Часть 24 из 53 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Пратётушка, а сколько именно тебе лет, могу я узнать? – спросила Корделия, стараясь говорить как можно вежливее.
Пратётушка перевела поблёскивающие глаза на Корделию.
– Ох, как только мне исполнилось сто, я и считать перестала.
– Но когда это было? – продолжила допытываться Корделия.
– Ах, дорогая моя, время относительно, знаешь ли!
Корделия не могла понять, шутит пратётушка или нет. Она повернулась обратно к картине, по-прежнему озадаченная. Потом она заметила на полотне ещё кое-что странное.
Корделия прошла в центр гигантского зала, оставляя в пыли цепочку следов
– Но… на картине шесть Творцов! – воскликнула она. – Шляпа… Плащ… Перчатки… Часы… Башмаки… и… это что, клюка?
– Трость, – поправил дядя сквозь стиснутые зубы. – Тростетворцы.
– Кто такие Тростетворцы? Почему они на этой картине? Я думала, семей Творцов всего пять!
– Раньше их было шесть, – призналась тётушка Ариадна, пересекая огромный пустой чертог – её шаги эхом отражались от стен. – Всего король Генрих назначил Творцами шесть семей. Помимо тщеславия он страдал ещё и паранойей – постоянно беспокоился о том, что враги свергнут его и займут трон – поэтому он выделил шести величайшим семьям Творцов королевский патент и запретил всем другим творцам работать.
– Были и другие творцы?
– О да, – подтвердила пратётушка Петронелла. – Некогда были времена, когда все в Англии были свободны творить то, что им хочется, и не только одежду. Затем король пожелал, чтобы вся эта власть была только в его руках, а всех, кого ловили за творением вещей без королевского патента, стали бросать в тюрьму.
– Почему? – воскликнула Корделия.
– Король боялся, что кто-то другой может изобрести шляпу, которая даст им великую мудрость, или сотворить перчатки, чтобы превзойти короля, или плащ несравненного изящества, и тогда они смогут свергнуть его с престола. Он заставил шесть избранных семей дать обет не вредить. Отсюда и происходит девиз Творцов: Noli nocere – «Не навреди».
– Я думала, это семейный девиз Шляпников? – спросила Корделия.
Тётушка покачала головой.
– Он принадлежит всем семьям Творцов, – ответила она, игнорируя скрежещущего зубами у неё за спиной дядюшку Тибериуса.
Корделия нахмурилась.
– А… Тростетворцы – с ними что случилось?
– После смерти короля Генриха мы продолжили творить, – сказала пратётушка Петронелла. – Все шесть назначенных королём семей Творцов каждый день приходили в Гилдхолл, чтобы творить вещи для короля или королевы. В 1632 году король Карл Первый дал нам разрешение творить и для аристократии. Мы стали творить вещи для лордов и леди, но самые великолепные творения всегда должны были оставлять для самого короля. Так он мог быть уверен, что именно он всегда будет самым роскошным и властным человеком. У каждой семьи Творцов была своя мастерская, попасть в которую можно было вот из этого великого чертога. Вон там Шляпотворческая Мастерская…
Она указала на высокую дверь с резным гербом над ней: щитом с украшенной плюмажем шляпой в окружении семи звёзд.
– Ох! – Корделия была удивлена увидеть знакомую эмблему Шляпников, преспокойно висящую в этом странном древнем месте.
– Ты знаешь, почему на гербе Шляпников семь звёзд? – спросила её тётушка Ариадна.
Корделия покачала головой.
– По одной звезде для каждой семьи Творцов, – объяснила ей тётя. – А седьмая звезда символизирует мысль, что ярче всего Творцы сияют, когда работают сообща. У тебя может быть шляпа, или пара перчаток, или плащ, но поодиночке у них будет меньше силы. Считается, что магия становится могущественнее всего, когда Творцы объединяются.
Дядюшка Тибериус издал горлом низкое рычание и сощурился, глядя на портрет пухлого Перчаткотворца, благодушно улыбающегося со стены.
– Мы весьма охотно делились секретами, и ингредиентами, и новыми приёмами, и открытиями, – поведала Корделии пратётушка Петронелла. – В начале 1600-х годов между Шляпниками и Башмачниками возникло небольшое разногласие, а потом в середине века произошла кое-какая неприятность с малым по имени Оливер Кромвель. Но в целом поколения Творцов очень хорошо ладили на протяжении примерно двухсот лет… – Пратётушка резко замолчала.
– А потом что случилось? – спросила Корделия.
– Тридцать лет назад… Соломон Тростетворец нарушил обет творцов.
– Ты имеешь в виду обет не вредить?
Пратётушка Петронелла мрачно кивнула.
– Он втайне начал творить трости с вкладными шпагами. Он инкрустировал ручки своих тростей драгоценностями и резьбой, вызывавшими вспыльчивость, или чрезмерную гордость, или высокомерие, и прятал внутри тонкие клинки.
Корделия оглядела огромный зал в поисках герба Тростетворцев. Она увидела его – он висел над дверью напротив герба Шляпников: две скрещенные трости, книзу превращающиеся в молнии.
– Для своих творений он использовал Зловещие ингредиенты, – сказала пратётушка Петронелла, и Корделия почувствовала, что у неё округляются глаза. – В те времена каждый дурной ингредиент, который кто-нибудь из Творцов находил во время своих путешествий, запирался в Зловещем Секретере здесь, в Гилдхолле.
Пратётушка вытянула бледный палец и указала на дальнюю стену. В деревянные панели была вделана высокая железная дверь. Корделию передёрнуло: на двери был вырезан ухмыляющихся череп.
