Часть 7 из 10 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
КРИЗИС ЛИЧНОСТИ
Привязанность приводит к отождествлению себя с какими-то объектами. Происходит это незаметно для самого человека. Если я привязываюсь к человеку, машине или к чему-то еще - это становится частью моего «я». Мое «я» склонно постоянно расширяться и включать в себя разные вещи, которые я люблю и к которым я привязан. Все это естественным образом становится частью моего «я» - будь то футбольный клуб, за который я болею, или что-то другое.
Мы привязываемся к своим детям, другим родственникам, людям, которых мы уважаем, к какой-то большей общности людей. Мы отождествляем себя с Россией, с русским народом. Это нормально, просто нужно отдавать себе в этом отчет. Главное, чтобы у нас был правильный центр, и тогда все остальное не будет приносить беспокойств.
Наверняка многим будет интересно узнать, что, согласно ведической астрологии, эго в гороскопе человека определяется Солнцем. Это единственная из планет Солнечной системы, которая является источником энергии, жизненной силы, света. Именно таким источником энергии, света, силы является эго человека. Солнце является практически неистощимым источником энергии, но «солнце» внутри нас иногда гаснет, если оно неправильно сформировано. Такое явление называется кризисом личности.
Люди периодически переживают кризисы личности. Это может быть кризис середины жизни, который происходит примерно в сорок лет, когда мужчина понимает, что основная часть жизни позади, его тело меняется и непонятно, что впереди. Подростковый возраст - тоже кризис. Человек вдруг начинает ощущать какие-то странные процессы, происходящие с ним. Ему нужно приспособиться, понять, как реагировать на то, что он из ребенка превращается в подростка. Потом, когда он из подростка превращается в молодого человека, - тоже кризис. Когда кто-то женится или выходит замуж - тоже кризис, потому что до этого человек был один, у него уже была сформированная личность, а теперь ее нужно расширить, включив в нее кого-то еще. Когда рождается первый ребенок - тоже кризис. В центре нашего «я» появляется новое существо. Но есть самый главный кризис, который нам всем предстоит пережить, -смерть. Однако если мы правильно сформируем центр, то все кризисы в жизни, в том числе самый последний, мы будем переносить легко, с улыбкой.
В одном из начальных стихов «Бхагавад-гиты» говорится, что дхира, или человек невозмутимый, утвердившийся в самом себе, устойчивый, легко относится к смерти: дхирас татра на мухйати(Бхагавад-гита 2.13). В момент смерти он не приходит в волнение, не теряется, для него это не трагедия, а естественный и простой переход, который уже происходил с ним не раз на протяжении жизни. Мы уже меняли свое тело: из тела ребенка переходили в тело взрослого человека, потом - в тело старика. Чтобы быть дхирой, наш центр должен быть неизменным. Мы можем не верить в душу, в Бога, но невозможно не верить в то, что внутри мы не меняемся никогда.
САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ В МИРЕ
В «Махабхарате» есть интересная история, связанная с одним из главных героев - Махараджей Юдхиштхирой. Бог смерти Ямараджа, испытывая его, задавал один за другим множество вопросов. В каком-то смысле это -аллегорическое описание того, что происходит с нами в момент смерти. Нам нужно очень быстро отвечать на вопросы, у нас нет времени на раздумья. Мы можем ответить только то, что мы уже знаем, мы не можем долго размышлять в этот момент. Один из вопросов, заданных Юдхиштхире, очень интересен: «Что самое удивительное в мире?» Его мгновенный ответ заслуживает нашего внимания (Махабхарата. Вана-парва: 313.116):
аханй ахани бхутани
гаччхантиха йамалайам
шешах стхаварам иччханти
ким ашчарйам атах парам
«Что может быть более удивительным в мире, чем то, что мы все знаем, что умрем, но при этом никто в это не верит».
Мы видим: люди умирают, но при этом мы этого не осознаем и думаем: «Ну, со мной это случится, конечно, но когда-нибудь нескоро, не в этом тысячелетии, непонятно когда». Это доказательство того, что мы вечны. Смерти нет. Мы не можем представить себе смерть, мы не можем почувствовать смерть, мы не можем увидеть смерть. Ее реально нет. Мы в нее не верим, мы теоретически допускаем ее возможность (в основном, по отношению к другим). Но реально не чувствуем: «Как это так -меня нет?! Я есть!»
