Часть 6 из 10 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
2) я+ ты- — высокомерие;
3) я- ты+ — угнетенность;
4) я- ты- — безнадежность.
В начале жизни с нами происходит много такого, что программирует нас. Э. Берн говорит, что если сценарий в нас заложили в детстве, то уже ничего не поделаешь. Он приводит пример двух братьев, которым, когда они были маленькими, мать все время говорила, что они сумасшедшие. В результате один окончил свои дни пациентом сумасшедшего дома, а другой стал психиатром. И тот и другой как-то исполнили этот сценарий.
Однако у человека есть способность переписать свой сценарий, поняв, что ему нужно делать. У нас есть выбор: либо мы будем просто исполнять какой-то заложенный в нас сценарий, либо будем делать то, к чему мы призваны.
СОЗДАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ЭГО
С чего нужно начать, чтобы переписать свой сценарий? Сначала надо понять, что за сценарий в нас действует. Чтобы увидеть этот сценарий и понять, каким образом можно влиять на него, человек должен ответить на самый главный вопрос: «Кто я?» Лишь потом следует задать второй вопрос: «Что делать?» Люди обычно задают вопрос «что делать?», не ответив на вопрос «кто я?».
Помимо разума - элемента, который помогает осознанно действовать, у нас есть инстинктивный (реактивный) ум и эго.
Эго - это центр бытия, некая центральная точка, то есть то, что мы считаем собой. Это внутреннее ядро дает нам, как объясняет С. Кови, четыре качества:
1) внутреннюю безопасность, ощущение надежности,
2) ориентиры в жизни, на основании которых мы принимаем решения,
3) мудрость, или смысл бытия,
4) силу, или власть над собой.
Разберем подробнее эти четыре качества.
Что значит ощущение надежности? Это самоуважение, некая эмоциональная устойчивость, внутреннее ощущение достоинства. Человек знает: «Я таков». Если это «я» у него крепкое, то он эмоционально устойчив. Если человек, например, инженер, директор или преуспевающий бизнесмен, то у него есть понимание: «я инженер», «я директор», «я бизнесмен». Из своего понимания «кто я» он получает эмоциональную устойчивость, силу, способность преодолевать препятствия, ощущение надежности. Такое понимание дает ему чувство защиты и внутренние ориентиры для принятия решений.
Разные люди ведут себя по-разному, потому что у них разные представления о том, кто они. Правильны или неправильны эти представления - в данном случае неважно. Когда человек осознает себя кем-то, на основании этого он делает выбор в сложных ситуациях. Он выбирает, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, осознает, куда ему двигаться. Представление о себе формирует его взгляд на жизнь. Человек видит и объясняет себе реальность сквозь призму своего «я». Он понимает, как все взаимодействует, и находит свое место в этой системе. Если у человека нет этого «я», он потеряется в реальности, не поймет, как тут все происходит, каким образом можно действовать. Человек понимает это только тогда, когда у него есть четкое, сформированное эго.
Здравомыслие, проницательность - все это составляет понятие мудрости. Они исходят из нашего «я», того самого центра, который есть у каждого из нас. Оттуда же исходит сила воли - жизненная энергия, способность действовать.
Таким образом, некий центр внутри нас - наши представления о себе, наше эго - обеспечивает нас надежностью, ориентирами, мудростью и силой. Эго - источник силы и воли к действию, самый настоящий орган смысла -смысла нашего существования. Когда у человека размывается представление о том, кто он есть, он не может действовать.
У человека с сильным эго много энергии, он действует, ставит цели и достигает их. Неважно, правильно или неправильно, но он действует. Когда эго слабое, человек ничего сделать не может. Как правило, на разных тренингах людям говорят: «От эго надо избавиться!» Но человек не может избавиться от эго. Без эго мы ничего не сможем сделать. Эго позволяет нам жить и действовать в этом мире осмысленно. Нужно не избавляться от эго, а создать правильное эго. Нужно найти свой правильный центр и действовать из него.
Давайте сопоставим материал из книги Стивена Кови с ведическими шастрами.
