Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 9 из 18 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
♦ Умиротворение. ♦ Слезы радости. ♦ Расслабление. ♦ Счастье. Мы сейчас перечислили чувства и ощущения: умиротворенность, легкость, благодарность, спокойствие, уверенность, удовлетворение. А ведь это качества святого! Мы ничего не сделали, просто простили – и уже испытали качества святого человека. Посмотрим с другой стороны: каким образом я могу понять, что я простил? Не нужно сейчас путать внешние действия и внутреннее состояние. ♦ Мы принимаем человека таким, какой он есть. ♦ Мы испытываем спокойствие. ♦ Мы не испытываем к нему негатива. ♦ Мы понимаем его. ♦ Мы вспоминаем его с радостью. Я вам сейчас дам рецепт (возможно, он вам уже известен). Благодаря ему вы сможете легко понять, простили вы человека внутренне или нет. Внутренне. Я сейчас говорю не про действия. Обратите внимание: вы можете способствовать своими действиями тому, чтобы человека посадили в тюрьму, если он действительно совершил что-то плохое. Но вы его прощаете, потому что это необходимо вам, вашей душе. Так вот, о прощении можно говорить, если вы желаете человеку счастья. Это такая древняя медитация. Это мантра из Аюрведы, называется «Дханвантари», и звучит она на санскрите так: «Сарве баванту суккинах, сарве шанту нирамайях! Сарве бхадрани пашьянту, ма касчид дукхабхаг бавет!» Перевод такой: «Да будут все счастливы, да будут все здоровы, да увидит каждого удача! Пусть никто не испытывает страданий!» Если вы можете желать человеку счастья, если вы не перемалываете бесконечно все то, что он вам сделал, – значит, вы простили его. Если же у вас при виде этого человека возникает в голове слово «ненавижу», если вы кому-то с удовольствием рассказываете: «Ты помнишь, как он обошелся со мной? Какой негодяй! Но я его простил» – на самом деле вы не простили. Нужно учиться прощать, и это непросто. Если я простил – я не хочу зла человеку. Если я радуюсь его проблемам, злорадствую: «Я же говорил! А это потому, что он со мной так поступил. Карма-то его настигла. Будет знать, как правильных людей обижать. Так будет с каждым, кто со мной плохо поступает» – это не прощение. И не нужно непременно поддерживать отношения с человеком, которого вы простили. Некоторые говорят, что прощенного нужно едва ли не взять в свою семью (если до этого он не был членом семьи), едва ли не побрататься с ним… Зачем? Прощение было нужно в первую очередь вам. Более того, если простить было трудно, если проступок этого человека был серьезный (но вы все-таки простили его), лучше будет немного дистанцироваться. Потому что излишняя близость может снова пробудить в памяти негатив. А на расстоянии легче желать счастья. Есть безошибочный признак, как понять, что на самом деле мы не простили человека. В этом случае мы все время хотим, чтобы справедливость (в нашем понимании) восторжествовала: «Вот когда этого гада посадят, вот тогда я его прощу», «Вот если он приползет и лично извинится, вот тогда я изволю его простить». А если я испытываю равнодушие? Если вы можете желать человеку счастья, если вы не перемалываете бесконечно все то, что он вам сделал, – значит, вы простили его. Если же у вас при виде этого человека возникает в голове слово «ненавижу», если вы кому-то с удовольствием рассказываете о том, какой же этот человек негодяй, – вы не простили его. Вообще, равнодушие можно испытывать скорее по отношению к тем людям, которые никак с нами не связаны. Например, кто-то незнакомый наступил вам на ногу в автобусе. Человек извинился, вы его простили – и всё. Никаких особых чувств это у вас не вызывает. Если же ситуация прощения-непрощения возникает в отношениях с родными и друзьями, то ощущения равнодушия, скорее всего, не будет – по той причине, что близкие люди очень глубоко «проникают» в