Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 30 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Естественно, всегда найдется человек, который, гордясь своей объективностью, скажет: «Да, судья все сделал правильно» или «С этим фактом не поспоришь, как бы я к нему ни относился». Большинство из нас могут пойти на уступки, склоняясь перед доказательствами, но лишь в том случае, когда последствия такого решения малозначительны («Этот стиральный порошок действительно отстирывает мое белье лучше, чем тот, которым я пользуюсь сейчас»). Однако когда ставки высоки, это уже совсем другая игра. Если ваша семья владеет компанией по производству стиральных порошков и вы пользуетесь ее продукцией с детства, то ваши собственные глаза никогда не подтвердят вам, что другое моющее средство более эффективно. Очень трудно позволить какому-то факту перечеркнуть то, что вы хотите считать правдой и с чем согласно сообщество, к которому вы принадлежите! Исследования даже указывают на то, что один только факт нашей принадлежности к группе способствует выработке окситоцина – мощного гормона удовольствия. Если вы уверены, что обязаны вести себя в соответствии с вашей «правдой», то устойчивость к доказательствам обратного будет еще больше. Чем выше ваши «обязательства», тем сильнее они препятствуют любым покушениям на ваши убеждения. Никакие призывы «избавиться от предвзятости» не смогут решить эту проблему. Более того, они только укрепят вас во мнении, что открытость ума опасна. Сообщества, будь то официально оформленная группа вроде религиозной общины или люди, которые разделяют одну и ту же идеологическую позицию, постоянно заботятся о неприкосновенности своей версии истины (например, «официальному браку нет альтернативы»). Приверженцы группы будут воспринимать любой вызов как ересь, а не как доказательство, подлежащее внимательному рассмотрению. Чем фанатичнее люди преданы своим убеждениям, тем выше вероятность, что это пойдет им во вред. Я была свидетелем того, как мой знакомый, проповедующий холистический подход к здоровью, попал в больницу с дистрофией, но по-прежнему отказывался признавать, что все это время медленно морил себя голодом в стремлении очистить организм. Я видела, как люди, обучающие детей дома, до конца цеплялись за веру в то, что их ребенок в конце концов сам научится читать, вместо того чтобы пригласить специалиста, который мог бы ему помочь. Я знаю верующих женщин, которые предпочитают сохранять неудачный брак, даже если давно терпят жестокое обращение или измены мужей. Чем больше мы заинтересованы в своих сообществах и убеждениях, тем труднее «открыть сознание» для спорных фактов. Пересмотрев свою точку зрения, вы часто меняете свое поведение в соответствии с этим, и сообщество может вас отвергнуть. С такой же дилеммой сталкиваются порой и дети в собственных семьях. Они испытывают тревожные чувства, подходя слишком близко к сокровенным убеждениям своих родителей и ставя перед ними неудобные вопросы. В литературе, посвященной критическому мышлению, бытует еще одна идея, которая выдвигается в качестве противоядия от предвзятости, мешающей нам качественно мыслить. Помимо рекомендации открыть свой разум, нам советуют усвоить стиль мышления ученых. Идея в том, чтобы не доказывать свою правоту, а стремиться к тому, чтобы все было сделано как положено. В этом случае мы, по идее, придем туда, куда нас приведут доказательства. Прекрасный замысел. Но работает ли он? Конечно, деятельность, основанная на математике и естественных науках, например инженерное дело или хирургия, требует, чтобы все делалось точно и как положено. Однако в контексте критического мышления мы имеем дело со спорными идеями. Как мы уже выяснили ранее, постоянно ведутся новые исследования, а интерпретации их результатов меняются от года к году и от эпохи к эпохе. В этой ситуации делать «как положено» означало бы наличие единственного правильного ответа на все времена (помните нашу дилемму из теста с несколькими вариантами ответов?). Однако при ближайшем