Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 16 из 43 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Героиня сказки совершает опасное путешествие или серию подвигов, чтобы выручить братца или суженого. Примеры сказок: «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Финист – ясный сокол». Предпосылки для формирования сценария В семейной системе будущей «героической женщины» сценарий отсутствующего отца проявляется в том, что папа присутствует лишь номинально. Его отсутствие может оправдываться работой (капитан дальнего плавания, трудоголик), измененным состоянием сознания (алкоголик, наркоман, игроман) или выключенностью из реальности (талантливый ученый, психически больной, погруженный в эзотерическое учение или в депрессию). Не так важно, в какой форме выражено его отсутствие, ключевым фактором является то, что он продолжительное время находится вне контакта с дочерью, эмоционально недоступен для нее. При этом у них хороший контакт, душевная близость с отцом. Проблема в том, что этот контакт дискретный, крайне редкий. Даже когда папа присутствует рядом, не всегда понятно, то ли есть он, то ли нет. Поэтому девочке приходится прилагать много усилий, чтобы завладеть вниманием отца, добиться желаемого внимания. Возникает впечатление, что контакт целиком зависит только от нее. Перед девочкой возникает непростая задача – в краткие моменты присутствия догнать, поймать, добиться отношений со значимым человеком, его включенности. Папа хорошо относится к дочке, поэтому у нее формируется ощущение собственной ценности. Однако из-за столь редких моментов контакта и больших усилий, которые ей приходится прилагать для ожидания и достижения этих моментов, девочка порой сомневается в своей ценности, воспринимает ее как прямой результат своих усилий и способности добиваться отношений. Часто родители эксплуатируют эту способность, делая дочь посредником между собой. Благодаря хорошему отношению и участию отца в воспитании девочка имеет представление о границах. Однако из-за того, что папа часто пропадает, у нее возникает ощущение ненадежности внешних границ семейной системы, а в дальнейшем – ненадежности границ и привязанности в паре, и эта ненадежность партнера воспринимается как норма – «на мужчин нельзя положиться». Кроме того, она привыкает к такому способу взаимодействия, при котором она вынуждена вторгаться, нарушать в какой-то степени личные границы отца, чтобы получить его внимание, быть замеченной им. Как проявляется сценарий Стратегия добиваться отношений ценой героических усилий переносится во взрослую жизнь. Женщина может раз за разом выбирать в той или иной степени недоступного партнера – женатого, контрзависимого (избегающего эмоциональной близости), такого, который ее не выбирает, и т. д. Другой вариант – «героическая женщина» находит мужчин в ситуации жизненного кризиса (алкоголики, наркоманы, безработные) и воспроизводит сценарий своих отношений с отцом с упором на то, чтобы спасать партнера. При этом она бессознательно препятствует его спасению, инвалидизируя партнера, приписывая ему гораздо бо́льшую беспомощность, чем есть на самом деле. Отношения строятся по принципу треугольника Карпмана (жертва – преследователь – спаситель). Если мужчина нормализуется, их отношения часто прекращаются, и женщина находит другого, еще более проблемного, чтобы была возможность спасать уже его. «Героиням» очень сложно отказаться от своей иллюзии всемогущества, особенно в том, что касается их способности повлиять на другого человека, – иначе придется встретиться с болью и разочарованием. Отношения, в которых не надо добиваться взаимности или решать проблемы беспомощного, слабого, зависимого партнера, кажутся им пресными, а хорошие, беспроблемные, действительно любящие мужчины – обычными, «никакими», лишенными брутальности, страсти, изюминки. Более того, «героическая женщина» будет искать проблемы и у достаточно здорового партнера, в хороших отношениях, чем будет их несказанно осложнять. В этом случае либо у партнера появятся проблемы (например, мужчина «вдруг» начинает пить, теряет работу, заболевает, перестает участвовать в воспитании детей и т. д.), либо «проблемными» будут объявлены дети – в любом случае «героической женщине» найдется кого спасать. Выход из сценария возможен в том случае, если «героическая женщина» откажется от спасательства, предоставит близким решать их проблемы самостоятельно и сосредоточится на том хорошем, что есть в ее жизни. Однако для этого надо отказаться от иллюзии контроля над жизнью других, а это очень трудно сделать без внешней обратной связи и поддержки. Иногда тяжелая болезнь, ставящая «героическую женщину» перед выбором жизни или смерти, способна развернуть ее лицом к реальности, чтобы, наконец, начать жить свою жизнь и спасти, прежде всего, саму себя. ? Что делать психологу В терапию «героические женщины» приходят с запросом на спасение партнера или, в случае с недоступным партнером: «Как мне добиться отношений?» В отличие от покорной и депрессивной «Золушки», у «героической женщины» много энергии и оптимизма, она искренне верит в то, что человек может добиться всего, чего захочет. Бывает, конечно, что и у них опускаются руки, но они воспринимают это как свою слабость и необходимость собраться для очередного витка треугольника