нашу душу и любые их проявления не оставляют нас равнодушными. И самые глубокие обиды возникают именно в отношениях с близкими людьми. С толпой нет личностных отношений. Но когда перед нами конкретный человек, которого мы знаем, от которого ждем чего-то и он нарушает эти ожидания, – тогда возникает обида. Меня часто спрашивают: «Вот, человек обидел меня, а я как бы остался в стороне и не испытываю ненависти. Я просто забыл об этой ситуации. Обязательно ли мне желать обидчику счастья?» Да. Потому что если мы обиделись на кого-то, осталась эмоция обиды, но мы ее, как говорится, «завалили песком» – обида осталась непроработанной. Мы можем вообще забыть об этом, ведь каждый день у нас столько событий, столько впечатлений, что какая-то обида просто уходит на второй план. Но непроработанное прощение рано или поздно напомнит о себе. Проблема-то в чем заключается? Обида осталась. И она гниет, как картошка. Помните рассказанную ранее историю? Да, я могу забыть об этой обиде. Я могу не обращать на нее внимания. Но… знаете, как бывает, если где-то в доме под полом умерла мышь? Никто ее не видит, но запах обязательно проявится. Так же и обиды. Непроработанная обида будет отравлять нашу жизнь. Поэтому с обидой нужно работать – или теми методами, которые мы рассматриваем в этой книге, или так, как работают с обидой психологи. Они «достают обиду на свет», разбираются с ней. Потому что даже если сейчас я говорю «мне все равно», это может означать, что я просто «временно закопал проблему» и рано или поздно она даст о себе знать. Давайте посмотрим, как внешне проявляется то, что мы простили человека, благожелательны к нему. В этом случае мы хотим ему добра. Мы хотим, чтобы у него все было хорошо. Чтобы он развивался, становился лучше. Если есть такое благожелательное отношение к человеку – значит, нет обиды. Как это будет проявляться на внешнем плане? ♦ Доброжелательное общение. ♦ Подарки (например, на день рождения). ♦ Забота. ♦ Не вспоминать прошлое, не вспоминать обиды. Самое интересное, что даже прощение не исключает наказания! Как говорится, «наказание с любовью». Вспомните пример с ребенком, которого наказали за то, что он съел варенье. Ведь родители делают это не из ненависти, а из желания дать ребенку понять, что он поступает неправильно. Они любят его, но это не исключает возможности дать ребенку понять, что он неправ. В общем и целом, простив человека, я действую так, чтобы принести этому человеку благо. Но это желание принести благо может быть разным. Например, если человек обокрал меня, я могу простить его, но я уже знаю, что с ним лучше не пересекаться. Я знаю, что он ведет себя вот так, что он способен на нехороший поступок. И чтобы дальше такого не было, я, простив его, просто не общаюсь с ним больше. Или, скажем, «не пересекаюсь» с той его ипостасью, которая приводит к нехорошим последствиям. Например, в моем доме работает человек, который моет лестницы. Я, собираясь в отпуск, прошу его поливать цветы в моей квартире. А потом оказывается, что он украл из квартиры какое-то украшение. Все это выплыло наружу, кража открылась. Вор заплатил штраф или отбыл какое-то другое наказание. И в дальнейшем я не буду оставлять ему ключи от квартиры, но в то же время не буду препятствовать тому, чтобы он по-прежнему мыл лестницы в доме. Мы все подобны колесу в передаче «Поле чудес» – у этого колеса есть сектора. И каждый сектор – это какая-то грань нашей натуры. Есть хорошие грани, есть нехорошие, а есть просто отвратительные. И мы можем или избегать «человека в целом», или не соприкасаться с какой-то одной его гранью. Например, я иногда приезжаю к одним своим знакомым, которые очень любят рассказывать сплетни. Нехорошая привычка, она подрывает доверие. Это отдельная большая тема – к чему приводят сплетни и критика других людей. Так вот, они хорошие