Часть 15 из 69 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Опровержение Говарда Картера
Стоило Вейгаллу опубликовать свою статью, как ее стали обсуждать в ученом мире. Доводы, приводимые Вейгаллом, не убедили Говарда Картера, его соотечественника, и через пару лет Картер выдвинул собственную теорию. По правде говоря, поисками гробницы Аменхотепа I он интересовался еще за несколько лет до того, как Вейгалл изложил свою точку зрения. В 1903 году Картер писал леди Амхерст, археологу и дочери известнейшего коллекционера египетских древностей: «Как лорд Амхерст отнесется к идее снарядить экспедицию под моим руководством для раскопок гробницы Аменхотепа I?»[56] Увы, из этой затеи ничего не вышло, но в 1912 году к Картеру явился местный торговец древностями Гад Хассан. Он показал ученому черепки гипсовых сосудов, на которых были имена Аменхотепа I и его матери, Яхмос-Нефертари. Конечно же, Картер заинтересовался этими осколками и попросил Хассана показать ему место, где они были найдены. Хассан отвел Картера высоко в горы, на территорию кладбища Дра-Абу-эль-Нага. Там исследователь обнаружил гробницу, состоящую из входной шахты, коридора с боковыми проходами в две отдельные камеры и защитного колодца, после которого начинался второй коридор, ведущий в погребальную камеру с двумя колоннами. По этим признакам Картер понял, что гробница относится к XVIII династии.
В той местности нашли множество захоронений XVII династии, и логично было предположить, что кладбище продолжали использовать при следующей линии правителей. Гробница была в плачевном состоянии, очевидно, ее разрушили еще в древние времена. Но Картер знал, что мумии Аменхотепа I и его матери были найдены в общем захоронении ТТ320, куда их перенесли после разграбления (или во избежание оного) личных гробниц. Именно поэтому ученый даже не надеялся найти усыпальницу фараона в нетронутом виде. Он посчитал, что имеет смысл продолжить исследования, и предпринял попытку сделать это в 1914 году. Несмотря на то что в ходе раскопок ему удалось обнаружить лишь несколько фрагментов погребального инвентаря, указывавших на то, что гробницу заново использовали в более поздние времена, Картер и его тогдашний спонсор, лорд Карнарвон, были убеждены, что нашли гробницу Аменхотепа I. Прошло около семидесяти лет, прежде чем появились данные, позволяющие пересмотреть их точку зрения.
Третий претендент
В 1991 году Немецкий археологический институт в Каире организовал экспедицию под руководством доктора Даниэля Польца для исследования Дра-Абу-эль-Нага и идентификации гробниц периода правления XVII и XVIII династий, включая царские захоронения.
Египетские власти позволили институту вести работы на громадной территории площадью 160 тыс. м2, чтобы тщательнейшим образом обследовать местность в поисках захоронений[57]. За двадцать пять лет изысканий в рамках этого проекта ученые обнаружили значительное количество материала тех времен, а также идентифицировали ряд гробниц, в том числе пирамиду фараона XVII династии Нубхеперра Интефа. Кроме того, археологам удалось найти останки второго подобного монумента, построенного для предшественника Нубхеперра, Сехемра Вепмаата Интефа. Этот памятник находится в другой части кладбища, имевшей запутанную историю в более поздние времена и представляющую для нас особенный интерес.
Польц открыл объект, известный как Фиванская гробница (ТТ)293 — именно под этим названием он зафиксирован в «Топографической библиографии древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин», впервые опубликованной в 1927 году и считающейся библией древнеегипетской археологии. В очень коротком описании говорится, что это была гробница первого пророка Амона, Рамзеснахта, жившего при фараоне XX династии Рамзесе IV. На первый взгляд такое описание не оставляет сомнений в атрибуции гробницы, но с самого начала своих исследований Польц и его команда придерживались мнения, что это захоронение не могло быть построено для человека, в чьих жилах не текла царская кровь. Масштаб и само расположение усыпальницы указывали, что в ней покоится фараон. За три сезона раскопок с 1993 по 1995 год останки сооружения были разрыты полностью, и стали видны контуры его стен. Оказалось, что гробница была устроена намного сложнее, чем предполагалось вначале. Это было двойное захоронение, и ему присвоили индекс нового типа — K93.11/12.
