Часть 16 из 69 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Эхнатон и «амарнская ересь»
Эхнатон был сыном Небмаатра Аменхотепа III и короновался под именем Неферхеперура Уаэнра Аменхотепа IV ориентировочно в 1351 году до н. э. Уже в первые годы своего правления Эхнатон грубо нарушил все жесткие установки древнеегипетского изобразительного канона. Он распорядился, чтобы его колоссальные статуи, возводившиеся вокруг храмового комплекса в Карнаке (см. Фото 9), имели сильно преувеличенные, иногда даже гротескные черты. Карнак, ставший крупным религиозным центром в эпоху Среднего царства, был местом поклонения богу Амону. К XVIII династии Амон стал доминирующим божеством на всей территории Египта, особенно когда его образ слился с богом солнца и стал носить имя Амона-Ра. Соответственно, Карнак стал важнейшим культовым центром страны, где претворялись в жизнь большие проекты: каждый последующий фараон старался продемонстрировать свою преданность богу и возводил здания, превышавшие по масштабу построенные ранее. Таким образом, желание Эхнатона продолжить традицию строительства в Карнаке, начатую его предшественниками, было абсолютно естественным. Однако он подошел к его реализации нетрадиционным, если не сказать еретическим, образом. В отличие от более ранних построек, объекты, возведенные при Эхнатоне, располагались в восточной части культового центра Амона. Они изображали не только фараона, но и его жену, занимавших весьма значимую позицию рядом с единственным божеством — Атоном, специфическим проявлением бога солнца, в то время представлявшимся в виде многорукого солнечного диска. Форма зданий, иконография и фокус на ком-то, кроме самого Амона, вероятно, воспринимались жреческой верхушкой почти как государственная измена.
На четвертый или пятый год своего правления Аменхотеп IV («Амон доволен») поменял имя на Эхнатон («Полезный для Атона») и основал абсолютно новую столицу в неосвоенных областях Среднего Египта. Это было феноменальное достижение: всего за несколько лет население города, названного Ахетатон («Горизонт Атона»), выросло до 30 тысяч человек. Его руины находятся в местности Тель-эль-Амарна, или просто Амарна, давшей название всему периоду. На этом радикальные культурные изменения не закончились, но приблизительно через двенадцать лет после введения новых порядков Эхнатон умер, а его великий проект начал разваливаться на глазах. Через несколько лет после кончины фараона была восстановлена традиционная религия. Мемфис на севере и Фивы на юге вновь стали столицами, а Ахетатон был покинут. Художники, ремесленники и строители вернулись к древним традиционным канонам. Правление Эхнатона стали воспринимать как ересь. Его преемники возродили культ старых богов и приложили все усилия, чтобы уничтожить наследие фараона-еретика и его революционной политики как в области архитектуры, так и во всех исторических хрониках.
Кусок известняка, на котором, художник сделал набросок головы и плеч Нефертити в профиль. Найден экспедицией Общества исследования Египта в Амарне в 1932 году. Сейчас экспонируется в Египетском музее в Каире
Источник: Chris Naunton
Нефертити, супруга Эхнатона, — один из ярчайших образов Древнего Египта. Самым известным ее изображением считается бюст, найденный немецкой археологической экспедицией в Амарне в 1912 году. Сейчас он хранится в Египетском музее в Берлине. Бюст прекрасно сохранился, он выполнен из известняка, покрытого гипсово-ангидритовой смесью, и изображает Нефертити в оригинальном головном уборе с плоским верхом — такого нет ни на одной другой древнеегипетской царице. Ее взгляд устремлен вперед, выражение лица расслабленное, но уверенное, решительное и неустрашимое. Ее красота поразительно современна: высокие скулы, четко очерченный изгиб носа, сильный подбородок. И хотя один инкрустированный глаз за прошедшие века был утрачен, оставшегося достаточно, чтобы создавалось ощущение живого лица. Складки возле уголков рта и глаз говорят о том, что царица изображена уже не в расцвете юности, но все равно она выглядит намного мудрее и сильнее своих лет. Нефертити предстает незабываемо реальной и удивительно соответствует современным стандартам красоты.