Карпмана, в котором могут пребывать многие годы. Психологу необходимо быть устойчивым и решительным и в то же время заботливым и поддерживающим, чтобы настойчиво возвращать «героическую женщину» к реальности: • в случае с недоступным или проблемным партнером обращать ее внимание на то, что, несмотря на все усилия, ситуация в отношениях не меняется. Или, напротив, показывать, как она проблематизирует партнера и отношения, как отвергает подходящих мужчин и выбирает проблемных и т. д.; • помогать прекратить отношения с зависимым партнером. Как правило, здесь она встречается с разочарованием, гневом, своей невсесильностью, за которыми прячутся подавленные детские переживания в отношениях с отцом. Поэтому важна проработка травмирующих эпизодов; • помогать восстанавливать контакт с отцовской фигурой, присваивать функции и ресурсы, полученные в отношениях с ним, работать над ощущением надежной привязанности в отношениях с мужчинами; • учить обходиться с хорошим в ее жизни. «Героическая женщина» обладает большим запасом прочности, энергии, сил. Необходимо развернуть эти ресурсы на то, чтобы она могла делать свою жизнь лучше, а не находить новые проблемы для героического преодоления. Сценарий «Заколдованная» Суть сценария Прекрасная девушка оказывается во власти злых чар, однако время от времени может становиться самой собой, к тому же наделенной волшебной силой и мудростью. Ее суженый должен совершить ряд подвигов, выполнить определенные условия, чтобы расколдовать невесту. Если он этого не сделает, она либо погибнет, либо останется до конца жизни во власти злых чар. Примеры сказок: «Царевна-лягушка», «Царевна-лебедь», «Русалочка». Предпосылки для формирования сценария Нет ценности, близости, границ, так как со стороны отца – тотальное отвержение, разочарование: либо папа хотел мальчика, либо отождествляет дочку с женой, с которой плохие отношения. Травматичные отношения с отцом. Такое же развитие сценария происходит, если девочка уже в достаточно сознательном возрасте принимает решение, неважно, из каких соображений, отказаться от «плохого» отца или «плохой» родительской системы. В этом случае она, с одной стороны, чувствует освобождение от тягостного семейного наследия, получает возможность сепарироваться от родителей, жить свою жизнь с чистого листа. С другой стороны, таким образом она оказывается отрезанной от ресурса рода, семейной системы, в том числе от ресурсов отцовской фигуры. Нередко «заколдованная» испытывает чувство вины из-за того, что предала семейную систему, и проявляет лояльность к ней через бессознательное воспроизведение семейного симптома, тяжелой судьбы, жизненного сценария или следования деструктивным родительским предписаниям. Кроме того, травматическое наследие семейной системы никуда не девается – напротив, будучи вытеснено в тень, как ящик Пандоры, ждет своего момента, чтобы проявиться (так называемая системная семейная травма). Как проявляется сценарий Поскольку у «заколдованной» отсутствует ощущение своей ценности и границ приемлемого, она постоянно попадает в различные тяжелые истории, в том числе в деструктивные отношения. Имеет склонность к саморазрушительному поведению, может вынести много плохого от партнера, подсознательно ждет плохого отношения к себе, прежде всего от тех, с кем сближается. Поскольку пережила тотальное отвержение, сама себя отвергает и проецирует это отвержение на окружающих. В отношениях это проявляется тем, что она достаточно быстро и легко устанавливает их и затем так же легко рушит. В зависимости от степени выраженности такая динамика проявляется как постоянный сценарий или как временное состояние: женщина либо совершенно выключает себя из долговременных отношений, либо бывает временно «одержимой» состоянием отверженности. У партнера при этом возникает ощущение нереальности, сюрреализма происходящего: только что все было хорошо, и вдруг из-за оброненного слова, а то и буквально из ниоткуда, разражается буря, и никакие попытки спасти ситуацию не действуют, отношения оказываются на грани разрыва. «Заколдованные» также склонны провоцировать партнера на отвержение, иррациональные поступки, которые он затем не может логично объяснить, в том числе агрессивное или рискованное поведение. Разумеется, это происходит бессознательно, чтобы привести реальность в соответствие с самоощущением внутреннего отвержения, которое преследует женщину со сценарием «Заколдованной». Вне терапии коррекция сценария возможна при условии, что периоды «одержимости» не будут влиять фатальным образом на отношения: такое случается, когда ценность пары высока для обоих партнеров и они обладают запасом терпения и прочности, чтобы переживать сложные периоды. Кроме того, необходимо постоянное подтверждение ценности, запрет на саморазрушение и большая степень принятия со стороны авторитетной, желательно мужской фигуры, чтобы компенсировать утраченные отцовские функции. Что делать психологу В терапию «заколдованные» могут приходить эпизодически, кратковременно, как и в прочие отношения; с ними бывает трудно заключить терапевтический альянс. Запросы самые разнообразные, могут предъявить любой из перечисленных в предыдущих сценариях. Могут также рассказывать многочисленные тяжелые истории, при этом не воспринимая их как таковые. Провоцируют терапевта