В ведических писаниях объясняется, что, подобно тому как есть две энергии у разума (айшварья и вирья), у эго тоже есть две энергии, или две функции: знание (гьяна) и сила (бала). Четыре качества, упомянутые выше, могут быть сведены к этим двум. Власть и внутренняя безопасность - это проявление силы, а мудрость и ориентиры для принятия решения - это проявление знания.
ДВЕ ФУНКЦИИ ЭГО В ВЕДАХ
Гьяна - знание (мудрость и внутренние ориентиры).
Бала - сила (власть и внутренняя безопасность).
Без эго человек не понимает, что ему делать. Он теряется, у него нет силы, чтобы действовать. Поэтому он должен сформировать сильное эго. У человека с сильным эго всегда есть ясное понимание, ясный план, энергия, решимость. В ведической культуре людям с самого детства формировали сильное эго. Человек знал: я из такой-то готры (семьи), мои предки - великие мудрецы. Беда наша заключается в том, что мы это утратили. Сейчас все перемешалось, и люди толком не понимают, кто они. Я видел девушку, у которой с одной стороны волосы были покрашены в зеленый цвет, а с другой - в розовый. Таково внешнее выражение полной запутанности.
НАЙТИ СЕБЯ
Человек может отождествлять себя со своим статусом, со своим положением: «Я чиновник». Подходишь к нему и видишь: действительно, чиновник. За несколько метров начинаешь ощущать, как распространяется его эго. К нему не пробиться, и человек срастается с этим. В советские времена была категория «профессиональных» начальников. Они разваливали одно дело, и их ставили на другое, чтобы они и его тоже развалили. Один человек прославился тем, что у него был в жизни девиз: «Готов возглавить». Неважно что!
Когда человек срастается с каким-то своим внешним статусом, положением, это значит, что он неверно выбрал центр. Человек может сделать центром своей жизни своего супруга, семью, работу, деньги, имущество, наслаждение, может даже врага поставить в центр. Что при этом происходит? Если мы в центр ставим что-то заведомо невечное, преходящее, мы попадаем в зависимость от того, что может в любой момент измениться. Центр должен дать нам мудрость, силу, ощущение защищенности. Все это нам необходимо, и получать это нужно из правильного источника.
Представим себе, что в центр мы поставили своего супруга или вообще любимого человека. Мы начинаем воспринимать его как источник безопасности в нашей жизни: «Только если он рядом, я чувствую себя хорошо, а если его нет...» Факт его существования в моей жизни дает мне энергию, чтобы действовать. Но если вдруг он косо на меня посмотрел, я уже чувствую себя неуверенно, у меня опускаются руки, у меня нет энергии. Почему? Потому что я создал неправильный центр, и мой центр мне изменяет. Я попадаю в чрезмерную эмоциональную зависимость от этого человека. У него плохое настроение, и у меня сразу плохое настроение. В какой-то момент я начинаю понимать, что он действует и мыслит по-другому, что у нас разные сценарии. В результате чрезмерная привязанность порождает конфликты. Люди, которые слишком привязаны друг к другу, слишком любят друг друга, обычно больше всего и ругаются. Возникают эмоциональные «качели»: «любовь-ненависть». «Я тебя так люблю» -это значит: «Я так от тебя завишу, а ты, негодяй, ...» Отношения разрушаются из-за зависимости. Но если центр определен правильно, то отношения будут хорошие, и люди будут счастливы друг с другом.
Предположим, в центре у меня стоит семья. Я начинаю свою значимость, достоинство, безопасность, надежность в жизни черпать в семье, в семейных традициях, в культуре. Казалось бы, ничего плохого нет. Но беда заключается в том, что это делает нас уязвимыми. Если вдруг репутация нашей семьи пострадает, то начинает страдать мой центр, мое самоотождест-вление, и жизнь моя рушится. Другой пример: человек отождествил себя с деньгами и потерял все деньги. Что с ним будет? «Его» не будет! Он переживет смерть при жизни. Во время Великой депрессии люди, лишившись денег, совершали самоубийства. Их победило неверное самоотождествление, неверная идея: «Мое “я” разрушилось, меня больше нет». Однако есть столько людей, которые живут без денег, и живут нормально.
