Часть 29 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Часть 3
Риторическое воображение
Интеллектуальная работа в значительной степени представляет собой искусство возможного; это напоминает археологические раскопки, когда человек углубляется в поиски истин, которые могут постоянно меняться по мере появления новой информации.
Белл Хукс. Обучение критическому мышлению
Воображение: переодевание в чужие наряды, раскрашенные лица, детские игры. Воображение возрождает сентиментальные воспоминания о тех временах, когда наша жизнь была проще. Часто ли мы упоминаем воображение при обсуждении исследовательских работ или лабораторных отчетов? Не очень. Совсем редко. А может быть, стоит вспоминать о нем почаще?
Реформатор системы образования белл хукс, бросающая вызов современному положению дел в этой сфере, так говорит о роли воображения в образовании: «Мы живем в мире, где маленьких детей поощряют фантазировать, рисовать, писать картины, создавать воображаемых друзей, примерять к себе новые личности, идти туда, куда поведет их сознание. Затем, по мере роста ребенка, воображение уже начинает рассматриваться как опасная сила, которая может помешать получению знаний. Чем выше человек поднимается по лестнице обучения, тем больше от него требуют забыть о воображении (если только он не выбрал творческий путь, изучение искусства, кинематографа и т. д.)». Может ли это сужение пространства для воображения в сфере образования быть результатом «нарративной болезни» Паулу Фрейре, о которой мы говорили в главе 3, – феномена, из-за которого предпосылкой успехов в учебе чаще всего становится способность повторять, пересказывать и подкреплять устоявшиеся мнения?
Таким образом, мы пришли к необходимости подвергнуть критическое мышление критическому осмыслению. Какие еще ингредиенты входят в это интеллектуальное блюдо?
В первой и второй частях мы ознакомились с основополагающими аспектами критического мышления: словарным запасом, рассказчиками, тщательным наблюдением, внимательным отношением к проверке данных и источников, формированием личности, чтением, опытом и конфронтацией. Следующая важная черта критически мыслящей личности – это то, что я называю риторическим воображением. Ученики, которые его развивают, подходят к изучению учебных предметов творчески, демонстрируя аналитические навыки и сопереживание. Они выдвигают гипотезы, оценивают, интерпретируют, решают проблемы и рассматривают множество конкурирующих точек зрения одновременно и беспристрастно. Эти мыслители, обладающие воображением, поднимаются на многокилометровую высоту, чтобы оттуда обозревать проблемы, учитывая новые тенденции в интерпретациях или исследованиях, а не только текущие результаты. Риторическое воображение уместно даже в естественных науках: «Творчество и критическое мышление имеют особое значение для научных исследований», потому что прорывы и озарения происходят благодаря тому, что мы берем фактические данные и представляем себе, как и с какими последствиями их можно применить. Наука – это не просто набор фактов, которые нужно доказать, а метод исследований и открытий.
Слово «риторическое» в этом термине нуждается в новом определении. В толковых словарях написано, что это нечто, имеющее отношение к риторике, то есть к искусству выражения и аргументации своих мыслей. Одно определение, на которое я наткнулась в Google, честно говоря, рассмешило меня: «Риторика – совокупность стилистических приемов, предназначенных, чтобы убедить или произвести впечатление на аудиторию, но часто лишенных искренности или значимого содержания» (курсив мой).
Что значит «лишенных искренности»?
Я не смогла сдержаться и записала в блокноте, стараясь вкладывать в свои слова максимум язвительности: «Риторический этап в образовании наступает, когда обучению не хватает искренности». Мне неприятно это признавать, но иногда складывается именно такое впечатление. Старшая школа и университет относятся к обучению как к большим обручам, через которые нужно прыгать, независимо от того, что думает ученик о содержании преподаваемых предметов. Школьников всеми силами учат аргументировать убедительно, неважно при этом, понимают ли они то, что доказывают. Слишком часто дети «учатся», не прилагая к этому процессу никакого эмоционального, интеллектуального или этического усилия. Вместо этого они пишут рефераты, отстаивая позиции, которые и без того являются общепризнанными или которые легче всего доказать. Все сводится к следующему: «Выбери тему, изложи ее так, как будто она тебя интересует, закончи образование, найди работу».