рассмотрении в большинстве главных вопросов кроются нюансы, которые нуждаются в оценках, а не просто в «правильных» ответах. Как детям прийти к единственному ответу, если они сталкиваются с несколькими источниками, которые противоречат друг другу? Например, при изучении вопроса о том, насколько полезны зоопарки для сохранения животных, можно найти исследования, которые приводят к прямо противоположным выводам. Какое исследование правильное? Как ученику примирить эти противоречия, особенно если его попросят «рассуждать как положено»? Проще исключить исследование, которое нам не нравится, и остаться на своей изначальной позиции, чем узнать что-то новое. Понимание Из арсенала навыков самосознания давайте сначала рассмотрим Его Величество Понимание. Вот что пишут эксперты в области образования Рената и Джеффри Кейн о том, как мозг формирует смысл: «Понимание гораздо важнее в образовании, чем запоминание. Ощущаемый смысл начинается как некое неопределенное общее чувство взаимосвязи и достигает кульминации в момент “озарения”, которое сопровождает понимание». Понимание, продолжают они, вызывает радость, восхищение, восторг, чувство облегчения и приток энергии. А что будет, если вместо того, чтобы убеждать наших учеников искать правильные ответы, мы переключим внимание на поиски понимания? Понимание – это способность видеть внутреннюю природу, разбираться в сути предмета (человека, вопроса, темы, чтения, опыта, конфронтации). Понимание – это нечто большее, чем согласие с результатами клинических испытаний или подтверждение выводов исследования. Это ощущение смысла, возникающее в результате формирования личного отношения к предмету изучения. Это тот момент, когда новое знание окончательно занимает свое место среди прежних – то, что Кейны называют «гештальтом». Я же предпочитаю называть такие моменты озарениями. Мы переходим от «Что за чертовщина?» к «А, теперь понятно». Озарение не обязательно должно быть связано с состраданием или сочувствием, хотя такое тоже возможно. Например, у нас может наступить прозрение относительно чьей-то мотивации к совершению отвратительных поступков. Озарение не всегда является результатом усиленной работы ума. Порой оно ощущается как внезапный щелчок, после которого наступает момент ясности. Озарение может проявляться в виде мурашек, покалывания, восторга, чувства облегчения, ужаса или сильнейшего любопытства. Озарение никак не связано с нашими внутренними обязательствами. Мы сохраняем свою идентичность, одновременно признавая ценность усвоенной информации и альтернативного опыта. Озарение носит временный характер и легко поддается изменению и совершенствованию. Представьте себе, что вы слушаете человека, который высказывает мнение, противоположное вашему, но ощущаете при этом не согласие или несогласие, а готовность к пониманию. Ваша цель при этом выражается следующим образом: «Я здесь для того, чтобы понять, почему данный конкретный человек придерживается данного конкретного мнения». Ваша задача состоит не в том, чтобы найти брешь в его аргументах. Вы не обязаны поддерживать его позицию или считать ее рациональной. Вам даже не нужно, чтобы его точка зрения имела для вас смысл. Ваша единственная задача – «увидеть» ее новыми глазами. Цель состоит в том, чтобы «понять», а не «принять». При этом вы можете пережить и боль, которую испытывает жертва, и отвращение к мотивам преступника. Вы можете глубже понять биографию человека, который пришел к этой точке зрения, или исторический контекст темы. Вы можете сравнить эти взгляды со схожими убеждениями, которые будут выступать в этом случае в качестве контрольной линзы, объясняющей, почему этот человек проявляет такую приверженность идее – даже той, которую вы считаете отталкивающей или аморальной. «Понимание» подразумевает, что то, что вы узнаете, останется с вами. Задача обучения смещается: вы стараетесь не запоминать информацию или приводить доказательства, а ощущать воздействие. Вы должны постоянно задавать себе вопрос: «Каким образом то, что я узнал, способно изменить