Часть 10 из 18 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Оскверняя свое сознание, мы превращаем его в ад. Соответственно, это адское сознание начинает трансформировать все вокруг нас. Человек начинает жить в аду, потому что отражение его сознания сказывается на окружающей среде.
В чем же главная проблема?
Проблема заключается в том, что в современной жизни у людей практически нет способов очищаться от зла, обид и скверны. Раньше людям объясняли, что надо прощать, детей обучали молитвам: «Прости, Господи, меня так же, как и я прощаю врагов моих». Люди ходили на исповедь, пытались избавиться от зла. Сейчас ничего этого нет.
Правда, люди понемногу начинают понимать, что все же это необходимо, – и, например, в Америке создан International Institute of Forgiveness (Международный институт прощения) для того, чтобы людям объяснять, что и как нужно делать.
Мы с вами пока можем избавляться от негатива, зла и обид с помощью практик. И с помощью перестройки своей жизни в соответствии с ведическими рекомендациями.
Практика
«Увидеть боль и обиду внутри»
Мы уже много раз говорили о гневе, который мы скрываем в себе, прячем. О гневе, который является нашим оружием и копится внутри. Есть такая хорошая практика: закрыв глаза, вспомнить какую-то свою обиду, или свою боль, или свой «неотпущенный» гнев. Нужно представить их в виде какого-то живого существа или явления, попытаться придать им определенный образ. Некоторые люди говорят, что увидели свою обиду или гнев в образе маленького ребенка, который сжал кулачки, покраснел от гнева и топает ногами. Кто-то говорит: «Я чувствую, что я как будто в тюрьме и не могу выйти из нее». Одна женщина сказала: «У меня такое ощущение, будто бы я хочу родить и не могу». Теперь, когда вы увидели свою обиду, свой гнев, увидели и почувствовали, соприкоснулись с ними, просто отпустите их, уберите, выведите из сердца и произнесите молитву той духовной традиции, которая ближе вашему сердцу.
Как творить благо?
Один из самых главных принципов во всех религиозных традициях – делать людям благо и не делать зла. Это, собственно, и нам самим помогает избавиться от негатива и обид. А что значит «делать благо и не делать зла»? На этот счет есть множество мнений. Например, родители настаивают на поступлении ребенка в университет, он говорит:
– Я не хочу быть математиком!
– Надо. Потому что у отца (матери) не получилось стать математиком, значит, это должен сделать ты.
– А при чем тут я?
– Потому что мы так хотим!!!
Благо это или нет? Какой критерий блага? Не навредить – это как минимум. Значит, время покажет, благо вы совершили или нет. Если результат хороший – значит, наверное, благо. Как в этой ситуации с университетом: например, сын или дочь попали в плохую компанию, и родители всеми силами стараются «запихнуть» чадо на учебу. Пусть и на ненавистный математический факультет. Если в итоге ребенок не пошел по кривой дорожке – наверное, решение родителей было благом. Даже если сын или дочь не станут математиками, они в итоге смогут перейти на другой факультет и стать тем, кем захотят. Но если родители отправили ребенка учиться математике просто потому, что считают это единственно верным вариантом, и в итоге получили несчастного человека, то в таком случае, наверное, благо они не совершили.
Творить благо – это значит через свои слова, поступки и мысли действовать так, чтобы человек возвышался. Если наши поступки, мысли и слова приводят к тому, что сознание человека становится более возвышенным, – мы сделали благо. Если же под влиянием наших слов, поступков и мыслей человек деградирует, становится злым, эгоистичным – мы творим зло.
А как сделать так, чтобы человек возвышался? С кем-то надо общаться, кому-то конфетку дать, а кого-то и наказать. Если вы не очень опытны в вопросах «совершения блага», то нужно посоветоваться с людьми, опытными в этих делах. Это духовные люди, они могут вам помочь, подсказать, как в конкретной ситуации совершить благо. Но! Никогда не надо совершать это самое благо показательно, если в глубине души вы не испытываете к человеку добрых чувств. Дарить конфеты с мыслью «да чтоб ты пропал!» – это не благо, это лицемерие. И люди это чувствуют. Особенно женщины, они более чуткие. Например, женщина плачет, а мужчина ее успокаивает:
– Ну что ты плачешь?
– Ты меня не любишь!
– Почему ты так думаешь?
– Ты перестал ставить лайки у меня на странице!
– Да нет же, я ставлю!
– Но не с тем чувством!
Неискренность всегда ощущается. Поэтому нужно сначала разобраться со своими чувствами, эмоциями, желаниями, а потом стараться воздействовать на других. И если вы действуете искренне – результат обязательно будет.