Меня это не устраивает! Думаю, что и вас тоже.
Работая с подростками, я не раз поражалась тому, какие озарения их посещают, когда им не все равно. Поскольку они прожили на нашей планете меньше, чем мы, им часто свойственны инновационные идеи и свежие взгляды, когда они проявляют образное мышление. Что способствует использованию учащимися этого метода? В своих исследованиях за последние два десятилетия я не раз обращалась к искусству. Как уже говорилось в главе 4, рисование помогло мне обнаружить, что для точного изображения чего-то на бумаге нужно научиться видеть по-другому. Бетти Эдвардс, автор книги «Правополушарное рисование», объясняет, что у каждого из нас в сознании имеется готовое представление, как должен выглядеть тот или иной предмет, и оно мешает нам увидеть предметы, находящиеся прямо перед нами. Тех, кто хочет научиться рисовать, Бетти призывает отбросить то, что, по их мнению, им уже известно, чтобы увидеть то, что есть на самом деле. Эдвардс рекомендует своим ученикам перевернуть вверх ногами свой будущий рисунок, чтобы увидеть его по-новому. Применив этот способ, я заметила, что восхищаюсь этими безымянными линиями и контурами и подмечаю их взаимное расположение, при этом не обозначая их для себя как «рот» или «нос». Как ни удивительно, но от этого резко возросла точность в передаче оригинала. Я переключила свое сознание из режима «правильных ответов» в режим «восприятия и отображения».
Именно этого мы требуем от учеников каждый раз, когда они читают книгу или знакомятся с историческим сюжетом. Мы просим их отказаться от того, что они уже якобы знают, и открыть свое сознание для чего-то нового. Это новое не обязательно должно быть исправлением неверных убеждений. Скорее, это возможность обогатить и расширить уже, вероятно, известное, а также заметить новые взаимосвязи. Наша цель заключается в том, чтобы помочь нашим детям, и особенно подросткам, выйти за пределы своих ожиданий или того, что они считают истиной. Мы приглашаем их включить риторическое воображение. Часть 3 предлагает различные способы, которые помогут им в этом.
На этой стадии образования ученики будут развиваться быстрее, если поощрять их стремление представлять себе окружающий мир со множества точек зрения. Например:
• Представь себе жизнь с позиций писателя.
• Представь себе ту эпоху.
• Представь себе жизнь обычного человека и правителя, а также разницу между ними.
• Представь себе страдания.
• Представь себе, что ты сам родом из тех мест, о которых читаешь.
• Представь свои физические ощущения от погоды и времени года.
• Представь себе, что это понятие может быть связано с другим.
• Представь себе, что точка зрения оппонента так же дорога ему, как и твоя точка зрения тебе.
• Представь себе, что статистика может быть точной и в то же время вводящей в заблуждение.
• Представь себе, как переживания раннего детства могут сказываться на решениях, принимаемых взрослыми людьми.
• Представь себе, что познание имеет границы.
• Представь себе влияние – положительное или отрицательное – той или иной точки зрения.
• Представь себе, что ты стоишь перед публикой.
• Представь себе, что твой образ действий не единственный и не самый лучший.
• Представь себе, что писатель может ошибаться или заблуждаться.
• Представь себе, что писатель прав и искренен.
• Представь себе, что об этом предмете можно узнать больше.
• Представь себе, что этой эпохе были свойственны предрассудки.
• Представь себе, что в то время люди имели доступ к истинам, которые впоследствии были утрачены.
• Представь себе исследовательский проект, который должен подтвердить теорию.
• Представь себе новые методы решения старых проблем.
• Представь себе взаимодействие двух дисциплин для создания новых решений.
• Представь себе художественные средства, с помощью которых можно оживить скучные факты.
• Представь себе историю во всех красках.
Риторическое воображение – ключ к критическому мышлению. Оно позволяет нам разделить в сознании то, во что мы верим, и то, что воспринимаем в ходе учебы. Риторическое воображение позволяет нам проявлять живой интерес к аргументам автора, даже если мы не согласны с его выводами. Первым шагом в восприятии любого мнения должно быть его понимание, а не вынесение вердикта.
