Часть 21 из 60 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Походный скоростной порядок группы был обговорен заранее: впереди Парабар на большой скорости, уклоняясь туда, где требуется разведка, дальше – Шумар несёт Изю и Мурку, замыкающим Пип, у которого глаза позволяли смотреть и вперед, и назад, и вверх, и вниз одновременно.
Шумар залез на Изю. Рыбка закрепилась к последней ножке Изи.
– Скорость 2! Вперед!
Вторая скорость – это реально очень быстро, хотя и не предел. Предел – это первая. Правда, не надо сравнивать скорость трилобита и скорости гепарда или сокола. В ордовике двигались помедленнее, так что «очень быстро» – это очень быстро для трилобита.
Огромные поля умирающих губок открылись перед ребятами. Красные полосы кое-где покрывали всё тело животного, а у некоторых виднелась только одна полоска. Но и те, и другие были обречены. Мутная вода вокруг больных скрывала подробности, да на скорости их и разглядывать некогда. Парабар бессознательно поднажал – хотелось побыстрее выбраться из печальных мест. То же сделали и остальные.
Уф! Район эпидемии остался позади. Вокруг снова сиял прекрасный здоровый мир – чистая вода, яркие краски лилий, морских звёзд, губок и медуз.
– Главное в жизни – это здоровье, – сказал Парабар, на которого умирающие молча существа произвели жуткое впечатление.
– Что-то у меня брюшко чешется, – озабоченно сказал Изя. – Я не заразился?
Тут же нервно зачесались все.
– Изя, деточка, синдром красных полос не вызывает зуда, – сказал Шумар. – Если кто-то видел губку, которая чешется, я съем Муркин хвост.
Все тут же перестали чесаться.
– Я ничего не понял, – признался Ами. – Изотелусы же не плавают! А ваш Изотелус мчался сквозь воду, как обезумевший ортоцерас! Это невозможно!
Ами не понял, что Шумар нёс Изю с помощью Силы. Ну, его и не стали просвещать.
– Время новых технологий, – важно объяснил Парабар. – Последние разработки военной психологии трилобитов. Наши психологи создали методики, которые перевоспитывают неплавающих трилобитов в плавающих. Ползающее существо меняет свою психологию на психологию плавающего существа – и плывёт!
– А мышцы! Чтобы плавать, нужны другие мышцы!
– Мышцы вторичны, главное – воспитание, – убежденно произнес Парабар. – Но надо начинать с раннего детства. У многих видов ползающих трилобитов – планктонная личинка, которая плавает в толще воды. А потом они растут, опускаются на дно и теряют навыки плавания. И вот надо не упустить момент и тренировать их. Конечно, не всех, а перспективных в военном отношении. Как сказал поэт: «Тьма уходит – и светлые воды приемлют твою свободу».
– Это к чему? – не понял Изя.
– Не напрягайся, Изя, ты натура насквозь непоэтическая, – отмахнулся Парабар. – Как, впрочем, и остальные в нашей группе. Один Ами еще внушает надежды. Кстати, о надеждах: надеюсь, пока светло, мы сможем подкрепиться. Вон там приличное облачко планктона, поплылка я туда.
– Да, в здешнем иле бегает много симпатичных мелких вкусняшек, – кивнул Шумар. – Я тоже пообедаю.
И быстро зарылся в ил. Наконец все замолчали, и наступила тишина. И трилобиты услышали, как неподалёку кто-то хнычет.
Глава 23
Как пахнут Эндульфы?
– Сил моих нет! Ну просто нету с вами моих сил!
– Шумар, тебя покинула Сила? – встревожился Пип.
– Да я не в том смысле! Сила не в смысле Сила, а в смысле сила!
– Предельно ясно, – кивнул Пип.
– А сил моих нет с вашими спасательными мероприятиями. Сначала Изя спас Мурку. Потом мы все спасли аномалокара – врага, между прочим, и не побоюсь этого слова – супостата. Теперь подобрали потерявшегося ортоцераса – ужас нации, воплощенное зло!
«Воплощенное зло» лежало на песочке и недоумённо таращило большие круглые глазёнки. «Воплощенное зло» было совсем маленькое, меньше Пипа, но, бесспорно, принадлежало к ортоцерасам какой-то незнакомой разновидности. Крохотные слабые щупальца беспомощно топорщились вокруг беззубого ротика, совсем не похожего на мощные клювы взрослых ортоцерасов.
