Часть 14 из 15 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Общий вид на гробницу Сенебкая в Южном Абидосе после раскопок Вегнера
Источник: Chris Naunton
Соответственно, все внимание ученых было приковано к S10, в которой надеялись найти больше сведений о том, кому принадлежали эта и соседняя (S9) гробницы.
В руинах пристроенной молельни исследователи обнаружили множество фрагментов стелы, на которой было начертано имя царя Себекхотепа. Там же им удалось раскопать нечто более важное: под толстым слоем различных обломков и мусора, сквозь который не пробивался магнитометр, ученые нашли еще одну гробницу, построенную в виде галереи из сводчатых кирпичных камер. С захоронениями, в которых прежде работали археологи, она была схожа только своей конструкцией, в остальном отличалась от них. При средней длине (16 м) гробница состояла из трех камер: в первой перекрытие было сделано из деревянных балок, во второй — выполнено в виде кирпичного свода, в третьей — отделано известняком. От потолка третьей камеры почти ничего не осталось, зато сохранились стены, которые, что очень важно, были покрыты росписью.
Роспись стен в гробнице Сенебкая в Южном Абидосе
Источник: Chris Naunton
Среди изображений богинь и крылатых солнечных дисков исследователи нашли простую иероглифическую надпись, которую так долго искали. Теперь им было известно имя хозяина гробницы: «Повелитель Двух Стран, Царь Верхнего и Нижнего Египта, Усерибра, сын бога Ра, Сенебкай»[38]. С этого момента у Вегнера не оставалось сомнений в том, что он обнаружил гробницу фараона, а безымянные гробницы, расположенные вокруг нее, вероятно, также принадлежали царям. Исследователи были озадачены лишь тем, что имя этого фараона нигде ранее не встречалось. По этой причине открытие Вегнера фактически не заполнило пробел в наших знаниях о фараонах Среднего царства и Второго переходного периода, многие захоронения которых до сих пор не идентифицированы. Находка Вегнера только добавила новое имя в этот список загадок.
Возможно, ответ на вопрос, кем был этот фараон, содержится не в его личном имени Сенебкай, а в тронном имени Усерибра. В одной из самых загадочных частей Туринского канона, сохранившегося, к сожалению, лишь отрывочно, содержится список имен шестнадцати фараонов, чью принадлежность к какой-либо династии так и не удалось установить. Список приводится сразу после перечня царей XVI династии. Куда отнести этих фараонов, явно не имеющих никакого отношения к XVII династии, остается неясным. Ранее выдвигались предположения, что они представляют линию царей, правивших приблизительно в то же время, что и фараоны XVI династии, но их власть распространялась лишь на район Абидоса.
Эпитет «сын Ра» написан после имени Сенебкая внутри картуша. Внутренние стены гробницы фараона в Южном Абидосе
Источник: Chris Naunton
Тронные имена первых двух царей в том списке начинаются с «Усер−» и оканчиваются на «−ра», так же как в имени Усерибра Сенебкай. Открытие гробницы этого фараона и других захоронений, вероятно построенных для его предшественников или преемников, стало серьезным аргументом в пользу этой теории. И исследования Вегнера принесут еще больше доказательств в ее поддержку.
Внутри усыпальницы археологи нашли остатки погребального инвентаря, среди которых было расчлененное тело самого фараона, фрагменты маски мумии и неплохо сохранившийся сундук. Когда-то он был покрыт позолотой, но ее ободрали. Под ней виднелась древесина, явно использовавшаяся не в первый раз: на сундуке было написано имя фараона Себекхотепа, указывавшее, что ее позаимствовали из разобранного гроба этого царя. Данный факт подтверждал предположение, что строители гробницы вынесли часть инвентаря из более раннего захоронения S10, чтобы использовать его для новой усыпальницы. Таким образом, вся группа гробниц, включая усыпальницу Сенебкая, принадлежала правителям более позднего периода.
