Часть 10 из 17 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
После того как король Артур и его рыцари разгромили чужеземных захватчиков и победили все темные силы, настало время мира и благоденствия. Король Артур с королевой Гвиневрой правили страной мудро и справедливо, вот только детей у них не было.
Увы, их мирное царствование подошло к концу, когда единокровная сестра Артура, фея Моргана, заключила союз со злодеем Мордредом и попыталась захватить власть. Король Артур убил Мордреда в бою, но и сам получил смертельную рану. Умирая, он попросил, чтобы его волшебный меч Эскалибур вернули Владычице Озера.
Бодхисатва Авалокитешвара[1]
ИНДИЯ, БУДДИСТСКИЙ БОДХИСАТВА
Авалокитешвара, милостивый бодхисатва (тот, кто решил стать буддой), избавлял от страданий все живое на земле. Являясь в разных обличьях (то юном, то старом; то женском, то мужском; то человечьем, то зверином), Авалокитешвара видел, как много горя приносят людям страсти и заблуждения. Себялюбие затягивает их в бесконечный цикл смертей и рождений, не давая стать истинно просветленными.
Это понимание наполнило бодхисатву скорбью, и слезы покатились из его глаз. Авалокитешвара отправился к буддам, которые уже достигли просветления и вышли из цикла жизни и смерти. Он спросил их, как помочь страждущим. Будды посоветовали ему запастись любовью, добротой, состраданием и приготовиться к бесконечной работе. Авалокитешвара поклялся, что с помощью милосердия избавит от мук все живое в мире. Принимая разные обличья, он помогал царям, полководцам, монахам, нищим, женам, юным девам, детям, животным, драконам, чудищам и другим созданиям.
Авалокитешвара трудился без устали и многих избавил от страданий. Однако, поглядев вокруг, бодхисатва понял, что число страдающих нисколько не уменьшилось, ведь живым существам нет счета. Тогда его голова разделилась на одиннадцать голов, у десяти были добрые лица, а у одной — суровое, потому что для просветления порой требуется строгий урок. Затем и одна и другая его рука разделились на тысячу рук, каждая с глазом на ладони, чтобы больше видеть и делать, неся миру просветление.
Авалокитешвара — один из самых известных и почитаемых бодхисатв. Считается, что все рано или поздно встречают его на своем пути.
Бейве — Солнечная дева
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА, СААМСКОЕ БОЖЕСТВО
На Крайнем Севере, за полярным кругом, зима длится много месяцев, а солнце надолго уходит за горизонт. Саамы испокон веков жили в этих суровых краях и пасли северных оленей, дожидаясь возвращения богини солнца Бейве и ее дочери Бейве-нейды, Солнечной девы. В разгар зимы долгая тьма угнетала все живое. В это время богини слабели, и в жертву им для восстановления сил приносили белых оленей. Оленихи, которые бегают резвее всех, считались лучшим подношением.
Весной Бейве возвращалась на небо. Снег таял, земля зеленела, олени резвились. Богиня дарила покой исстрадавшимся за зиму душам. Вместе с дочерью Бейве-нейдой она проезжала высоко в небе на санях из оленьих рогов, и вдвоем они несли земле жизнь и плодородие. Летом оленихи рожали оленят, и люди в благодарность подносили богине кашу, сваренную на густом и жирном оленьем молоке.
Однажды, давным-давно, Бейве-нейда оставила мать одну в небесах и решила пожить с людьми на земле. Она принесла им божественный свет и знание. Поначалу люди чтили ее и с радостью учились рассказывать истории, вышивать узоры, вырезать пуговицы, петь песни и еще многому-многому другому. Но со временем они обозлились и стали завидовать мудрости Бейве-нейды, а затем решили ее убить. Они загнали Бейве-нейду в ловушку и придавили огромным камнем. Тогда она вернулась на небо к своей матери, солнечной богине, и с тех пор больше не спускалась на землю.
Седна
КАНАДА, ЭСКИМОССКАЯ МИФОЛОГИЯ
В далеких северных землях среди снегов жила-была красавица Седна. Когда она подросла, родня захотела выдать ее замуж, но Седна отказывалась от свадьбы. Она находила изъяны во всех женихах и грозилась выйти за упряжного пса.
Отец Седны гневался на дочь. Поэтому, когда в их деревне невесть откуда появился красивый молодой охотник и пожелал жениться на строптивице, он очень обрадовался. Неизвестный охотник пообещал дать за невесту богатый выкуп — много мяса и шкур, и Седна решила согласиться. После свадьбы муж увез ее на свой остров. Там он открыл ей тайну: на самом деле он был вовсе не человеком, а птицей, принявшей человеческий облик. Из-за обмана Седна пришла в ярость, тем более что пернатый муж оказался никудышным охотником. Он ловил и приносил ей одну рыбу; ни мяса, ни шкур она не видела. Но уплыть с острова Седна не могла и вынуждена была терпеть.