мой мир?» Если у вас нет ответа на этот вопрос, значит, скорее всего, у вас еще не наступил момент понимания. Тот же подход может быть применен к противоречащим друг другу результатам научных исследований: «Я читаю это исследование, чтобы понять точку зрения, которую оно хочет донести до читателей». Вместо того чтобы выносить немедленный вердикт, определите, что авторы предлагают в качестве главного вывода в дискуссии по данной теме. Впервые я ощутила это на себе, изучая вопрос о пользе зоопарков. У нас в Цинциннати один из лучших зоопарков в США (второй после Сан-Диего, который я очень любила в детстве). Мои дети с удовольствием ходили в зоопарк, но, немного повзрослев, начали задавать вопросы: «Хорошо ли в зоопарке обращаются с животными?», «Уютно ли там животным?» Я изучила этот вопрос, и оказалось, что существуют противоположные точки зрения. Одни ученые утверждают, что зоопарки защищают виды, которым грозит вымирание. Люди заботятся об их сохранении и способствуют размножению редких животных в неволе, где их потомству ничто не угрожает. Помню, что на меня произвело глубокое впечатление одно исследование, в котором говорилось, что в неволе зверям живется намного лучше, чем в дикой природе. Зоопарки устраняют угрозу их жизни и не вынуждают охотиться ради пропитания. В большинстве случаев продолжительность жизни животных в зоопарках выше, чем в дикой природе. Однако другие ученые с этим не согласны. Имеются свидетельства того, что некоторые виды хуже размножаются в неволе. Исследования демонстрируют, что, если животное причинило вред людям (даже нарушившим правила поведения), его убивают. Одна из наших самых любимых обезьян в зоопарке Цинциннати была застрелена после того, как маленький ребенок пробрался через ограждение в ее вольер. Чтобы защитить ребенка, обезьяну пришлось убить, хотя она ни в чем не была виновата. Дополнительные исследования показывают, что условия жизни в зоопарках далеки от естественных, а местная погода может резко отличаться от привычной среды обитания животных, что влияет на их самочувствие. Эти работы также указывают на стресс, который испытывают животные из-за того, что вольеры сконструированы не для их удобства, а для развлечения людей. Первоначальный инстинкт склонял меня к тому, чтобы признать одну точку зрения правильной, а другую – неправильной. Я притормозила и переключила передачу. Я подошла к изучению предмета, используя «эффект обзора», рассматривая все обстоятельства в более широком контексте. Я заметила, что обе стороны дискуссии о зоопарках стремятся, похоже, к одному и тому же: сохранению биологического разнообразия и защите исчезающих видов. Я не считала, что должна одобрить или, наоборот, отвергнуть те или иные исследования. Оценив квалификацию ученых как высокую, я решила, что некоторые тезисы, которые они хотели донести, можно принять и как бы пропустить через себя. Этот процесс потребовал немало времени. Я провела более года, обдумывая эти идеи, читая статьи и интересуясь мнениями людей, работающих в этой области. Стремление к пониманию позволяет развить в себе гибкость ума. Соединив две, казалось бы, противоречащие друг другу позиции, я испытала момент прозрения. Я поняла, что есть вопрос, который волнует всех: как сделать так, чтобы люди стремились защитить животный мир на нашей планете. Я стала более заинтересованной, но менее убежденной участницей дискуссии. Оставаясь открытой для понимания разных точек зрения, я не противопоставляла материалы исследований друг другу, не принимала на веру один результат и не отвергала другой. Конечно, бывают случаи, когда одно исследование полностью перечеркивает результаты другого, что необходимо признать. Но так бывает не всегда, и не следует сразу исходить из этого. Напротив, знакомясь более чем с одним мнением, вы словно играете в пинг-понг разными фактами и утверждениями. Это помогает выйти за рамки дебатов и задать более существенный вопрос. В данном случае он звучит так: как мотивировать людей на то, чтобы одновременно защищать животных