Часть 28 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
• Прочтите книгу задом наперед – с последней страницы до первой. Как ваши впечатления?
• Предложите ребенку изложить содержание прочитанной ему книжки в форме диалогов (как в комиксах). Изменится ли от этого характер книги?
• Превратите злодея из фильма в положительного героя и по-новому расскажите весь сюжет. Затем сделайте главного героя злодеем и вновь перескажите сюжет.
• Попробуйте складывать простые дроби, не приводя их к общему знаменателю. Попробуйте разделить одну дробь на другую, не используя умножение на перевернутую вторую дробь. Попробуйте изобразить действия с дробями на примере муки и мерного стакана. Чему научатся ваши дети, сравнивая эти нарушения правил с общепринятыми действиями?
• Представьте себе альтернативную историю. Что было бы, если бы никогда не существовало работорговли? Или если бы союзники потерпели поражение во Второй мировой войне? Или если бы Конституцию написали женщины? Как бы все изменилось? Для этого может понадобиться провести кое-какие исследования.
• Придумайте новые способы проиграть в игре (настольной или компьютерной). Сколько таких способов вам удастся обнаружить?
• Поразмышляйте об общественных проблемах: что бы могло случиться, если бы мы отказались от принципа одинаковой оплаты за одинаковый труд? Или если владельцы бизнеса решат платить работникам в зависимости от состава их семей. Например, рабочий с пятью детьми будет получать больше, чем бездетный. Какие изменения произошли бы в семьях и как изменилось бы отношение людей к своей работе?
• Превратите стихи в прозу. Возьмите отрывок из прозы и превратите его в стихи.
• Испеките что-нибудь по рецепту, но одни ингредиенты увеличьте по весу в два раза, а другие уменьшите на столько же. Что у вас получится?
• Измените систему начисления очков в таком виде спорта, как, например, баскетбол. Мяч, забитый с отскока от щита, будет оцениваться в пять очков; мяч, забитый двумя руками сверху, – в одно очко; штрафной бросок – в четыре очка. Как изменится от этого стратегия игры?
• Найдите в интернете пост, с которым ваш ребенок согласен. Предложите ему, не меняя своих истинных взглядов, изложить его содержание с противоположных позиций.
• Измените род всех местоимений в каком-либо рассказе с мужского на женский и наоборот. А теперь посложнее, проделайте то же самое с религиозным текстом. К каким выводам придет ваш ребенок?
Нарушение правил означает подход к какому-то явлению или образу мысли с иных позиций. Такие конфронтации сильно нарушают привычный ход рассуждений.
Познакомьтесь с кем-нибудь
Мне нравится сравнивать людей со «свободными радикалами». Им нет дела до наших представлений о том, кто они такие и как им следует себя вести. У них есть свои собственные сложные идентичности, общественные нарративы и восприятия, которыми они оперируют по своему усмотрению. Они реагируют на те же стимулы, что и я, но руководствуясь другим набором убеждений. Они наделяют окружающий мир смыслом, который может казаться совпадающим с моим, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что он исходит из других источников. Самый быстрый путь к развитию мышления – это знакомство с разными людьми. Предоставьте им полную свободу действий, чтобы они могли быть такими, как есть. Для начала воспользуйтесь легким способом – через опосредованный опыт. Это может быть чтение романа или личного блога, наблюдение за игрой актеров в фильме, просмотр лекции или выступления на видеоконференции TED. Воспринимая таким образом историю или мировоззрение человека, мы имеем возможность наблюдать за ним в свободной обстановке без необходимости контролировать свою реакцию. Мы можем слушать и попутно выражать свое неодобрительное отношение к нему или его истории, не беспокоясь о том, что можем его обидеть. Мы находимся наедине с собой, и у нас есть время, чтобы адаптироваться к тому, что нам не нравится или представляется непривычным.