Незаконченная каменная голова Нефертити, обнаруженная экспедицией Общества исследования Египта в 1933 году. В наши дни экспонируется в Египетском музее Каира
Источник: Werner Forman Archive/Diomedia
Несомненно, обнаружение этого бюста, ставшего одним из самых узнаваемых символов Древнего мира, способствовало повышению статуса Нефертити в общественном сознании. Вне всяких сомнений, она была довольна своим статусом и при жизни: ни одна супруга фараона ни до, ни после нее не обладала таким высоким положением.
Изображения царицы присутствуют на всех сооружениях, построенных Эхнатоном в Карнаке в начале его правления, а в одном из храмов ее портреты встречаются даже чаще, чем изображения самого фараона. Нефертити изображена на пограничных стелах, воздвигнутых ее мужем для обозначения пределов его нового города. Ее образ стал определяющей чертой изобразительного искусства того периода и включался во все сцены, украшавшие стены дворцов, домов и гробниц рядовых египтян. Картины, представлявшие Эхнатона и Нефертити рядом с их дочерьми, подчеркивали тесную связь царской семьи и единого бога Атона. Ранее столь близкие отношения с богами были прерогативой исключительно фараонов. Кроме того, в Гермополе был найден барельеф (изначально он находился в Амарне, ныне хранится в Бостонском музее изобразительных искусств), на котором можно увидеть Нефертити, стоящую на царской ладье под лучами милости Атона и поражающую вражескую армию. Царица запечатлена в позе, типичной для древнеегипетских картин, однако прежде таким образом изображали только фараонов.
За исключением Нефертити, работа по воссозданию истории царской семьи амарнского периода отличается большой запутанностью и неопределенностью. С середины XIX века, когда ученые обследовали стены гробницы Мериры II, известно о существовании фараона по имени Сменхкара, правившего в тот же период. На росписях усыпальницы Анкхеперур Сменхкара-джесерхеперу вручает награду хозяину гробницы вместе с Меритатон, старшей дочерью Эхнатона. Здесь она названа «Великой Царской Супругой», что характеризует ее отношения с фараоном. Этот сюжет продолжается сценой одаривания заморских гостей, датируемой двенадцатым или тринадцатым годом правления Эхнатона. Поскольку известно, что он был фараоном еще несколько лет, можно сделать вывод, что Сменхкара являлся регентом при Эхнатоне. Данное предположение подтверждается наличием имен двух царей на вазе, найденной в гробнице Тутанхамона. При этом в нашем представлении о времени между смертью Эхнатона и возвращением к старым традициям остаются пробелы. Основных вопросов, до сих пор не имеющих ответа, нет так уж мало. Кто правил Египтом после Эхнатона? Сколько членов царской семьи (или высокопоставленных вельмож) занимали трон? Поодиночке они правили или совместно? Где похоронены эти люди? Существует ли возможность идентифицировать останки этих захоронений среди обилия материала, уже найденного в разнообразном археологическом контексте? Или их гробницы еще только предстоит раскопать? Могут ли в распоряжении ученых находиться все их усыпальницы, мумии и погребальный инвентарь или же какие-то части мозаики все еще отсутствуют?
Царская гробница в Амарне
Судя по всему, строительство гробницы Эхнатона в Долине Царей началось в начале его правления, когда он носил имя Аменхотеп IV и еще не основал новую столицу. Возможно, мы никогда не узнаем, где она находилась и как в конечном счете была использована: для захоронения Эхнатона, кого-то из его преемников или иным образом[76]. С уверенностью можно сказать только одно: каким бы ни был изначальный план, его изменили, когда центр власти переместился в Ахетатон. Эхнатон ясно изъявлял свое желание быть похороненным в Амарне. После него осталась запись, которая могла бы стать весьма полезной для поиска гробниц других египтян того времени, если бы история пошла немного по другому пути:
Для меня должно построить гробницу в восточной горе у Ахетатона… и похоронить Великую Царскую Супругу Нефертити также следует там… и похоронить Дочь Фараона Меритатон следует там[77].