– Это вроде Зловещего Секретера в Доме Шляпников? – спросила она.
– Да. – Пратётушка кивнула. – Но этот гораздо больше. И он был заперт на шесть замков – видишь замочные скважины?
Корделия подкралась к секретеру поближе. Под черепом обнаружился ряд костей – каждая с замочной скважиной.
– Каждой семье был вверен мастер-ключ, так что Зловещий Секретер нельзя было открыть без согласия всех Творцов. Цель шести ключей состояла в том, чтобы дурные ингредиенты никогда не использовались в творениях.
Корделия кивнула. Череп таращился на неё пустыми глазницами.
– Но Соломону Тростетворцу такой расклад был не по нраву. Он отправился на поиски Зловещих ингредиентов. Собирал их тайком. Не стал рассказывать остальным Творцам о скверных вещах, которые он натаскал со всего мира.
Корделия повернулась к пратётушке.
– Почему?
– Он был жадным. Он хотел, чтобы у всех в Лондоне было по трости от Тростетворца. Он втайне превращал ингредиенты в оружие, так что всем было бы страшно ходить по улицам без защиты личной трости. Возможно, самым опасным ингредиентом, который он использовал, были его собственные дурные намерения: в каждую из тростей-шпаг он вплетал зло. Он успел сотворить их несколько сотен, прежде чем его поймали.
– Как его поймали?
На лицо пратётушки Петронеллы словно набежали тучи.
– Был убит молодой человек, – тихо сказала она. – На самом деле он был не старше мальчишки. Его звали Авель Дадлук, младший сын герцога Дадлукского. Однажды ночью молодой Авель поругался с сыном сквайра на площади Пикадилли. Свидетели говорили, что ссора быстро переросла в драку. У обоих мальчишек оказались с собой шпаги Тростетворца. Сначала дерево билось о дерево, а затем серебряный клинок сверкнул из одной трости, потом из второй, и через минуту один юноша умирал на тротуаре, а второй сбежал. Как выяснилось, оба мальчишки в тот самый день приобрели себе новые трости.
Корделия похолодела от ужаса. И это произошло из-за дела рук Творца.
– Герцог не смыкал глаз, пока убийца его сына не был найден, – с тяжестью в голосе продолжила пратётушка Петронелла. – Бедного глупого мальчишку отыскали и повесили в Ньюгейтской тюрьме. Когда Лорд Государственный Советник обнаружил, что в роковой стычке использовалась трость с потайной шпагой, он осознал масштабы вероломства Тростетворца. Семью Тростетворцев лишили королевского патента, а Соломон был объявлен изменником и казнён на Тауэр-Хилл. Миссис Тростетворец и двоих детей с позором сослали в работный дом, лишив всех денег. Не прошло и года, как все они умерли. Молодая мисс Тростетворец была немного младше, чем ты сейчас. Это была ужасная трагедия.
Корделия во все глаза глядела на герб Тростетворцев. Было в нём что-то жутковатое: молнии, в которые превращались трости, казались свирепыми, словно жаждали мщения. Она подумала о маленькой дочери Тростетворца – лишённой привычной ей волшебной жизни и брошенной в грязный, вонючий работный дом. И умершей там.
Корделия содрогнулась от жалости.
– Но почему Гилдхолл пуст сейчас? – спросила она, глядя через заброшенный зал на светящееся витражное окно. Витраж изображал шесть Творцов в елизаветинских одеждах, держащих над собой свои творения, – вот только лицо Тростетворца кто-то разбил, так что тело осталось жутко безголовым. – Почему ушли все, если опозорены были только Тростетворцы?
– Ну, дорогая, в переломные моменты старые распри всплывают на поверхность, – мудро заметила пратётушка. – Все были шокированы случившимся и не очень сдерживали эмоции. Потом Башмачники обвинили Шляпников в краже идей…
– БА! – не выдержал дядюшка Тибериус, и его голос эхом разнёсся по просторному чертогу. – Эти Башмачники вечно утаивали секреты. И Плащетворцы тоже ничего никому не рассказывали! Первыми ушли Часотворцы. Сказали, что не могут расслышать тиканье своих драгоценных часиков за криками остальных Творцов в великом зале. За ними собрались и покинули Гилдхолл Плащетворцы. Перчаткотворцы тоже надолго не задержались. Потом остались только Шляпники и Башмачники, и тут уж мы не могли вынести вида этих бесполезных…
– Тибериус! – прошипела тётушка Ариадна.
Дядюшка Тибериус умолк на середине предложения, и Корделия обернулась.
В великом чертоге стояли все лондонские Творцы.
Глава 20
На них пристально смотрели все десять Перчаткотворцев. Старый Часотворец молча стоял у колонны, держа за руки двоих маленьких внуков. Плащетворцы маячили у лестницы. А четверо Башмакотворцев с мрачными взглядами толпились в дверном проёме.
Корделия, собравшаяся уже помахать Гусю, вовремя одёрнула себя. Им придётся делать вид, что они враги. На лице у Гуся было довольно каменное выражение, так что Корделия постаралась взять с него пример, выпятив вперёд нижнюю челюсть и хмуро сведя брови вместе. У него здорово получалось притворяться, что он зол её видеть.
– Тибериус Шляпник! – прогремел по залу голос миссис Башмачник. – Как обычно, твой голос слышно даже раньше, чем видно твою шляпу. Весьма впечатляюще.
Корделии показалось, что она слышит рычание дядюшки Тибериуса. Красное перо Потрясогребня, увенчивающее его невероятно высокую шляпу, затрепетало.
book-ads2