Древнегреческий философ Парменид говорил, что существующее существует всегда. Тот же самый принцип сформулирован в начале «Бхагавад-гиты»: душа неразрушима и вечна. Инстинктивно все это знают. У человека может быть очень серьезное убеждение в том, что он умрет и ничего от него не останется, но это -на поверхности, внутри он не верит в это.
Однажды, когда я был на кладбище, я увидел надпись на одном из надгробий: «Персональный пенсионер». Меня эта фраза поразила - это все, что осталось от человека? На самом деле у нас есть вечное «я», но мы на место вечного центра помещаем какие-то временные вещи, отождествляя себя с ними. Эти ложные центры, ложные представления о себе заслоняют от нас истину. Нам очень трудно найти, «откопать» истинного себя.
Сама завязка «Бхагавад-гиты» заключается именно в этом. Арджуна, герой «Бхагавад-гиты», переживает кризис личности. Он лицом к лицу столкнулся с перспективой смерти: на войне ему нужно убить своих родственников или быть убитым самому. Иногда люди не понимают, как Кришна, который должен учить чему-то хорошему, говорит: «Надо убить тех, кто стоит перед тобой, в том числе твоих родственников». Но смысл этого утверждения в том, что, для того чтобы найти истинного «себя», мы должны убить «себя» ложного. Наши ложные само-отождествления должны умереть, чтобы наше истинное «я» могло восторжествовать.
Это духовное, неуничтожимое «я» нужно сделать фундаментом своей жизни. Обычно люди фундамент не видят. Радханатха Махарадж (Радханатха Свами Махарадж - духовный учитель, писатель и общественный деятель, автор книги «Путешествие домой».) в своих лекциях говорит, что, когда люди приходят в какое-нибудь здание, никто не обращает внимания на фундамент, никто не говорит: «Какой хороший фундамент!» Все говорят: «Красивые стены, красивый зал, красивые украшения». Но когда здание рушится, все говорят: «Фундамент был плохой».
Подобное происходит и с нами. «Я», или тот самый фундамент, на котором строится наша жизнь, мы замечаем только тогда, когда здание рухнуло. Необходимо понять, что же мы должны положить в основание, в фундамент нашей жизни? Чтобы здание нашего успеха, нашего счастья было крепким, нужен крепкий фундамент. В основе должны лежать вечные, незыблемые принципы -закон, по которому мы созданы. Наше вечное «я» создано по закону любви. Бог есть любовь, и Он создал нас по этому закону.
ДУША ВЕЧНА
Закон, долг, обязанность на санскрите называется дхармой. Дхарма значит «то, что придает устойчивость». Дхарма делает нашу жизнь устойчивой. Человек старается в своем эго найти ощущение безопасности, надежности (такова первая функция нашего «я»). Если в центре - незыблемые принципы, то мы можем быть уверены, что они с нами «не разведутся», они нас «не предадут», «не умрут». Закон любви вечен. Если человек бескорыстно служит, то все его любят, все его ценят. Если я утвердился в этом, моя жизнь будет очень надежной.
Проблема в том, что очень часто в ситуациях выбора следование принципам кажется нам невыгодным, непрактичным. Есть некие высшие принципы, но люди говорят: «Ну да, это для кого-то другого, не для меня!» Однако в действительности это самая практичная вещь. Когда мы изменяем самому себе, вечному себе, с вечными высшими законами и идеалами, и идем на поводу у сиюминутной выгоды, мы теряем гораздо больше, чем нам кажется. В Библии говорится: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить и повредить себе?»
Со мной произошел любопытный случай, когда я только стал читать «Бхагавад-гиту» и общаться с первыми адептами этого учения. Это был 1982 год. В Институт молекулярной биологии, где я тогда работал над кандидатской диссертацией, пришел человек из КГБ. Я до сих пор помню этого полковника. Он был большой, и мне казалось, что он занимает собой всю комнату. В лаборатории находился мой шеф. Я его не узнал: он был белый как полотно. Дрожащим голосом он сказал: «К тебе пришли» - и как-то боком вышел. У меня состоялась любопытная беседа. Полковник очень доброжелательно стал мне говорить: «Ну ты же умный человек, аспирант. Ты просто иногда сообщай нам, что у вас там происходит, и все у тебя будет хорошо. А если нет, ну, сам понимаешь, что с тобой будет. Тебя посадят в тюрьму. Не нужно сейчас давать ответ. Через пару дней приходи - дашь ответ. Не нужно торопиться с решением».
