Часть 12 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Городская улица
1. Сменим обстановку. Представьте, что вы идете в большом городе по незнакомой улице между высокими домами. Это происходит днем. Что вы видите? Опишите детали: как называется этот район, если вам это известно? Как выглядят дома, тротуар? Что ощущает ваше тело? Чем эти ощущения отличаются от тех, что вы испытывали во время дневной прогулки в парке? Какое чувство у вас доминирует – спокойствие или тревога? Безопасность или угроза? Радость или дискомфорт?
2. Теперь представьте, что вы одна идете по той же улице в полночь. Что изменилось для вас? Что вас тревожит или успокаивает? Что изменится, если в этой сцене появится горящий фонарь? Скажется ли это на ваших ощущениях? В чем это проявится?
3. Далее представьте, что вы идете по этой улице ночью с местным жителем. Как его компания повлияет на ваши ощущения? Отметьте, как меняется ваше дыхание под воздействием всех этих мысленных образов.
Замечаете ли вы небольшие изменения реакции тела в зависимости от места, времени суток, наличия освещения и попутчиков? В этом простом мысленном эксперименте вы смогли заставить свое тело бессознательно реагировать на сцены, созданные вашим воображением. А теперь действительно возьмите и прогуляйтесь в обоих этих местах днем и ночью, с фонариками / фонарями и без них, с попутчиками и в одиночку. Я думаю, вы пережили мысленную встряску от одной только этой мысли? А представьте, насколько больше вы узнаете, если на самом деле совершите эти прогулки!
Места, по которым вы только что мысленно гуляли, кажутся вам реальными. Ваши ощущения безопасности или тревоги в каждом сценарии складываются из известных вам фактов, затаенных страхов и убеждений, которые вы накопили благодаря опыту, просмотру новостей и историям, услышанным в вашей семье и от знакомых. Подобным образом сформировались и мои неосознанные впечатления о Восточной Европе. Например, вы можете знать, что тропа в парке безопасна, но наступление ночи меняет ваше отношение к ней (ведь ночь часто ассоциируется с опасностью). Вы хотели бы чувствовать себя в безопасности в центре города, но вашему телу трудно преодолеть влияние вечерних новостей, в которых это место постоянно называют неблагополучным. И наоборот, если вы живете в центре города, то прогулка по парку может показаться вам не такой уж спокойной, а по улице – совершенно безопасной, потому что это ваш район.
Вспомните Элли, которая перенеслась из Канзаса в волшебную страну. Помните, как веселит жевунов удивление Элли, когда она узнает, что Виллина – добрая волшебница? Элли находится под влиянием своих предвзятых взглядов, будто все колдуньи злые. Они всегда одеты во все черное и творят нехорошие дела. Так запрограммировано ее сознание, и этот мысленный образ противоречит сверкающей белой мантии доброй волшебницы.
Для того чтобы обрести критическое самосознание, необходимо разобраться в своих ментальных и эмоциональных процессах сортировки воспринимаемой информации. Для начала надо вызвать в памяти негативные образы и подвергнуть их анализу, чтобы выявить скрытые предубеждения или неполноту информации. Освоив этот способ самоанализа, вы сможете лучше направлять и мышление детей, которых воспитываете. Умение ставить вопросы перед самим собой (проблемно-поисковый подход к образованию, о котором мы говорили в предыдущей главе) – это один из способов, с помощью которого мы можем не только получать знания, но и выявлять недостатки своего мышления. Интересно, что дети от природы любопытны и гораздо проще пересматривают свои предубеждения, а когда они совсем маленькие, у них и вовсе нет предубеждений, которые нужно пересматривать! Это одна из причин, по которым мы бесконечно восхищаемся малышами. Они привносят свежий взгляд в то, что нам кажется устаревшим и рутинным.
Дети, подобно настоящим детективам, подносят свои увеличительные стекла прямо к исследуемым предметам. Внимательно наблюдать – значит уделять основное внимание восприятию (оставляя пока суждения в стороне). Когда дети еще маленькие, любопытные и у них горят глаза, мы помогаем им сначала накопить сенсорный опыт. Мы даем им игрушки, инструменты и еду, которые помогают настроить зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Мы даем названия тому, что они ощущают, например «яркий», «громкий», «мягкий», «ароматный», «кислый». Подрастая, дети учатся интерпретировать эти восприятия, наделяя их смыслом, который они сформировали сами. «Яркий» может для них означать, что свет бьет по глазам или что темное пространство хорошо освещено. Ребенок самостоятельно выносит суждение по этому поводу.
Дети учатся ассоциировать «ароматный» запах с духами, а «кислый» вкус с лимоном. Переход в подростковый возраст знаменуется тем, что интерпретация сенсорных восприятий приобретает у них все более личный характер. Они начинают соотносить запах духов с конкретным человеком, и это может вызывать ощущение угрозы, если данный человек вызывает неприязненные чувства. В то же время кислый вкус лимона может восприниматься как чрезвычайно приятный, если он напоминает поездку во Флориду к бабушке, у которой в саду растет лимонное дерево. Наблюдение в сочетании с личным опытом становится основой интерпретации.
