Часть 31 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Фрейминг
Еще одним способом формирования первого впечатления является «оболочка», в которой мы получаем информацию. Художественные произведения чаще всего обрамляют, прежде чем повесить их на стену. Рама создает у зрителя впечатление элегантности, значимости, эстетики стиля, подчеркивает сочетаемость картины с другими произведениями в той же комнате. Хорошая рама подчеркивает достоинства картины и выделяет ее. Неудачная рама отвлекает от истории, которую хочет рассказать художник. Точно так же и каждый источник, который изучает школьник, имеет свою «раму», или фрейм. В ее роли может выступать точка зрения преподавателя, направленность учебника или научного журнала. Фреймом может быть и исторический роман (художественная литература), и вечерний выпуск новостей (тележурналистика). Значение имеет и стиль подачи материала (оформление обложки книги, цветной или черно-белый документальный фильм, восприятие содержания на слух или в ходе чтения). Один из способов избежать влияния фрейма состоит в том, чтобы признать его наличие и понять, как он воздействует на первое впечатление. Приведенные ниже вопросы предназначены главным образом для детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет.
Инструмент: фрейминг
Попробуйте задать следующие вопросы
• Является ли источником информации человек? Если да, то что именно в его личности влияет на твою реакцию? Одежда? Прическа? Голос? Этот человек для тебя близкий друг или авторитет? Говорит ли он о том, что испытал лично, или ссылается на чей-то чужой опыт? Что дает ему право рассуждать на эту тему? Откуда это известно? Что в личности этого человека заставляет тебя сразу поверить ему или, наоборот, отнестись с недоверием?
• Если источником является бумажный носитель, то что он собой представляет? Книга? Имеется ли у нее позолоченный обрез? Твердая или мягкая обложка? Как она оформлена? Имеется ли фотография автора? Кто издатель (или она издана автором самостоятельно)?
• Если речь идет о цифровом носителе или социальной сети, то что представляет собой источник? Сайт единомышленников? Мультимедийную презентацию? Интервью с очевидцем? Коллекцию рукописных документов? Выступление на конференции TED? Радиошоу? Аудиозапись? Фрагмент из археологических находок?
• Как фрейминг влияет на твое восприятие содержания? Повышает ли он степень доверия к источнику? Почему? Что может побудить тебя утратить доверие к источнику или, наоборот, повысить его? Можешь ли ты сравнить источники (сайты различной направленности с книгами на ту же тему, аудиозаписи с печатными изданиями или телепередачами)? Какие из них кажутся тебе заслуживающими большего или меньшего доверия? Почему?
• Что подчеркивает или пытается скрыть этот фрейминг?
Объективность?
Эмоциональную связь?
Действия?
Размышления?
Возмущение?
Уважение?
Восхищение?
Сопереживание?
Доверие?
Протест?
Новизну?
Что-то другое?
• Поддерживает ли фрейминг существующее положение вещей или бросает ему вызов, показывая, как могли бы сложиться обстоятельства? Например, если материал оформлен в виде петиции, то его цель – добиться перемен. Если в книге содержатся разоблачительные сведения, то она намерена изменить устоявшиеся мнения. Если это отчет, то целью может быть подтверждение прежних выводов. Что ты можешь сказать о своем источнике? Как это понимание влияет на твои ожидания относительно содержания информации?
• Ссылается ли источник на авторитетное лицо? Кто это? Специалист высокой квалификации? Опытный человек? Бог? Знаменитость? Политический деятель? Религиозный лидер? Ученый?
Один текст, много фреймов
Религиозный текст, например христианская Библия, является прекрасным примером того, как фреймы воздействуют на наши первые впечатления. Библия – самая издаваемая книга в истории. Книга рекордов Гиннесса утверждает, что более пяти миллиардов экземпляров было напечатано и распространено по всему миру. Библию чаще всего печатают и читают как единую книгу, хотя ее содержание складывалось веками и представляет собой собрание сочинений разных авторов. Библия переведена более чем на семьсот языков мира, не говоря уже о множестве дополнительных версий на отдельных языках, таких как английский, испанский и немецкий. Каждый перевод представляет собой фрейм, то есть способ передать содержание определенной группе людей. Некоторые варианты ориентированы на сегодняшний язык и изданы соответственно. Переводы Библии на современный английский часто печатаются в мягкой обложке, порой с модернистскими изображениями. Такая подача может быть истолкована как знак актуальности религиозной информации, содержащейся в книге, которая была написана тысячи лет назад. Другие английские версии Библии используют перевод короля Якова, выполненный в XVII веке. Многие из этих экземпляров имеют страницы с золотым обрезом и кожаные переплеты. Архаичный язык в сочетании с элегантным переплетом создает впечатление ценности и авторитетности.
