Часть 17 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Быстрый ум (10–12 лет): ссылка на источник
Ссылка на источник информации – это такой же признак хорошего тона, как слова благодарности за полученный подарок. Если автор выдает плоды чужого труда за свои, это не добавляет доверия к нему. Однако в наш век блогов и твитов бывает так легко забыть указать источник цитаты. Постарайтесь выработать у детей эту привычку.
1. Заведите себе сборник цитат по какой-то определенной теме. Они должны содержать имя автора, название книги и номер страницы.
2. Распечатайте некоторое количество цитат из самых разных источников (статей, романов, стихотворений, исторических работ и документов). На отдельном листе бумаги укажите фамилии авторов. На третьем листе укажите тип источника (статья, роман, стихотворение, историческая работа, документ). Разрежьте все эти записи на отдельные полоски. Разложите их по трем группам на столе и затем постарайтесь подобрать соответствия. Что к чему подходит? Можете разрешить детям при необходимости воспользоваться поиском в интернете.
3. Предложите детям попрактиковаться в таком приеме, как цитирование самого себя из якобы написанного ими романа или документального произведения! Как бы репортер процитировал его в статье? Как бы ваш ученик хотел, чтобы его процитировали? В каком источнике он хотел бы увидеть свою цитату (интервью в документальном фильме, новостная статья)? В какой форме должна быть приведена эта цитата? Существуют ли другие формы?
Проницательность (13–18 лет): проведение исследований
Подросткам можно поручить проведение исследований в интернете. Могут ли они найти к предложенному им источнику информации еще два дополнительных? Могут ли они определить критерии для оценки их надежности? Цель занятия состоит в том, чтобы идентифицировать источники, заслуживающие доверия, даже если они противоречат друг другу!
1. Найдите тему, вызывающую разногласия. Введите в поисковую систему компьютера название темы и слово «разногласия». Обнаружив противоречащие друг другу материалы, переходите к пункту 2.
2. Найдите три-четыре статьи по этой теме. Они должны отражать более одной точки зрения.
3. Воспользовавшись методом побочного чтения, узнайте больше о каждой точке зрения. Оцените степень доверия к их авторам или организациям.
4. Определите критерии, по которым положения статьи можно сопоставить со статистическими данными.
5. Составьте маркированный список для обобщения следующих параметров:
a) надежность каждого источника;
б) достоверность основных статистических данных;
в) цель каждой статьи;
6. Достигли ли статьи своих целей? Почему да или почему нет?
Считайте своим большим достижением, если вы научили ребенка или подростка заботиться о критичности своего мышления. Это основа успехов в обучении, обеспечивающая этические рамки для формирования ценностей и убеждений. Правда, сохранять полную объективность при проведении исследований может быть трудно. Личность и круг общения влияют на то, как наши дети читают, думают, оценивают и рассуждают. В следующей главе мы рассмотрим способы, позволяющие с уважением относиться к этим значимым аспектам их сущности и при этом помогать учиться критически мыслить на любые темы, с которыми они могут встретиться.
Глава 6
Идентичность: сила, с которой нужно считаться
При всем многообразии твоих внутренних миров все они сливаются в один мир, называемый «Ты».
Жаклин Вудсон. Мечты темнокожей девочки
Сегодня всем уже очевидно: то, где мы живем, кто мы и как понимаем наш мир, оказывает большое влияние на то, как мы думаем. Наше прошлое и опыт создают невидимые немые фильмы, которые легко воспроизводятся в сознании при восприятии новой информации. Мы практически не замечаем, что наши реакции перестраиваются и подгоняются под те сложившиеся представления, которые мы считаем правдой и которые кажутся нам совершенно естественными. Контрольным фильтром для этих немых фильмов служит наша идентичность. Говоря о критическом самосознании, мы имеем в виду определение тех ключевых характеристик, которые делают нас теми, кто мы есть.