Он знал, как действует страх в человеке. Я стал воображать разные картины: я на лесоповале... Разные ужасы приходили мне в голову. Я долго накручивал себя, а потом обратился к опытному человеку, который уже через подобное проходил. Это была худенькая девушка. Она сказала мне: «Душа вечна. Что они могут тебе сделать?» Ее ответ поразил меня своей абсолютной непререкаемостью. Я ничего не мог на это возразить. Я очень воодушевился и, перед тем как идти к полковнику, вспомнил еще раз: «Душа вечна, они мне ничего сделать не могут!»
Наша встреча была назначена в гостинице «Россия». Я пришел в условленное время и встретил этого добрейшей души человека. Полковник улыбался, он был уверен, что сейчас я соглашусь, и спросил: «Ну что? Что вы решили?» Я смело (но при этом колени у меня дрожали) сделал шаг вперед и сказал: «Нет! Это противоречит моим принципам». Я не буду пересказывать, что в этот момент вырывалось у него изо рта, какие проклятья он изрыгал. С точки зрения здравого смысла, мое поведение было глупым. Меня выгнали отовсюду, откуда только можно. Мне запретили защищать диссертацию. Но я очень хорошо помню свои ощущения: когда я уходил от этого полковника, я не шел, а летел - я был абсолютно счастлив.
ЧЕТЫРЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПА
В различных священных писаниях приводятся фундаментальные принципы, которым должен следовать человек. Например, в «Йога-сутрах» Патанджали дается пять ям и пять ниям - пять ограничений и пять позитивных принципов. В «Библии» приводится десять заповедей. В «Новом Завете» есть главные заповеди: возлюби Бога и возлюби ближнего своего.
В Ведах перечислены четыре принципа, которые позволяют человеку яснее понять, кто он. Следование этим принципам составляют первый шаг на духовном пути. Когда люди слышат о каких-то запретах, они воспринимают это в высшей степени негативно. Но цель следования принципам, или построения нашей жизни на фундаменте этих принципов, - в том, чтобы успокоить свой ум и за экраном своего ума найти и реализовать свое истинное, вечное «я». Йога начинается с этого. Принцип йоги - в том, чтобы успокоить ум и обнаружить вечную душу. Это называется самадхи, то есть состояние полного спокойствия, в котором человек видит свою неизменную духовную сущность. Важно не механически следовать принципам, а понимать, для чего это нужно. Это вторичные вещи, которые нужны для того, чтобы человек мог ощутить себя душой. Человек должен не просто теоретически знать, что он - душа и что он не умирает. Он должен быть в этом абсолютно, непоколебимо уверен.
В конце концов, все эти принципы нужны для того, чтобы сделать наше сознание более ясным. Если человек действительно хочет прямо сейчас поменять что-то в своей жизни, эти четыре принципа ему помогут и принесут очень большое благо.
Первый принцип - отказ от мяса. Один из законов нашей природы - милосердие. Если мы живем ценой боли и смерти других живых существ, нам очень трудно постичь свою вечную природу. Человек не сможет осознать, что он душа, если он прямо или косвенно убивает других живых существ. Как известно, многие возвышенные духовные люди были вегетарианцами. Из числа ближайших к нам современников - это Лев Толстой, Альберт Эйнштейн и многие другие.
Вегетарианство само по себе - это еще не все, это просто первый шаг. Однако это важный шаг, который поможет нам улучшить здоровье и сделает наше сознание гораздо более ясным.
Второй принцип - отказ от всевозможных наркотиков и алкоголя в любых формах. Когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, он теряет контроль над собой. Смысл человеческой жизни не в том, чтобы уменьшить степень контроля и отдаться на волю какой-то стихии, а в том, чтобы увеличить степень контроля. С этого начинается наша способность к самоограничению, или способность влиять на себя.
Третий, очень важный принцип - соблюдение чистоты внутренней и внешней. Этот принцип ограничивает сексуальные отношения: они возможны только в браке. Люди не понимают, зачем нужно это ограничение, и в этом беда современного общества.