А теперь сравните фрейминг этих современных Библий со свитками Мертвого моря, найденными в районе Кумрана на Западном берегу реки Иордан. Эти девятьсот с лишним фрагментов библейских текстов, которые среди иудеев носят название Танах, а в христианстве Ветхий Завет, написаны от руки на папирусе. Многие из них представляют собой испачканные фрагментарные обрывки. Между словами нет пробелов, а сами «свитки демонстрируют, что библейские тексты на самом деле могут быть изменены: отдельные слова переставлены, а в некоторых случаях целые отрывки вырезаны или переделаны». Задумайтесь о влиянии современного и древнего фреймов одного и того же контента на восприятие, в том числе на первые впечатления и эмоциональные реакции. Постарайтесь представить себе, как трудно избавиться от этого влияния, прежде чем приступить к критическому исследованию. Даже если нам трудно отказаться от первого впечатления, мы можем хотя бы осознать, что оно у нас есть. Если вы научите своих детей замечать фреймы, у них будет преимущество в ходе учебы в университете и последующей жизни. Их не так легко будет сбить с толку способом преподнесения информации, и они будут знать, как докопаться до самой сути.
Осознайте радикальные различия
Следующий инструмент понимания требует более глубокого погружения. Многие преподаватели просят своих учеников использовать навык под названием «сопереживание», чтобы воспринимать окружающий мир так же, как и их собеседники. Однако призыв к сопереживанию точно так же часто заводит в тупик, как и просьба избавиться от предвзятости. Айрис Марион Янг, профессор общественных и международных отношений Питтсбургского университета, не согласна с тем, что мы должны культивировать в себе чувства, схожие с чувствами других людей, и пытаться понять друг друга, заглядывая в глаза и представляя себе чужие переживания. Хотя воображение является мощным инструментом, Янг указывает на то, что наши жизненные позиции не могут быть зеркальным отражением друг друга (по ее выражению, они не «взаимозаменяемы»). Каждый из нас имеет свой жизненный опыт, историю, эмоциональные привычки и цели. И пусть даже мы верим, что способны поставить себя на место другого человека, Янг утверждает, что слишком часто «мы проецируем на собеседника собственное видение проблемы», а не то, которое присуще ему. Вместо того чтобы представить себе, как обстоят дела у другого человека, мы представляем себе, как бы они обстояли у нас, если бы мы оказались в его ситуации. Янг приводит убедительный пример того, как это смещение проекции может привести к тяжелым последствиям.
В 1990-е годы власти штата Орегон предложили возмещать расходы на определенные медицинские процедуры здоровым людям, но отказали в этом пациентам с ограниченными возможностями. Когда им указали на несправедливость этой меры, они привели шокирующее обоснование. «Чиновники сочли, что у них есть объективные причины для такого решения, поскольку был проведен телефонный опрос жителей штата Орегон». Трудоспособных людей попросили представить себя на месте человека в инвалидной коляске, слепого или глухого. «Большинство респондентов ответили, что предпочли бы умереть, чем быть прикованными к инвалидной коляске или остаться незрячими». Из этого был сделан политический вывод, что у инвалидов нет необходимости в субсидиях, выделяемых здоровым людям. Однако, по данным Янг, исследования показывают, что среди людей с особенностями низкий уровень самоубийств и они считают, что ведут вполне достойную жизнь. Это распоряжение властей было отменено в связи с тем, что оно противоречило закону о людях с ограниченными возможностями. Тем не менее вывод Янг не теряет своей актуальности: «Когда здоровых людей просят поставить себя на место человека в инвалидной коляске, они не могут представить себе ощущения других и проецируют на них собственные страхи и фантазии».