Сходство гробниц S9 и S10 с пирамидой Амени Кемау могло указывать на то, что построены они были в одно время: в начале правления XIII династии, а их непосредственная близость могла означать, что погребенные в них люди были тесно связаны друг с другом. Вегнер и его группа изначально полагали, что эти гробницы принадлежали братьям Себекхотепу I и Сенебефу, первым двум фараонам династии[39]. Однако подробное изучение древесины, взятой Сенебкаем с гроба Себекхотепа, показало, что на ней есть тексты из свода гимнов, известного как Тексты саркофагов[40]. Это заклинания, обычно встречающиеся на погребальном инвентаре периода Среднего царства, в частности гробах, от чего и произошло название сборника. Такие надписи являются отличительной чертой погребальной культуры того времени, хотя часть из них можно встретить и в Первом переходном периоде, а другие не появлялись на саркофагах вплоть до гораздо более поздних времен. Надписи на древесине, позаимствованной Сенебкаем, как нам известно, появились там не раньше определенного момента в начале правления XIII династии. Именно поэтому Вегнер и его команда пересмотрели свои выводы и заключили, что речь идет не о Себекхотепе I, а о Себекхотепе IV[41]. Этот фараон, представлявший XIII династию, правил после своего брата Неферхотепа I. Оба управляли страной из Абидоса. Такой вывод сдвигает назад даты правления Сенебкая и так называемой Абидосской династии, чьи гробницы находятся вокруг захоронений S9 и S10, относя их к концу Второго переходного периода.
Древнее обследование гробниц фараонов в Фивах
Нам неизвестно, что случилось с этой династией абидосских царей, но высказываются предположения, что свою независимость они потеряли к началу конфликта между правителями гиксосов и Фив.
Ученые не имеют сведений о местонахождении большинства гробниц гиксосской линии фараонов XVII династии. Можно лишь утверждать, что некое их количество находится в Фивах. Это удалось выяснить с помощью одного из редких документов древности, при чтении которого словно попадаешь в прошлое. Речь идет о папирусе периода XX династии, датированном шестнадцатым годом правления Рамзеса IX. Британский музей приобрел его в 1857 году и хранит по сей день. Продавцом был некий доктор Генри Уильям Чарльз Эббот, англичанин, собравший большую коллекцию египетских древностей, поэтому документ и называется папирусом Эббота[42]. В свитке длиной 2 м семь страниц текста на лицевой стороне (ректо) и две страницы — на оборотной (версо). Папирус описывает обследование ряда гробниц «царственных предков», содержит свидетельства о том, что некоторые из них были найдены разграбленными, а также рассказывает о судебном разбирательстве между двумя фракциями, пытающимися выяснить, кто из них виноват в том, что было допущено такое варварство. Помимо повествования об интригах вокруг расследования папирус вызывает большой интерес ученых благодаря упоминанию гробниц, уже известных комиссии по расследованию, а также подробному описанию их местоположения и состояния.
Папирус Эббота
Источник: The Trustees of the British Museum
Всего в документе говорится о девяти царских гробницах[43], принадлежавших Аменхотепу I, Иниотефу II, Интефу VI, Интефу V, Собекемсафу I, Секененра Тао, Камосу, Яхмосу Сапаиру и Ментухотепу II. Перечисление идет в порядке их обследования. Из всех фараонов только двое (Иниотеф II и Ментухотеп II) принадлежали к XI династии, остальные были царями XVII династии, за исключением Аменхотепа I, второго правителя XVIII династии.
Археологи обнаружили пока только две гробницы из этого списка. Усыпальница Иниотефа II известна как Сафф-эль-Кисасия («сафф» по-арабски означает «ряд» и является отсылкой к ряду вырезанных в скале квадратных колонн, размещавшихся у входа в подземную часть захоронений того периода). Могилу раскопали во второй половине XIX века в Фиванском некрополе, в местности под названием Эль-Тариф. В папирусе Эббота говорится, что перед этой гробницей была установлена стела, изображавшая фараона с его псом Бехаем, лежавшим у ног хозяина. Фрагменты этой стелы были найдены при раскопках гробницы[44]. Усыпальница Ментухотепа II, вероятно, находится в конце коридора, уходящего далеко в глубь скалы позади большого храма в его честь в Дейр-эль-Бахри (см. Фото 3, Фото 4, Фото 5, Фото 6).
Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, кем были два фараона с именем Интеф, о которых говорится в папирусе[45]. Так или иначе, всего обнаружено три гробницы фараонов с именем Интеф, и эти двое, вероятно, покоятся в каких-то из них. В данном случае речь идет о захоронениях Сехемра Вепмаата Интефа[46], Сехемра Херухирмаата Интефа[47] и Нубхеперра Интефа[48]. Третью гробницу из этого списка открыл в 2001 году в Дра-Абу-эль-Нага доктор Даниэль Польц из Немецкого института археологии. Похоже, именно в этой части Фиванского кладбища хоронили царей XVII династии. Многие предметы погребального инвентаря из этих гробниц были найдены в XIX веке и стали частью коллекций крупнейших музеев мира. Безусловно, в папирусе Эббота речь идет в том числе и об этих гробницах.
Обследование, проведенное в древности, показало, что только одна из осмотренных гробниц была полностью разграблена — захоронение Собекемсафа I. Остальные в то время, судя по всему, оказались нетронуты. Анализ гробов и прочего погребального инвентаря, проведенный археологами в XIX веке, позволяет сделать вывод, что если эти захоронения и были разорены, то незначительно. Однако тела Аменхотепа I и Секененра Тао оставались в своих гробницах максимум до времени правления XXI династии. Останки этих фараонов были найдены в «общей гробнице» ТТ320. Обследование захоронений, описанное в папирусе Эббота, имело своей целью удостовериться, что они не были вскрыты, и инициировалось ввиду участившихся разграблений царских усыпальниц. В гробнице ТТ320 ученые обнаружили более сорока мумий высокопоставленных египтян, включая тела десяти фараонов, правивших в период с XVII по XX династию. Выяснилось, что власть имущие того времени посчитали перезахоронение в секретной общей гробнице единственным надежным способом гарантировать сохранность царских тел. Бо́льшая часть тех фараонов была первоначально погребена в Долине Царей, а гробницы найдены и подробно исследованы. При этом захоронения, из которых были извлечены тела некоторых царей, в том числе Секененра Тао и Аменхотепа I, до сих пор не обнаружены.
Аменхотеп I в папирусе Эббота
На рубеже XIX–XX веков раскопки гробниц периода Нового царства (особенно тех, которые жрецам не удалось уберечь от разграбления) в некотором смысле достигли пика. Такие исследователи, как француз Виктор Лорэ, американец Теодор Дэвис, а также англичане Эдвард Айртон, Говард Картер и Джеймс Квибелл, сделали ряд открытий, последовательно вычеркнув имена многих фараонов XVIII, XIX и XX династий из списка ненайденных. И хотя некоторые царские усыпальницы еще предстояло обнаружить, к 1900 году создавалось впечатление, что из-за такого темпа очень скоро нечего будет раскапывать.
К моменту обнаружения группового захоронения ТТ320 в Долине Царей гробницы многих фараонов, чьи тела оказались в общей усыпальнице, были уже открыты. Среди них не было гробницы Аменхотепа I, но у археологов оставалось два подходящих варианта. Впрочем, с полной уверенностью выбрать один из них не получалось, что разделило ученых на два лагеря. В последующие годы предпринимались попытки подтвердить и ту и другую гипотезы, но тем временем появился третий претендент на место гробницы Аменхотепа I. В наши дни ведутся раскопки предполагаемого захоронения этого фараона еще в одном, совершенно новом месте.