Важно отметить, что здесь говорится только об одной гробнице, следовательно, Эхнатон хотел, чтобы его самого, Нефертити и Меритатон похоронили в одном месте. Однако тут существует и некое разночтение, так как позже он говорит о том, что для некоторых высших чинов нужно устроить «молельни при гробницах» (ahaut) и «кладбище» (semet), на котором их следует похоронить.
После того как западные ученые узнали о существовании города Ахетатон, казалось, найти царскую гробницу не составляло труда. Такое открытие должно было стать важнейшим событием для всех египтологов, но несколько лет о нем никто толком ничего не знал. Прежде чем до гробницы добрались археологи, ее обнаружили местные жители. Петри в 1892 году писал, что усыпальница найдена местным населением «четыре или пять лет назад» и это открытие держали в тайне, пока не унесли оттуда все, что, по мнению обывателей, могло быть продано[78]. Когда все ценности были вынесены, тайну раскрыли, и несколько старших работников Службы древностей стали претендовать на авторство открытия. Никто из них, конечно, не имел к нему никакого отношения. К тому моменту ничего сенсационного находка собой не представляла, и гробница не привлекала к себе должного внимания на протяжении многих лет. В 1960-х годах Джеффри Мартин, британский египтолог из Кембриджского университета, решил исправить ситуацию. Сейчас его двухтомный труд, описывающий работу по подробному изучению гробницы и оставшихся в ней объектов, считается основным источником информации об этом захоронении, предположительно принадлежавшем Эхнатону[79].
Царское вади в Амарне
Источник: Chris Naunton
За шестьдесят лет до того, как профессор Мартин систематизировал знания об этой гробнице, Норман де Гарис Дэвис, описавший захоронение в начале XX века, присвоил ему индекс ТА26 (Тель-эль-Амарна 26). В основном архитектурный стиль гробницы соответствует захоронениям XVIII династии в Долине Царей. Она находится в пустынном вади на некотором отдалении от долины Нила. Вход в гробницу вырезан в скальном массиве одного из склонов вади. За ним следует уходящий вниз длинный проход, по бокам которого сделаны ступени. Центральная часть наклонного прохода гладкая, чтобы в погребальную камеру можно было опустить саркофаг, сделанный из качественного гранита, добытого в какой-то другой местности. Погребальная камера (Е) находится в конце прохода, а прямо перед ней вырыта глубокая шахта или колодец (D) — типичная особенность гробниц того периода, придуманная для защиты камеры от грабителей и потоков воды с поверхности. На пути к колодцу находятся две второстепенные секции. Первая представляет собой несколько камер вдоль изогнутого коридора, уходящего направо от наклонного прохода и заканчивающегося недостроенной камерой. Вторая также находится по правую руку от главного туннеля и состоит из трех помещений, обозначаемых «альфа», «бета» и «гамма» (см. Фото 10, Фото 11, Фото 12).
План царской гробницы в Амарне
Источник: Michael Johnson, Oxgarth Design
С самого начала считалось, что гробница принадлежит Эхнатону. Напоминая своим расположением, формой и размером захоронения фараонов в Долине Царей, она отличается от гробниц древнеегипетских обывателей в Амарне. Исследователи уже знали, что эти усыпальницы вырезались в скалах на границе пустынной равнины, где стоял Ахетатон. Половина находилась к северу от города, половина — с его южной стороны. Более того, несмотря на сильные повреждения внутреннего декора гробниц, легко заметить, что он выполнен в амарнском стиле. Отчетливые лучи, отходящие от солнечного диска, удлиненные картуши и большое количество изображений самого Эхнатона — все это наводило на мысль, что гробница принадлежала именно ему. Учитывая, что Эхнатон завещал похоронить в его гробнице Нефертити и Меритатон, логично предположить, что главная погребальная камера предназначалась для тела фараона, а две другие — для Великой Царской Супруги Нефертити (вероятно, первая, большая по размеру, но недостроенная) и их старшей дочери Меритатон (второе из трех помещений во второй секции).
