Часть 90 из 104 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
развратники [фр.).
152
Увы! (#.)
153
Прощайте [фр.).
154
…гостей для пира свободы нужно искать в закоулках и под заборами. — Вольный парафраз евангельской притчи о брачном пире: «Итак пойдите на распугия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф. 22: 9).
155
Да, это человек… — Евангельская аллюзия: «…се, Человек!» (Ин. 19: 5).
156
Они могут убить мое тело, но не смогут изгнать из этого мира мою душу. — Парафраз стиха из Евангелия: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» (Мф. 10: 28).
157
…ощущения времени не будет. — Перекличка с рассуждениями Кириллова, одного из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: «Когда весь человек счастья достигнет, то времени больше не будет, потому что не надо. Очень верная мысль» (Гл. 5), а также с Новым Заветом: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 4).
158
Да будет так! — Параллель к эпизоду из Евангелия: «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем…» (Мф. 26: 23–24).
159
Кончено… — В оригинале употреблено выражение «It’s done», имеющее новозаветную окраску («совершилось»). См.: Ин. 19: 30; Откр. 16: 17.
160
краткое содержание (фр.).
161
Минотавр — в греческой мифологии чудовище, человекобык, рожденный дочерью Гелиоса Пасифаей, воспылавшей противоестественной страстью к быку, посланному Посейдоном; по приказу критского царя Миноса, мужа Пасифаи, был заключен в лабиринт.
162
Микулин. — Прототипом советника Микулина можно считать Алексея Александровича Лопухина (1864–1928), назначенца фон Плеве и директора Департамента полиции (1903–1905 гг.), уволенного с этого поста после убийства в Москве великого князя Сергея Александровича и затем недолго служившего эстляндским губернатором. До своей отставки Лопухин отвечал за деятельность секретного агента полиции Е.Ф. Азефа (см. примеч. 1 к гл. IV части третьей). За содействие революционеру и публицисту В.Л. Бурцеву (1862–1942) в разоблачении Азефа (его засекреченное подлинное имя было названо Лопухиным Бурцеву в экспрессе «Кёльн — Берлин» во время подстроенной Бурцевым в начале сентября 1908 г. встречи, где зашел разговор о провокаторах) Лопухин, который по не вполне проясненным мотивам выдал государственную тайну эсерам, особым присутствием Сената был приговорен к пяти годам каторги, замененной ссылкой в Сибирь. После четырех лет ссылки помилован по царскому указу (1912 г.) и восстановлен в правах; затем служил вице-директором Сибирского торгового банка в Москве. Историки и мемуаристы расходятся в объяснении поступка Лопухина, санкционировавшего с ведома фон Плеве внедрение Азефа в Боевую организацию эсеров (1902 г.), однако затем устрашенного растяжимостью «морали» агента (из материальных соображений ставшего двойным агентом и, таким образом, предателем, провокатором), а также корыстными расчетами, беспринципностью своего врага П.И. Рачковского, возглавлявшего в 1905–1906 гг. политическую часть работы Департамента полиции (на этом посту тот сводил счеты со ставленниками С.В. Зубатова и Лопухина). Назвав Бурцеву имя Азефа, Лопухин тем не менее не раскрыл характера деятельности своего сотрудника. В ноябре 1908 г. генерал A.B. Герасимов, узнав от Азефа о происшедшем, просил Лопухина быть верным присяге, но тот отказался и в середине декабря 1908 г. даже отправился с женой в Лондон (годом раньше дочь Лопухина была похищена в Лондоне), чтобы дать показания об Азефе членам ЦК партии эсеров. На основании этого по возвращении в Россию 18 января 1908 г. был арестован. По своим политическим взглядам Лопухин был, как считается, либералом. См.: Бурцев В. В погоне за провокаторами. М.; Л., 1928; Николаевский Б. История одного предателя. Террористы и политическая полиция. Париж, 1932 (соврем, изд. — М., 1991); Герасимов A.B. На лезвии с террористами [первое нем. изд. — 1934]. Париж, 1985.
163
…превосходство мыслящей тростинки… — Образ человека как «мыслящего тростника» [фр. roseau pensant) навеян сочинениями французских рационалистов (Р. Декарт, М. Монтень), но наиболее известна его трактовка, данная французским религиозным мыслителем, писателем и ученым Б. Паскалем в «Мыслях» (1669): «Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает» (№ 347. Пер. Э.А. Липецкой).
book-ads2