Часть 10 из 34 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Глава 4
ПРОБУЖДЕНИЕ МУДРОСТИ
Каждый из нас обладает огромным запасом мудрости, но надо уметь установить с ним связь. Мудрость сама по себе нс является началом или концом чего-то, это процесс, с помощью которого мы можем трансформировать наши физические и эмоциональные миры. Мудрость изменяется и приспосабливается к окружающим силам и обстоятельствам. Целью является проявление и освобождение нашего сознания таким образом, чтобы каждый из нас мог обнаружить божественное во всем, а через это открыть для себя радость и неизмеримые возможности жизни.
Мудрость проявляется во многих формах, но се главной сутью является сила или энергия, которая удерживает вместе материальный и нематериальный миры. Она присутствует во всем живом на планете, независимо от внешнего облика. Это песня природы; у нее есть ритм, пульс и удары. Если вы будете слушать ритмы мудрости, это позволит вам соединиться с жизненной силой планеты. А связь с мудростью позволит правильно использовать энергию мыслей и действий.
Многие люди неправильно представляют себе природу мудрости, поскольку рассматривают ее как средство воздействия на других людей. Это сбивающая с толку мудрость со своим особым воздействием. По мнению древних тибетцев, истинная-мудрость — это мудрость по отношению к самому себе. Никто нс может лишить вас вашего потенциала мудрости. Но вам нет необходимости носить се, словно значок, и мудрости нет необходимости демонстрировать себя, пока это не потребуется.
Нс существует абсолютной мудрости или абсолютных знаний о мудрости. Она вплетена в суть каждого человеческого существа и поэтому столь же изменчива, как и мы сами. Не нужно оказывать воздействие на мудрость, ее следует просто понимать. Тогда она естественным способом придет к вам.
Связь с мудростью проходит через победу в битве сердца. Это война между эмоциями и интеллектом, правильным и неправильным, хорошим и плохим. Вы побеждаете, когда познаете природу своей личности. Истинная мудрость проявляет себя во взаимоотношениях с другими людьми, и одним из се величайших качеств является то, что она позволяет вам во всем проявлять сочувствие, скромность и чувство юмора.
Отправная точка проста, хотя на этом пути вас могут ждать испытания. Вам надо готовиться к тому, чтобы исполниться любовью. Это означает, что надо научиться воспринимать все трудности и преграды в вашей жизни таким образом, чтобы вы могли начать избавляться от эмоционального хлама, который присутствует у всех нас.
Когда сознание занято материей, у нас может появиться соблазн поверить в то, что материальные вещи, покоряющие наши чувства, надежны и необходимы. Внутренняя мудрость помогает нам преодолеть зависимость от чар, наставников и всего прочего, что уводит нас от того, кто мы на самом деле и кем можем быть.
Тренировка мудрости — это естественный процесс, доступный для тех, кто готов выглянуть за рамки обликов повседневного мира. Люди боятся поисков мудрости, поскольку им страшно слишком пристально посмотреть на самих себя. Но если вы способны преодолеть страх, то открывайте окна своего восприятия и выглядывайте за рамки рутины, всего поверхностного и земного. А жизнь примет вас с распростертыми объятиями и открытым сердцем.
Мы можем ощутить это довольно просто, не входя в состояние оценки людей, ситуаций и событий. Надо лишь принимать их такими, какие они есть, без критики или комментариев. Надо не судить, а понимать. Осуждение — это неправильное эмоциональное поведение, поскольку вы рассматриваете человека, ситуацию или событие на основе собственного предубеждения. А понимание означает старание все время быть открытым, позволять знаниям приходить к вам естественным образом. Думайте и делайте то, что считаете правильным. Почувствуйте энергию подобного подхода. Все само предстанет перед вами, если ваше сердце открыто.
Мир стремится дать все желаемое тем, кто знает, как просить. К тем, кто един со своей мудростью, умение просить и дар получать приходят естественным образом. Ощутите сладость внутренней мудрости, дающей множество ответов на вопросы о жизни и о проблемах, которые важны для вас. Парадоксально, но зачастую вы можете на самом деле нс знать вопрос, пока не получите на него ответ. И тогда внезапно осознаете, что именно это и беспокоило вас годами.