Кроме того, в центр я могу поставить себя любимого. Но это приведет к застою, стагнации, самолюбованию, нарциссизму, к разрушению отношений с другими людьми.
Всякий раз, когда мы в центр ставим что-то неправильное, наша жизнь чревата кризисами. Неправильный центр всегда ведет к разрушению.
Наше «я» не должно быть ложным. Я должен понять, кто же я такой в контексте вечности. Я должен найти себя неизменного.
ЦЕНТР ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ
Когда человек неправильно сформировал представления о самом себе и отождествил себя с чем-то, чем он не является, это значит, что он пытается получить то, что ему нужно (внутреннюю уверенность, критерии для принятия решений, энергию) исходя из ложных представлений. Но все, что мы получаем из ложного центра, тоже становится ложным. Мы создали себе некий мир, в котором можем до поры до времени чувствовать себя защищенными, но потом придет какой-нибудь волк, дунет посильнее, и наш домик разрушится, потому что мы создали свой дом непрочным.
Семья, супруг, друг, деньги, работа, собственность, религиозные предпочтения - все это нам нужно. Все это мы сможем гармонизировать в нашей жизни только тогда, когда в центре стоит что-то истинное. Тогда мы будем относиться ко всему правильно, здраво и достигнем успеха во всех этих сферах.
Центр подобен оси колеса - он объединяет воедино, придает устойчивость. Теперь представьте себе, что центр у колеса вашей жизни не там, где нужно, а где-то сбоку. Как будет ехать телега вашей жизни? Вы будете чувствовать себя очень неустойчиво.
Именно это происходит с людьми, которые пытаются поместить в центр что-то такое, что является не настоящим, истинным центром их жизни, а является всего лишь одной из ролей. Мы играем роль супруга, или друга, или сотрудника, и нужно сыграть эти роли хорошо.
Но что произойдет, если человек сделает центром своей жизни работу? Он станет трудоголиком. От этого будет страдать и он сам, и его семья, его близкие. Если мы создадим неправильный центр, то у нас не будет гармонии и баланса в жизни, наше эго будет расщепляться.
Сферы жизни, часто становящиеся нашим эго
Как правило, у человека несколько ложных центров. Если у него нет истинного центра, который поможет ему быть неизменным во всех ситуациях и правильно играть разные роли, то у него появляется множество ролей, и он забывает, кто он. Дома он один, на работе - другой. Он уже не очень понимает, какую роль играет в данный момент, и особенно он путается, если эти роли ему навязывают. Его поведение основано не на принципах, а на ожиданиях других людей; оно становится противоречивым: тут он добрый, там - злой.
Когда у человека нет единого правильного центра, а есть несколько ложных, то ценности разных центров приходят в противоречие. На работе он хочет быть хорошим, чтобы его любили, и потому трудится. В семье он тоже хочет быть хорошим. Но ценности разные, и человек не может наладить баланс. Он пытается удовлетворить и тех, и других, начинает служить многим господам. Что в результате получается? Ни один господин не доволен, а человек не может понять, в чем дело.
Если у вас нет правильного центра, то никто вами не будет доволен, включая вас самих. Если вы не поняли, на каком фундаменте все строить, где искать свое достоинство, свою миссию, свое предназначение, то и у вас самих будет расти недовольство, и недовольство вами тоже будет расти. При этом вы все время будете стараться удовлетворять других людей, потому что зависимы от них, от их одобрения. Таков удивительный психологический парадокс.
От нас все время чего-то ожидают. На работе ожидают одного, дома - другого, в кругу друзей - чего-то еще. Беда современного человека в том, что у него нет сознательно сформированного «я». В результате эго становится расщепленным, а расщепленное эго не дает ему ни достаточной силы, ни понимания целей. Когда центр разрушается, человек теряется. Обычно в жизни людей существует сложный комплекс каких-то центров. Но любой неправильный центр нас ослабляет. Если центр ложный, то он разрушится, и мы будем пытаться почерпнуть силу из какого-то другого источника, из других отношений.