Единственным надежным источником информации для идентификации множества гробниц в районе, описываемом в папирусе Эббота, оказался сам папирус. В частности, гробница Аменхотепа I — это самое позднее захоронение из перечисленных в древнем документе. Остальные относятся к периоду правления XVII династии и к более раннему времени. Обследование гробницы, проведенное в древности, показало, что в нее никто не проникал: «В тот день каменщики осмотрели ее и оценили состояние как хорошее»[49]. В папирусе содержится даже указание на месторасположение гробницы. Выглядит это следующим образом:
Горизонт вечности Джесеркара, Сына Ра, Аменхотепа на глубине 120 локтей от его стелы [?], именуемой Паака, к северу от дома Аменхотепа в Саду.
На первый взгляд этот текст может показаться чрезвычайно полезным, поскольку, опираясь на число «120 локтей», исследователи с большей точностью вычислят расположение гробницы. Нам известно, что один древнеегипетский локоть равнялся приблизительно 51 см, значит, гробница находится в 63 м от имеющихся ориентиров. Проблема заключается в том, что нельзя с полной уверенностью определить, что имелось в виду под стелой. И хотя под «домом Аменхотепа», очевидно, подразумевается храм или другое культовое сооружение в его честь, существует несколько известных нам объектов, подходящих под описание искомой гробницы, не говоря уже о тех, которые, возможно, были утрачены.
Артур Вейгалл и гробница KV39
Первым из трех претендентов на место гробницы Аменхотепа I является KV39. По факту это захоронение находится на некотором отдалении от основной части Долины, в ее южной части, ближе к району рабочих хижин, который порой называют полустанком. Каждый, кто бывал в скалах за храмом Дейр-эль-Бахри и в Долине Царей, знает это место (к сожалению, на момент написания книги доступ туда ограничен). Гробницу обнаружили два местных жителя, Макариус и Андраос. Они узнали, где находится захоронение, и получили разрешение на раскопки в министерстве по делам древностей. Их, конечно же, больше интересовали находки, за которые можно было выручить деньги (тут их ждало разочарование), чем какой-либо вклад в научное исследование древнего монумента. По этой причине они оставили без внимания бо́льшую часть археологического материала, имеющего отношение к захоронениям XVIII династии. Затем в гробнице побывал Артур Вейгалл. Это произошло в 1908 году, когда он занимал пост главного инспектора по Верхнему Египту в министерстве по делам древностей. В своей статье, опубликованной в 1911 году, Вейгалл выразил уверенность, что KV39 является гробницей Аменхотепа I[50]. Вейгалл был авторитетным археологом, работавшим в Абидосе с Флиндерсом Петри, так называемым отцом археологии. И хотя он отметил, что Макариус и Андраос едва ли провели тщательное исследование гробницы, сам Вейгалл также не организовал какой-либо серьезной работы в усыпальнице. Первым, кто начал полноценные раскопки в этой гробнице, был доктор Джон Роуз, бывший британский инженер, увлекшийся египтологией. Спустя семьдесят лет после открытия захоронения он получил разрешение на работу и рассчитывал раз и навсегда установить, кто же там похоронен. Роуз и его команда вели раскопки в гробнице пять сезонов, с 1989 по 1994 год. Ему удалось доказать, что имевшийся ранее план гробницы содержит существенные ошибки, а также обнаружить значительное количество нового материала. Это были первые находки в усыпальнице KV39, описанные научными методами.
Вход в гробницу KV39
Источник: Image courtesy Richard Sellicks
Вход в гробницу представляет собой короткую лестницу, уходящую вниз по направлению к западу и ведущую в простую входную камеру в форме латинской буквы L. Оттуда идет проход в прямоугольный вестибюль с выходом в правой стене, за которым находится идентичная по форме верхняя камера. В полу этой комнаты есть отверстие, через которое можно попасть на другую лестницу, уходящую еще дальше на запад. Однако ступени ее были повреждены и завалены обломками и мусором, которые принесло в гробницу наводнение. До сих пор не удалось определить, продолжается ли лестница дальше или просто недостроена[51]. В верхней камере также имеются проходы в два коридора, идущие далеко в глубь скалы. Они находятся слева от входа в камеру.