Для преодоления этой тенденции Янг советует воспользоваться методом «асимметричной взаимности». Его суть состоит в том, что любые моральные или научные суждения должны формулироваться исходя не из попыток испытать те же чувства, что и другой человек, а из общего для всех понимания, что между нами существуют радикальные различия. Янг утверждает, что наше взаимодействие должно основываться на моральной солидарности, а не на способности понять чужие обстоятельства. В работе с детьми этот принцип имеет особую ценность. Иногда детям и подросткам трудно представить, какое влияние их поступки могут оказывать на других людей. Подросток может участвовать в травле сверстника в социальной сети или маленький ребенок может ударить своего приятеля. Если предложить обидчику представить себе, что бы он чувствовал, если бы так же поступили с ним самим, это может не достичь желаемого эффекта. Подросток может сказать: «Мне было бы все равно! Я бы только посмеялся над этим». Маленький ребенок может сказать: «Так ему и надо. Он забрал мою игрушку». Вот здесь и проявляется ценность метода асимметричной взаимности. Его цель состоит в том, чтобы помочь нашим детям и подросткам услышать, как на самом деле обстоят дела у другого человека, и признать его право на совершенно иную точку зрения – даже не до конца понятную нам. Быть критически мыслящей личностью в этом контексте означает развивать способность видеть, что чужие переживания ценны сами по себе, а не потому, что они могут быть прочувствованы или поняты другими. Асимметрия уважения в этом случае направлена в сторону того, кто страдает, а не того, кто здоров или не замечает причиненной боли.
Янг предлагает два способа, которые могут помочь нам в стремлении к асимметрии уважения. Во-первых, она рекомендует подходить к другому человеку с «интересом». Любопытство, которое мы проявляем к точке зрения другого человека, должно вытекать из желания знать, как это происходит у него, а не из того, как бы мы чувствовали себя на его месте. Здесь к нам снова приходит на помощь Его Величество Понимание. В процессе обучения школьники просто осознают потребности, интересы, восприятие и ценности окружающих, а не пытаются представить себя в аналогичных условиях. Перед ними ставится цель понять, а не почувствовать. Янг объясняет: «Это учит нас моральной скромности, так как мы должны признать: как бы хорошо мы ни понимали состояние другого человека, остается еще много непонятого относительно его опыта и взглядов». Например, человек может выразить недовольство тем, что возможности его тела ограничены, а сам он зависит от инвалидной коляски. Мы можем услышать его жалобы и даже попытаться вникнуть в его состояние, но это совсем не то же самое, что самому оказаться в инвалидной коляске. Одна сторона отягощена прожитой реальностью, а другая – лишь попыткой представить себе ее. Поэтому, когда мы выслушиваем чужую точку зрения, нам, по мнению Янг, остается лишь с самого начала признать, что существует асимметрия опыта.
Если чей-то опыт или мнение смущает или отталкивает учащихся, можно напомнить им о необходимости вернуться на позицию «уважительного интереса» и признать, что их собственная точка зрения может быть так же непонятна для других. Один из способов выразить интерес заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не высказывать предположения. Даже в ходе чтения можно формулировать вопросы, а затем искать в тексте позицию писателя, позволяющую ответить на них. Если есть возможность лично пообщаться с человеком (конфронтация), то постановка заинтересованных вопросов еще более действенна. Янг объясняет: «Вопросы могут выражать уважение к другому человеку. Проявляя интерес к его высказываниям, вы признаете, что вам не безразличны его проблемы». Конечно, при этом вопросы не должны превращаться в допрос или викторину. Каждый волен отвечать или воздержаться от ответа, руководствуясь своими собственными критериями. «Уважительное слушание подразумевает внимательные и заинтересованные вопросы. Но ответ собеседника всегда должен восприниматься как подарок». Заинтересованность укрепляет отношения. Она создает почву для понимания. Она позволяет участникам распознать разницу в статусе (например, между родителем и ребенком, между старшими и младшими братьями и сестрами) и в высказываемых точках зрения. В связи с этим каждая конфронтация расценивается как свежее восприятие, ведущее к новому пониманию. В этом интересе нет никакой идеологии. Он лишь позволяет раскрыть чужой опыт и проникнуть в его суть.