Входы в обе гробницы вырезаны рядом друг с другом в склоне холма. Напротив них расположен большой двойной двор, устроенный на выровненном плато и опоясанный массивной стеной, выложенной из камня без использования раствора. При ее постройке применялись известковые блоки и осколочные элементы, добытые из скального массива при возведении гробниц. Похоже, стена возводилась за один прием — это аргумент в пользу единовременной постройки обеих гробниц. Таким образом, монумент изначально задумывался как двойное захоронение. Передний двор перед входом в каждую гробницу разделен на внешнюю и внутреннюю части пилонами{10}, напротив которых ученые обнаружили останки портиков с колоннадой. Учитывая, что пилоны стояли на высоких холмах Дра-Абу-эль-Нага, они должны были выглядеть поистине впечатляюще. Стало очевидно, что этот монумент не старались скрыть от посторонних глаз. И действительно, Польцу и его команде удалось найти свидетельство, что в более поздние периоды в этом месте проводились ритуалы, связанные с поклонением хозяевам гробниц. Рядом с расположенными неподалеку захоронениями фараонов XVII династии Нубхеперра Интефа и Сехемра Вепмаата Интефа также были найдены специальные сооружения и инструментарий для совершения подношений и прочих ритуалов. Правда, анализ керамики, обнаруженной рядом с двойной гробницей, показал, что поклоняться ей начали только с воцарением XVIII династии.
Общий вид раскопок гробниц KV93.11/12 в холмах Дра-Абу-эль-Нага. Камера смотрит на юг, в некотором отдалении слева находятся долина Нила и сельскохозяйственные угодья
Источник: Deutsches Archäologisches Institut Cairo. Photo Ute Rummel
Польц и его команда, несомненно, открыли нечто весьма любопытное: гробницу, построенную на рубеже XVII и XVIII династий для двух знатных людей, возможно даже фараонов. Нам известно всего несколько человек в Древнем Египте, которые образовывали такую пару, где оба обладали достаточным статусом для возведения двойной усыпальницы. Первая пара — это Яхмос I, основатель XVIII династии, и его жена Яхмос-Нефертари; вторая — Аменхотеп I со своей матерью. Из этих двух пар после смерти особенно почиталась вторая.
Пожалуй, наиболее поразительной является связь между гробницей и находящимся неподалеку Менисетом — храмом, посвященным божественному воплощению Аменхотепа I и его матери. Этот удивительный храм был открыт в 1890-х годах Вильгельмом Шпигельбергом, но должное описание получил только от Говарда Картера в 1916 году. Когда-то храм стоял на границе возделываемых земель — там, где заканчивалась плодородная почва, питаемая разливами Нила, и начиналась пустыня. Сейчас строение находится в центре современного поселения Гурна и практически занесено песком. Предметы, найденные при раскопках этого храма, доказывают, что он был построен в честь Аменхотепа I и Яхмос-Нефертари[58]. Примечательно, что храм ориентирован не на реку, как это было принято в более поздние периоды, а по оси север — юг. И если продолжить эту ось дальше на север, она приводит прямо к гробнице K93.11/12. Возможно, это всего лишь совпадение. Но сложно не заметить этой связи, особенно учитывая, как трепетно древние египтяне относились к символизму и геометрии в архитектуре и как умело владели этим искусством.
Данную точку зрения подтверждает открытие, сделанное немецкими археологами. Они нашли пилон, тянущийся вдоль южной стороны внешнего двора К93.12, а также мощеную дорогу, берущую от него начало. По обеим сторонам дорога выложена известковыми булыжниками и ведет в южном направлении, где через 60 м упирается в небольшое вади, известное как Шиг-эль-Атеят. Это вади уходит на восток по склону холма и заканчивается у храма Менисет.
Гробница К93.11, вероятно, была перестроена для повторного использования в качестве усыпальницы Рамзеснахта, верховного жреца Амона из Карнака, главного храма в Фивах, во время правления Рамзеса IV и Рамзеса IX. Его сын и преемник в качестве верховного жреца, Аменхотеп, переделал К93.12 с той же целью, и, вероятно, именно под его руководством была построена дорога к Менисету. По мнению немецких археологов, верховный жрец Аменхотеп просто усовершенствовал старую тропу между Менисетом и гробницей, поскольку эти два объекта были связаны какой-то дорогой с самого момента постройки[59].