Взрослея, мы по ходу дела учимся, как надо себя вести, как выглядеть, кому доверять, а от кого держаться подальше. О том, как закладываются эти привычки, пишет в своей замечательной книге «Этика общения» (The Ethics of Encounter) Маркус Мешер, католический богослов и профессор моей альма-матер – Университета Ксавье:
«Подражание представляет собой часть усвоенной модели намерений и действий, которые составляют так называемый габитус. Этот термин социолог Пьер Бурдьё использовал для описания структур психики, которые оценивают и упорядочивают то, что мы считаем общепринятым (то есть то, что подпадает под категорию “здравого смысла”). Габитус регулирует и воспроизводит неписаные правила. Он не дает четких инструкций о том, как воспринимать мир или думать о себе и других, но служит определяющим фактором для обучения нормам поведения, которые мы принимаем как нечто само собой разумеющееся: например, вот так надо приветствовать людей, а так – игнорировать их, потому что именно таким образом ведут себя все люди, окружающие меня».
Привычка думать и поступать определенным образом непроизвольно усваивается нами в семье и компании людей, с которыми мы общаемся. «Дети подражают родителям, взрослые – тем, кем восхищаются, а вместе с поступками усваиваются убеждения и ценности».
Другими словами, мы представляем собой совокупность потребностей и коллекцию причуд, усвоенных от людей, которых мы любим! Эта смесь живет в нашем теле и служит источником мгновенных незапланированных реакций. Мы фильтруем все, что читаем и узнаем, через этот непосредственный опыт и точку зрения. Джули (девушка из Калифорнии, выпускница Калифорнийского университета, мать пятерых детей, которых рожала и обучала дома, владеющая арабским языком, разведенная белая католичка ирландского происхождения) представляет собой продукт всех этих влияний. Каждый из нас – результат соединения подобных «слоев прошлого». Известный журналист Эзра Кляйн хорошо выразил это в своей книге «Почему мы поляризованы» (Why We’re Polarized): «Мы никогда не узнаем, в какой степени наша личность сформирована под воздействием этого контекста. Кто мы, где мы выросли, кому научились доверять, кого бояться, любить и ненавидеть, уважать и отвергать – все это запрятано в нас куда глубже, чем сознательное мышление. Мы не можем просто отмахнуться от всех тех ментальных процессов, происходящих в течение миллисекунд, которые требуются личности для активизации». Вот почему так важно осознавать особенности, которые делают нас теми, кто мы есть: чтобы мы могли лучше понимать, в какой момент активизируются эти процессы в ходе преподавания, учебы, руководства и воспитания. Точно так же полезно помнить о своей идентичности и нашим детям.
Наша идентичность во многом определяется тем, как, по нашим представлениям, к нам будут относиться в самых разных ситуациях, к которым мы адаптируемся, решая, какие черты подчеркнуть, а какие скрыть, какие вызывают у нас гордость, а какие – стыд. Социолог Джессика Каларко отмечает, что ее коллега «социолог Чарльз Райт Милл… ввел в оборот понятие “социологического воображения”, позволяющее увидеть, как отдельные человеческие жизни формируются под влиянием “истории и биографии”». Она объясняет: «Тем самым мы признаем, что опыт, решения и достижения людей формируются под влиянием более широких социальных контекстов, в которых они существуют, а также их статуса в этих социальных контекстах…» Пегги Макинтош, научный сотрудник колледжа Уэллсли и активистка антирасистского движения, родившаяся в тот же день, что и я (из-за чего она сразу понравилась мне еще больше!), написала эссе под названием «Белая привилегия: распаковка невидимого рюкзака», чтобы подчеркнуть, как белая идентичность демонстрируется и используется во многих контекстах, где небелая идентичность активно подавляется. «Я начала рассматривать белую привилегию как невидимый пакет незаработанных активов, которые я могу обналичивать каждый день, но о которых не принято говорить во весь голос. Белая привилегия – это как невидимый и невесомый рюкзак с особыми запасами, картами, паспортами, кодовыми книгами, визами, одеждой, инструментами и незаполненными чековыми книжками».