Занятие «Внимательное наблюдение»
Приведенные ниже три упражнения для увлеченных наблюдателей – это игра! Рассматривайте их как задачи, не имеющие правильных ответов. Стало немного полегче, правда? Мы здесь не для того, чтобы заниматься самобичеванием за счет искажения мировоззрения, а для того, чтобы открыть для себя больше богатства и красоты. Начнем с наших великолепных пяти чувств. Давайте с удовольствием (но при этом продуктивно!) понаблюдаем за предметом исследования, познавая его все ближе. Основа критического мышления – это умение наблюдать, называть, идентифицировать и интерпретировать.
Давайте назовем это «Н в квадрате, И в квадрате» (Н2И2) и будем обращаться к этой формуле, чтобы напоминать себе о важности четырех навыков внимательного наблюдателя.
Наблюдайте: подмечайте свои личные реакции на все происходящее.
Называйте: какие впечатления у вас возникли?
Идентифицируйте: исследуйте источник впечатлений.
Интерпретируйте: наделите свое впечатление предварительным смыслом.
В процессе работы над этими заданиями почаще напоминайте себе, что смыслы, сформированные в процессе наблюдения, называния, идентификации и интерпретации, носят исключительно личный характер. Другими словами, если вы считаете аромат духов сладким, а ваш ребенок определяет его как ужасно резкий запах, это вполне нормально.
Горящие глаза (5–9 лет): охота за сенсорными сокровищами
Мы интерпретируем окружающий мир на основе осмысления сенсорных восприятий. «Мозг стремится все упрощать. Он сводит мир к его элементарным частям: фотонам света, молекулам запаха, звуковым волнам, вибрациям прикосновений, – которые посылают электрохимические сигналы в особые клетки мозга, хранящие информацию о линиях, движениях, цветах, запахах и других сенсорных сигналах». Мы собираем эту информацию через наши органы чувств и наделяем ее смыслом. Сенсорные ощущения создают немые фильмы, которые живут в нашем сознании и определяют наши реакции. Сенсорный опыт служит богатым исходным материалом для мышления. Давайте начнем!
Прикосновения
Попросите ребенка найти в доме пять-десять предметов с разной текстурой, весом, запахом и цветом. Принесите эти предметы на кухонный стол. Делайте заметки (используя приведенные ниже вопросы), пока ребенок будет вести наблюдения.
Наблюдение
• Какой предмет тебе больше нравится трогать или держать в руках?
• С каким предметом ты обходишься с осторожностью?
• Какой предмет кажется тебе непривычным на ощупь?
• Какие предметы кажутся на ощупь теплыми, а какие прохладными?
• Разложи предметы по весу (чтобы определить, какой тяжелее, поднимай их попарно, если возможно, и сравнивай вес). Какую последовательность ты выбрал (от самого легкого к самому тяжелому или наоборот)? Попробуй теперь разложить их в обратном порядке. Как тебе больше нравится? Есть ли среди предметов такие, которые тяжелее, но меньше по размерам, чем большие и легкие? Есть ли предметы, одинаковые по весу? Большая ли разница между самым легким и самым тяжелым предметами? Сфотографируй предметы, разложенные в ряд.
• А теперь разложи их по размеру. Ты хочешь начать с самого маленького или с самого большого? Сделай еще один снимок. Определяя размеры, ты сравниваешь высоту или длину? Попробуй сделать наоборот. Изменился ли от этого порядок? Отличается ли порядок расположения по размеру от порядка расположения по весу? Сравни фотографии.
Называние
• Назови свойства поверхности каждого предмета: шершавый, гладкий, колючий, пушистый…
• Какие запахи исходят от каждого предмета – приятные или не очень? А каковы они на вкус – сладкие или горькие?
• Какого они цвета? Назови их.
• Меняют ли они цвет на свету и в тени? А если посмотреть на них сверху и снизу?
• Сколько оттенков желтого или зеленого ты замечаешь на предмете одного цвета?
• Сравни эти оттенки с разноцветными мелками из набора; возможно, ты теперь иначе определишь цвет своего предмета.
• Сколько новых цветов ты заметил после такого внимательного наблюдения?
Идентификация
• Разложи предметы по группам (по цвету, свойствам поверхности, форме, запаху).
• Сосчитай, сколько предметов в каждой группе.
• Выдели в каждой группе предмет, который тебе больше других нравится на ощупь.
• Выдели предмет, который тебе больше нравится на вид.
• Что у предметов общего? Чем они отличаются друг от друга?
• Найди пару самых похожих предметов и пару тех, которые сильнее всего отличаются друг от друга.
Интерпретация
• Что привлекло тебя именно в этом предмете во время поисков? Попадались ли тебе другие предметы, которые ты решил не брать? Почему?
• Что придает тяжесть тяжелым предметам? Почему другие предметы легче? Как ты это понимаешь?
• Вспомни о цветах. Почему при мимолетном взгляде на предмет мы видим только один основной цвет, а при пристальном рассмотрении замечаем и другие?
• Какая разница между ароматом и запахом?
book-ads2