Чтобы помочь нашим замечательным молодым людям развить навыки критического мышления, я отошла от объема и последовательности передачи знаний, принятых в средней школе. Вместо этого я заинтересовалась тем, как у людей формируются взгляды. Какие силы стимулируют мышление? Что приводит нас к выводу, что мы правы, а другие ошибаются? Меня заинтересовал вопрос: как сделать так, чтобы восприятие преобладало над оценкой? Мне хотелось узнать, как лояльность обществу и наша потребность в принадлежности к нему влияют на мышление. Я углубилась в такие темы, как интуиция, озарение, установление соответствий между идеями и последствия следования интуиции.
Мне хотелось помочь ученикам развить в себе увлеченность процессом узнавания, а не формированием убеждений. Что формирует наше мнение и приводит в конечном итоге к убеждению? Как помочь студентам в поисках метафор и схожих черт, аналогий и сравнений? Способны ли они интерпретировать оригинальный текст (например, письмо моего деда, приведенное во введении к этой книге), не привнося в него автоматически свои предубеждения? Могут ли они воспринимать чужую точку зрения, не ища в ней подтверждений своему предвзятому мнению? Могут ли они проводить исследования, изучая в равной степени разные варианты, а не защищая лишь одно направление? Смогут ли они интерпретировать все, что воспринимают и переживают, с позиций внимания к деталям и самоанализа?
Разумеется, эти качества развиваются со временем. Наши самые маленькие дети менее искусны в рассмотрении перспектив, чем подростки и взрослые молодые люди. Тем не менее маленьких детей можно побудить к рассмотрению различных способов видения и познания с помощью соответствующих возрасту занятий, которые я предлагаю в части 3. Однако основное внимание в следующих нескольких главах уделено процессам, которые можно использовать в работе с подростками, чтобы подготовить их к старшим классам школы и к последующей жизни.
Когда вы вместе со своими учениками будете осваивать школьную программу, не забывайте, что цель обучения заключается не в поступлении в университет и не в поиске высокооплачиваемой работы. Настоящее образование – это поиск смысла, сравнение своих личных взглядов с общественными ценностями, оценка научных исследований и данных, а также постоянный поиск дополнительной информации для принятия любых решений. Быть мыслящим человеком означает осознавать динамику взаимоотношений между собой и окружающей действительностью. Я рассматриваю риторическое воображение как ветер, наполняющий паруса изобретений и озарений. Оно порождает мысли, которые в противном случае остались бы без внимания, и позволяет развивать сопереживание окружающим и самосознание. Разве это может не пойти на пользу в любом деле? Риторическое воображение поднимает нас от того, что есть, к тому, что может быть. Пока мы что-то не увидим или не сможем представить себе, мы не сможем этого понять, принять или дать оценку. Давайте последуем совету белл хукс: «Когда учитель дает волю свободному воображению в классе, расширяется пространство для трансформирующего обучения».
Глава 11
Удивительная роль самосознания в критическом мышлении
Тело многое узнает еще задолго до того, как мы понимаем это умом.
Сью Монк Кидд. Тайная жизнь пчел
Обычно бывает так: вы участвуете в беседе и считаете, что ваш ум достаточно открыт для какой-то темы. И тут собеседник высказывает идею, которая противоречит какому-то вашему убеждению. Что при этом происходит? У вас сжимаются челюсти? Холодеет в животе? На вас горячей лавой накатывает обида? Если этот человек скажет: «Постарайся меня понять», – удастся ли вам это? В данный конкретный момент? Чаще всего мы не обращаем внимания на реакции своего тела, так как разум в это время спешно ищет аргументы в пользу нашего видения темы.
