Часть 4 из 14 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Будучи в должности руководителя, я добилась большей эффективности работы – как в плане результатов, так и в плане отношения сотрудников к своим обязанностям – только тогда, когда донесла до них простую мысль: «Ты сегодня уже пришел на эту работу. Ты пробудешь здесь минимум 8 часов. И это не срок, который ты отбываешь, после которого начнется твоя настоящая жизнь. Это и есть жизнь. Это 8 часов твоей жизни. Проживи их так, чтобы гордиться ими. Ты каждый день проживаешь свою жизнь, и этих дней не так уж много. Не так, как кажется в твои двадцать лет. И если ты хочешь прожить каждый день так, чтобы потом не было стыдно перед твоими будущими биографами, начни прямо сейчас! Пусть этот день покажет лучшего тебя! Или уходи. И прямо сейчас выбери то, что тебе по душе, то, чему ты будешь предан, чему ты будешь готов отдаться полностью, а не на 20 %».
Далее, говоря о сложностях выбора, я хочу затронуть еще два важных вопроса. И их задают уже не двадцатилетние, а те, кто уже более ответственно относится к результатам своей жизни.
Про лень и слабоволие
Первая ситуация такая: человек сделал выбор. Он в нем абсолютно уверен. Но дни идут за днями, он ест себя поедом, но в выбранном направлении не двигается. И думает: «Наверное, я просто очень ленивый. Или очень слабовольный. Что мне делать?..»
Конечно, каждая ситуация требует индивидуального подхода и анализа. Но если дело не в страхе неудачи, не в отсутствии гарантий и не в желании утвердиться в мысли о том, что ты ни на что не способен, то чаще всего к своей лени стоит прислушаться! Ведь любое переживание дано нам не только для полноты и украшения жизни.
Наши переживания – это послания для нас самих: «А мне точно туда нужно?» Ведь если зрить в корень, то эмоции и ощущения были даны нам природой для того, чтобы мы точно знали, движемся мы к своим потребностям или нет. Если мы идем в правильном направлении – эмоции имеют знак плюс. Если в противоположном – минус. Впоследствии из-за дифференциации самих потребностей и из-за количества ситуаций, в которые мы попадали на нашем пути, спектр наших эмоций сильно расширился.
Так вот: о чем нам говорит наша лень, если за ней не стоит ни страх ошибки и неуспеха, ни самоедство?
Да! Именно об этом: «Тебе туда не надо!» И в этом-то парадокс, потому что не страх или неуверенность, а именно лень посылает нам сигнал о том, что это не наш путь. И это важное послание. Если обычно весьма энергичный человек сетует, что именно лень или слабоволие не дают ему начать действовать после принятого решения или сделанного выбора, то почти всегда имеет смысл задать ему вопрос: «А ты точно этого хочешь?» Или даже так: «А это точно твой выбор?»
Достаточно часто бывает, что умная и настроенная на социальные ожидания и оценки голова вступает в конфликт с сердцем, которое точно знает, что нам по душе, а что нет. Оно и одерживает победу, используя лень как единственно верное орудие.
Вот так и проваливается большинство попыток «новой жизни» с понедельника или с Нового года. Получается, что от «новой», но не нашей жизни нас спасает именно лень.[2]
Про призвание
Процесс выбора практически всегда так или иначе сопровождает вопрос определения своего призвания. Тот случай, когда отсутствие ответа на этот вопрос служит всего лишь поводом, чтобы этот выбор не делать, мы рассматривать не будем – неинтересно.
Интересна же та ситуация, когда этот вопрос звучит вполне искренне. И тогда в нем можно выделить два аспекта.
Вот первый из них.
Я много работала с детьми, подростками и даже взрослыми людьми, а также наблюдала процесс самоопределения у своих детей и у себя самой. Я точно знаю, что есть те, у кого этот вопрос решается просто. Иногда этому способствует удача, когда социальные ожидания и внимание родителей к способностям ребенка чудом совпадают с самими способностями.
В мое время мальчикам, которые были физически развиты, с радостью занимались борьбой, бодибилдингом или имели математические способности, жилось намного проще, чем мальчикам тонкокостным и болезненным, с невысоким ростом, близорукостью и плоскостопием, тем, кто играл в шахматы, любил поэзию и философию, был гуманитарием или, не дай бог, имел творческие способности.
При этом среди девочек наиболее популярными оказывались те, кто имел тонкую талию, светлые глаза и волосы. Да, к этому можно еще добавить склонность к гуманитарным наукам, занятия танцами, фигурным катанием и художественной гимнастикой (надо сказать, что в свое время со всеми этими стереотипами столкнулась и я, не получив ничего, кроме горечи от неудач).