Говоря о привилегии, мы имеем в виду, что идентичность позволяет справляться с трудностями, возникающими во время борьбы за то, чтобы тебя воспринимали и ценили таким, какой ты есть. У каждого из нас своя ситуация. Экономика, пол, раса, религия, место жительства, профессия, образование – все эти факторы в совокупности расширяют наши перспективы или препятствуют участию в жизни общества. Наши ожидания справедливости, реализации возможностей, успеха и счастья глубоко связаны с тем, как мы осознаем себя по отношению к другим. Это самоосознавание, в свою очередь, влияет на то, как мы взаимодействуем с актуальными проблемами и идеями, предлагаемыми социальными критиками, религиозными лидерами, школьными учителями и политическими обозревателями. Один и тот же человек (и я, и вы) меняется и адаптируется, всегда сочиняя при этом историю о том, каким он видит этот мир и какой смысл находит в нем. Затем мы передаем эти истории и ожидания нашим детям, которые, в свою очередь, формируют свою идентичность. Родители и педагоги передают детям рассказы о своих предках, своем народе, своем национальном государстве, своей религии (или ее отсутствии), своих родных семьях. Наши дети мыслят не в вакууме. Критическое самосознание включает в себя все эти компоненты идентичности.
В раннем детстве идентичность – это бессознательное предположение о том, что картина мира универсальна и одинаково выглядит для каждого из нас. Каждая из наших идентичностей воспринимается как естественная или истинная. С этими представлениями о себе мы приступаем к учебе. Качественное образование расширяет представление ребенка о своей идентичности как об одной из многих других в многогранном мире, в котором он живет. Наша идентичность влияет на вопросы, которые мы задаем, на оценки, которые мы выносим, на наше эмоциональное состояние, когда мы читаем, на доверие или недоверие к источнику информации. Идентичность – это главный фактор, который необходимо принимать во внимание, если вы хотите стать гибким стратегом, способным решать проблемы, сопереживать и сочувствовать окружающим. Но, возможно, вы спросите: каким образом формируется и развивается идентичность?
Линзы и фильтры
Воспитание детей – это танец, включающий в себя множество сложных па. Все начинается замечательно: дети обожают вас и считают вас веселым. Но наступает момент, когда они перестают смеяться вместе с вами и начинают смеяться над вами. Наступает момент, когда ваши дети наталкиваются на каменную стену идей, которые они не могут объяснить, и объявляют ваше мировоззрение хрупким и отсталым. Внезапно ваша разумная логика воспринимается как устаревшая и никому не нужная. Подумав немного, вы можете вспомнить тот день в своей жизни, когда сами тоже усомнились в разумности убеждений, которые ваши родители считали истиной. Возможно, это даже привело к ссоре! Не переживайте. Оспаривание истин – это веха развития и надежный признак растущего ума.
Проводя исследования и раздумывая о критическом мышлении, я выделила четыре ключевых фактора, от которых зависит то, как каждый из нас видит мир. Это линзы и фильтры, формирующие мировоззрение. Каждый из нас придает этим факторам больший или меньший вес, благодаря чему создается огромное разнообразие людей, населяющих нашу большую и прекрасную планету.
Линзы
Сквозь линзы мы смотрим на мир:
• как индивиды (сами по себе, индивидуально);
• как члены общества (разделяя увиденное с теми, кого считаем «своими», и корректируя взгляды под воздействием коллективных ценностей).
Фильтры
Фильтры корректируют работу линз:
• через восприятие (какой смысл я придаю тому, что воспринято моим телом, эмоциями и сознанием);
• через осмысление (как общество интерпретирует факты и цифры и встраивает их в общепринятую логическую историю).
Мы перерабатываем информацию по мере того, как она поступает к нам через две основные линзы (верхняя строка таблицы): индивидуальную и общественную. Затем мы выражаем и объясняем (обосновываем) свою интерпретацию мира посредством двух фильтров из нижней строки – восприятия и осмысления. Информация проделывает путь слева направо и сверху вниз, приобретая все более абстрактный и сложный характер.
Индивид + восприятие
Давайте начнем с левой колонки. Как индивидуум вы большую часть времени принимаете решения на основе восприятия того, в чем вы нуждаетесь и чего хотите. Будучи предоставленными самому себе, вы будете следовать этим внутренним побуждениям, чтобы проявлять доверие или недоверие, удовлетворять свои потребности или воздерживаться от этого. Почувствовав опасность, вы будете соблюдать осторожность. Ощутив потребность во сне, вы вздремнете. Проголодавшись, вы найдете пищу, которая по вашему опыту приятна на вкус и утоляет голод. Все эти виды восприятия носят личный характер, то есть свойственны только вам и могут меняться в зависимости от последней поступившей информации.
book-ads2