Наконец отец Седны приехал проведать молодых и сразу же заметил, как плохо живется дочери. Он понял, что таинственный охотник их обманул. Убив коварную птицу, он посадил Седну в свой каяк и поплыл домой. Однако родня птицы, найдя мертвое тело, решила отомстить. Птичья стая так яростно захлопала крыльями, что поднялась буря. Маленький каяк стали захлестывать волны, и отец Седны, желая задобрить птиц и спастись, швырнул дочь в воду. Седна мертвой хваткой вцепилась в борт каяка, и тогда отец схватил нож и отрезал ей пальцы. Охваченная яростью Седна опустилась на дно морское и стала грозной богиней моря. Ее отрубленные пальцы превратились в тюленей и китов, а волосы отросли так, что опутали всех морских тварей на свете.
Вот почему теперь, если люди хотят поохотиться на морского зверя, они должны сперва задобрить Седну и попросить ее выпустить добычу на волю.
Василиса Прекрасная
РОССИЯ, РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
Была у купца с купчихой разумная и добрая дочка по имени Василиса Прекрасная. Однажды купчиха захворала и перед смертью оставила Василисе деревянную куколку. «Дай ей поесть и попить, и она тебя приласкает», — сказала мать. Когда она умерла, девочка так и сделала, и куколка утешила ее в горе.
Прошло время, и купец женился на вдове с двумя дочерьми. Мачеху злило, что женихи больше заглядываются на Василису, чем на ее дочек. Она решила избавиться от нелюбимой падчерицы. Когда купец уехал в дальние края, мачеха вместе со своими дочерьми и Василисой отправилась в хижину на опушке леса. Там она нарочно загасила все огни и послала падчерицу за угольями к их соседке Бабе-яге.
Прижимая к себе волшебную куколку, Василиса пошла сквозь темный лес к дому Бабы-яги — избушке на курьих ножках, окруженной забором, на котором светились человеческие черепа. В доме никого не было, и напуганная Василиса стала ждать у ограды. Мимо нее промчался сначала одетый в белое всадник на белом коне, затем красный всадник, затем черный всадник. Наконец прилетела и старуха Яга в своей ступе.
Баба-яга согласилась дать Василисе угольев на растопку, но сперва велела помочь ей по хозяйству. Дела она подобрала невыполнимые да еще пригрозила убить девочку, если та не справится. Поначалу Василиса испугалась, ведь ей не по силам было за один день выбрать маковые зернышки из кома земли и отделить гнилую рожь от хорошей. Но чудо-куколка отправила девочку спать и пообещала, что сама сделает всю работу.
Когда изумленная Баба-яга спросила, как же Василисе удалось выполнить ее задания, девочка рассказала про волшебный подарок матери. Старуха испугалась и прогнала Василису прочь, дав ей череп, полный горячих угольев. Когда Василиса вернулась домой, уголья сожгли избу вместе со злобной мачехой и ее дочерьми.
Амхэн Оса — тайный королевский инспектор
КОРЕЯ, КОРЕЙСКАЯ НАРОДНАЯ ОПЕРА
В Средние века в Корее существовала должность тайного королевского инспектора — Амхэн Оса. Правитель назначал его лично и наделял немалыми полномочиями. Инспекторы должны были карать продажных чиновников и награждать достойных слуг короля. Они инкогнито разъезжали по провинциям и собирали сведения о местных властях, а затем показывали медальон мапа — символ должности — и открывали свое настоящее имя. Вокруг этих исторических фигур сложилось немало легенд и литературных сюжетов.
Одна из самых известных историй повествует о злоключениях двух влюбленных. Красивый юноша по имени И Мон-Рён полюбил прелестную Чхун-Хян и взял ее в жены. Увы, ему пришлось уехать в Сеул, чтобы стать тайным инспектором, а в это самое время в их деревне хозяйничал продажный чиновник Пьён. Чхун-Хян поклялась терпеливо ждать И Мон-Рёна и подарила ему на память кольцо. Но когда юноша уехал, сластолюбивый Пьён захотел сделать Чхун-Хян своей наложницей.
Красавица отвергла домогательства Пьёна, тот пришел в ярость и велел бросить ее в тюрьму. Тем временем И Мон-Рён сдал экзамен на чин инспектора и тайно вернулся в родную деревню, чтобы расследовать злодеяния Пьёна. Переодетый в нищенские лохмотья и никем не узнанный, юноша выяснил, что Пьён не исполняет своих обязанностей, тратит казенные деньги на кутежи и злоупотребляет властью, запугивая местных жителей. На пышном пиру в честь дня рождения Пьёна, когда продажный чиновник готовился примерно наказать верную Чхун-Хян, И Мон-Рён раскрылся и предъявил Пьёну серьезные обвинения. Казнокрад получил по заслугам, а на его место назначили усердного и честного работника.
Освобожденная Чхун-Хян не сразу узнала И Мон-Рёна и гневно вырвалась из его объятий. Лишь когда он вернул возлюбленной кольцо, она поняла, кто перед нею, и радостно вскрикнула. Воссоединившиеся супруги жили долго и счастливо.
Плакальщица Ла Йорона
МЕКСИКА, МЕКСИКАНСКАЯ ЛЕГЕНДА
book-ads2