Следующим доказательством того, что именно это захоронение принадлежало Аменхотепу I и его матери, стал фрагмент барельефа, созданного при верховном жреце Аменхотепе. На нем изображен фараон, возможно сам Аменхотеп I, рядом с короткой иератической надписью, содержащей слово mahat, что означает «гробница».
Наконец, несмотря на то что Польц отказался от использования папируса Эббота в качестве источника достоверной информации о местонахождении гробницы Аменхотепа I («Похоже, существует только один способ встать на методологически правильную позицию — мы должны просто игнорировать папирус Эббота как источник информации для поисков царских захоронений рубежа XVII и XVIII династий»[60]), сложно не увидеть перекличку с описанием гробницы в этом древнем тексте: «…Высокое место… к северу от дома Аменхотепа в Саду».
Польц разумно отвергает папирус Эббота в пользу более научного археологического подхода на том основании, что описание в нем может соответствовать многим археологическим памятникам этой местности. Однако это совсем не смущает других археологов, и последний претендент на роль гробницы Аменхотепа I, находящийся определенно на возвышении, фигурирует в самых, пожалуй, невероятных, удивительных и в целом потрясающих раскопках, идущих сейчас на территории Египта.
Польско-египетская археологическая миссия на вершине холма в Дейр-эль-Бахри
Этот выдающийся проект под руководством профессора Анджея Нивински из Варшавского университета начался в 1999 году. Работы ведутся в местности с головокружительным рельефом из глубоких оврагов, крутых склонов и узких проходов, где постоянно случаются осыпи. Прямо под районом исследования находятся храмы Ментухотепа II, Хатшепсут и Тутмоса III. При взгляде снизу раскопки наверху кажутся совершенно невозможными: эти знаменитые скалы, создающие столь впечатляющий фон для храмов, кажутся абсолютно вертикальными, словно театральный занавес. На самом деле это не так. Уже двадцать лет профессор Нивински, все такой же живой и энергичный, как в первый день проекта, ведет здесь работу, демонстрируя умение справляться с высокогорными условиями и при этом не терять научной хватки, а также удивительной способности находить следы жизни древних людей по всему скалистому склону (см. Фото 3, Фото 4, Фото 5, Фото 6).
Вопреки ожиданиям, в таком неочевидном месте Нивински удалось найти немало доказательств человеческого присутствия. И это несмотря на то, что просто забраться на вершину такой скалы весьма непросто, не говоря уже о какой-либо деятельности. Нивински полагает, что у древних были довольно веские основания карабкаться вверх. Собственно, исследователь утверждает, что именно удаленность и труднодоступность привлекли древних людей, поскольку на такой высоте можно было укрыть значимую для них гробницу.
Так что же нашел Нивински? На высоте приблизительно 60 м ниже вершины находится громадный валун, площадка вокруг которого, вероятно, была когда-то покрыта рукотворным цементом из смеси известковой крошки, щебня, иснинской сланцевой глины и воды. После высыхания смесь напоминала известняк[61], из которого состоит сама скала. Вероятно, с помощью этого раствора древние пытались сделать ровную платформу на ее склоне, который в отдельных местах достигает 45º. По мнению Нивински, платформа служила нескольким целям: во-первых, запечатать и скрыть под собой гробницу, во-вторых, обеспечить ровную площадку, на которой могли трудиться древние каменщики, предположительно занимавшиеся последними работами по маскировке гробницы. И в-третьих, если Нивински прав, то эта платформа играла важную роль в дерзкой и беспрецедентной попытке ограничить доступ к захоронению. Неподалеку находится второй огромный валун весом около 60 тонн. Гипотеза Нивински заключается в том, что он был специально сброшен с вершины скалы на площадку с такой точностью, чтобы сдвинуть первый камень с изначальной позиции. Так оба валуна оказались непосредственно над входом в гробницу, образовав непреодолимое препятствие для доступа к внутренним камерам[62].