И в самом деле, существует множество свидетельств, позволяющих прийти к заключению, что Эхнатона похоронили в этой гробнице, как и планировалось. Однако есть данные, что его тело оставалось там недолго. Более того, если допустить, что Эхнатон был похоронен рядом с другими членами царской семьи, то, возможно, среди них не было двух самых важных женщин в его жизни. Нефертити и Меритатон, чьи имена написаны на пограничных стелах, были похоронены в другом месте. Чтобы лучше понять ситуацию, мы должны обратить внимание на два основных источника информации — найденные в гробнице предметы и декор ее стен.
Остатки декора рассказывают неожиданную историю
К тому моменту, когда археологи узнали о гробнице, она уже сильно пострадала от разорения, устроенного руками людей и наводнением. Вероятно, грабители проникали внутрь многие десятки раз, но для нас особый интерес с точки зрения истории захоронения представляют два эпизода. Первый произошел почти сразу после смерти Эхнатона, когда смутное время его «ереси» подходило к концу. А второй — всего за несколько лет до официальной даты открытия гробницы, когда местные жители, знавшие о существовании захоронения, растаскивали оттуда различные предметы для продажи на рынке древностей. Часть этих предметов впоследствии была найдена и помогла составить полное представление о том, как происходило разграбление. При этом ходят слухи, что в тот период из гробницы было вынесено намного больше сокровищ, чем мы предполагаем, и что многие ценности до сих пор хранятся в частных коллекциях.
В этом отношении интересно обратить внимание на качество камня, в котором вырублена гробница. Будь оно высоким, можно было бы предположить, что барельефы и надписи тоже высекались непосредственно на поверхности скалы. Но такая филигранная работа возможна только на камне определенной породы, достаточно мягкой, чтобы можно было вырезать тончайшие узоры, и при этом обладающей плотностью, при которой под резцом не образуются трещины и выбоины. Качество породы сильно разнится даже на небольшом участке поверхности, поэтому древние камнетесы плохо представляли, с чем им предстоит работать, пока рытье шахты не заканчивалось и не наступал черед более тонкой отделки помещений. В тех местах, где качество породы не удовлетворяло мастеров, они наносили слой высококачественной штукатурки, тем самым создавая «холст», на который камнетесы наносили свой рисунок. Безусловно, это была не работа по камню, но разумная ей альтернатива, к тому же уменьшающая ответственность художников. Когда вы вырезаете прямо на поверхности скалы, у вас нет второго шанса: одна ошибка — и придется все переделывать заново. А штукатурку в случае необходимости можно просто замазать новым слоем. У нее есть только один большой недостаток: со временем она частично осыпается, особенно после полного высыхания, и рисунок теряет свою целостность.
Бо́льшая часть изображений на стенах гробницы Эхнатона в Амарне была нанесена на слой гипсовой штукатурки, поэтому многие из них теперь утеряны навсегда. Тем не менее сохранившиеся фрагменты несут в себе немало интересной информации. Стены гробницы декорированы в районе защитного колодца, основной погребальной камеры и во втором комплексе из трех помещений, обозначаемых «альфа», «бета» и «гамма».
На стене возле колодца сохранились следы рисунка, на котором изображены Эхнатон и Нефертити, совершающие подношение Атону; фрески на задних стенах изображают одну или нескольких царских дочерей[80]. На стенах у входа в главную погребальную камеру можно рассмотреть только типичные для того периода изображения Атона, от которого опускаются лучи, а также остатки картушей Атона или Эхнатона. Среди этих и других фрагментов надписей встречаются имена и титулы Эхнатона, Нефертити и Атона. Профессор Мартин восстановил одну из сцен, ранее недоступную невооруженному глазу[81], и ее содержание оказалось неожиданным. Эхнатон, Нефертити и одна или несколько их дочерей стоят перед человеком в беседке. Верхняя половина его тела не сохранилась, но можно разобрать важные детали. Перед ногами этого человека изображен особый пояс, бывший атрибутом царицы. Но это не Нефертити, которая уже присутствует на фреске: ее идентифицировали по уцелевшим очертаниям оригинального плосковерхого головного убора. Остается предположить, что это мать Эхнатона — царица Тий, Великая Супруга Аменхотепа III[82].