Связь с мудростью не означает, что из вашей жизни исчезнут проблемы или трудности. Однако вы будете знать, как их решать и трансформировать, чтобы они снова не повторялись. В связи с мудростью много преимуществ. Связь с мудростью действует в повседневной жизни как стабилизирующая и исцеляющая сила ичасто указывает направление, в котором следует двигаться в жизни. И еще: мудрые действия в вашей повседневной жизни заряжают энергией окружающих людей.
Будучи связаны с мудростью, вы поймете значение древнего тибетского принципа: «Все общества происходят от общества одного человека». Это означает, что, когда вы объединитесь со своей внутренней мудростью, в вашей жизни не будет противоречий или конфликтов. Все материальные аспекты разума — интеллект, эмоций и повседневная жизнь — вытекают из вашего сознания единым гармоничным потоком.
Истинная мудрость выдерживает все.
ОТПРАВНАЯ ТОЧКА
Известно, что наша жизнь имеет смысл, и это позволяет нам испытывать мудрость и удовольствие. Смысл придает ценность мудрости и дает возможность максимально се использовать. Если в нашей жизни нет смысла, то зачем нужна мудрость?
На протяжении лет нам встречаются вехи, дающие возможность понять, каков смысл нашей жизни. Мы можем научиться распознавать особые знаки, ведущие нас к поворотным точкам.
Начинать следует с того, что привлекает все человеческие существа, — красоты. Красота является дорогой к мудрости и может быть ее выражением. Древние тибетцы верили, что красота может быть путем к пониманию природы материального мира, поскольку по мере того, как блекнет материальная красота, расцветает красота духовная. Связь с внутренней красотой позволяет нам понять, что мы священные существа. Вот для чего нужна красота, это проявление святости в материальном мире.
Понимая природу внутренней и внешней красоты, вы можете активировать се внутри себя и в жизни.
КАК ВЫСВОБОЖДАТЬ БЕЗМЕРНУЮ МУДРОСТЬ: ВОСЕМЬ ФОРМ МАТЕРИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Люди в древнем Тибете ничем не отличались от людей, живущих в сегодняшнем мире, у них тоже были неприятности, сомнения и страхи. Но сегодня из-за давления современной жизни — уличные стрессы, преступления, безработица и другие проблемы, с., которыми приходится сталкиваться ежедневно, — мы не видим решения своих проблем. Надо понять энергию их сути.
Она проявляется при исследовании того, что представители традиций бон и буддизма называют «восемь форм материальной активности». Они описывают природу наших чувств. Это ментальные строительные блоки, питающие поведение людей и влияющие на то, каким образом мы реагируем на события и людей в нашей жизни. Это: утрата, стыд, вина, страдания и — достижения, слава, одобрение, счастье.
Какими бы они ни выглядели внешне, негативными (первые четыре) или позитивными (вторая группа), формы материальной активности обладают огромной властью над нашими жизнями. Мы впитываем эти черты характера с детства, а затем начинаем использовать их для определения повседневных реалий. Они создают беспорядок в нашем мышлении, вынуждают нас отчаянно искать то, что мы считаем счастьем, усиливают желание, избежать неприятностей. Вам стоит только взглянуть на свою жизнь и на жизни других людей, чтобы увидеть, насколько мы все подвержены их воздействию.
Последствия строгой приверженности этим чувствам непредсказуемы и часто неконтролируемы. Мудрость придет, когда мы сможем увидеть, что восемь форм материальной активности родились из злости, похоти и жадности. Они побуждают людей создавать и уничтожать. Мы можем, например, стремиться к одобрению, но в погоне за ним причиняем вред другим людям и открываем себя для стыда. Мы выполняем важную работу не потому, что действительно хотим се выполнять, а потому, что она престижна и приносит деньги. Мы поддерживаем отношения с кем-то нс потому, что действительно любим их и сопереживаем им, а потому, что греемся в теплых лучах их одобрения.