на отвержение, нарушение терапевтических границ; при этом хорошо выдерживают реальные злоупотребления и с трудом принимают хорошее отношение к себе. В работе со сценарием отношений у «заколдованных» психологу важно: • строго соблюдать контракт и границы в психотерапии, внимательно отслеживать реакции контрпереноса. Встречать «заколдованных» из точки принятия, но с соблюдением собственных границ; не попадать в манипулятивный треугольник Карпмана, куда клиентка будет приглашать, – своевременно осознавать и прояснять эту разрушительную для нее динамику; • работать с функциями контакта, признанием собственной ценности, личными границами, то есть насыщать основные отцовские функции; • уделять много внимания самопринятию и самоподдержке в противовес самоотвержению. Учить противостоять саморазрушительным и деструктивным проявлениям, вырабатывать способы останавливаться, когда начинает заносить; • работать с принятием отцовской фигуры, ее ресурса; производить инвентаризацию семейного наследства с возможностью присвоить хорошее и отказаться от деструктивного; способствовать возвращению клиентки в семейную систему на символическом уровне, чтобы она могла допустить возможность быть принятой системой и вместе с тем сохранить себя; • учить быть в ясных отношениях: проговаривать свои реакции на клиентку и выяснять ее реакции на себя; конфронтировать с фантазиями отвержения у клиентки; учить различать факты и интерпретации. Важна искренность терапевта, возможность говорить о негативных и позитивных реакциях на клиентку на языке чувств, а не оценок. Диагностика и коррекция деструктивных сценариев Признаки деструктивного сценария У любого деструктивного сценария отношений всегда есть четкие признаки. Отсутствие выбора. Участники сценария ходят по кругу, наступают на одни и те же грабли и при всех попытках начать с другим партнером с чистого листа, не повторяя прежних ошибок, вновь и вновь в отношениях остаются у разбитого корыта. Незавершенность. Деструктивный сценарий характеризуется отсутствием той самой трансформации, в результате которой женщина меняется и поиск партнера для нее завершается созданием удовлетворительных отношений и переходом на новый уровень, новую, зрелую стадию жизни. Многократные повторения одного и того же паттерна не только с разными мужчинами, но и в рамках одних и тех же отношений, которые порождаются отсутствием выбора и незавершенностью. В результате отношения не идут вглубь и вскоре прекращают развиваться, даже если формально люди остаются вместе. Словно в момент логичного завершения цикла – при появлении мужчины, выборе и совместной жизни – сценарий заедает и начинает ходить по кругу вплоть до разрыва отношений. Так, в сценарии «Спящая красавица» мужчина будит-будит женщину и никак ее не добудится; в сценарии «Принцесса» мужчина снова и снова должен доказывать и завоевывать; «Золушка» даже рядом с принцем продолжает оставаться служанкой и заслуживать любовь; «героической женщине» вновь и вновь необходимо кого-то спасать; «заколдованная» с лучами утреннего солнца вновь превращается в жабу, и нужно разгадывать новую загадку, что же на этот раз превратит ее в Василису Премудрую, спасет от теней ужасного прошлого. Однако неверно было бы рассматривать женские сценарии лишь с негативной стороны. Все чему-то служит, имеет свои сильные и позитивные стороны. В частности, усвоенный с детства сценарий позволил девочке адаптироваться к жизни в родительской семье. Какие же позитивные стороны мы можем обнаружить в женских сценариях? Стабильность, а значит, в некотором роде безопасность и защищенность. Это некий предсказуемый набор шагов и схем поведения, который приводит к определенному результату в случае конструктивного сценария. В случае деструктивного сценария результат тоже есть, правда, он отличается от сознательно желаемого. Но даже в этом случае стабильность, последовательность, предсказуемость и определенность сохраняются. В условиях отсутствия ощущения безопасности в отношениях сценарная безопасность представляет ценность, от которой сложно отказаться даже ради чего-то хорошего, которое кажется неизвестным и эфемерным. Фильтр контактов. Участники сценария подбираются на удивление дополняющие друг друга, как говорится, рыбак рыбака видит издалека. В хорошем варианте сценарий призван облегчить нам поиск подходящего партнера. В некотором роде мы все же до сих пор животные, и партнер, правильно соблюдающий принятый в своем кругу «брачный танец», проходит систему отбора. Другое дело, что при деструктивном сценарии либо не происходит самого выбора, либо внутренние настройки выбора сбиты таким образом, что вместо хорошего мы выбираем, категорически неподходящее для себя. Кроме того, сценарное поведение организуется таким образом, что одни наши психологические и коммуникативные навыки оказываются подавлены, зато другие компенсаторно развиваются и превращаются в наши сильные стороны. Таким образом, в основе сценария – сильный навык, который помогает женщине адаптироваться к семейной ситуации, справиться с ее сложностями, сохранив себя. К сожалению, даже выйдя из родительской системы, мы продолжаем пользоваться сформированным адаптивным механизмом, вне зависимости от того, что реальность уже изменилась.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!