания ритуальной составляющей, выражавшейся во взаимодействии преступника с телом жертвы после наступления смерти. Или почти не уделяли. Мы рассматривали эту составляющую преступления чисто практически: каким образом они избавились от тела, имели ли место акты некрофилии и как это можно использовать при проведении криминалистических экспертиз. Но случай Кемпера показал, что постпреступное поведение бывает очень обдуманным и даже обстоятельным. В нем заложен определенный смысл, и его тщательный анализ может привести к более полному пониманию устройства сознания серийного убийцы. Ретроспективно стало понятно, что ритуал является для серийного убийцы завершающим актом.
С осознанием этого рамки нашей работы расширились. Оказалось, что некоторые индивиды получают удовлетворение не от убийства, а от последующих ритуальных действий: расчленения тел, сбора сувениров и успешного избавления от трупов жертв.
Ранее постпреступное поведение в этом разрезе не изучалось подробно, и теперь нам предстояло детально разобраться в этих наиболее маргинальных проявлениях серийного насилия и понять, как использовать вновь полученные знания для прогнозирования поведения преступников. Как подчеркивал Джон Дуглас: «Поведение отражает личность. Лучший индикатор будущего насилия — насилие в прошлом. Чтобы понять „художника“, нужно тщательно разобраться в его „творениях“. Преступление должно быть изучено во всей его полноте».
* * *
— Есть два объяснения расчленения человеческого трупа, — сказала я, начав свою лекцию. — Первое — чисто практическое. Тело анатомируют, чтобы скрыть личность жертвы или упростить процесс избавления от останков. Но у некоторых постпреступные действия предназначены для воплощения их садистских фантазий. По сути, это такие обряды — например, вырезание на трупе символических фигур или знаков или ампутация половых органов.
Я включила проектор и показала фото отрезанной головы, обнаруженной в горах неподалеку от города Санта-Круз. Черты лица полностью сохранились, но немного увяли. Признаки разложения отсутствовали. Было очевидно, что жертва — девочка подросткового возраста.
— Расчлененный труп сильно затрудняет проведение основных криминалистических экспертиз. Рассеивание фрагментов тела по разным местам осложняет установление личностей жертвы и преступника.
Я укрупнила фото на экране.
— Смотреть на это и вспоминать об этом непросто, — обратилась я к аудитории. — Уж я-то знаю, поверьте. Но, исследуя процесс формирования замысла этих действий, мы получаем ценную информацию о личности преступника и особенностях его мышления. В каждом подобном случае присутствует элемент почерка, есть определенные закономерности. И они приближают нас к пониманию личности данного преступника.
Заметив некоторое недоумение в аудитории, я прервалась и предложила задавать вопросы.
— А разве это не пример того, что вы называете иррациональным поведением? Непредсказуемым и необъяснимым? — спросил агент из первых рядов.
— На самом деле нет, — сказала я. — Посмертные ритуалы присутствовали в религиозных традициях на протяжении практически всей истории человечества. Их стали практиковать реже относительно недавно. А что касается преступников, то во всех без исключения известных мне случаях они действовали обдуманно, педантично и исключительно ради удовлетворения своих садистских прихотей. Налицо был умысел, а не умопомешательство. Вспомните, к примеру, Эдмунда Кемпера, Теда Банди, Карлтона Гэри. Все они действовали вполне осмысленно.
— Но разве не бывает так, что у преступника в голове каша и вообще он, скажем прямо, полный псих. Есть ли смысл искать зацепки в ходе его мыслей? — не унимался агент.
— Дело не в том, псих он или нет, — ответила я. — А в том, что сам преступник видит в своих действиях определенную логику, следует определенной модели мышления и считает это разумным. Давайте я объясню поподробнее. Только приступив к работе в ОПА, я задавала всем тридцати шести сексуальным маньякам, которые принимали участие в нашем исследовании, один и тот же вопрос: «Что послужило толчком к вашему первому убийству?» Так вот, все без исключения ответы преступников следовали одной и той же логике. Во-первых, они говорили, что прекрасно сознавали свою давнюю одержимость бурными фантазиями. Во-вторых, рассказывали, как их фантазии перерастали из смутных мыслей о насилии в одержимость убийством и властью. В-третьих, их ответы показывали, что многосложные миры их фантазий достигали критической точки, где их было уже невозможно отличить от действительности. Важно понимать именно последнюю составляющую — стирание граней между реальностью и фантазией. Это ключевой момент, когда абстрактный интерес к убийствам наконец вырывается из головы преступника и начинает жить собственной жизнью, забирая реальные жизни других людей.
Я показала на экране следующий слайд — фото Эда Кемпера в профиль и анфас, сделанные в офисе шерифа города Санта-Круз, — и продолжила:
— Преступники склонны представлять стремление к сексуальному насилию проявлением своей садистской фантазии. Но они не считают, что это какая-то ошибка или недопонимание реальной действительности. Напротив, они уверены, что воспринимают реальность наиболее полно, что они вправе получать все, что хотят, и что контроль — главная компенсация за несправедливое отношение к ним. Для них фантазия и есть реальность. Это скрытая от посторонних глаз насыщенная жизнь с собственными законами и ритуалами. Самовозвеличивающий нарратив, который ложится в основу их абсолютного презрения к человеческой жизни. Для них все это исполнено смысла. И присмотревшись, вы можете уловить этот смысл.
book-ads2