Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 31 из 35 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Словно в ответ треск оружейных стволов стих, уступив место какому-то невнятному бормотанию, вскрикам и возне. Азаревич обернулся к окну, что выходило в сад. За ним он совершенно отчетливо услышал шаги. Кто-то явно огибал флигель с тыльной стороны. Воролов направил ствол в проем в ожидании нападения. Сзади в него вцепилась Екатерина Павловна, не позволяя ему высунуться из укрытия больше необходимого. – Азаревич, не стреляйте! Свои! Свои! Воролов смог бы узнать этот голос из тысячи других… В распахнутое окно, поддерживаемый чьими-то руками в сером армейским сукне, ввалился Пятаков. Вслед за ним в комнате появилась пара драгун в полной амуниции. – Петр Александрович! Слава богу, успели! – Бог мой! Откуда вы здесь, Евстратий Павлович? Драгуны зажгли фонарь. Пятаков осмотрел поле битвы: – Все расскажу, все расскажу! Вы целы? У вас кровь на рукаве! Азаревич глянул на свою руку. – Царапина, пустяки! А вот вас задело посерьезнее, – ответил он, заметив большое темное пятно на предплечье сверхштатного околоточного надзирателя. – Да, плечо немного, – отмахнулся Пятаков, – но сейчас не до этого… – Нет-нет, вас непременно надо перевязать! Екатерина Павловна, очень прошу вас помочь! Девушка, словно очнувшись, бросила на пол пистолет, который до того все еще крепко сжимала в руке, и принялась помогать остальным стягивать с раненого шинель. Высокий усатый драгун вынул из своей сумки туго скрученную узкую скатку перевязочного полотна и положил ее на водворенный на место столик. Пятакова усадили на простреленный в нескольких местах жалобно поскрипывающий табурет. – Я вас там, у входа в подвал, сразу увидел, – начал рассказывать он, – и знак вам пытался подать, да только вы меня и не заметили. Как только дошел за Келлером к месту погрузки, сразу понял, что тут пахнет контрабандой, и что мы совсем не там искали. По моему околоточному опыту, контрабандисты – люди с холодной головой. Там не до опер и сведения с ума молоденьких девушек. Там другая публика! А тут Екатерина Павловна изволили пожаловать во всей красе, и вы следом, и стало уже поздно отступать. Я и прикинул, что переделка может приключиться куда опаснее… – Где вы взяли подмогу? Как вы вообще поняли, где нас следует искать? – Слушайте дальше: вот Екатерину Павловну уволокли вниз, вы ринулись вслед за ней, а я снаружи остался. Мужики эти опять начали грузить. Таскают, значит, и вдруг гляжу: из рук у грузчиков выпадает очередная туша. Обрубки ног у нее растопыриваются в стороны, а на брюхе прореха расползается! А оттуда наружу – два жестяных картуза! Ну, думаю, дела! А с одного соскакивает крышка и под ней – маленькие полотняных мешочки. Верите, я подобные сто раз своими глазами видел! Наверняка опий! Значит, дело совсем худо, и вас обоих немедленно нужно выручать. Выбрался оттуда и опрометью в город, за драгунским патрулем, одного человека послал за подкреплением и бегом обратно к вам. Накрыли там всех, а вас-то внутри и нет! Стали выпытывать, что да как, где еще есть выходы на поверхность, ну один там и проговорился про дальний лаз. Выдвинулись мы в эту сторону, да тут и слышим – выстрелы… Азаревич с чувством обнял Пятакова, а потом развернулся и поспешил в сени. Екатерина Павловна последовала за ним. Через раскрытую настежь дверь, подходы к которой уже успели расчистить расторопные соратники их спасителя, воролов с девушкой вышли на улицу. Во дворе деловито сновали драгуны. Они собирали брошенное оружие и укладывали в аккуратный ряд трупы бандитов, устремивших свои остекленевшие глаза в темное, мутное, начинающее сыпать крупным снегом небо. Вторым рядом под прицелом направленных на них карабинов лежали лицом вниз вполне живые контрабандисты – замызганные, окровавленные, со связанными за спиной руками. Азаревич полез в карман, удивленно хмыкнул, достал брегет, раскрыл его и посмотрел на циферблат: – Не вытащили! Половина восьмого… Славина посмотрела на воролова: – Куда же вы сейчас, Петр Александрович? Азаревич щелкнул крышкой часов, спрятал их обратно, потом повернулся к девушке и крепко сжал дрожащую кисть ее руки: – Разве вы не поняли? У меня, Екатерина Павловна, сегодня премьера… Глава XXII Через четверть часа по полутемным переулкам, ведущим в сторону театра, пригибаясь к земле и закрываясь руками от неистовых порывов декабрьской вьюги, бежал какой-то человек. Припозднившийся солдат или офицер местного гарнизона, внимательно присмотревшись в желтом неверном свете масляных фонарей, к немалому своему удивлению смог бы узнать в бегущем Петра Александровича Азаревича. Вид его был ужасен. Без шинели, в изорванном, забрызганном грязью и бурыми пятнами крови мундире, он поскальзывался и падал в сугроб, вставал, делал несколько десятков шагов и снова падал, и снова вскакивал, упрямо продолжая свой неистовый бег сквозь пургу и темноту. У него в ушах все еще тонко звенело от выстрелов, но сейчас это его не беспокоило. Метель хлестала его по лицу, ледяной ветер толкал его в грудь и, казалось, тянул его назад за лоскуты кителя, но Азаревич все равно упорно рвался вперед… Он вошел в театр с началом второго акта. Захваченную мимоходом у Пятакова на квартире шинель воролов оставил в гардеробе и, приведя в порядок наспех наброшенный собственный мундир – нельзя же было появиться здесь в своем прежнем виде, – пошел к лестнице, ведущей