Но если у вас есть возможность реального знакомства с человеком, воспользуйтесь ею. Установив личный контакт, вы сможете больше узнать, к примеру, о том, что значит быть представителем определенной религиозной конфессии или беженцем, чем занимаются астрофизики и т. п. Существует бесчисленное множество людей со своими точками зрения, только и ждущих, чтобы рассказать о них. Один из основных способов повысить уровень общего понимания жизни у ваших детей состоит в том, чтобы не поддаваться искушению оградить их от людей, которые думают не так, как ваша семья или общество. Напротив, налаживая отношения с другими людьми, мы уменьшаем тенденцию к закреплению стереотипов. Мы также приобретаем новые жизненные навыки (например, узнаем, как приготовить блюдо иностранной кухни, открываем для себя новое убеждение, которое способствует душевному комфорту).
Воспитывая детей, мы можем совершить ошибку, воспитав в них настолько сильное чувство собственной идентичности, что они окажутся плохо подготовленными к тому моменту, когда встретят людей, смотрящих на мир совершенно иначе. Важно, чтобы дети и подростки узнали об образе жизни и убеждениях, отличных от их собственных, прежде чем выпускать их навстречу другим людям. Я вспоминаю, как мои собственные дети, обучавшиеся дома, присоединились к актерской труппе подростков, игравших пьесы Шекспира. В первый же день они вернулись домой с кучей вопросов о своих новых друзьях, которые были разных национальностей, религиозных и политических взглядов, а также имели разные гендерные идентичности. Это общение на протяжении четырех лет стало мощным фактором их личностного роста. Наше согласие или несогласие со взглядами людей не имеет значения, когда мы лично общаемся с ними. Эти отношения – не тема для эссе. Их смысл заключается в развитии такого инструмента критического мышления, как «толерантность». Однако я должна сразу предупредить, что придаю этому термину несколько иной смысл по сравнению с тем, как вам, возможно, его объясняли раньше.
Толерантность
Мы всегда хотим, чтобы те, с кем мы общаемся, проявляли к нам толерантность, понимали нас, не осуждали и принимали такими, как есть. Однако люди не особенно склонны демонстрировать эти качества, встречаясь с теми, кто не входит в состав выбранного ими круга общения. При проведении опросов среди американцев выясняется, что им хотелось бы сгладить противоречия между людьми. Они называют толерантность и сопереживание ключевыми качествами, которых не хватает в национальном характере. Для этого, по их мнению, надо просто быть менее критичными друг к другу. Родители призывают детей быть более терпимыми к обездоленным, представителям других религий или к детям, которые выглядят «не так, как все». Педагоги делают все возможное, чтобы воспитать в детях сострадание. Они учат подростков добиваться лучшей информированности об альтернативных точках зрения. Поляризация политической, культурной и религиозной идентичности уже привела наше общество к глубокому расколу и недоверию, и единственное решение, которое нам осталось, – это толерантность. Мы хватаемся за нее, словно за соломинку, стараясь быть вежливыми друг с другом, несмотря на сильнейшее раздражение и разочарование по отношению к другим людям.
На мой взгляд, такой подход не приведет нас к цели. Так что же нам требуется в общении с людьми, которые отличаются от нас? На самом деле мы должны научиться терпеть не других людей, а свое собственное ощущение дискомфорта. Это значит, что нам надо учиться контролировать свои непроизвольные реакции, оборонительные мысли и стереотипы самозащиты. На первый план выходит самосознание.
Живя в Марокко, я на собственном опыте убедилась в трансформирующей силе конфронтации. Конечно, жизнь за границей сама по себе – это сплошной внутренний конфликт, будь то язык, непривычные продукты питания, шопинг или знакомство с людьми. Мне приходит на ум один случай, продемонстрировавший пользу толерантности по отношению к собственному дискомфорту. Я жила в районе, который находился в нескольких километрах от города. Добираться до центра удобнее всего было на такси. Машины подъезжали к стоянке, где собирались пассажиры. Придя первый раз на стоянку, я встала, как мне показалось, в очередь. Передо мной было три или четыре человека. Но то, что произошло, когда подъехало такси, взорвало мой мозг. Женщина, которая была ближе всех, не успела сесть в машину. Ее оттеснила в сторону какая-то другая женщина, стоявшая позади. Она выскочила вперед, схватилась за ручку двери и впихнула свою дочь в машину, громко ругаясь при этом со всеми остальными. Я была потрясена. Моей первой реакцией были ужас и возмущение. Почему эти люди не могут соблюдать очередь? И как мне, женщине среднего роста и комплекции, попасть в такси в таких условиях? Я отошла от бордюра и простояла у стоянки целый час, наблюдая, как один человек за другим бросались наперегонки к дверям подъезжающих такси и вскакивали внутрь, пытаясь опередить других.