Но беспорядочные связи отвлекают и не дают возможности понять гораздо более глубокие вещи.
Наконец, четвертый принцип - правдивость, то есть человек должен говорить правду.
Таковы четыре принципа: милосердие, самоограничение, чистота и правдивость. И хотя это внешние вещи, в них есть глубокий смысл. Следование принципам нужно нам самим, а не какому-то злому Богу, который нас покарает, если мы будем их нарушать.
ДВА ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПА
Однако есть два гораздо более важных принципа. Даже если человек не следует перечисленным четырем, он должен следовать хотя бы этим двум.
Два главных принципа дхармы, отражающие нашу глубинную внутреннюю сущность, таковы: первый (паропакара) - стараться действовать ради блага других; второй (нирапарадха) - не причинять страданий другим. Такова природа человека. Человек должен стараться развивать эти два качества, которые помогут ему реализовать свою высшую природу, потому что его высшая природа -служить. Человек всегда кому-то служит. Если служить некому, он заводит себе кошку, а если мало одной, то заводит пять.
Человек создан для любви, а любовь - это служение. Если я кого-то люблю, я буду служить, не думая о себе. Мать, которая любит ребенка, служит ему, забыв о себе.
Если служение станет законом нашей жизни, мы сможем понять свою природу и свое предназначение. Иногда люди не знают, что делать, именно потому, что не следуют своей природе.
Как конкретно служить - это другой вопрос. Для этого есть много инструментов. Например, астрология, с помощью которой человек может узнать свою природу и развить ее. Нужно понять главное: мы созданы по закону любви - чтобы любить и стараться избегать причинения боли другим, насколько это возможно. В ведических писаниях говорится: ахимса парамо дхармах -непричинение вреда, ахимса, является высшей природой человека. Но не только ахимса. Есть еще более высокая природа - желание сделать что-то для других, помочь другим (первый принцип дхармы).
Лучшее из того, что я могу сделать для другого, - это попробовать возвысить его. Можно просто смотреть на него так, чтобы он немного вырос. Самые счастливые люди - это люди, которые развили в себе способность помогать другим расти и становиться лучше.
Итак, четыре предварительных принципа - милосердие, самоограничение, чистота и правдивость, а два самых главных, глубинных принципа - стараться действовать ради блага других и не причинять им страданий.
ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ И ЛЮБВИ
Что касается ведической культуры, то в ней есть еще один принцип, который часто осмеивают представители других религий, - это поклонение коровам. Люди не понимают, почему корова занимает такое важное место в ведической культуре. Ответ очень прост: потому что Бог послал нам корову для того, чтобы мы могли все время видеть живой пример проявления двух главных принципов. Корова считается священной именно потому, что заботится о благе других. Она дает молоко из любви (причем больше, чем нужно). Иногда корова из любви к своим хозяевам доится по многу лет. Корова отдает все, что у нее есть, и никому не причиняет страданий.
На самом деле в ведической культуре поклоняются не корове, а этим двум главным принципам - принципам служения и любви. Если человек следует им, он получает из своего истинного центра ощущение надежности и стабильности. Человек обретает мудрость, внутренние ориентиры и критерии, на основании которых может делать выбор. Он не заблудится: у него появляется компас и точная карта. Любой жизненный опыт станет источником его эволюции. Он будет учиться в любой ситуации и помогать развиваться другим. Если же человек не следует этим принципам, то он не сможет «переварить» события, которые будут происходить, он будет отвергать их и не будет учиться на них.
Человек, который поставил в центр незыблемые принципы (прежде всего, принцип любви) и живет по этим принципам, - обретает уверенность в себе. Самое удивительное в том, что в какой-то момент человек начинает чувствовать: он способен на гораздо большее, чем ему казалось. Его способности простираются далеко за пределы доступных ресурсов. Он вдруг начинает понимать, что, следуя законам Бога, он «включает» в своей жизни гораздо более могущественные силы, и эти силы начинают ему помогать.
Его терпение становится бесконечным. Его способность отдавать становится бесконечной. Когда человек живет по законам любви, старается служить и понимает, что он создан не для самого себя, а для кого-то еще, -он обретает огромную силу.
book-ads2