С именем Аменхотепа III связана постройка нескольких выдающихся монументов Древнего Египта. Среди них так называемые колоссы Мемнона, установленные напротив поминального храма фараона в Фиванском некрополе, уникальный открытый двор возле храма в Луксоре и грандиозная статуя сидящих рядом Аменхотепа и его жены Тий, ныне занимающая центральное место в экспозиции Египетского музея. Тий часто упоминается в дипломатической переписке той эпохи, и это свидетельствует о необычно важной роли, которую она играла во внешней политике Древнего Египта наравне с мужем. Ее изображали рядом с супругом гораздо чаще, чем цариц более ранних периодов. На некоторых фресках она даже предстает в виде сфинкса, чего раньше удостаивались лишь фараоны; иногда ее изображали с некоторыми атрибутами богини Хатор, например с коровьими рогами и солнечным диском. В Седеинге, на территории современного Судана, Аменхотеп воздвиг храм в ее честь. В 15 км от него, в Солебе, находился храм самого Аменхотепа. Там поклонялись божественной ипостаси фараона наравне с Амоном-Ра. Возможно, рост статуса Аменхотепа и Тий как царской пары стал базисом для новой религии Эхнатона, основными действующими лицами которой, помимо Атона, были сам фараон и его жена Нефертити.
Нам известно, что Тий пережила своего мужа и после его смерти переехала к сыну в новую столицу. По всей видимости, она имела на него влияние всю оставшуюся часть своей жизни.
Настенные рисунки в комнатах «альфа» и «гамма» сохранились гораздо лучше (в «бете» рисунков не было). Четче всего видна фреска на дальней стене комнаты «гамма». На ней изображен самый трогательный сюжет в древнеегипетском искусстве: слева в беседке стоит дочь фараона, напротив нее — Эхнатон, Нефертити и другие дочери, Меритатон, Анхесенамон и Нефернефруатон-ташерит. Над головой каждого отчетливо видны имена. Они подняли правые руки к лицу в скорбном жесте. Отдельно стоящая дочь — Макетатон, вторая по старшинству, очевидно, умерла. По крайней мере, несомненно одно: именно она была похоронена в одной из комнат.
Эта фреска имеет сходство с изображением в главной погребальной камере, где, насколько позволяют разглядеть уцелевшие фрагменты, женская фигура также стоит в беседке. Подобная параллель наводит на мысль, что в главной камере была похоронена именно эта женщина, предположительно царица Тий.
Информация, безусловно, неполная, и ученые продолжают дискуссии по поводу различных деталей, но общая картина приблизительно ясна. Главная погребальная камера предназначалась для Эхнатона и Тий, а комната «гамма» — для Макетатон[83]. В комнате «альфа», по всей видимости, предполагалось устроить захоронение еще одного или двух человек.
Поскольку у нас есть основания считать, что некоторые люди, о которых идет речь в этой главе, не были похоронены в предназначавшихся для них гробницах, встает вопрос, нашли ли свой последний приют в этой усыпальнице Эхнатон, Тий и Макетатон. Можно смело утверждать, что подготовка гробницы Эхнатона началась вскоре после принятия решения о переносе государственного центра в Амарну. Роспись стен, без сомнения, делалась в последнюю очередь, но ничто не опровергает предположение, что ее начали, а возможно, и завершили задолго до смерти фараона. Так что наличие в гробнице изображений, связанных с его кончиной, не может быть достаточным доказательством, что его тело все-таки поместили в эту усыпальницу. Чего, вероятно, нельзя сказать о Тий и Макетатон. Озадачивает, почему Эхнатон не завещал похоронить рядом с собой ни ту, ни другую женщину, хотя настенные рисунки четко указывают, что в гробнице собирались хоронить именно их. Скорее всего, фараон был вынужден изменить свой первоначальный план в связи со смертью обеих. В случае Тий кончина не была неожиданной, ведь она должна была достигнуть весьма солидного возраста. Неожиданным и незапланированным мог стать только ее переезд в Амарну, означавший, что и похоронена она будет именно там. Что касается Макетатон, то тут все более или менее ясно — она умерла совсем молодой.
