Часть 5 из 10 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
1) сосредотачиваться на чем-то конструктивном,
2) влиять на то, на что реально могу влиять,
3) не беспокоиться о том, на что повлиять не могу.
Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, бывают трех
видов. Есть проблемы, которые непосредственно находятся в зоне нашего прямого влияния, - их надо решать засучив рукава. Есть проблемы, которые находятся в зоне нашего косвенного влияния, - их решение зависит от других людей, но мы можем повлиять на них. Часто какой-нибудь человек является проблемой, но в каком-то смысле он находится в зоне нашего косвенного влияния, и мы можем попытаться поменять свое отношение к нему. Поменяв свое отношение к нему, мы поменяем и его отношение к нам. Таким образом мы решим эту проблему. И наконец, есть проблемы, которые находятся вне зоны нашего влияния.
Первые проблемы нужно решать. Вторые нужно решать, влияя на людей, от которых это зависит. А с третьими нужно научиться жить, не позволяя им мучить нас.
Есть очень важная молитва, которая могла бы стать формулой нашей жизни. Она универсальна и применима для всех ситуаций: «Господи, дай мне спокойствие принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить первое от второго».
ТРЕНИРОВКА РАЗУМА
Теперь вернемся к тому, что же такое разум. Как уже было сказано, это две наших способности, две энергии, или две функции. Первая - это способность оценить, посмотреть со стороны, выйти за пределы некой системы координат, к которой мы привыкли. Вторая - это способность действовать исходя из более высоких принципов, высоких ценностей, то есть действовать сознательно.
Эти способности можно в себе развивать. Принцип очень простой. Если мы вспомним две сферы - сферу влияния и сферу забот, - мы сможем легко понять, что в центре сферы нашего позитивного влияния находится способность принимать на себя какие-то обязательства и выполнять их. Вернемся к схеме, которую дает Стивен Кови. Функции разума - самосознание (способность посмотреть на себя со стороны) и совесть - нужны нам для того, чтобы мы поняли, над чем нам нужно работать. Я оцениваю себя, пытаюсь понять, какие мои качества порождают проблемы, смотрю со стороны, абсолютно непредвзято, без эмоциональной привязанности, и понимаю: мне нужно что-то поменять в своей жизни. Два других качества: воображение и воля, которые равны способности увидеть другую систему координат и попытаться ввести ее в свою жизнь, - позволяют мне дать обещания, поставить перед собой цели и исполнить эти обещания.
Метод тренировки разума такой: я понимаю, что могу и должен сделать, как могу поменять свою жизнь, я даю обещание самому себе и следую этому. Если человек делает все последовательно, то он увидит, как сфера его влияния будет постепенно расширяться. Обещания, или обеты, -это фундамент, с помощью которого можно развить разум. Одним из существенных элементов в любых традиционных культурах было то, что человек давал обеты. Например, обет поститься.
Как правило, посты во всех религиях имеют, помимо прочего, медицинское значение. Весной человек должен избавиться от каких-то шлаков, которые накопились за зиму. В ведической культуре есть пост, который приходится на одиннадцатый день убывающей и прибывающей луны - экадаши. Это очень важный пост, который имеет также и физиологическое значение.
Люди сейчас воспринимают пост как некий обряд, который можно исполнять, а можно не исполнять. Они говорят: «Скажите спасибо, что я вообще что-то делаю». Но на самом деле смысл всех постов (помимо медицинских, физиологических бонусов или каких-то материальных преимуществ, которые они дают) - это способность развить в себе разум. Человек дает обет: «Семь недель я не ем мясо». Если человек дал этот обет, а при этом думает: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно», тогда ничего не получится. Однако если человек сделает над собой усилие, то он сразу почувствует облегчение. В результате следования обетам человек становится гораздо более осознанным. Он начинает брать вожжи своей жизни в свои руки.
Мы уже пытались понять, как поступает реактивный человек, то есть такой человек, который просто реагирует на внешние обстоятельства. Он в конце концов начинает всех ругать: «Все плохие!»
Вспоминается случай из моей юности. Я делал дипломную работу в химической лаборатории. У нас была лаборантка, которая относилась к числу людей, закореневших в своей ненависти к миру. Мы вертелись, бегали, суетились, что-то выпаривали в колбах, а она сидела и пила чай. В какой-то момент она очень искренне произнесла фразу, которая до сих пор звучит у меня в ушах: «Какие же все противные!»