Задача мудрости оборвать узы, связывающие нас со всеми формами материальной активности, как позитивными, так и негативными, чтобы наши жизни не зависели от них. И это делает нас по-настоящему свободными.
Для этого мы должны научиться воспринимать все аспекты личности — светлые и темные — без осуждения и понимать, что по-своему хороши и счастье, и несчастье. Тогда мы сможем получать благодарности и благодарить за хорошие и за плохие времена.
Истинная мудрость исходит из разума и создает собственную свободу. Понимание энергии, которой обладают формы материальной активности, помогает вам избавиться от их влияния. Вы обретаете способность использовать собственную энергию, мысли и поступки умело и к месту, избавляетесь от страхов, становитесь более терпеливым, проявляете больше сочувствия. Вы увидите, что ваша жизнь начнет естественным образом улучшаться, а значит, впереди у вас хорошее будущее.
* * *
Древние тибетцы часто сравнивали влияние эмоций на человека с бурной горной рекой. Это традиционная история бон, описывающая различные способы влияния восьми форм материальной активности на троих людей.
Мужчина стоял на берегу реки. Хотя река была неширокой, течение в этом месте было очень бурным. Разъяренная вола воздействовала на его разум, а восемь форм материальной активности будоражили его. И он решил выпустить их из разума в воду. После этого его разум успокоился, появилось чувство удовлетворения.
Внезапно он услышал крики о помощи и увидел в белой пене волн мужчину из своей деревни. Он ненавидел этого человека, поскольку тот был любовником его жены, воровал у него скот и победил в соревновании по борьбе. Затем до него донесся еще один крик о помощи. В воде он увидел почитаемого праведника, которого очень уважал. Праведник помогал ему в трудные времена и успокаивал его разум.
Утопающих несло к обрыву опасного водопада. Он понял, что они непременно утонут. С трудом ему удалось перекинуть веревку с петлей на другой берег, петля зацепилась за камень, а другой конец он привязал к дереву.
Утопающие уцепились за веревку и благополучно выбрались на берег. Однако, очутившись на берегу, они начали ссориться. Праведник кричал:
— Я пытался помешать тебе прыгать, а ты и меня утащил с собой! Посмотри теперь на меня! Я промок до нитки.
Второй мужчина истерически рассмеялся и ударил праведника кулаком по носу.
— Все вы, благодетели, одинаковы! — крикнул он. — Я не просил тебя мне помогать.
Наш храбрый спаситель почувствовал себя неловко и напрягся. Но тут он внезапно осознал, что это не реальные люди, а воплощение восьми форм материальной активности.
И он с криком столкнул их назад в реку, а они, вопя, рухнули вниз с водопада в бурлящую воду.
Наш герой устало опустился на землю, а в его ушах продолжали звучать вопли, эхом отражавшиеся в скалистом ущелье.
Сомнения, словно вор, пробрались в его разум.
Он запаниковал по поводу того, что столкнул двух человек назад в реку. Что, если он ошибся?..
Эта история иллюстрирует коварную проникающую способность восьми форм материальной активности. Человек хочет быть в мире с собой, избавившись от этих форм. Изгнав их из своего разума, он ощущает умиротворенность и удовлетворение. Но когда он видит тонущего врага, то испытывает стыд, утрату, чувство вины, страдание, но еще и счастье. Затем, увидев тонущим праведника, он испытывает счастье и соблазн славы. Когда его враг и праведник начинают ссориться, он проходит через стыд, утрату, чувство вины и страдание. А затем испытывает облегчение, когда осознает, что они, должно быть, иллюзии, созданные восемью формами материальной активности. Снова ощущение умиротворения. И он может столкнуть этих людей назад в реку,, поскольку они нс реальные. Однако в повседневном сознании возникает новая проблема. А если предположить, что он ошибся?..