Скалы в Дейр-эль-Бахри. Слева от храма Хатшепсут видны спускные желоба, по которым польские археологи убирали мусор с места раскопок
Источник: Chris Naunton
В окрестностях команда Нивински обнаружила шесть тектонических разломов, два из которых были заполнены таким же оранжевым песком, использовавшимся для цементного раствора. Возможно, это было сделано для защиты неких объектов на дне трещин от потоков воды[63]. Десять рукотворных дренажных канав, вероятно, выполняли схожую функцию[64]. Примечательно, что рядом Нивински нашел десять туннелей, прорытых, как он считает, грабителями[65]. Очевидно, не только польскому ученому пришла идея вести здесь поиски.
Еще одним свидетельством можно считать семь наскальных надписей иератическим письмом (рукописной формой иероглифов). Пять из них упоминают Бутехамона, чиновника времен XX династии, чье имя хорошо известно из свода документов, носящего название «Письма поздних Рамессидов».
Судя по всему, Бутехамон играл более важную роль в обследовании царских гробниц и организации перезахоронений, чем кто-либо из его современников. По всей Долине Царей его имя часто встречается в наскальных надписях. На многих табличках, лежащих рядом с мумиями, он также упоминается как человек, отвечавший за различные работы по их обновлению. Например, Бутехамон руководил «осирификацией» (заменой бинтов) мумии Рамзеса III. Очевидно, он занимал высокий пост при дворе фараона — его титул (такой же носил его отец) звучал как «писец Некрополя». Помимо этого, его называли «хранитель входа в Некрополь» и «смотритель работ в Доме Вечности» (под «Домом Вечности» обычно понимаются гробницы и иногда погребальные камеры). Более того, на крышке его собственного гроба, теперь хранящейся в Египетском музее в Турине, изображены и поименованы члены семей фараонов периода Нового царства. Это подтверждает, что Бутехамон занимал весьма привилегированное положение и был тесно связан с покойными правителями.
Нивински предположил, что имя Бутехамона было выбито на скале в Дейр-эль-Бахри сразу же после того, как гробницу запечатали. Соответственно, усыпальница может принадлежать только кому-то из двух царственных особ того периода, чьи захоронения до сих пор не идентифицированы — Херихору (см. главу 4) или его сыну Неферхересу[66]. Однако в ходе исследований Нивински был вынужден пересмотреть свою точку зрения и выдвинул предположение, что гробница изначально принадлежала Аменхотепу I, а в более позднее время была перестроена для захоронения Херихора или Неферхереса.
В 2000 году ученые нашли центральную часть необычного бронзового кинжала. Больше всего он напоминал кинжал из золота и серебра, обнаруженный рядом с мумией фараона XVII династии Камоса — предшественника и дяди Аменхотепа I[67].
Могла ли неуловимая гробница сына и наследника Яхмоса находиться в Дейр-эль-Бахри? Стоит отметить, что именно во время правления Яхмоса на Египет обрушился сильнейший ураган, повредивший несколько монументов, в том числе гробницы фараонов. «Тогда Его Величество известили, что погребения были залиты водой, усыпальницы повреждены и размыты, пирамиды обрушены [?]»[68]. Могло ли это происшествие заставить власти искать более безопасное место для захоронения фараона? Были ли дренажные рвы, найденные Нивински, попыткой подготовиться к схожему удару стихии?
Хорошо известно, что Аменхотеп I активно участвовал в жизни местных обитателей и они ему поклонялись. Здесь же он построил небольшую молельню из кирпича, которую позже перестроили в храм Хатшепсут. Возможно, именно в этом святилище изначально стояла выдающаяся статуя фараона, выполненная из песчаника и ныне хранящаяся в Британском музее. Ее обнаружил Эдуар Навилль во время раскопок расположенного неподалеку храма Ментухотепа II. Вероятно, статую перенесли, когда начали возводить монумент Хатшепсут. Возможно, храм Аменхотепа не был гробницей[69] и представлял собой статую, изображавшую царя в виде Осириса, великого бога загробной жизни. При этом храм Ментухотепа II, очевидно, выполнял функцию усыпальницы, где покоилось тело фараона. В храме Ментухотепа II Эдуар Навилль также обнаружил стелу, ныне находящуюся в Британском музее и включающую в себя четыре статуи Ментухотепа II и Аменхотепа I в виде Осириса[70]. Таким образом, в какой-то момент храм ассоциировался с обоими фараонами. Известно также, что во дворе храма раньше был обширный сад: там нашли останки пятидесяти пяти платанов и восьми тамарисков[71].