Это еще одна привычка реактивных людей: они в конце концов обижаются на весь мир. Для них все становятся плохими. Соответственно, если мы дадим себе обет не ругать других (хотя бы в течение некоторого времени), то это будет способствовать развитию нашего разума. Существует даже целая организация, которая борется со злословием. В этой организации есть очень хорошее изобретение - резиновые браслеты. Если хотите поругать других, делайте это не сразу. В тот момент, когда хочется поругать кого-то, переоденьте резиновый браслет с одной руки на другую, и, может быть, у вас пропадет это желание. Человек останавливается на минуту и видит зазор между раздражителем и реакцией. Однако глупо все время переодевать браслет с руки на руку. В какой-то момент подобное желание может уйти совсем.
Хорошие привычки могут поменять нашу жизнь к лучшему. Чтобы привычка укоренилась, нужно как минимум тридцать-сорок дней. За это время правильное поведение станет нашей привычкой.
Стивен Кови предлагает пройти тридцатидневный тест на проактивность. Попробуйте в течение тридцати дней брать на себя какие-то обязательства и выполнять их, и при этом не обвинять других в своих проблемах. Нужно принять на себя ответственность за все, что с нами происходит.
В одной из нити-шастр есть любопытная аллегория, в которой говорится, что, когда мы ищем виноватого и указательным пальцем показываем на него, то другие три пальца показывают на того, кто на самом деле виноват. Если вы совершили какую-то ошибку - признайте ее и сразу же извлеките урок. Для этого надо допустить, что мы иногда можем ошибаться.
Постарайтесь также в течение тридцати дней смотреть на недостатки других без осуждения, без злорадства, а только с сочувствием: «Это его болезнь». Очень важно все это время следить за своей реакцией.
ТРИДЦАТИДНЕВНЫЙ ТЕСТ
• Действуйте в сфере влияния - берите обязательства и выпол
няйте их, не критикуйте других.
• Допустив ошибку, признайте ее и немедленно извлеките урок.
• Смотрите на недостатки других с сочувствием, без осуждения.
• Следите за своей реакцией и сознательно выбирайте ее.
• Посмотрите, насколько расширился круг вашего влияния.
Посмотрите, насколько расширится сфера вашего влияния за эти тридцать дней. Человек может за очень короткий срок достичь революционных результатов в каких-то проблемных сферах своей жизни, если сознательно попытается что-то сделать в этом направлении. Наша способность влиять на внешнюю ситуацию увеличится, если мы просто будем правильно себя вести.
ВИДЕТЬ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ
Итак, первый навык эффективности по Кови - это проактивность, навык принятия ответственности на себя. Теперь пришло время поговорить о втором навыке. Он состоит в следующем: представлять себе конечную цель, прежде чем начинать что-либо делать. Так проявляется наша способность понять свое предназначение. Этот навык сейчас актуален как никогда, потому что, к сожалению, в нашей культуре люди не пользуются такой своей способностью.
Однажды я участвовал в небольшой конференции, на которой в числе выступавших был главный редактор журнала «Вопросы философии», академик, то есть философски мыслящий человек. Он очень хорошо сформулировал суть нашей цивилизации: это цивилизация метода. Мы сделали культ из метода. Мы пытаемся ответить на вопрос «как?», пропуская более важный первичный вопрос «ради чего?». Люди достигли в этом совершенства: они могут сделать все что угодно. Например, недавно объявили, что скоро люди полетят на Марс. Все пришли в полный восторг, но никто не спросил: «Зачем?» Конечно, можно полететь на Марс, но зачем? Ровным счетом ничего от этого не изменится.
Стивен Кови говорит, что человек может взбираться по лестнице успеха, но при этом ему не приходит в голову, что лестница приставлена не к той стенке. В русской литературе самым лучшим примером такого человека является Остап Бендер, который получил-таки свой миллион, а потом сказал: «Исполнилась мечта идиота». Люди пытаются чего-то достичь, их интересует вопрос, как этого достичь, но чаще всего они не задумываются, для чего это нужно. В результате мы живем в цивилизации метода, а не в цивилизации смысла.
