Часть 4 из 10 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Очень часто человек живет как робот, действуя по принципу «раздражитель-реакция». Наша запрограммированность проявляется в том, что на определенный раздражитель мы реагируем определенным образом. Наверняка у каждого была возможность убедиться в этом:
нам говорят что-то обидное, и сразу же возникает очень сильная эмоциональная реакция защиты. Но до тех пор, пока мы отождествляем себя с этой реакцией и не смотрим на нее со стороны, не оцениваем ее качество исходя из каких-то более высоких принципов, мы роботы.
Первый навык, о котором говорит С. Кови, - это способность увидеть маленькое пространство между раздражителем и реакцией, воспользоваться этим пространством и найти в этом крошечном пространстве свою собственную свободу. В большинстве случаев человек не действует. Нам кажется, что мы действуем, но мы всего лишь реагируем на обстоятельства, на среду, на каких-то глупцов, которые нам что-то говорят. Нет ничего проще, чем вывести нас из себя. Стоит кому-нибудь сказать глупость, и на неделю, если вообще не навсегда, наша жизнь испорчена. Но у человека есть эта свобода - промежуток между раздражителем и реакцией. На то он и человек.
Есть хорошая притча об ученом, который изучал в Бенаресе астрологию, хиромантию и другие науки. Он возвращался домой с огромной стопкой книг, преисполненный мудрости, которую получил, и, идя по берегу реки, увидел следы. Он сразу же решил проверить свои знания и по следам определить, какому человеку они принадлежат. К своему удивлению, он обнаружил, что тот, кто оставил эти следы, должен быть императором, никак не меньше. С другой стороны, это была абсолютно заброшенная местность, и человек тот шел босиком. Ученый подумал: «Как император может идти босиком по берегу реки?
Не может этого быть!» Он был удивлен и разочарован: «Книги, которые я изучал, лгали! Этот человек -нищий! Он идет босой! Как он может быть императором?!» Беспокойство его нарастало, и он побежал по следу. В конце концов он вышел к баньяну, под которым сидел Будда, в лохмотьях нищего странника, но при этом осанка у него была императорская. Ученый упал перед ним на колени: «Добрый человек, объясни мне, кто ты? Ты император или нищий? У тебя внешность нищего, но по твоим следам я вижу, что ты должен быть великим царем. Если ты нищий, то я выброшу все свои книги и наймусь к кому-нибудь слугой». Будда ответил: «Не торопись! Твои книги все говорят правильно. Я нищий, но в то же самое время император». «Как такое возможно?» - недоумевал ученый. Будда сказал: «Просто я - свободный человек. Твои книги по отношению ко мне не работают, хотя и работают по отношению ко всем остальным. Так что ты не выбрасывай свои книги! Они тебе еще пригодятся».
Тогда ученый задал Будде вопрос: «А как тебе удалось стать свободным?» Будда ответил: «Просто я был внимательным. Я не совершил ни одной ошибки дважды».
По-русски этот ответ можно выразить словами: «Я не наступил дважды на одни и те же грабли». В сущности, в этом смысл человеческой жизни. Весь этот мир и вся наша жизнь - большая школа, в которой мы должны чему-то научиться. Человек может выйти за пределы предопределенности, если он будет анализировать уроки, которые посылает ему судьба.
Важнейшая истина заключается в том, что между раздражителем и реакцией всегда есть пространство, и именно там, в этом маленьком пространстве, «живет» наша свобода. Если мы нащупаем это пространство, то мы станем свободными. Мы поймем, что не обязаны быть несчастными оттого, что кому-то что-то взбрело в голову, что у нас начальник плохой, что жена (или муж) нас не любит. Стивен Кови цитирует Элеонору Рузвельт: «Никто не может причинить вам боль без вашего на то согласия».
Иначе говоря, реакция наша не предопределена. Мы вольны выбирать свою реакцию, и чем в большей степени мы пользуемся этой своей способностью, тем в большей степени мы - люди.