В этом плане западное общество намного терпимее относится к спорной взаимосвязи гендера и таланта. Но даже сейчас, когда интерес подростка к «нетипичным» для его пола занятиям стал реже подвергаться резким социальным оценкам, в учебной части гуманитарного факультета МГУ, где учится моя дочь (заядлая футболистка и профессиональная охотница), я вполне могу услышать: «В наше время, Машенька, у студенток психфака считалось хорошим тоном иметь освобождение от физкультуры…» Поджатые губы и сочувственный взгляд намекают, что новое поколение далеко ушло от славных традиций культурного прошлого и тех прекрасных времен, когда девушка, учащаяся в МГУ, и помыслить не могла о футболе или о том, чтобы бродить с собаками и ружьем по полям, стреляя дичь.
Получается, одни из нас достаточно рано начинают слышать свой внутренний голос и следуют своему призванию, а другие всю жизнь ищут ответ на этот вопрос, будучи в плену стереотипов и социальных ожиданий. Одно важно: искать нужно искренне и упорно.
Еще пример: в одном уважаемом мною московском социальном учреждении предоставляют отличную и профессионально выстроенную услугу – прохождение профориентационных тестов. Перед ее запуском был собран огромный массив данных, тщательно проверенных на валидность, надежность, репрезентативность и достоверность в лучших традициях научного подхода. И когда консультативный центр начал работу, туда пришли не подростки 14–15 лет, а… да-да, тридцатилетние и даже сорокалетние! То есть и подростки, конечно, пришли, но и целая армия достаточно взрослых людей тоже решила узнать, кем им быть.
Здесь вот что важно: никто не даст нам справку о том, в чем заключается наше призвание и в какой сфере прячется наш талант. Честно говоря, мне даже не нравится постановка вопроса в таком виде – дескать, мне еще надо найти свое призвание, оценить свои способности, и вот тогда…
Нет, это не значит, что его не нужно искать! Я и сама несколько раз достаточно радикально меняла сферу деятельности. И происходило это именно потому, что я действительно искала себя.
Обычно, когда мы принимаем решения, делаем выбор, взвешиваем «за» и «против», мы думаем о том, что нам это даст, какую пользу мы от этого получим. А я предлагаю заменить эти вопросы о своем призвании на менее высокопарные и намного более честные: что я готов отдать другим и этому миру, чтобы всем стало лучше, чтобы мир стал красивее, светлее, радостнее, добрее? Что я готов отдать просто так, даже если не получу за это наград и почестей, славы и денег? Чем я готов заниматься ради других? Чего я просто не могу не делать? Ответы на них и укажут вам на ваше призвание.
Смотрите: все желания, или, как говорят психологи, мотивы, которые нами движут, можно разделить на две группы. К первой группе относятся те, которые связаны с позицией «что бы я хотел получить от мира? Статус, работу, гарантии, доход, высокий уровень жизни и т. д.» Эти мотивы принято называть мотивами потребительской тенденции. И это очень точное название. Как правило, мы готовы обменять свое время, силы, компетенции, работу на то, что мы хотели бы получить. Итоговое желание – получить, выменять. Я не собираюсь как-то оценивать эти желания, ведь они есть у каждого из нас, а просто укажу на их ключевую особенность, и вы увидите, что происходит, когда такая потребность оказывается пусть даже частично удовлетворенной.
Как долго нас будут радовать новые туфли? А новая машина? Новая квартира или совершенное путешествие? Срок этой радости ограничен. Она быстро исчезает, уступая место еще бо́льшим амбициям. Происходит интересное явление – инфляция удовольствия. Полученная и еще совсем недавно такая желанная вещь быстро перестает приносить радость, на которую мы рассчитывали, и становится обыденной.
Вторую группу мотивов принято называть мотивами производительной тенденции. Они направлены не на то, чтобы что-то получить от мира, а на то, чтобы что-то ему дать: улучшить, помочь, украсить, научить, сыграть роль, написать книгу, посадить дерево, принести пользу, оставить след, произвести что-то и оставить это после себя, чтобы мир стал лучше оттого, что ты в нем жил.
Нам очень хорошо знакомы те переживания, которые следуют за реализацией этих мотивов. Мы накормили котенка, поделились конфетой, научили кого-то, кому-то помогли, вылечили, отремонтировали, организовали праздник, украсили двор, нарисовали картину, сказали кому-то доброе слово. Радость, которая возникает в результате этих дел, не подвержена инфляции. И чем больше мы делаем для реализации этих мотивов, тем больше радости становится в нашей жизни. И она прибывает и прибывает…
Можно, конечно, сказать, что это всего лишь красивые слова. Что жизнь устроена иначе. Что деньги никто не отменял и за все надо платить. И что многое из того, что мы делаем, не будет оценено или будет разрушено…
Но мне очень нравится одно изречение, принадлежащее матери Терезе. Да, она была верующим человеком, и все, что она делала, было для нее освещено этой верой. Но каждый из нас на место слова «вера» может поставить слово «добро». И тогда эти слова окажутся важными для любого человека:
«Люди часто бывают глупы и упрямы, эгоцентричны и нелогичны. Все равно – прощай их!