Мы научились достигать целей, но не научились правильно ставить цели. Мы не очень понимаем, какой же цели нам по-настоящему нужно достичь. В современной цивилизации есть много методов. Например, психология: есть специальные курсы, на которых людей учат достигать любых целей. Но человека не учат, как достичь цели, которая ему действительно нужна. Достигнув же какой-то эфемерной, надуманной цели, которая случайно к нему залетела из телевизора, человек будет разочарован. Люди не понимают того, что у них есть конечная цель, или призвание, предназначение. А это есть у каждого из нас.
Один из творцов современной цивилизации Зигмунд Фрейд утверждал (впрочем, об этом писал еще Фридрих Энгельс): «Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует. Ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо». Фрейд пытается свести психику человека к желанию наслаждаться.
Однако никакого нормального человека такое объяснение не устроит. Здоровый человек - это тот, кто задает себе вопрос: «В чем смысл?» Один из последователей Зигмунда Фрейда даже дал такое определение: «Человек -не более чем биохимический механизм, приводимый в движение системой процессов окисления, питающих энергией наши биологические компьютеры». Это определенная парадигма, определенный взгляд на мир, определенное понимание, которое незаметно входит в нас, и люди смиряются, что у них нет ни смысла, ни цели. В результате они ведут бессмысленную жизнь и становятся несчастными.
Виктор Франкл смеялся над утверждением Фрейда. Он говорил, что смысл не только может, но и должен быть найден. В поисках смысла человека направляет совесть. Совесть - это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный, уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.
СОЕДИНЕНИЕ ЧАСТИ С ЦЕЛЫМ НАЗЫВАЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ
Ведические писания всегда начинаются с того, что человеку ставится высшая цель. Человек - частица Бога, частица бесконечно прекрасного разума, породившего нас. Мы созданы по Его образу и подобию. Цель части - так или иначе войти в контакт с целым. Вода всегда стремится к океану, огонь всегда поднимается к своему источнику - Солнцу. Часть всегда тяготеет к целому. Ведические писания говорят о том, что есть изначальная причина всех причин, как бы мы ее ни называли (Богом или как-то иначе - неважно). Важно, что она есть. Человек ищет эту причину, и найти ее может каждый. В поисках этой причины человек обретает смысл и счастье бытия. И как раз такое соединение части с целым называется любовью.
Есть история про одного индийского юношу, которому на семинаре сказали: «Запиши свои цели». Он написал на листке много разных целей и решил посоветоваться с каким-нибудь святым, мудрым человеком, прежде чем принимать решение. В Индии до сих пор принято обращаться к святым людям. Юноша пришел к святому, который жил у них в деревне, и сказал: «Вот мои цели в жизни. Это все, чего я хочу». Святой человек, садху, внимательно прочитал весь список, потом взял карандаш, перечеркнул все и написал одно слово: «Любовь». Он сказал, что на самом деле ничего другого человеку не нужно. В конце концов, человек хочет вечной любви. Это и есть состояние союза части с целым, и в этом смысл бытия. Человеку нужно так или иначе соприкоснуться внутри себя с тем, что поможет ему раскрыть свое призвание на всех уровнях.
ЖИТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ КАК ПОСЛЕДНИЙ
Помимо духовного смысла, у нас есть и материальное призвание, какая-то миссия, - это может быть семья или какое-то занятие. У каждого человека есть призвание, в котором он может реализовать себя. Для того чтобы соприкоснуться с этим смыслом, или внутренней сущностью, Стивен Кови рекомендует вспомнить о смерти. Он предлагает нам поставить мысленный эксперимент: поприсутствовать на собственных похоронах, послушать, что люди будут говорить о нас, и подумать, нравится ли нам то, что они говорят.
Мне хотелось бы рассказать о Стиве Джобсе - человеке, который, безусловно, внес заметный вклад в современную цивилизацию. Он вспоминал, что, когда ему было семнадцать лет, он прочитал цитату, которая звучала примерно так: «Если будете жить каждый день своей жизни так, как будто это ваш последний день, то в какой-то момент так оно и будет». Когда Стив Джобс прочитал эту цитату, он стал каждое утро подходить к зеркалу и спрашивать себя: «Что я сегодня собираюсь делать?» А потом он задавал себе следующий вопрос: «Стал бы я это делать в мой последний день?» Это очень хорошая формула. Когда много дней подряд ответ на этот вопрос был отрицательным: «Нет, не стал бы», он понял, что ему что-то нужно менять в своей жизни: «Значит, я делаю что-то такое, что в конечном счете не имеет высшего смысла».