Я была в полном замешательстве. Во мне не было столько храбрости, чтобы сражаться с толпой. Но надо было как-то добраться до города. Вот вам и конфронтация. Вступить в полемику? Бессмысленно. Я вновь и вновь мысленно прокручивала в голове варианты своих действий в этой ситуации и каждый раз оказывалась в проигрыше. Это было бессмысленно. Кто-то же должен остановить этот хаос. Однако если я собиралась пользоваться такси в будущем, мне нужно было смириться с реальностью, не обращая внимания на свои сантименты. Пока я стояла в шоке, не зная, что делать, моя марокканская знакомая вдруг схватила меня за руку и затолкала в такси вместе с собой, хотя мой разум в этот момент кричал, что так делать нельзя. Возможно, вы и сейчас тоже так думаете, если принадлежите к той культуре, где люди спокойно ожидают своей очереди.
Если этот эпизод и научил меня чему-нибудь, то вовсе не терпимости и не снисходительности по отношению к марокканским порядкам. Вместо того чтобы добродушно сетовать на их «странный для меня» образ жизни, мне пришлось волей-неволей освоить способ, которым мои соседи ловили такси, и научиться терпеть свой дискомфорт, который я испытывала от этого. Я терпела свои вспышки гнева, осуждение «нелогичной системы» и чувство собственного превосходства по поводу достоинств метода «ожидания в очереди». И я научилась ловить такси, а это означало терпимость к дискомфорту, который доставляла мне необходимость быть агрессивной, вступать в стычки с окружающими, кричать на них и добиваться своего.
Шло время. Я совершенствовалась во вновь приобретенных умениях. И тут приехала в гости моя сестра. Мы отправились на стоянку такси, и я забыла предупредить ее. Там стояло несколько человек. На протяжении некоторого времени я уже освоила неписаные правила системы: никогда не надо брать первую подъехавшую машину. С другой стороны, не следует ожидать, что кто-то без боя уступит тебе свою очередь. Я нашла золотую середину: надо вступать в схватку за такси после того, как перед тобой уже уехали два-три человека. Почувствовав, что настала моя очередь, я схватила сестру за руку и затолкала ее в подъехавший автомобиль, несмотря на ее недоумение: «Что ты делаешь?» Пока она садилась, я загораживала собой дверь от остальных пассажиров и кричала по-арабски: «Не лезьте! Теперь моя очередь!» Толпа отступила, и мы, разместившись в машине, отправились в город. Эрин была шокирована не меньше, чем я несколько месяцев назад. Она накинулась на меня с вопросами, что произошло. А я была удивлена тем, что эта система уже не казалась мне такой ужасной.
Более того, неоднократно испытывая внутренний конфликт по поводу такси, я кое-что открыла для себя. Если вы опаздывали, то могли заявить, что вам нужно ехать первым, и без очереди взяться за ручку двери. При этом толпа часто расступалась, пропуская вас раньше тех, кому, по идее, «положено» было ехать. Казалось бы, мелочь, но такое практически никогда не увидишь в Соединенных Штатах. Независимо от личных обстоятельств, мы, американцы, должны ждать своей очереди, даже если это грозит опозданием. Кроме того, я восхищалась женщинами, многие из которых ходили с закрытыми лицами, но громко отстаивали свои права и даже отталкивали со своего пути мужчин, которые пытались им помешать. Это полностью противоречило всему, что, как мне казалось, я знала о месте женщины в мусульманских странах.