Например, у человека разрушились отношения, и никто его не любит. Часто такой человек пытается сделать центром своей жизни развлечения, наркотики. Он пытается из ложного центра почерпнуть силу. При этом он начинает смотреть на других свысока: «Они все ничего не знают, смысла жизни не поняли!» Но это тоже ложь.
Другой пример - человек черпает силу в своем статусе, положении. Вы приходите к нему и пытаетесь обратиться к нему неформально, а он не способен на человеческие отношения. Он чиновник. У него ничего не осталось, кроме функционирования в роли чиновника. Я знаю одного человека, который пытается все время черпать силу в своем положении. Бывает, ситуация требует, чтобы он вступил в какие-то отношения с людьми, а он пытается делать это за счет своего статуса. В результате ничего хорошего не получается: он сам слабеет, и люди вокруг него слабеют.
Если человек не нашел правильный источник силы внутри себя, то у него появится слабость на трех уровнях.
Первое, что происходит, - он сам слабеет, то есть все больше зависит от каких-то внешних вещей.
Второе - слабость проявится в других, потому что такой человек будет пытаться воздействовать на других людей с помощью страха. Самые страшные люди - это самые слабые люди. Человек пытается навести на других страх из-за ощущения внутренней слабости. Он пытается запугать других, получить от них что-то просто потому, что он слабый человек. Если я ослаб из-за неправильного центра, я начну ослаблять других людей вокруг себя. Я буду пытаться так или иначе запугивать их, говорить: «Если ты этого не сделаешь, то я тебя накажу!» В результате рост другого человека, находящегося рядом со мной, тоже будет заторможен. В атмосфере страха никто расти не может. Если мы пытаемся таким образом воспитывать своих детей, они никогда не вырастут. Сталин, который был слабым человеком, заставил всю страну бояться самого себя - страна застыла в ужасе. В результате страна не развивалась из-за его слабости. Он всех боялся, и миллионы людей были убиты или репрессированы.
Наконец, третье - это слабость человека в отношениях. Он сам слаб и не может строить сильные, глубокие отношения. Поэтому вместо сотрудничества появляется страх.
Неизбежный результат неправильно выбранного центра, или неправильно сформированного эго, - это отчаяние, тупик, утрата самого себя, депрессия, коллапс, саморазрушение. Люди пьют, употребляют наркотики только из-за этого: нарушение равновесия, кризисы, самообман, неустойчивость жизни.
«Бхагавад-гита» начинается с описания такого экзистенциального тупика. Первая глава «Бхагавад-гиты» называется «Йога отчаяния Арджуны». Отчаяние - это состояние, в котором находится человек, не понявший, что должно быть его вечным центром, что есть его вечное «я». Рано или поздно его ложный центр начинает разрушаться, и человек приходит в отчаяние, потому что жизнь его разрушается.
На протяжении нашей жизни с нами периодически случаются кризисы. Почему? Потому что в первом действии была сделана ошибка: мы не поняли, что должно находиться в центре. В «Гите» очень четко описаны симптомы: Арджуна, обессилевший, опускается на сиденье своей колесницы. Он - могучий воин, у него есть непобедимый лук Гандива. Но лук выпадает из рук Арджуны. Он дрожит всем телом. Он полностью лишился самоуважения. Он говорит: «Пусть меня лучше убьют! И чем скорее, тем лучше».
«Бхагавад-гита» указывает выход из подобного кризиса. Она объясняет, как в состоянии кризиса понять, где находится наш истинный центр. Вся «Бхагавад-гита» об этом. Это книга, которая объясняет, как осознать себя и выйти из кризиса.
Подобный кризис рано или поздно произойдет у каждого, потому что в какой-то момент нам придется умирать, а в момент смерти все ложное разрушается. Стив Джобс очень хорошо сказал: перед перспективой смерти человек может избавиться от иллюзии того, что у него что-то есть. Нам может казаться, что у нас что-то есть, но, когда мы оказываемся лицом к лицу с этой перспективой, мы понимаем: ничего у нас нет. Реально у человека есть только истинный центр, и нам нужно уже сейчас, не дожидаясь кризиса, понять, как его создать.
book-ads2