– Это – злодей ортоцерас, погубитель тысяч наших сограждан! – патетически указал на него Шумар.
Малыш надулся и сказал:
– Дядя бяка.
– Он ещё и ругается, – возмутился Шумар. – Коллеги, у нас не секретный разведотряд, у нас какая-то миротворческая миссия получается. Осталось спасти ещё Двенадцать Безымянных – и программа выполнена.
– Да уж, – согласился Пип. – Почему-то мы всё время кого-то спасаем и берём с собой. Это странная тенденция для военных разведчиков.
Пошли на хныканье – и вот, пожалуйста. И что теперь с этой козявкой делать, он же совсем маленький и беззащитный, только из икринки вылез.
– Я что-то пропустил? – это к компании вернулся пообедавший Изя. Он увлёкся охотой и не застал момент, когда в зарослях морских лилий нашли хнычущего младенца-ортоцераса.
Малыш посмотрел на Изю. В его глазах вспыхнули искры. Он бросился к Изе, обхватил его щупальцами (сколько смог дотянуться) и закричал:
– Мама! Мама!
Пип прыснул.
– Мама – это что? – спросил Изя, стараясь не шевелиться, чтобы не повредить малыша. – Мама – это ругательство?
– Мама – это самка, которая мечет икру, а потом охраняет яйца и личинок, – пояснил образованный Шумар. – У трилобитов нет такого понятия «мама», наши девушки вымётывают икру в бассейны икрометания – и свободны. А некоторые головоногие моллюски, отложив яйца, заботятся о своих детишках*. Это и называется «мама».
Немного родственно с нашим трилобитским понятием «папа», означающим, как вам известно, мудрого предка, но совсем не то.
– Я тебя не откладывал, – попытался отказаться Изя. – Я вообще мальчик.
– Мама! – радовался малыш и гладил Изю по лапке.
Изя вздохнул: что-то ему подсказывало, что быть ему на ближайший период мамой.
Подплыла Мурка, ткнулась носиком в ортоцераса, завиляла хвостиком – одобрила.
– Кися! – возликовал малыш. – Кися!
– А «кися» – это что? – спросил Изя.
– Это священное понятие у некоторых отсталых народов, – пояснил Парабар. – Поэты ортоцерасов и их родственников эндоцерасов (очень малочисленные, надо признать) слагают о кисях поэмы и сказания.
Вообще-то «кися» – это вымершее мифическое животное Древней Эры, но ортоцерасы в них до сих пор верят.
Вода темнеет.
Тень киси меж морских лилий.
Последний миг света.
Последний взмах хвоста.
Это классическое произведение древнего ортоцерасского поэта Орас-сесетха.
– Вообще не в рифму, – критикнул Изя. – Неграмотный какой-то поэт.
Что взять с ортоцераса.
– Ой, что бы понимал! Он классик и гений! – обиделся Парабар.
Параба хоть и был слегка оболтус, но историю поэзии знал хорошо. И даже сам присочинял в эту историю гениальных поэтов, если считал, что у какого-то народа их маловато.
– Я не понимаю, – сказал Пип, глядя, как малыш играет с хвостиком Мурки. – Считается, что ортоцерасы – неразумные животные. А Парабар ортоцерасского поэта цитирует, значит, они разумные? И этот мелкий ортоцерас вполне понятно разговаривает.
– А кто сказал, что поэты разумные? – удивился Парабар. – У поэтов иной принцип деятельности.
– Эволюция ещё не разобралась со своим изобретением – разумом, – пояснил Шумар. – Она вся в сомнениях: какие народы направить по пути разумного сознания, а кого оставить неразумной зверюшкой.
Бесспорно разумны мы и аномалокары. Зачатки соображения и речи есть у арандаспид. Видимо, личинки ортоцерасов тоже слегка разумны, а с возрастом глупеют. Или мы просто плохо знаем ортоцерасов – как-то не хочется близко изучать того, кто тебя ест. Природа перебирает разные варианты и неизвестно, на ком она остановится.
– На нас, конечно, – хмыкнул Парабар. – Трилобиты – венец творения и цари природы. Пройдут миллионы лет, но мы останемся единственной разумной расой планеты.
Ами промолчал, хотя был в корне не согласен.
Маленький ортоцерас закончил дёргать за хвост Мурку и обратил внимание на аномалокара. Он потрогал его панцирь, отдёрнул лапку и сказал:
– Фу! Дядя бяка!
book-ads2