и наслаждаться их созерцанием? Понимание – непостоянный и динамичный процесс, в ходе которого одна идея увязывается с другой, что обеспечивает более глубокое проникновение в суть рассматриваемого предмета. Вы можете помочь детям распознать моменты озарения, описав им свой опыт. Часто оно ощущается в теле как тихий «звоночек», внезапное «вот!» или чувство облегчения. Важно не упустить совершенно новую мысль, которая приводит их в восторг. Помню, как в одиннадцать лет я открыла для себя символическую суть розы и ее шипов – единство красоты и боли. Меня настолько поразила внезапная глубина собственного озарения, что я совершенно забыла о том, что поэты говорили об этой взаимосвязи на протяжении многих веков. Я восприняла эту мысль как свою собственную. Это и есть опыт прозрения. Сложная идея не станет от этого менее сложной, но мы сможем лучше оценить и понять все ее нюансы. Озарение – это не то, что взрослые могут дать детям. Оно рождается внутри каждого из нас. Все, что мы можем сделать, – это создать условия для этой вспышки. Вот эти условия: • свобода в формулировании предварительных выводов; • пространство для проявления глубины чувств; • поддержка в кризисные моменты, когда кажется, что новое открытие разрушает ваш тезис; • время для обдумывания идей. Озарение – результат использования инструментов самосознания, которые мы будем рассматривать. Работая с учениками на протяжении последних двадцати пяти лет, я убедилась, что на самом деле можно приучить их не занимать изначально оборонительную позицию по отношению к новым данным, идеям и точкам зрения. Существуют методы, которые позволяют глубже проникать в суть вещей без проявления «нервных» реакций, отбивающих всякую охоту к учению (вспомните, к примеру, контрольные работы). В этой главе представлены подготовительные упражнения для детей младшего возраста и стимулирующие задания, которые лучше всего подходят для учеников средних и старших классов. Я рекомендую и вам попробовать их выполнить, чтобы вы могли ощутить тонкие изменения в ваших эмоциях и физических реакциях, которые сопровождают наделение предметов и явлений смыслом. В этом случае вы сможете лучше направлять своих детей. Для учеников целесообразно приступать к этим практикам, беря для рассмотрения не слишком значимые темы, по которым их мнение еще не сформировано. Это поможет им лучше осознать, как мышление поддается различным влияниям, поскольку у них еще не сформировалась собственная точка зрения. Я выделила три основные практики для развития критического самосознания: • формирование первого впечатления; • осознание различий; • идентификация лояльности. Формирование первого впечатления Наши тела и умы работают быстро. Они порождают эмоции и мгновенные реакции, как бы вы ни пытались их сдержать. Наши первые впечатления от изучаемого предмета могут быстро превратиться в фильтр для оценки информации. Если от вашего тела исходит волна тревоги или вспышка триумфа, вам будет трудно вникнуть в суть дела. В самых первых мыслях о предмете содержится лексика, с которой человек его ассоциирует, знакомые поговорки и лозунги, скрытые предубеждения (или предрассудки) и догадки. Под догадками я понимаю внутренние убеждения человека в том, что если бы люди могли жить в соответствии с его идеалом, то мир стал бы лучше. Например: «Я уверен, что если бы женщины получали за работу наравне с мужчинами, то рынок труда был бы более справедливым». Мы часто выражаем свои догадки в виде мнений еще до того, как они находят подтверждение в ходе исследований. Итак, обратим внимание на первое впечатление. Инструмент: первое впечатление Дети 5–9 лет отвечают на приведенные ниже вопросы, думая о предмете, который им нравится или сильно не нравится, например о каком-то кушанье, игрушке, природном объекте вроде цветка, сосновой шишки, солнца или океана. Дети в возрасте от 10 до 12 лет могут выбрать в качестве предмета размышлений какую-то отвлеченную тему, которую они находят интересной или скучной, например настольные игры, астрономию, комиксы, математические