Помимо настенного декора источником информации об изначальном и фактическом предназначении гробницы могут служить сотни осколков погребального инвентаря. Они попали к ученым разными путями. Часть из них обнаружил еще Барсанти{11} во время первого официального обследования гробницы после ее открытия. Однако большинство осколков к тому моменту уже было у перекупщиков, и со временем они разошлись по коллекциям солидных музеев. Царскую усыпальницу они покинули еще до того, как о ней узнали археологи. При этом мы не можем с полной уверенностью утверждать, где именно они были найдены, хотя это могло бы значительно повлиять на представление современных ученых об амарнском некрополе. Если бы мы, скажем, узнали, что эти осколки не из гробницы ТА26, а из другого царского захоронения в районе того же вади, то по-другому идентифицировали бы гробницы тех людей, для которых предназначался этот погребальный инвентарь. К сожалению, весьма значительная часть материальных свидетельств истории Древнего Египта была изъята из своего археологического контекста, что лишает нас ценной информации. Но нам повезло, и команда Общества исследования Египта под руководством Джона Пендлбери обнаружила и подробно задокументировала часть фрагментов инвентаря во время экспедиции в начале 1930-х годов; позже их достижения дополнили исследования 1980-х[84] и 2000-х[85] годов.
Найденные предметы можно разделить на несколько групп, к каждой из которых относится ряд фрагментов. По всей видимости, в гробнице было два или три саркофага, предназначавшихся Эхнатону, Тий и Макетатон. Один из них был восстановлен и сейчас экспонируется в саду Египетского музея в Каире. Логично предположить, что крупные и тяжелые объекты, подобные саркофагам или сундукам, помещались в гробницу до самого погребения, в то время как мелкие предметы вносились туда вместе с телом в процессе похоронной церемонии. Как и в случае с настенными рисунками, наличие в гробнице саркофагов не обязательно означает, что погребение произошло. То же самое можно сказать и о сундуке Эхнатона, осколки которого были найдены в гробнице.
Реконструированный саркофаг Эхнатона в саду Египетского музея в Каире
Источник: Chris Naunton
При этом другие предметы, обнаруженные в ТА26, указывают, что перечисленные выше люди все-таки были похоронены именно там. В первую очередь это ушебти — статуэтки, изображающие слуг покойного, призванных выполнять его поручения в загробном мире. Некоторые ушебти, принадлежавшие Эхнатону, попали в поле зрения археологов при перепродаже на рынке древностей незадолго до официальной даты открытия гробницы, когда ее активно расхищали местные жители; другие фигурки были найдены во время академических раскопок. На одной из статуэток, пожалуй самой интересной из всех, имеется надпись: «Великая Царская Супруга, Нефернефруатон Нефертити, вечно живущая». Очевидно, она принадлежала не Эхнатону, а его жене, царице Нефертити. Может быть, и Нефертити похоронили в этой гробнице рядом с ее дочерью и свекровью?
Наконец, по заявлениям Жоржа Даресси, при официальном открытии захоронения рядом со входом он нашел мумию[86]. По описаниям французского египтолога, она выглядела так, как если бы была вскрыта мародерами, искавшими под бинтами драгоценные украшения и амулеты, которые можно продать. К великой досаде ученых, мумия пропала. Конечно, не факт, что это было тело кого-то из первоначальных хозяев гробницы: захоронения часто использовали повторно на протяжении веков, поэтому в них нередко обнаруживают человеческие останки, не имеющие отношения к первому погребению. Но что, если это была мумия члена амарнской царской семьи, которая оставалась в сохранности на протяжении трех тысяч лет и была практически уничтожена всего за несколько месяцев до прихода археологов в гробницу? Завершающим аккордом этой запутанной истории можно считать слухи о группе местных жителей, несущих золотой гроб по пустыне со стороны холмов. Якобы их видели незадолго до официальной даты открытия гробницы[87].
Другие гробницы в царском вади
book-ads2