Часть 10 из 16 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Зато медведи держатся подальше.
Щека Ноя прижата к дедовой ключице.
– А когда забываешь человека, ты забываешь, что ты его забыл?
– Нет, что забыл, иной раз помню. Такое забывание хуже всего. Это как оказаться внутри циклона. Заставляешь себя вспоминать изо всех сил, так что вся площадь ходит ходуном.
– Ты поэтому такой усталый?
– Да, иногда ты как будто заснул засветло на диване, и вдруг проснулся, когда уже темно, и не сразу соображаешь, где ты. Я на какие-то мгновения попадаю в космос, а потом приходится моргать, и тереть глаза, и заставлять мозг проделать несколько дополнительных шагов, чтобы вспомнить, кто я и где я. Чтобы вернуться домой. Дорога с каждым утром становится все длиннее и длиннее – дорога из космоса домой. Я иду под парусом, Нойной, по огромному и неподвижному океану.
– Вот же засада, – огорчается мальчик.
– Да. Самая-самая-самая что ни на есть засада. Почему-то считается, что первыми исчезают место и направление. Сперва забываешь, куда идешь, потом – где ты был, а потом – где ты есть… или… или в обратном порядке… я… мой врач как-то так говорил. Я пошел к врачу, и он что-то сказал в том смысле, или это я сказал. Я сказал: «Доктор, я…»
Он стучит по вискам, все сильнее и сильнее. Площадь приходит в движение.
– Это ничего, – шепнул мальчик.
– Прости, Нойной.
Мальчик гладит его по руке, пожимает плечами:
– Все хорошо. Я тебе, деда, дам воздушный шарик. Возьмешь его в космос.
– Шарик мне не поможет, я все равно исчезну, Нойной, – вздыхает дед.
– Знаю. Но ты его все-таки получишь на именины. В подарок.
– По-моему, это ни к чему, – улыбается дед.
Мальчик кивает.
– Если будешь держать его в руке, то вспомнишь, что перед тем, как ты отправился в космос, кто-то вручил тебе шарик. Самый никчемушный из подарков, ведь воздушный шар в космосе вообще НИ ДЛЯ ЧЕГО не нужен. И тогда ты засмеешься.
Дед, закрыв глаза, дышит мальчику в волосы: – Это лучший подарок из всех, какие я получал.
Озеро сверкает, их ступни движутся туда-сюда, штанины развеваются от ветра. На скамейке пахнет водой и солнцем. Люди не знают, что и у воды, и у солнца есть запах, просто, чтобы различить их, надо забраться подальше от всех других запахов. И тихо сидеть в лодке, расслабиться, чтобы было время мысленно полежать на спине. Озера как мысли: и те и другие требуют времени. Дед клонится к Ною и дышит как в начале долгого сна, он становится меньше, Ной больше, годы позволяют им встретиться где-то посередине. Мальчик показывает на дорогу по ту сторону площади, перекрытую металлическим заграждением и большим предупреждающим знаком.
– Что там случилось, деда?
Дед моргает, не поднимая головы с плеча внука.
– А-а-а… та дорога… видимо, она… она закрыта. Ее размыло дождем, когда бабушка умерла. Ступать на нее теперь слишком опасно, Нойной.
– А куда она вела?
– Это была кратчайшая дорога. По ней я каждое утро в два счета добирался домой – проснулся, и сразу дома, – бормочет дед, постукивая себя по лбу.
Мальчик собрался задать новый вопрос, но дед его опережает:
– Расскажи еще про школу, Нойной.
Ной пожимает плечами.
– Мы слишком мало считаем и слишком много пишем.
– Это вечная история. Ничего они не понимают, в этих школах.
– И я не люблю уроки музыки. Папа хочет, чтобы я научился играть на гитаре, но у меня не получается.
– Не переживай. У таких, как мы, Нойной, иная музыка.
– И мы без конца пишем сочинения! Как-то учительница велела написать, что мы считаем смыслом жизни.
– И что ты написал?
– Общение.
Дед закрывает глаза.
– Это лучший ответ, какой я слышал.
– Учительница сказала, что надо дать более развернутый ответ.
– А ты что?
– Я написал: «Общение. И мороженое».
Дед надолго задумывается. Затем спрашивает:
– А какое именно мороженое?
Ной улыбается. Хорошо, когда тебя понимают.
Они с девушкой снова стоят на дороге, оба снова молоды. Теперь он помнит все, что увидел в ней в первый раз; эти картинки он прячет от дождя как можно глубже. Обоим было шестнадцать, и даже снег в то утро был счастливым, – он опускался с неба легко, как мыльные пузыри, точно снежинки спешили разбудить тех, кого они любят. Она явилась перед ним с январем в волосах – и разбила его наголову. Впервые в жизни он встретился с тем, чего не мог исчислить, как ни бился изо всех сил, что остались у него после того дня.
– Я всегда знал, кто ты для меня. Ты была моим кратчайшим путем.
– Притом что всегда страдала топографическим кретинизмом, – смеется она.
– Смерть несправедлива.
– Нет, смерть – это медленный барабан, который считает каждый удар. Торговаться с ней о времени бессмысленно.
– Красивая фраза, любимая.
– Я ее украла.
Смех друг дружке в грудную клетку.
Теперь вступает он:
– Мне не хватает наших с тобой самых обычных вещей. Завтрака на террасе. Сорняков в цветнике.
Дыхание в противофазе.
Вступает она:
– Мне не хватает рассвета. Как он стоит, переминаясь, на воде, все нетерпеливее фыркая, покуда солнце наконец не поднимется в свое стойло. Как он скачет всю дорогу через озеро, добегает до камней у причала и выбирается на берег, как кладет теплую руку на наш сад, осторожно вливая свет в наш дом, чтобы мы сбросили одеяла и начали новый день. И тогда мне не хватает тебя, мой замученный поутру милый. Там мне не хватает тебя.
– Мы жили необыкновенно обычной жизнью.
– Обычной необыкновенной.
Она смеется. Старые глаза, новое солнце, и он еще помнит, как чувствуешь себя, когда влюблен. Сюда дождь еще не добрался.
Они танцуют на кратчайшей дороге, пока не наступает темнота.
Люди движутся по площади туда-сюда. Расплывчатый мужчина наступил дракону на лапу, и дракон костерит его на все корки. Под деревом мальчик играет на гитаре грустную мелодию, дед подтягивает без слов. Молодая женщина идет через площадь босиком и останавливается погладить дракона. Ее ладони шарят по карманам красного пальто и на что-то натыкаются – на что-то, что она, видимо, давно уже искала. Подняв взгляд, она смотрит прямо на Ноя, радостно смеется и машет рукой. Словно он помогал ей искать это что-то, и теперь она дает ему понять, что все, больше помощь не нужна. Что она все нашла. Что все хорошо. В какое-то мгновение ее лицо отчетливо видно. У нее бабушкины глаза. Вот мальчик моргнул, и ее уже нет.
– Она похожа на… – шепчет он.
– Знаю, – кивает дед.
Его руки тоже роются в карманах, потом поднимаются к голове, постукивают пальцами по вискам, точно по жестянке с изюмом. Словно дед надеется выстучать оттуда кусочек слежавшегося прошлого.
book-ads2