Мог ли этот храм быть «домом Аменхотепа в Саду» из папируса Эббота? В его тексте говорится, что «горизонт вечности Аменхотепа» находится строго к северу от того храма. Раскопки профессора Нивински развернулись как раз непосредственно к северу от храма Ментухотепа…[72] Более того, цементная платформа, открытая его командой, находится в 63 м от вершины скалы, что соответствует 120 локтям. Профессор видит в этом прямую параллель с «высоким местом» из папируса Эббота[73]. Наконец, нам известно, что жена Аменхотепа Меритамон и его сын Аменемхет были похоронены в Дейр-эль-Бахри. Их гробницы обнаружил Герберт Уинлок[74].
Прав ли Нивински? Версия о том, что гробница Аменхотепа I находится в Дейр-эль-Бахри, звучит достаточно правдоподобно, особенно если учитывать связь, существующую между этим фараоном и расположенными вблизи храмами. В своих статьях польский профессор полон оптимизма: «Существует множество археологических предпосылок, чтобы я мог утверждать, что вход в шахту гробницы находится именно здесь»[75]. Однако, несмотря на энтузиазм Нивински, гробница по-прежнему не найдена, да и свидетельства ее нахождения в Дейр-эль-Бахри пока лишь косвенные.
Выводы
Если сравнивать между собой все эти гипотезы, версия Нивински, безусловно, проигрывает — хотя бы потому, что во всех остальных случаях гробницу нашли. Гробницы AN-B, KV39 и K93.11/12, вне всяких сомнений, представляют собой захоронения; также существует ряд свидетельств, говорящих о том, что они могут принадлежать Аменхотепу I. Аргумент Нивински, напротив, состоит в том, что на скале в Дейр-эль-Бахри сокрыто нечто, что, вероятно, является гробницей и, возможно, принадлежит Аменхотепу I. Нивински уповает на то, что ему пока просто не повезло раскопать усыпальницу. Неудивительно, что большинство археологов и египтологов скептически относятся к его доводам. Тем не менее сами по себе аргументы Нивински разумны, а его проект — один из самых выдающихся за всю историю египтологии, хотя бы потому, что стороннему наблюдателю сложно вообразить, как можно вести археологические раскопки на отвесных скалах. В том, что делает Нивински, в его непоколебимом упорстве и энтузиазме скрывается сама суть египтологии.
Карта Фиванского некрополя. Видна граница возделываемых земель на западе от Луксора, стоящего на другом берегу реки. Отмечены основные объекты, о которых шла речь в этой главе
Источник: Michael Johnson, Oxgarth Design
Перенос кладбища правителей в Долину Царей — одна из ключевых характеристик периода Нового царства. Стремление строителей максимально спрятать усыпальницы от посторонних глаз определяет особенность самой Долины и резко контрастирует с практиками более раннего периода, в частности времен Среднего царства, когда погребальный обычай требовал возведения пирамид. Именно поэтому, разыскивая гробницу Аменхотепа I, мы в каком-то смысле пытаемся определить, как повлияли на его погребение перемены в традиции захоронения фараонов. Если окажется, что он был похоронен в Дра-Абу-эль-Нага, как и все правители XVII династии до него, то, судя по всему, он продолжал следовать старым обычаям, а кладбище перенесли в Долину Царей уже после его смерти. Профессор Нивински утверждает, что гробница была намеренно построена в недоступном месте, но так, чтобы ее было видно отовсюду, как делали до Аменхотепа I. С точки зрения ученого, захоронение на скале в Дейр-эль-Бахри идеально отвечало этим требованиям. Если это соответствует действительности и гробница находится не в Дра-Абу-эль-Нага, то перед нами разрыв с традицией. Если же все это время прав был Вейгалл и Аменхотепа I похоронили в гробнице KV39, мы будем вынуждены признать: этот фараон — основатель самого известного кладбища в мировой истории.
Глава 3. Куда пропали гробницы амарнских фараонов?