люди, но есть у них такая порочная склонность. И когда я к ним приезжаю, я просто не даю повода сплетничать. Например, они начинают: «А ты знаешь, вот Петя…» А я в ответ: «Да зачем обсуждать кого-то. Расскажите лучше, как у вас дела там-то и там-то?» Или, например, я знаю, что один человек никогда и никуда не приходит вовремя. По-моему, у всех есть такие знакомые: приходят всегда позже – на полчаса, на час. И вот этот человек тоже постоянно опаздывает. Говоришь ему: «Лекция начинается в двенадцать, помнишь?» Он отвечает: «Да». Приходит в итоге в 12:30. Ему говорят: «Ну мы же с тобой договаривались». Он в ответ: «Ну да, да, да… В следующий раз я приду вовремя». И опять опаздывает. Как правильно вести себя с таким человеком? Можно назначать ему встречи на полчаса раньше (все равно опоздает, но таким образом он придет к нужному времени), а можно просто не ждать от него, что он придет вовремя. Если не ждешь, то и не обижаешься. Повторю: правильное поведение по отношению к человеку (неважно к какому – к тому, которого мы простили, или к какому-то еще) будет проявляться в том, что я буду действовать так, чтобы принести ему благо. С кем-то я буду близко общаться, с кем-то – только по необходимости. Но самое главное – я не буду вспоминать прошлое, не буду критиковать. Все ситуации нужно рассматривать индивидуально. Когда-то я работал в организации, и один сотрудник совершил какой-то нехороший поступок. Мы собрались обсудить произошедшее. Руководство предложило: «Да гнать его надо!» Все вспоминали, какой он плохой, предлагали «выкинуть без зарплаты». И тогда я сказал: – Постойте. Ну мы ведь хорошие люди, да? – Конечно, мы хорошие люди, – согласились все. – Ну так давайте подумаем, а принесет ли благо наш поступок этому человеку? Пойдет ли ему на пользу, если мы его, как вы предлагаете, выкинем? Или лучше его оставить – и он осознает свои недостатки и исправится? Мы сейчас на эмоциях разговариваем, а давайте посмотрим на ситуацию реально? И мы приняли другое решение. Человек остался на работе, осознал свои ошибки и больше их не совершал. Картина открылась по-другому. Какие итоги можно подвести в конце первого этапа нашего «восхождения»? Главный инструмент для того, чтобы работать с обидой, – это изменение восприятия ситуации, рассмотрение ее с разных сторон. Почему люди обижаются? Это оправдывает какие-то негативные проявления, поступки, которые они совершают. Что дает человеку прощение? Он приближается к святости. Ощущения, эмоции, которые дает нам прощение, – это эмоции святых, праведников. Важно желать человеку блага. И если я действительно этого желаю, то я смогу увидеть, как будет полезнее поступить в этой ситуации. А если внутри меня злоба – я никогда не приму правильного решения. Ну а нас с вами ожидает новый переход, новое продвижение к вершине и родник – родник прощения и мудрости. Мы будем учиться быть «выше обид»! Переход третий. Остановка у родника Избавиться от «адского огня внутри» Чтобы получить импульс для работы с обидой, нам нужно осознание того, что проблема действительно есть. И тогда у нас появятся силы и инструменты для работы с обидой. Ни в коем случае нельзя «махать на все рукой» – проблемы сами по себе не решаются. Итак, вы уже знаете, что обида – это… Во-первых, неоправданное ожидание. То есть если мне кажется, что люди должны вести себя определенным образом по отношению ко мне, а они этого не делают, – я чувствую, что это несправедливо. И обида проявляется в том, что я гневаюсь на человека, который неправильно повел себя со мной, и еще я испытываю жалость к себе: надо же, я такой хороший человек, а со мной так несправедливо поступают. Во-вторых, обида – это когда не хватает любви. Мы хотим, чтобы нас любили. Любить – значит принимать в расчет наши ожидания и желания. И когда этого не происходит – нам становится