У меня в жизни был примерно такой же опыт, когда на втором курсе умер от рака мой однокурсник. Я пришел в университет и увидел в траурной рамке его фотографию. Он был высокий, красивый, румяный, счастливый. Это произошло перед сессией. Меня поразила его смерть, но еще больше поразил тот факт, что он до последнего сдавал зачеты, наверняка зная, что вот-вот умрет. Я подумал: «А я-то что делаю? Мне-то надо сейчас это делать или нет?» Люди делают в своей жизни очень много ненужных вещей. Найти свое предназначение можно только тогда, когда мы попытаемся делать только то, что хотим оставить после себя.
Давайте подумаем над тем, из чего состоит наша жизнь. Как правило, мы пытаемся суетой заслониться от поиска цели, предназначения, высшего смысла жизни. В то же время в каждом из нас есть нечто уникальное - то, что мы можем дать другим. Именно мое желание и способность давать нечто уникальное вносит смысл в мое существование. Если я сделал это, то жизнь моя была успешной.
ПЕРЕПИСАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ
В этом мире все создается дважды: один раз в виде замысла, второй - в реальности. На санскрите это обозначается двумя словами: сарга и висарга. Сарга значит «первичное творение», «схема», «замысел», «идея», нечто на тонком плане. Человек способен, пользуясь своим воображением, совестью, разумом, создать очень красивое первичное творение (план, идею) и воплотить его в жизнь. Если человек пренебрегает этим и просто плывет по течению, суетится, занимается какой-то деятельностью, потому что «все так живут», то в результате сфера его влияния сужается.
Отказ от своих осмысленных планов означает, что мы позволяем людям и обстоятельствам, находящимся вне сферы нашего влияния, формировать нашу жизнь. Мы начинаем действовать по сценариям, навязанным извне родителями и другими людьми. Если мы отказались от собственного плана - причем под планом подразумевается нечто, не придуманное нами, а раскрытое изнутри, - то мы будем исполнять чужие планы. Почему? Потому что мы хотим любви и одобрения, а в результате будем подчиняться тому, что нам будет навязываться. Вместо того чтобы самому сознательно творить свою жизнь, мы - чтобы добиться любви и одобрения - будем делать то, чего хотят от нас другие.
Человек должен понять, увидеть свое высшее предназначение. Для этого нам даны священные писания, астрология тоже может на каком-то уровне объяснить это.
Второй навык по Кови - это способность к первичному творению. Сценарий нашей жизни состоит из очень многих глупых вещей, из клише, каких-то стереотипов, слоганов, которые мы взяли непонятно откуда. Если мы не будем сами программировать себя, то нас запрограммируют. Нас программирует телевизор, реклама, среда. Из нас хотят сделать послушных существ, и для этого используются слоганы. Слоган - это аналогия мантры. В ведической культуре есть мантра - некая возвышенная формула, которая помогает поднять сознание человека до более высокого уровня. У нас есть свои «мантры»: «Все будет хорошо, я это знаю!» Существует очень много подобных слоганов, программирующих нас. От нас хотят, чтобы мы просто реагировали на окружающую среду.
Человек должен попытаться понять эти внутренние сценарии. В транзактном анализе, разработанном Эриком Берном, говорится о четырех видах сценария. Первый сценарий: «Я хороший - ты хороший». Человек запрограммирован на успех. Такова формула лидера, у которого есть чувство собственного достоинства, и он хорошо понимает других. Второй сценарий: «Я хороший - ты не хороший». Это сценарий высокомерного человека. Третий сценарий: «Я не хороший-ты хороший». Это сценарий угнетенности. Четвертый сценарий: «Я плохой -ты плохой». Это сценарий безнадежности.
Четыре вида сценариев, заложенных в нас в раннем детстве
1) я+ ты+ — успех;
book-ads2