Тайна, ждущая разгадки
В массовом сознании запечатлелся определенный образ археологического открытия, множество раз разыгранный актерами кино: ученый входит в помещение, не открывавшееся веками, над головой он держит лампу, ее дрожащий свет открывает взору исследователя груду сокровищ. В действительности это выглядит совсем иначе. За единственным исключением — находки Говарда Картера.
В 1922 году он отыскал нетронутую гробницу практически неизвестного на тот момент фараона XVIII династии — Тутанхамона. Именно это открытие произвело мировую сенсацию, и по всей планете прокатилась волна египтомании. Египетские мотивы проявлялись в искусстве, моде, ювелирных украшениях и даже прическах. Стали выходить фильмы, повести, песни, вдохновленные открытием Картера. Имя Тутанхамона склонялось на все лады и использовалось в рекламе всевозможных продуктов, от лимонов до сигарет. Работа Картера заключалась в том, чтобы аккуратно задокументировать все находки и в целости и сохранности доставить их в Каирский музей. При этом ему беспрестанно приходилось бороться с неуемным интересом средств массовой информации и мировой общественности, а также отбивать многочисленные атаки тех, кто хотел завладеть найденными артефактами и присвоить себе славу открытия. Учитывая, в каких условиях был вынужден трудиться Говард Картер, можно утверждать, что со своей задачей он справился на ура. Однако выполнить подробный научный анализ столь объемного археологического материала ему было не под силу. Даже общих усилий десятков египтологов, работавших над этим материалом после Картера, оказалось недостаточно.
Мумия Тутанхамона, полностью задрапированная, не считая головы и ног, в наше время доступна для осмотра в задней камере гробницы. Так случилось, что этот фараон жил и умер в самом конце наиболее изученного периода истории Древнего Египта. Его правление началось вскоре после окончания «амарнской ереси». Его предшественник, фараон Эхнатон, правивший меньше двадцати лет, произвел революцию в религии, искусстве и политике Древнего Египта. Концепция Эхнатона предписывала поклоняться не многочисленным богам традиционного египетского пантеона, а лишь одному божеству — солнечному диску, носившему имя Атон. Эхнатон полностью изменил каноны, по которым изображали фараона и его семью. Он построил абсолютно новую столицу, куда всего за несколько лет перевез тысячи придворных и государственных служащих.
За прошедшие годы сенсационный эффект открытия Картера понемногу развеялся. Но именно эта находка стала отправной точкой для дебатов о небольшой группе людей, чья жизнь длилась совсем недолго на фоне тысячелетней истории Древнего Египта. Эта история продолжает захватывать воображение людей по всему миру. Внимание ученых настолько сконцентрировано на оставшихся свидетельствах событий того периода, что любая новая информация способна трансформировать наше восприятие, и, соответственно, растет стремление раскопать свежие данные. Невероятное количество материала, найденного в гробнице Тутанхамона, заставляет ученых поднимать планку ожиданий все выше. Существуют ли еще не обнаруженные до сих пор гробницы членов амарнского царского рода? Если да, то где? И кому именно они принадлежат?
В данном случае речь идет необязательно об определенной гробнице или захоронении какого-то конкретного человека. До сих пор в ученой среде продолжается дискуссия о том, сколько человек из амарнского царского дома похоронили должным образом, как их звали и какого они были пола. Далее мы увидим, что сведения, имеющиеся в нашем распоряжении, указывают на то, что некоторых членов этой царской семьи предавали земле несколько раз: останки эксгумировали и переносили в другое место. В иных случаях погребальный инвентарь из их захоронений намеренно повреждали или полностью уничтожали — в зависимости от того, как менялось отношение общества к этой династии. Таким образом, многие свидетельства того периода почти недоступны для археологов. Свидетельств хватает, чтобы раздразнить наше воображение, но недостаточно для конкретных и определенных умозаключений. Все располагает к появлению всевозможных археологических легенд. Единственный факт, о котором мы можем говорить с полной уверенностью: Тутанхамон, со смертью которого закончилась удивительная эра, был захоронен в гробнице с индексом KV62, то есть в шестьдесят второй гробнице, найденной в Долине Царей. Каков шанс обнаружить гробницы других выдающихся правителей того времени — Эхнатона, Нефертити, Сменхкары, царицы Анхесенамон и других?
book-ads2