Расскажу одну историю. Мы с моим другом были в Индии, в Ришикеши. Гуляли мы однажды по берегу Ганги. Стремительная горная река спускается в равнину, очень широкая, быстрая. И мы искали место, где бы помедитировать. Там с двух сторон лес, одинокие ашрамы, и мы шли вдоль реки…
И вот видим, что какой-то человек издали машет нам рукой: мол, идите сюда! Я почему-то не хотел туда идти. Но он так настойчиво машет. «Ну, все же пожилой человек, неудобно. Надо подойти», – думаем мы. Подходим, он говорит:
– Пойдемте со мной.
И ведет нас в свой небольшой ашрам – там у него пещера была, прямо в скале. Я бы сказал, даже «европещера»: внутри имелась маленькая лампочка и маленький насосик, который качал воду из Ганги. И цветы везде стояли. Я думаю: «Ну надо же, как хорошо йог устроился! Место хорошее, вид прекрасный, сиди и медитируй». И прошу его:
– Знаете, мы хотели бы помедитировать.
– Ноу проблем, – он немного говорил по-английски, – сидите, я вас не буду трогать.
И вот мы сидим, медитируем, нам хорошо. Вдруг слышим: йог в пещере шуршит. Потом выходит куда-то обеспокоенный, раздается стук, йог возвращается – почему-то с расцарапанной рукой. Через минуту подходит к нам с подносом, на котором лежит огромный кокосовый орех. Больше из угощения у него, видно, ничего не было. И вот он предлагает нам этот кокосовый орех:
– Кушайте! – говорит. И улыбается.
Он рад, что пришли гости. В Индии незваный гость – это гость от Господа. То есть Бог решил проверить, насколько ты бескорыстен. Вот так этот йог нас воспринимал. Мы принялись за угощение, а он смотрит на нас и умиляется. И что-то у меня в сердце начало переворачиваться, мне тоже захотелось для него что-то сделать. Я достаю местную купюру и говорю ему:
– Возьмите!
Он в лице меняется.
– Зачем?
Я говорю:
– Ну как зачем? В знак благодарности!
Он мне:
– Нет, нет, не надо ничего!
Я говорю:
– Ну возьмите, мы хотим тоже что-то для вас сделать.
Он берет деньги и спрашивает:
– А вы завтра придете?
Я говорю ему:
– А зачем?
– Я хочу для вас приготовить обед – овощи, рис, лепешки для вас сделать…
Я думаю: «Ну что за человек такой! Я ему даю деньги в благодарность за то, что он нас принял, а он думает, как на них меня завтра накормить». И мне захотелось что-то сделать для него – прополоть грядки, например.
Понимаете, к чему эта история? Благо, сделанное для кого-то, тянет за собой целую цепочку положительных поступков. У отрицательных, к сожалению, есть то же самое свойство.
Итак, когда человек хочет сделать благо для другого, он смотрит именно с этой точки зрения: что для этого другого будет полезно. И если в нашем сознании царит злоба, благо совершить мы не сможем. А так как прощение – это благой поступок, то по отношению к нему эти правила также будут справедливы.
Прощение, работа с обидой – это на самом деле тяжелый труд! Мне часто приходится слышать: «Я пытаюсь простить, я пытаюсь мыслить благостно, я пытаюсь желать человеку счастья – но что-то ничего не получается…» Но не нужно отказываться от намерения стать лучше, «совершить восхождение на очередную ступень». Надо работать над собой, над своим восприятием, над своими мыслями.
Рассмотрим две ситуации.
Первая: в прошлом у меня случилось что-то неприятное, и я храню эту обиду, мне больно.
Вторая: обида – моя нынешняя реальность. Меня кто-то обижает «здесь и сейчас». Что мне делать? Как реагировать?
Самое главное и в том, и в другом случае – действовать.
Приведу пример. Человек очень хочет есть. Настолько сильно, что он ослабел от голода, лежит пластом. А попросить приготовить еду некого. И если он будет терять драгоценное время, рассуждать: «Как мне плохо! О, как мне плохо, как я голоден!» – он ослабеет окончательно, и все закончится действительно плохо. А если он попытается сделать над собой усилие, встанет с кровати и, держась за стены, кое-как доползет до кухни, чтобы хотя бы листочек петрушки пожевать или ложку риса отварить – он, скорее всего, останется жив и здоров.
«Мне так плохо» в большинстве случаев не более чем оправдание. Можно упиваться своими неприятностями. А можно встать с кровати и сделать что-то ради того, чтобы помочь самому себе. Ставьте вопрос так: «Да, мне сейчас плохо. Но что я могу сделать, чтобы стало лучше? С чего начать? Что можно сделать? Я готов идти в правильном направлении».
Ну а теперь мы познакомимся с главным «инструментом» работы с обидами. Если бы мы с вами сейчас восходили на настоящую гору, я бы сравнил этот инструмент со страховкой альпиниста! Это изменение восприятия обиды. То есть для того, чтобы обида ушла из нашего сознания, чтобы прощение наступило, нужно изменить восприятие того, что с нами произошло.
Обида… и многое другое с точки зрения Вед
book-ads2