законы, фантастические романы, роботы. Подростки от 13 до 18 лет могут рассматривать дискуссионные темы, например беспилотные автомобили, курение электронных сигарет, охота как спорт, обязательная военная служба, время, после которого они обязаны быть дома по вечерам. До изучения темы • Что происходит у тебя в теле, когда ты думаешь о своей теме? Чувствуешь ли ты что-нибудь? Что это за ощущения? В каких частях тела? Ты спокоен и расслаблен? Доволен и рад? Или ощущаешь напряжение и нервозность? Чувствуешь ли ты, что у тебя сводит челюсти или болит желудок? Ощущаешь ли ты еще что-то? Или у тебя нет никаких физических ощущений? • Далее давай проанализируем твои мысли. Определи слова, которые у тебя ассоциируются с этой темой. Составь их список (с определениями или без). Дополни список устойчивыми выражениями и поговорками (позитивными, негативными и нейтральными). Даже вполне конкретная вещь, например вода, может вызвать в памяти выражения вроде «Как рыба в воде» или «Капля камень точит». Отметь свои предвзятые мысли и предубеждения относительно людей, которые соглашаются (а также не соглашаются) с тобой. Определи, есть ли у тебя интуитивные убеждения относительно вещей, которые, с твоей точки зрения, делают жизнь лучше: – для маленьких детей это может быть, к примеру, солнце: «Когда солнечно, можно играть на свежем воздухе»; – для детей постарше это могут быть настольные игры: «Совместные игры сближают членов семьи»; – для подростков это может быть время возвращения домой: «Детям надо дать право возвращаться домой, когда им это кажется безопасным, а не к определенному времени». А теперь прочтите и проанализируйте написанное. Самым маленьким детям помогите разобраться с утверждением, противоположным по смыслу. Например, попросите их подумать о случаях, когда солнце не так уж приятно и полезно. Вспомните о тех, кому слишком яркий солнечный свет вреден. Ваша цель состоит в том, чтобы сделать отношение ребенка к солнцу не столь однозначным. Маленьким детям достаточно и этого. Тем, кто постарше, можно поручить изучение других источников (в дополнение к собственным впечатлениям). Выберите как минимум три статьи, в которых обсуждаются разные точки зрения. Чтобы найти их, введите в поисковую систему компьютера тему обсуждения и слово «дискуссия». После изучения темы По поводу каждой прочитанной учеником статьи задайте следующие вопросы: • Что в статье вызвало у тебя физическую реакцию? Можешь ли ты увязать фрагменты статьи с конкретными эмоциями: страхом, обеспокоенностью, раздражением, радостью, желанием оправдаться? • Полностью ли подходит список слов, составленных в первой части упражнения, к тому, что ты сейчас прочел? Какие слова следовало бы добавить в результате получения новых знаний? Какие слова приобрели новое значение? • Что ты теперь думаешь о своих изначальных предубеждениях и интуитивных догадках? Какие изменения ты бы хотел внести в них? Не следует воспринимать этот перечень вопросов как анкету. Это просто средство для завязывания беседы за чашкой кофе. Если ученик серьезно подходит к анализу своих первых впечатлений, задайте дополнительные вопросы: • Какие озарения (новые мысли, провокационные вопросы) тебя посетили? • Чем твои новые мысли отличаются от прежних, которые были у тебя до изучения темы? Анализ первого впечатления – это привычка, которую нужно развивать. Один из способов зафиксировать воздействие новой информации состоит в том, чтобы отслеживать свои телесные реакции и их изменения. Когда я писала свой университетский реферат и обнаружила противоречащие своим доводам доказательства, у меня свело живот, а сердце бешено забилось! Чтобы прекратить панику, я закрыла дискуссионную статью и сделала вид, что ее не существует. Потом я переживала, что профессор узнает о моей реакции на этот материал и поставит плохую оценку. Все эти ощущения мешали мне глубже раскрыть тему и сформировать собственное мнение. Я боялась отказаться от своих первых впечатлений.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!