Если ты добр, люди будут обвинять тебя в том, что под маской доброты ты скрываешь корысть. Все равно – оставайся добрым!
Если ты добился успеха, тебя будут окружать притворные друзья и подлинные враги. Все равно – добивайся успеха!
Если ты честен и прям, люди будут обманывать тебя. Все равно – будь честным и прямым!
То, что ты строишь годами, кто-то разрушит за одну ночь. Все равно – строй!
Если ты спокоен и счастлив, тебе будут завидовать. Все равно – оставайся счастливым!
То добро, которое ты делаешь сегодня, завтра люди забудут. Все равно – делай добро!
Отдай миру самое лучшее из того, что у тебя есть, и мир попросит еще. Все равно – отдавай самое лучшее!
Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь, все равно нужно не людям.
Это нужно только тебе и Богу».
Не уходя в теологию, хочу сказать, что независимо от того, ради чего и ради кого мы все это делаем, мы действительно счастливы, делая это.
Мы счастливы, когда делаем что-то не только ради себя. В этом и есть наше общечеловеческое призвание – делать что-то просто потому, что это правильно, это хорошо и это про нас. И потому что это нужно кому-то еще.
Все хорошие, правильные книги и истории повествуют о тех, у кого получилось сделать что-то и впрямь стоящее – в спорте, бизнесе, искусстве, науке… Люди делали что-то потому, что просто не могли этого не делать. Потому что верили, что так надо, так правильно. Они знали, что это улучшит или украсит мир или принесет кому-то пользу. И хотя результатом этих начинаний мог стать в том числе и уровень конечного дохода или оборота компании, люди получали от этого бизнеса и этого продукта то, что ценили дороже денег: они получали то, что им было нужно, что соответствовало их потребностям.
Конечно, все мы разные, но думаю, что такая постановка вопроса о призвании если и не упростит выбор жизненного пути, то сделает его более осознанным.
Этап 3
Страх
Энергия страха
Если предыдущий этап – этап выбора – был связан с умением использовать энергию недовольства собой, чтобы способствовать осуществлению выбора, то уже сделанный выбор порождает новое сильное чувство – чувство страха. И в прошлой главе про выбор мы уже много о нем говорили.
Именно со страхом мы стараемся справиться с помощью рациональных моделей и стремления получить хоть какие-то гарантии. Причем в момент выбора ощущение этого страха может быть не настолько сильным, как тогда, когда придет пора действовать. Одно дело – планировать прыжок с парашютом, и совсем другое – стоять у люка летящего самолета, готовясь прыгать.
Но как бы мы ни стремились справиться со своим страхом, иногда он может оказаться сильнее нас. Его парализующее действие, думаю, испытывал каждый.
Это тот самый сюжетный ход из сказок, когда принявший решение герой ступает на тропинку темного леса и под уханье филина делает первые шаги в неизвестность, когда он выходит из своего домика-норы в Хоббитании или покидает знакомый и понятный, но враждебный ему птичий двор. В этот момент, как правило, в голове у героя бьется лишь одна мысль: «То, что ты делаешь сейчас, – полное безумие!» Потому что новый выбор – это всегда выбор другой жизни, с иными, пока неизвестными трудностями.
Но вызов принят, и отступать поздно. Ты уже идешь по выбранной дороге. Но как преодолеть пропасть между тем, где ты находишься сейчас, и тем, куда ты решил попасть? Совершенно неясно. Неизвестно, где живет жар-птица, конь с золотой гривой и Елена Прекрасная. И тем более не понятно, как там оказаться и как их добыть. Но герой уже дал обещание, публично принял задачу. Цена награды высока или жизненно важна для него – в сказках и легендах сама жизнь героя и есть эта цена.
Все ждут от тебя подвига, и ты уже не можешь подвести. Но ты совершенно не знаешь, как сделать-добыть обещанное, и предстоящий путь представляется страшнее и неизведаннее ожидаемой расправы… Но пришла пора действовать.
Тот, кто осмелится идти дальше, делает это не в силу своей невероятной смелости или отсутствия страха. Нет. Его страх силен, но именно он способен стать топливом для будущих свершений. И есть минимум два способа превратить этот страх в энергию.
Глаза боятся, а руки делают
book-ads2