Толерантность, как я поняла, – это не снисходительное отношение к другим. Толерантность означает наличие достаточного самосознания, чтобы терпеть собственный дискомфорт, вызванный тем, что ты видишь, и извлекать из этого уроки для себя. Терпимость к своим неконтролируемым чувствам и мыслям вызывает конфронтацию, которая оказывает трансформирующее воздействие. Мне вспоминается папа Франциск, который после восхождения на папский престол призвал к «революции нежности». Суть его послания заключается в том, что мы привыкли к безразличию. Это безразличие выражается в дистанцировании от окружающих. Мы предпочитаем придумывать истории о других категориях людей, читать о них, вместо того чтобы познакомиться с ними лично. Мы можем заявить, что мы «толерантны», даже совершенно не зная их. Чтобы прочувствовать связь друг с другом, нам нужна не идеологическая толерантность, а культура конфронтации, которая ставит нас лицом друг к другу. Как сказал папа Франциск в своем выступлении на конференции TED: «Если я не остановлюсь, не посмотрю, не прикоснусь, не заговорю с человеком, то ничего не узнаю о нем». Наша готовность терпеть собственный дискомфорт, когда мы находим время, чтобы увидеть, услышать и чему-то научиться, – это то, что способствует общению с другими людьми. Мы знакомимся с ними не для того, чтобы одобрить или отвергнуть чей-то образ жизни. Скорее, мы создаем возможность для того, чтобы что-то понять и добиться ответного понимания.
Занятие «Провоцирующие вопросы и атмосфера многообразия»
Это занятие можно проводить с детьми любого возраста. Вы лучше знаете своих детей и сможете соотносить уровень сложности вопросов с их пониманием и использовать соответствующие ресурсы.
Провоцирующие вопросы
Как-то раз, готовя уроки по американской истории, моя дочь, учившаяся дома, заявила, что ей надоело слушать историю Соединенных Штатов, рассказанную мужчинами. Ей было интересно, какую роль сыграли женщины в основании и дальнейшем развитии США. Несомненно, ее любовь к куклам из серии «Американская девочка», показывающим детей и подростков самого разного происхождения, цвета кожи и социального статуса, привела к осознанию того, что женщины играют особую роль в истории страны и способны пересказать ее по-своему. Я нашла книгу «Женские письма» под редакцией Лизы Грюнвальд и Стивена Адлера, в которой собраны оригинальные письма американских женщин со времен Войны за независимость до XXI века. Эти письма были прямыми свидетельствами – важнейшим инструментом в любом историческом исследовании. Мы прочли письма многих женщин, включая Эбигейл Адамс, Соджорнер Трут и женщину из племени чероки, писавшую правительственному чиновнику в 1818 году. Эти тексты породили у нас ряд важных вопросов: к чему стремились женщины из того, чего они не получили во времена основания США? Как цветные женщины и представительницы коренных народов участвовали в движении за права женщин? Эти письма были вне временных рамок. Казалось, что они адресованы непосредственно нам.
У наших детей есть возможность узнать о самых разных людях из рассказов об истории и литературы, из политических новостей и публикаций общественных движений. Мы можем спровоцировать конфронтацию, задавая вопросы, которые бросают вызов существующим в обществе нарративам. Например, представьте, что вы преподаете историю заселения европейцами Соединенных Штатов Америки. Не существует «единственной истории, которая всегда правдива». Начните с пересказа истории в том виде, в котором вы ее сейчас знаете, а затем задайте следующие вопросы, заставляющие взглянуть на нее с иных точек зрения.
Вопрос: «Кто рассказывает эту версию истории? Кто в этой истории главные персонажи?»
Последующие вопросы: «Кто не упомянут в этой версии истории? Что мы знаем об этих людях?»
Пробуждение интереса: «В чем заключалась цель первоначальных исследователей? Чей авторитет придал исследованиям по заселению Северной Америки именно такой характер? Кто признавал и кто не признавал этот авторитет?»
Вопрос: «В чем заключалась миссия первопоселенцев? Кто извлек для себя выгоду из нее, а кто нет?»
Тема для размышлений: «Кто и по каким критериям решает, кого считать историческими героями? Кто и по каким критериям решает, кого считать историческими злодеями?»
Вопрос: «Чьи голоса проигнорированы, а чьи усилены в этой истории?»