Что происходит, когда кто-то подвергает сомнению вашу точку зрения? Учащается сердцебиение? Вас переполняет гнев? Вы испытываете прилив адреналина? Какие контрдоводы придумывает ваш разум против доказательств, представленных другим человеком? Возникают ли у вас сразу же сомнения в их источниках? Но как быть, если вы предприняли дополнительные шаги, чтобы по-настоящему изучить доказательства, и, найдя в себе достаточно честности, пришли выводу, что они достоверны и ваш собеседник прав? Сможете ли вы успокоиться и признать свою ошибку? Пересмотрите ли вы свои взгляды? Что, если вы уже вложили много души и времени в эту теперь ошибочную позицию? А представьте себе, что может означать эта ошибка, если вы до сих пор принимали все жизненные и финансовые решения, основываясь на этих идеях. Предположим, что вы являетесь членом сообщества, в котором все придерживаются убеждений, противоречащих полученным вами новым доказательствам. Сможете ли вы легко пересмотреть свои взгляды и действия, чтобы привести их в соответствие с новыми данными?
Будучи студенткой Калифорнийского университета, я как-то работала над одним рефератом, который поставил меня перед подобной дилеммой. Я искала подтверждения своему тезису и успешно находила их… пока не наткнулась на один важный источник, который противоречил моим доводам. Мое лицо горело. Я чувствовала себя так, будто меня поймали с поличным. Мне не хотелось, чтобы эти новые факты посягали на мои убеждения. Изменила ли я свой основной тезис и переписала ли реферат, чтобы решить проблему? Нет. Я просто сделала вид, что противоположных доказательств не существует. Я сдала работу, даже не упомянув о них. Исследователи называют это «эффектом страуса». Я предпочла спрятать голову в песок, игнорируя данные, которые мне не нравились. Почему я так поступила? Ведь цель реферата заключалась в том, чтобы чему-то научиться. Что побудило меня отказаться от узнавания нового? Именно этому вопросу и посвящена данная глава. Что препятствует нашей способности честно оценивать всевозможные данные по любой теме?
Переполненный ум
Одним из самых часто упоминаемых инструментов критического мышления является так называемая «открытость ума». Я усмехаюсь каждый раз, когда встречаю упоминание о ней. Существует ли она вообще? Для того чтобы открыть свой ум, надо, чтобы в нем было достаточно свободного места. Однако он всегда забит под завязку точками зрения, предназначенными для нашей самозащиты. Нужен немалый труд, чтобы провести ревизию этой библиотеки своих эмоций, мыслей, идей, переживаний и убеждений и найти на ее полках место для новых концепций – особенно если они противоречат прежним точкам зрения. Поэтому лучший совет, который я могу дать: помните, что ваш ум переполнен.
Непредвзятость предполагает, что мы можем осмысленно отделить свои эмоции, мысли, физические ощущения, принадлежность к сообществу и лояльность к нему, а также наши устоявшиеся чувства добра и зла от предмета изучения. Но правда состоит в том, что человеческие существа на это не способны – вообще. Нашим мышлением управляют предубеждения, не поддающиеся контролю. Никакие увещевания не исправят ситуацию. У нас плохо получается убеждать себя быть открытыми к идеям, которые противоречат тому, что мы считаем истиной. Чтобы открыть свой ум, требуется что-то другое.
Итак, ключевая практика в области критического мышления, позволяющая нам извлечь пользу из всех навыков, о которых мы говорили до сих пор, – это не непредубежденность, а самосознание. Если не повернуть объектив камеры на себя, то все наши исследования, забота о достоверности источников и качестве мышления, наблюдение за идентичностью и конфронтация могут привести лишь к укреплению наших предвзятых идей. Почему так происходит? Потому что мы верны своим собственным мыслительным привычкам. Мы украсили свою комнату для размышлений любимыми цветами, и у нас есть большое удобное кресло, в котором мы сидим, наслаждаясь своими хорошо сформулированными мнениями. Просить кого-либо открыть свой ум – все равно что предложить устроить ремонт в его любимом кабинете.
Вы когда-нибудь наблюдали за фанатами во время спортивных матчей? В тот момент, когда арбитр принимает сомнительное решение, можно с абсолютной уверенностью предсказать, кто из болельщиков одобрит это решение, а кто осудит. И логика здесь ни при чем. Стремление отождествить себя с любимой командой преобладает над способностью воспринимать доказательства. Болельщики мгновенно придумают логическую историю, чтобы со всей убедительностью объяснить, почему судья прав или не прав. Просить болельщика прислушаться к чужим доводам? Да вы что! Это бесполезное занятие.
book-ads2