СЧАСТЬЕ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ВЫБИРАТЬ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ
Я хотел рассказать немного о Викторе Франкле. Этот человек смог обрести свободу, будучи заключенным гитлеровского лагеря смерти. Он видел, как один за другим люди сгорали в газовых печах, прошел через жуткие муки. Однажды, в момент полного отчаяния, сидя в одиночной камере, он вдруг осознал, что может быть счастливым прямо здесь и сейчас. Он понял: «Они могут причинить вред моему телу, но они не могут причинить вреда мне». Этот урок, полученный в лагере смерти, он назвал уроком последней свободы, или уроком духовного упрямства. Находясь в концентрационном лагере, он стал представлять себе, как читает лекцию своим студентам и как студенты слушают его и воодушевляются. Вдруг он почувствовал, что очень счастлив тем, что делает.
Кто-то может сказать, что он просто воображал себе это. Но он не просто воображал. Он сознательно выбирал свою реакцию на обстоятельства, в которых оказался. Франкл сделал правильный выбор. Он не только старался выжить сам, но и помогал другим заключенным, и даже тюремщики обращались к нему за советом.
Франкл пишет в своей замечательной книге: «Заключив человека в лагерь, можно было отнять у него все, вплоть до очков и ремня. Но у него оставалась свобода, и она оставалась у него буквально до последнего мгновения, до последнего вздоха». Иначе говоря, в своей духовной установке человек свободен: у него есть альтернатива. Он не обязан быть несчастным даже в таких обстоятельствах.
Смысл первого навыка, о котором говорит Стивен Кови и которым владели великие люди, вышедшие из «клетки» предопределенности, - это способность подчинять импульсивную реакцию своим высшим ценностям. «Почему я так реагирую? Просто потому, что у меня возникает какой-то импульс, или в соответствии с высшими ценностями?» Это очень легко проверить. Например, наш маленький ребенок нас раздражает. Одна реакция - это шлепнуть его, чтобы он замолчал. Но возможна другая реакция. Когда у меня есть высшие ценности, я могу совладать с первой инстинктивной реакцией ради высшего блага.
Такая способность приносит мне счастье. В Коране говорится, что самое сладкое питье - это когда человек хотел произнести дурное слово, но сдержался и проглотил его. Он уже готов был произнести какую-то гадость, причинить кому-то боль, но «проглотил».
Это универсальный принцип, или закон. То же самое говорит Стивен Кови: «Счастье в первом приближении можно определить как результат способности жертвовать тем, к чему мы стремимся сейчас, во имя того, что мы хотим получить в конечном счете». То есть счастье - это наша способность выбирать высшие ценности и не идти на поводу у сиюминутных интересов.
ФУНКЦИИ РАЗУМА
Я сопоставлю то, что говорит Кови, с ведическими представлениями. Сейчас мы проанализируем, где именно в нашем сознании таится эта способность выбирать высшие ценности. В Ведах объясняется, что у человека есть буддхи, или разум. Имя Будда происходит от слова буддхи. Этим словом в ведической астрологии называется планета Меркурий. Буддхи, или разум, - особый дар человека. Буддхи значит «пробужденный». Когда мы просто реагируем как автомат - мы спим. Это сон человеческого разума, а, как известно, «сон разума порождает чудовищ». Самым главным чудовищем, порожденным сном нашего разума, являемся мы сами. Но когда человек пробуждается, это значит, что он научился пользоваться разумом.
Анализируя работу разума, С. Кови называет четыре его функции. Разум работает, когда у человека есть четыре способности:
1. Самосознание, то есть способность посмотреть на себя со стороны и оценить себя (свои реакции, побуждения, мысли, действия). Мы уже рассмотрели эту способность.
2. Воображение, то есть способность создать нечто, не зависящее от окружающей действительности. Именно этой способностью воспользовался В. Франкл в концлагере. Человек может вообразить себя где угодно, например может прямо сейчас оказаться на Гавайях.
3. Совесть, то есть способность интуитивно ощущать, что верно, что неверно. Виктор Франкл очень интересно называет совесть «органом смысла». У нас есть некий орган внутри, с помощью которого человек может найти смысл своего существования.
4. Свобода действия, или свобода воли.