больно. Мы уже знаем, что, когда человек находится в состоянии обиды, он гневается, жалеет себя. Он испытывает боль более сильную, чем тот, на кого он обижается. Он разрушает свое здоровье. Его сознание оскверняется. Но часто человек не «отпускает» обиду, потому как она дает ему возможность оправдывать свои плохие поступки. Дает возможность быть в центре – это такой «неэкологичный» способ обратить на себя внимание, чистой воды манипуляция. («Экологичным» способом мы называем такой, когда, чтобы получить свою порцию внимания, мы делаем что-то хорошее для других людей.) Что значит «избавиться от обиды?» Это значит простить человека. Если обида – это когда я гневаюсь на человека, жалею себя и испытываю чувство несправедливости, то отсутствие обиды – это отсутствие гнева, жалости к себе и требований справедливости. Если в моем сердце нет обиды – я ни на кого не гневаюсь, я не жалею себя и мне не кажется, что со мной обошлись несправедливо. Если вы или кто-то из ваших друзей используете фразы наподобие «ну почему так», «вот пока он или она это не сделает», «ну так нельзя поступать», это означает, что в сердце живет обида. Если человек все время говорит о своей «душевной болячке», о какой-то неразрешенной ситуации, если он радуется, когда кому-то плохо, – значит, человек не простил. Нормальное состояние для любого человека – когда он смотрит на других людей и желает им блага. Поэтому на наших занятиях все время звучит мантра «Я желаю всем счастья». Обида помещает нас в заколдованный круг: обида порождает злость внутри нас, злость порождает насилие, насилие порождает боль, а боль порождает обиду… И так далее, без конца. Обида – это всегда желание причинить боль. Не обязательно своими руками! Мы можем думать: «Вот бы этот нехороший человек свалился с лестницы или заболел!» Но такое желание больше всего вреда приносит нам самим. И если мы хотим избавиться от негатива, от обид, вырваться из этого заколдованного круга, нам нужно изменить свое сознание. Только тогда получится разорвать заколдованный круг обиды, заколдованный круг боли, заколдованный круг насилия. Оскверняя свое сознание, мы превращаем его в ад. Соответственно, это адское сознание начинает трансформировать все вокруг нас. Человек начинает жить в аду, потому что отражение его сознания сказывается на окружающей среде. Карма – это постоянный источник страданий. И обида – один из механизмов этого. Обижаясь и подпитывая свои негативные стороны, вы ухудшаете свою карму. И, в конце концов, когда обида и злоба накапливаются, они превращаются во что? Конечно же, они вырываются наружу в виде войн и конфликтов. Когда накопленная в людских сердцах, в людском сознании злоба переполняется через край, наступает война. Обида – это наше собственное наказание. Мы сами наказываем себя. Обида и гнев, живущие в сердце, оскверняют нас. А когда сердце осквернено, когда в нем поселилась злоба, может там Бог появиться? Нет, это несовместимые вещи. Нужно понимать, что, если мы не избавились от этого всего, наше сердце постоянно оскверняется. И если своевременно не очищать свое сердце, то этот яд в конце концов отравит нас. Обида – это огонь, пожирающий человека изнутри. Иногда люди обижаются на Бога за то, что Он «ад создал». Так вот, Бог тут абсолютно ни при чем. Бог ада не создавал. Он сотворил планеты, на которых в числе прочих могут жить люди с адским сознанием. И земля уже практически превратилась в адскую планету. Потому что сознание людей влияет на окружающую среду. Человек волей-неволей начинает переносить вовне то, что творится у него внутри, – и, соответственно, он горит в этом адском огне, который принес с собой. Есть такая притча, что однажды «охранников ада» спросили: «Где вы столько огня берете?» А они ответили: «Так все с собой приносят!»
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!