наверх, в зал. – Петр Александрович, добрый вечер! Азаревич обернулся. Его догонял Федоров в еще седой от снега шубе. – Что с вами? – изумленно спросил поручик. – Второй акт уже начался? – ответил вопросом на вопрос Азаревич. – Да, видно, только что… – Отчего вы не в зале? – Не приходить же к самому началу, ей-богу! Да и первый акт мне совершенно не по нутру… Простите, но я удивлен вашим видом… Воролов ускорил шаг. Федоров в замешательстве остановился. Таким Азаревича он еще не видел… На сцене в декорациях, изображавших комнату, убранную по моде середины восемнадцатого века, с камином, резной лестницей и большой кроватью под балдахином, Герман-Загорецкий пел дуэтом с призраком старухи-графини, одетой в белоснежный чепец и бескрайнее белое платье. Присмотревшись минуту-другую, воролов с изумлением признал в призраке Любезникова. «Изворотлив, каналья!» – мысленно похвалил Порфирия Ивановича Азаревич. Он ни разу не видел эту оперу целиком и поэтому не сразу понял, что за сцена сейчас началась. Но вот из-за кулис со своей арией на устах показалась Наталья Николаевна. Азаревич неожиданно для себя громко вздохнул, не заметив обращенных на него из темноты зала нескольких недовольных лорнетов: «Как теперь все понятно! Господи, как очевидно все было! Возможно, стоило только открыть глаза, почувствовать, а потом найти нужные слова и просто сказать их, и всего этого могло бы и не быть. Никого бы поймать не удалось, да и чихать на это! Можно было бы вызнать у нее только имя, да и просто пристрелить его потом в подворотне, а Мышецкому написать, что они все дружно ошиблись. Как можно было допустить, что все это происходит здесь и сейчас?! Вот она уже поднимается на свой добровольный эшафот… Как у нее дрожит голос! Неужели она и вправду сделает это?» Наталья Николаевна, растрепанная, с отрешенным взглядом, словно в полусне, ступень за ступенью преодолела вычурную безвкусно оформленную лестницу и замерла под большой висельной петлей, спущенной к этой минуте с потолка прямо над ее головой. «Пора!» – Азаревич бросился вперед по проходу и в три прыжка оказался на сцене. По партеру волной пронесся возбужденный клокочущий вздох. Потом наступила тишина. Кто-то поспешил закрыть занавес, и теперь его багровые крылья под лязг неповоротливого механизма и шелест тяжелой бархатной ткани устремились к центру сцены, все более и более укрывая ее от взоров зрителей. Зал обескураженно шептался, распространяя в воздухе напряжение, подобное электрическому. Медленно закрывающийся занавес, задев плечо Азаревича, наконец поглотил и эти последние звуки. – Стойте! – крикнул воролов в словно ватную пустоту, и Наталья Николаевна, будто завороженная, посмотрела на него сверху. – Спектакль закончен! Вам больше нечего играть в этой сцене… – Вы ошибаетесь, – услышал он знакомый голос, – спектакль только начался! Азаревич обернулся на этот голос и направил револьвер в сторону края сцены, за кулисы, туда, где у рычагов обычно стоит рабочий, открывающий и закрывающий занавес, или же актеры, которым пришло время выходить на подмостки. Это был самый незаметный, самый тайный, надежно укрытый от чужих глаз угол, где всегда темно и со стороны никого не видно. Но сейчас Азаревичу было видно все. Ствол его оружия был направлен точно в бледное лицо Моти Полутова… …Он вышел от штабс-ротмистра и вдохнул полной грудью холодный влажный воздух. Словно заново родился! Матвей Васильевич… Матвей Васильевич Полутов. Новый человек, новый полк, новые лица, новая квартира, новый мир на самых задворках империи. Лишь мудрость старая, как у векового дуба, пережившего не одну войну и не один мор, как у змеи, в очередной раз сбросившей кожу и устремившейся из своего старого гнезда в новую жизнь навстречу солнцу… Как хорошо улыбнуться ему, этому усталому осеннему светилу, с трудом проталкивающему свои лучи сквозь низкие холодные облака! Да, в прошлый раз все получилось очень мило. Простенько, но со вкусом! Правда, в последний момент та девушка вдруг изволила «передумать», но это было так забавно! Она так и не успела понять, что все это игра, что нет никакой любви, и никакой трагедии тоже! Их просто создали, и она поверила, глупенькая! Пикантно, да! Черт возьми, это дело удивительно тешит самолюбие! И с каждым разом все больше. Никакого сравнения с тем первым случаем, из-за которого, собственно, и пришлось надеть армейский мундир… Сколь многое возможно, если только захотеть и проявить хоть толику вдохновения и изобретательности! Даже удивительно… Доставив свои вещи на квартиру, отрекомендовался там прибывшему неделей ранее офицеру. Этот Келлер – удивительно скрытный тип! Скорее даже замкнутый. Никакого любопытства! Стоило ли держать под парами красивейшую историю собственной жизни?! Столько фантазии насмарку! На выходе столкнулся еще с одним. Тоже здесь дней десять. Задал ради приличия пару вопросов, но был деликатен, не навязывался. Этот Федоров будет поинтереснее немца. С ним можно сойтись… На второй вечер отправился в театр. Да, в этом маленьком пограничном городишке есть настоящий театр! Ни секунды промедления! На спектакль!.. – …Выходите оттуда, мой милый Васенька, – проговорил Полутов, – а то Петр Александрович в полутьме возьмет да и не заметит моего револьвера, направленного вам прямо в живот. А мне бы не хотелось уведомлять его об этом, нажав на курок! По крайней мере, сейчас…
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!