КАК СВЯЗЫВАТЬСЯ С ВНУТРЕННЕЙ МУДРОСТЬЮ, ЖИВЯ В ПРОСТРАНСТВЕ, МЕЖДУ МОМЕНТАМИ
Воспоминания связывают наши жизни воедино. Воспоминания — это моменты. А моменты — это застывший опыт, выжатый из восьми форм материальной активности. Жизнь представляет собой серии таких моментов, превращающихся в пятно, которое мы называем реальностью.
Многие из нас считают, что надо стараться жить в настоящем моменте, однако это неразумно по двум причинам. Наш мозг нс может ощущать реальность непосредственно, поскольку все должно восприниматься и интерпретироваться нашими чувствами. Поэтому мы живем в прошлом, всегда отставая на несколько секунд. Мы не можем непосредственно ощущать момент; он проходит, прежде чем мы успеваем осмыслить его.
Более того, моменты — это целые миры опыта, необычайно большие и сложные. Жить в одном моменте с нашим ежедневным мышлением почти невозможно. Существует риск, что такая жизнь может делать нас такими же лихорадочными и суетливыми, усталыми и разобщенными с окружающим миром, как и жизнь в прошлом и в будущем.
Жить следует не в моменте, а в пространстве между моментами, где присутствует постоянный поток мудрости и сознания. Связываясь с пространством между моментами вашей жизни, вы начинаете ощущать сущее, а не бывшее.
Мудрость присутствует повсюду, она ожидает, когда ее призовут и используют. Но мы только тогда начинаем понимать мудрость, когда мы смиренны и можем выходить за рамки моментов в пространство между ними, когда по-настоящему понимаем, что повседневный мир и мир мудрости разделяет лишь прозрачная завеса.
Вспомните время в своей жизни, когда вам было некуда пойти и не с кем встретиться. В таком состоянии, когда нет сил совладать с собой, возникает внутренний диалог между вашим повседневным напуганным сознанием, состоящим из восьми форм материальной активности, и внутренней мудростью, которая состоит только из самой себя.
Если в таких ситуациях вам удается войти в пространство между моментами и опереться на свою мудрость, вы обнаружите, что это успокоит ваш повседневный разум, его страхи и позволит ему обновиться. Вы сами й есть та мудрость, которая вам требуется.
Как входить в пространство между моментами:
медитация
Устройтесь поудобнее сидя, лежа или в любимой позе для медитации. Закройте глаза и загляните внутрь себя настолько глубоко, насколько сможете. Вы почувствуете внутренний горизонт. Когда вы достигнете его, загляните за него. Когда вы уже не сможете больше ничего видеть, успокойте взгляд внутри. Такой внутренний взгляд иногда даст ощущение путешествия внутрь себя.
Во время отдыха прислушайтесь к своему внутреннему миру. Постепенно вы услышите шум повседневного разума: это может быть звук, похожий на шум трамвая, шторма или толпы людей, разговаривающих одновременно. Снова прислушайтесь и на фоне этого вы услышите протяжный и тонкий звук, похожий на пение солиста, исполняющего прекрасную песню, на пение хора, на звучание виолончели или отдаленный шум ветра. Это и есть ваша внутренняя мудрость.
Не пытайтесь что-то делать с этой мудростью, когда обнаружите се. Позвольте ей естественным образом проникнуть в вашу жизнь. Простое понимание ее присутствия — помните, как она пришла к вам, чувствуйте се характер — естественным образом приведет вас в пространство между моментами, и позвольте этому опыту стать второй натурой в вашей повседневной жизни.
Вы Можете выполнять такую медитацию раз в день, в течение длительного или короткого времени, как пожелаете. Не форсируйте и не регламентируйте процесс; вы почувствуете образование естественного цикла, и это будет направлять вас.
Внутренняя мудрость может изменить внешний мир. Присутствие в пространстве между моментами может занимать всего секунду, но охватит всю вашу жизнь, создавая возможности для динамических перемен и исцеления. Священная тишина, присутствующая в нашем повседневном разуме, является источником повседневной мудрости, протекающей через нашу жизнь и природный мир. То, каким образом работает ваш разум, то, как вы видите мир, и ваши чувства, касающиеся жизни, — все это может быть обновлено и восстановлено.
book-ads2