Пробуждение интереса: «Какие ценности пропагандируются в этой версии истории? Кем? Каковы положительные и отрицательные стороны этих ценностей?»
В дополнение к задаваемым вопросам ученики могут понаблюдать за своей реакцией, чтобы выяснить, насколько терпимо они относятся к своему внутреннему дискомфорту или, наоборот, ощущению триумфа. Вот несколько вопросов, которые помогут им контролировать свои мысли.
Пробуждение интереса: «Что в этой истории является, по-твоему, правдой? Почему ты так считаешь?»
Тема для размышлений: «Какой правды ты бы не хотел? Почему тебя пугает эта версия истории?»
Вопрос: «Как эта версия истории подкрепляет или, наоборот, опровергает твои прежние представления?»
Проверка: «Замечаешь ли ты сейчас в себе какие-то ощущения или эмоции? Что они собой представляют?»
Поиски связи: «Что, по-твоему, вызвало эти ощущения или эмоции? Как ты это объяснишь?»
Подобные вопросы стимулируют возникновение конфронтации с рассматриваемым материалом. Возможно, имеет смысл вернуться к теме мировоззрения в главе 6. Попросите детей обратить внимание на то, является ли источником их реакций и мыслей личное восприятие или общественный нарратив.
Далее попытайтесь рассказать ту же историю с иных позиций. Меняя рассказчика, вы можете внести существенные изменения в саму структуру истории. Например, у коренных американцев отсутствует история «открытия Америки». Свое собственное появление на этих землях они описывают по-разному. Используя приведенные выше вопросы в качестве образца, сформулируйте другие вопросы, касающиеся новой версии истории.
Атмосфера многообразия
Конфронтация производит наибольший эффект, когда она переживается лично – при чтении оригинальных документов, в ходе просмотра телеинтервью, в личном общении с другими людьми. В главе 7 я рекомендовала создать библиотеку многообразия. В этой главе я предлагаю обогатить жизнь ребенка, создав для него «атмосферу многообразия».
• Письма, дневники, рукописи, путеводители, очерки, репортажи представляют собой ценные источники при изучении истории. Даже если вы «приправите» учебу школьников лишь несколькими такими документами, это поможет им разглядеть за историей реальных людей. Воспользуйтесь преимуществами интернета, который поможет вам найти фотографии этих источников. Есть особая магия в рукописных документах, которая придает индивидуальность историческим материалам. Я хорошо помню, какое воздействие оказало на меня факсимиле Декларации независимости, которое я увидела своими глазами в Вашингтоне. Я даже не представляла себе, насколько велика по размерам эта рукопись и подпись Джона Хэнкока под ней. Этот непосредственный опыт оказывает психологическое воздействие, которое не стоит упускать в обучении детей.
• Документальные фильмы – эффективный инструмент знакомства с человеком или историческим событием. Ищите документальные фильмы, в которых по возможности представлены оригинальные кадры или археологические находки. Они обеспечивают визуальный контекст исторических событий. Важно помнить о возрасте ваших детей – некоторые кадры могут травмировать их психику.
• Подружитесь с людьми, которые не похожи на вас. Познакомьтесь с семьями из других стран. Посетите молитвенные дома других конфессий. Примите у себя дома студента, приехавшего по обмену. Присоединяйтесь к общественным мероприятиям, которые не связаны с вашими политическими или религиозные убеждениями. Путешествуйте. Изучайте иностранные языки.
Самый быстрый способ формирования нового образа мышления заключается в прямом столкновении с различиями. Помогая своим детям ориентироваться в сложностях и противоречиях, вы наглядно демонстрируете, как развиваются их способности, когда они напрямую участвуют в жизни этого многообразного мира. Чем охотнее они признают возможность разных точек зрения (не обязательно соглашаясь с ними), тем более качественным будет их мышление. И это подводит нас к третьей части книги. Пришло время разобраться со сложностью тех различий, которые проявляются в ходе чтения, приобретения опыта и конфронтации. Как мы оцениваем идеи и точки зрения, которые противоречат нашим собственным ценностям, привычкам и убеждениям? Что требует в этом плане школа от наших детей? Давайте узнаем.
book-ads2