Второй способ уважительного подхода к различиям во взглядах Янг называет «расширенным мышлением». Отличительной чертой риторического воображения является способность удерживать в сознании сразу несколько точек зрения, не вынося при этом немедленных суждений. Способность держать в голове различные взгляды повышается, когда мы (1) принижаем значимость собственной позиции, рассматривая ее лишь как одну из многих возможных, и (2) включаем в круг рассмотрения больше двух перспектив (уходим от бинарности). Для расширенного мышления характерно так называемое «моральное суждение». По словам Янг, «подход с позиций морали требует, чтобы человек думал о проблеме или предлагаемом действии не только с точки зрения того, как они могут повлиять на него самого, но и имел в виду то, чего хотят другие люди или как это может на них сказаться». Добавление такого позитивного подхода позволяет ученикам сосредоточиться не просто на накоплении информации и подтверждении своих убеждений, но и на последствиях этих процессов.
Вместо того чтобы поддерживать защиту собственных взглядов, моральное суждение требует от учащихся расширять кругозор и учитывать точки зрения других людей, чужой опыт и обстоятельства. Продуманное мнение, построенное на «расширенном мышлении», преодолевает имеющиеся различия (а не просто выбирает «меньшее из двух зол» или «то, что лучше для меня»). Чем больше точек зрения мы предлагаем принимать во внимание нашим детям, тем лучше они смогут разобраться в общей реальности и сделать выводы, которые будут полезны не только для себя, но и для общества, – и наоборот. Признание радикальных различий позволяет любому человеку выйти за пределы собственных интересов, сохраняя любознательность и заинтересованность.
Занятие «Рецензии на фильмы»
Быстрый ум (10–12 лет) и проницательность (13–18 лет)
Беседы на политические или социальные темы могут быстро привести к росту артериального давления. Один из способов, с помощью которого я помогаю студентам испытать на себе влияние нескольких точек зрения на одну и ту же тему, заключается в том, чтобы снизить накал дискуссий, изучая рецензии на фильмы. Рецензенты работают с одним и тем же материалом (фильмом), но интерпретируют и анализируют его по-разному. Читая как положительные, так и отрицательные рецензии, студенты могут оценить действенность убеждающей риторики на своем опыте, не рискуя собственной идентичностью.
Предложите ученику выбрать любимый фильм и заново пересмотреть его.
Составьте список всех аспектов фильма, которые нравятся ребенку. Постарайтесь быть конкретным. Вот несколько категорий, которые желательно отразить:
• участие любимого актера;
• диалоги;
• декорации, костюмы, грим;
• сюжет;
• развитие действия;
• специальные эффекты.
Далее зайдите на любой сайт с рецензиями на фильмы. Для начала ознакомьтесь с рецензиями, которые подкрепляют положительное мнение вашего ребенка. Обратите внимание на аргументы, которыми обосновывается положительная оценка фильма.
Затем выберите и внимательно прочтите несколько негативных отзывов. Заметьте, как обозреватели используют различные критерии для интерпретации одного и того же содержания. Предложите ученику самому определить эти критерии. Например, сюжет может подвергаться критике с социологических позиций (из-за того, как в фильме изображены женские персонажи). А может быть, обозревателю бросились в глаза исторические несоответствия.
По мере ознакомления со статьями ребенок должен делать записи о своих эмоциональных реакциях на прочитанное.
• Носят ли эмоции защитный характер?
• Хочется ли ребенку чем-то опровергнуть взгляды критика?
• Есть ли среди доводов рецензента такие, которые полностью разрушают позицию ребенка? Что это за доводы?
Побуждайте своего ребенка к любознательности.
• Может ли он проявлять интерес к чужим взглядам, не подвергая сомнению свои собственные? Если еще нет, это не страшно. Этот навык не так прост. Ограничьтесь пока тем, что просто подмечайте его реакцию.
• Как меняется и меняется ли вообще оценка вашим ребенком фильма после прочтения отрицательных рецензий?
book-ads2