ДВЕ ФУНКЦИИ РАЗУМА В ВЕДАХ
Айшварья - способность отделить себя от материи, посмотреть со стороны на себя, на свои мысли (самосознание и совесть).
Вирья - способность применять наставления священных писаний и их мудрость в практической жизни (воображение и независимая воля).
В сущности, о том же самом говорится в ведических священных писаниях. Веды, правда, говорят всего о двух функциях, или о двух энергиях разума. Но эти две функции включают в себя те четыре, о которых говорит Стивен Кови. В Ведах говорится, что у разума (буддхи) есть две функции, или энергии: айшварья и вирья. Айшварья -это способность отделить себя от материи, способность посмотреть на себя со стороны, а вирья, героизм, -это способность применять в своей жизни наставления, или высшие истины.
Итак, две способности, которые есть у каждого из нас, -это способность оценить себя со стороны и способность действовать исходя из высших принципов, а не из инстинктивных реакций. Когда человек включает эти способности, он становится Буддой - просветленным, пробужденным и счастливым.
Есть еще одна хорошая притча - тоже про Будду. Как-то раз после его проповеди один человек, которому не понравилось то, что говорил Будда, подошел к нему и плюнул ему в лицо. Будда, оставаясь абсолютно невозмутимым, вытер лицо и спокойно спросил у этого человека: «Ты что-нибудь еще хочешь мне сказать?» Человек был поставлен в тупик. Он ничего не ответил и, озадаченный, ушел. Думая над тем, что произошло, он понял: «Зря я в него плюнул!»
На следующий вечер этот человек опять пришел на лекцию, но уже с гирляндой. После лекции он подошел к Будде и надел на него гирлянду. Будда так же спокойно посмотрел на него и спросил: «Ты еще что-нибудь хочешь мне сказать?» Человек удивился: «Почему вчера, когда я в тебя плюнул, ты спросил, хочу ли я тебе что-нибудь сказать, и нисколько не рассердился на меня? А сегодня, когда я надел на тебя гирлянду, ты задал мне тот же самый глупый вопрос?» Будда ответил: «Ты мне очень много сказал вчера и сегодня. А не рассердился я вчера и не обрадовался сегодня по одной простой причине: потому что я не твой раб и не хочу отдавать тебе ключи от своего счастья».
Это доступно каждому из нас. Более того, в этом смысл человеческой жизни.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ И СФЕРА ЗАБОТ
Разум - это наша способность выйти за пределы механической предсказуемости. Что нужно делать для того, чтобы эта способность в нас развивалась? Человек знает, как развивать свои мышцы: нужно поднимать штангу, ходить в тренажерный зал. Но разум - это, по сути, такая же мышца, и никогда не поздно ее развить. Юнг - еще один замечательный психолог XX столетия, ученик
3. Фрейда, - говорил: «Все, что мы не доводим до своего сознания, входит в нашу жизнь как судьба». Это он говорил все о той же предопределенности.
Навык проактивности - это довольно болезненное превращение человека из объекта воздействия в субъект.
Когда мы просто реагируем на внешние раздражители, мы ведем себя как объект. Мы живем в мире объектов и привыкли к тому, что сами тоже должны быть объектом воздействия. Это роль жертвы: «Нами пользуются.
Мы такие несчастные!» Но мы не несчастные - мы просто глупцы. Мы не воспользовались даром, который у нас есть. Мы должны превратиться в субъект, то есть должны развить в себе разум.
Каким образом можно трезво оценивать себя? Ведь всегда хочется думать, что ты лучше, чем на самом деле. Но существуют объективные критерии.
Попытайтесь прислушаться к своей речи, к своим ответам. Как мы говорим? Как жертва обстоятельств («Я ничего не могу с этим поделать», «Такой уж я человек», «Он выводит меня из себя», «Они никогда не согласятся на это») или как человек, который почувствовал, что может что-то сделать? В нас заложена способность посмотреть на себя со стороны, а это, в том числе, означает послушать, что мы говорим и как реагируем на обстоятельства. Любопытно наблюдать, как люди изображают из себя жертву. В интернете, в разных блогах, пишут: «Страна плохая, все плохие...» Это все проявления психологии жертвы: «Я больше так не могу», «Мне придется это сделать», «Если б только не...», «Я вынужден».