Первый коридор ведет в южном направлении направо от вестибюля. Попасть в него можно по лестнице, вырезанной в полу. В какой-то момент лестница кончается, но проход продолжается и, понижаясь, углубляется на три уровня. Затем начинается еще одна лестница, ведущая в прямоугольную камеру. Второй проход имеет большую протяженность. Он начинается с коридора, слегка понижающегося в восточном направлении, и после 40 м лестниц, дверных проемов и переходов коридор заканчивается погребальной камерой.
Особенности архитектуры и каменной кладки при входе в гробницу, в восточном проходе и погребальной камере указывают, что захоронение относится к началу правления XVIII династии[52]. В конструкции усыпальницы отсутствует защитный колодец — крутое и глубокое, но при этом неширокое углубление в полу коридора, сделанное для того, чтобы грабители не могли проникнуть в глубь гробницы, а также для сбора мусора, приносимого наводнениями. Колодцы стали обязательным элементом при постройке царских гробниц со времен правления Тутмоса III, пятого фараона XVIII династии[53]. Более того, ложбина в полу камеры в конце южного туннеля могла предназначаться для гроба, как это часто делали в гробницах, воздвигнутых до Нового царства[54].
Роуз и Бакли также указывают на то, что захоронение находится в «головной части» Долины, как раз в таком месте, откуда кладбище могло начинаться. KV39 действительно расположена у подножья пирамидальной горы Меритсегер, возвышающейся над Долиной Царей. Со стороны эта местность выглядит идеальной для организации нового кладбища. Безусловно, усыпальница находится на участке, нетривиально выступающем над остальной долиной. Он так высоко расположен, что логичнее было бы разместить усыпальницу ближе к центру Долины, пусть даже в отдалении от других захоронений. Примечательно, что захоронению был присвоен индекс KV: этот факт сам по себе мог добавить необъективности выводам ученых, ведь захоронение с таким ярлыком охотнее признают могилой фараона, чем какое-либо другое.
Материал, обнаруженный в гробнице, несомненно, указывал на ее связь с несколькими правителями начала XVIII династии, только более позднего периода, чем времена Аменхотепа I. Об этом свидетельствовали несколько надписей с именами Тутмоса I, Тутмоса II и Аменхотепа II, а также золотое кольцо с печатью, на котором имелся картуш Тутмоса III. По мнению Роуза, упоминание нескольких фараонов более позднего периода может объясняться тем, что тела этих правителей временно хранились в гробнице, когда при XXI династии жрецы принялись обновлять бинты на мумиях царей. Делалось это в качестве подготовки к переносу царских останков в общую гробницу. Такое предположение подтверждается некоторыми данными, говорящими, что в гробнице проводилась мумификация. Из четырех упомянутых выше мумий только тело Аменхотепа II было возвращено в его личную усыпальницу. Остальных перезахоронили в гробнице ТТ320, расположенной неподалеку.
Гора Меритсегер за Долиной Царей. Фотографию сделал Фрэнсис Фрит с ракурса основного входа в Долину. Ок. 1857
Источник: The Metropolitan Museum of Art, New York. The Elisha Whittelsey Collection, The Elisha Whittelsey Fund, 1973 (1973.608.2.3)
Похоже, Вейгалл построил свою гипотезу лишь на том, что углядел сходство между KV39 и тем, как описывается захоронение Аменхотепа I в папирусе Эббота. Он был уверен, что под «стелой», упоминаемой в папирусе, имеется в виду «полустанок», действительно расположенный приблизительно в 120 локтях от входа в KV39[55]. «Дом Аменхотепа в Саду» Вейгалл ассоциировал с ныне разрушенным монументом Аменхотепа I в Мединет-Абу, где располагалась база исследователей гробниц. Конечно, проверить гипотезу Вейгалла не представляется возможным. И в целом, несмотря на последние исследования, представившие миру много нового материала, никакой информации, подтверждающей, что гробница KV39 принадлежала Аменхотепу I, не обнаружено.
book-ads2