Но есть и другие формы реагирования. Вместо того чтобы сказать: «Я ничего не могу поделать с этим», можно сказать: «Посмотрим, какие есть возможности!» Вместо того чтобы констатировать: «Такой уж я человек», можно поискать другой выход, подумать, как решить проблему. Вместо того чтобы говорить: «Он выводит меня из себя», можно сказать: «Чем я могу ему помочь?»
На самом деле, мы не жертвы. Мы притворяемся жертвами, потому что это удобно, потому что это безответственно, потому что человеку кажется, что так ему легче жить. Но что происходит с людьми, которые все время пытаются разыгрывать из себя жертву?
У каждого человека есть сфера влияния и сфера забот. На что-то мы можем повлиять, но, как правило, сфера нашего влияния меньше, чем сфера забот. Есть вещи, не зависящие от нас: плохая погода, маленькая пенсия, дурной начальник... У каждого есть то, что тревожит его,-это сфера забот. Когда мы изображаем из себя жертву, когда живем как реактивный, непробудившийся человек и не пользуемся своим разумом, мы сосредотачиваемся на сфере забот. Это значит, что мы сосредотачиваемся на слабостях других людей («Он плохой!») и на проблемах внешней среды (власть, система) - то есть на обстоятельствах, которые не зависят от нас.
Человек ощущает себя жертвой, он начинает жаловаться, источать негативную энергию. Но если мы думаем, что проблема находится не в нас, а вовне, - это как раз и является нашей самой большой проблемой. Других проблем у нас нет. В результате того, что человек сосредотачивается на том, над чем он не властен
и что он не может изменить, сфера его влияния становится меньше и меньше. Он чувствует себя бессильным, загнанным в угол.
Есть хорошее выражение: ум подобен креслу-качалке. Он все время качается, беспокоится, волнуется, но никуда реально не движется. Вместо того чтобы действовать в той сфере, где мы можем что-то изменить, мы сосредотачиваемся на том, на что повлиять не можем, и оказываемся во власти депрессии.
Что же находится всегда в круге нашего влияния? Наши парадигмы мышления. Необходимо все время задаваться вопросом: «Не вызвана ли эта проблема мной самим?» Это болезненный для нашего самолюбия вопрос, и у нас уже есть готовый ответ: «Нет! Все остальные виноваты!» Но если мы попытаемся честно ответить на этот вопрос, то сможем докопаться до истины. Вероятнее всего, проблема, с которой мы столкнулись, вызвана нами самими, порождена нашим неправильным пониманием.
Это то, что мы всегда можем поменять. Мы можем развивать наши способности, можем вкладываться во что-то. Если у нас есть проблемы в отношениях с кем-то, то самый лучший способ их решения - начать вкладывать в этого человека, попытаться увидеть его по-другому. Это помогает осознать свою способность повлиять на ситуацию.
Таков урок «Гиты»:
тасмад апарихарйе ’ритхе
на твам шочитум архаси
Кришна говорит Арджуне: «Почему ты страдаешь из-за того, над чем ты не властен? Не беспокойся о том, чего не можешь поменять!»
К сожалению, всегда есть вещи, которые мы не можем поменять. О них не надо беспокоиться. При кажущейся простоте, это самая сложная вещь на свете, потому что нам хочется о них беспокоиться. Зачем о них беспокоиться? Единственный результат-беспокойство.
Однако если человек сознательно переносит свою энергию из сферы забот в сферу влияния, то происходит удивительная вещь: сфера влияния начинает расти. Его способность влиять на ситуацию становится все больше и больше. Человек начинает понимать: «Да, я могу!»
Если мы, посмотрев на себя со стороны, честно попытаемся определить, на какую из этих двух сфер мы затрачиваем основную часть нашего времени и энергии, то сможем оценить степень своей проактивности, или степень развития своего разума. Мой разум развит ровно настолько, насколько я способен:
book-ads2