Часть 15 из 32 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Что делать
• Поддерживайте интересы ребенка и проявляйте энтузиазм по поводу его выбора (при условии, что выбор здравый). Ваш собственный интерес к саламандрам для вашей дочери неактуален, а вот ваша поддержка – наоборот. Если постараетесь, вы сможете хотя бы произнести что-то вроде: «Я рада видеть, как ты увлечена своими саламандрами».
• Следите, чтобы занятия соответствовали возрасту. Для детей семи лет симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк» становится хитом намного чаще, чем бесконечная «Гибель богов» Вагнера. Развивать энтузиазм легче, когда занятие доставляет удовольствие, чем когда оно находится далеко за пределами опыта ребенка.
• Помните, что у детей может быть много преходящих интересов, а может возникнуть один особый интерес, который будет сохраняться годами, если не всю жизнь. Помните, что это их интересы, а не ваши. Возможно, страсть сына к музыке хеви-метал мешает вам сосредоточиться. Купите наушники (ему или себе!) и посмотрите, куда его приведет интерес к музыке.
• Демонстрируйте энтузиазм на личном примере, выражая его часто и в отношении многих видов деятельности. Если в вашей жизни нет увлечений, постарайтесь понять почему. Детям трудно открыто делиться тем, что их волнует, если они чувствуют, что мама или папа на другой волне или, что еще хуже, в депрессии. Одна из самых приятных сторон семейной жизни – восторженный рассказ друг другу об интересах, достижениях и мечтах.
• Помните: позиция «мне все должны» – враг энтузиазма. Если вы постоянно и быстро уступаете требованиям ребенка и не умеете устанавливать ограничения, то он, скорее всего, будет считать, что так и должно быть. Если он ничего не хочет, тогда ему не к чему стремиться, у него не будет желаний и возможности почувствовать себя счастливым, когда желание исполняется. Конечно, ваши дети будут сравнивать себя с другом, которому «дают все», но для них гораздо полезнее испытывать волнение и энтузиазм от поставленной цели и работы по ее достижению.
Чего не делать
• Не разочаровывайтесь, когда то, что раньше вызывало у ребенка энтузиазм, становится ему безразлично. Одна из самых важных задач детства – экспериментирование с целым рядом интересов и видов деятельности, чтобы развивать разные навыки, интересы и способности. Это не значит, что детям полезно метаться от одного занятия к другому. Ваша работа – поощрять стремление и ответственность. Настаивайте, чтобы ваш ребенок попробовал то или иное занятие. Но не ожидайте, что вещи, которые интересовали его в восемь лет, будут интересны и в двенадцать. Подумайте о том, от чего вы когда-то были в восторге и как это, вероятно, изменилось. (Когда-то я любила готовить; теперь я просто нажимаю кнопку «Разогреть» на микроволновке или раздел «Еда навынос» на сайте любимого ресторана.)
• Не ожидайте, что ваш ребенок будет выражать энтузиазм так же, как вы. В моей неописуемой семье за обеденным столом все постоянно перебивают друг друга, стремясь поделиться своими восторгами. Мой младший сын проявлял энтузиазм не словами, а демонстрируя свой текущий интерес при помощи какого-нибудь предмета, оказавшегося под рукой. Мы держали наготове сотни пакетиков с сахаром и миллионы кубиков лего, чтобы он мог быстро собирать мосты, точки опоры и, казалось бы, совершенно несбалансированные конструкции, которые каким-то чудом не обрушивались. Если вы сами склонны выражать энтузиазм словами, обратите внимание на альтернативные способы выказывания этой эмоции – например, полное погружение и любопытство.
• Не используйте свою любовь или одобрение как способ манипулировать интересами или степенью энтузиазма ребенка. Фраза вроде «Никто из моих детей не станет механиком» вряд ли уменьшит энтузиазм вашего ребенка при виде журнала Car and Driver или погасит интерес к копанию в машинах. Скорее всего, вы просто увеличите дистанцию между собой и ребенком.
• Не настаивайте на страстности. Многим детям энтузиазма более чем достаточно.
Креативность. «Давай посмотрим на это иначе» вместо «Какой правильный ответ?»
Прежде всего избавьтесь от представления, что креативность – это только про искусство и художников. Хотя актеры и режиссеры, танцоры и хореографы, художники и писатели, музыканты и фотографы очень креативны, их число невелико. Самый высокий процент работающих художников в стране – в таких местах, как Сан-Франциско, Санта-Фе, Лос-Анджелес и Нью-Йорк. Тем не менее они составляют менее четырех процентов от общего числа работающего населения в каждом из этих городов. По всей Америке художники составляют 1,4 процента рабочей силы[110]. Это небольшая и очень ценная группа трудолюбивых людей, которые создают нашу культуру. Они, как правило, прекрасные творцы.
Но как креативность становится важным качеством ребенка, интересы которого далеки от того, что мы традиционно считаем творческими занятиями? Каковы основы креативности и как они способствуют развитию ребенка? Хотя разные определения этого понятия могут незначительно отличаться, в целом принято считать, что у нее есть два основных компонента: оригинальность и полезность, или ценность. Дети могут тренировать умение решать проблемы оригинальными и полезными способами точно так же, как развивать свои музыкальные или математические способности. Мы часто думаем об этих навыках как о врожденных; однако исследования опровергают такое мнение. Это не значит, что все дети могут стать креативными, иметь математический талант или заниматься музыкой. Природные способности имеют значение, как и родительская поддержка. Однако каждый из этих навыков можно развить, если ваш ребенок мотивирован и готов приложить усилия. Обычно мы следим, чтобы дети прикладывали усилия, когда дело доходит до домашних заданий по математике или выпускных экзаменов. Следует ли нам быть такими же бдительными при развитии творческих способностей? Да. И возможно, даже в большей степени.
Многие из нас стараются адаптироваться, менять курс, если это необходимо, и каким-то образом выделяться. Это повседневная креативность. Для нее нужно гибкое, новаторское мышление, такое, которое бизнес-лидеры регулярно упоминают в числе навыков, имеющих решающее значение в развитии мировой экономики XXI века. Но способность к творческому мышлению не менее важна, когда речь идет о психическом здоровье наших детей.
Кажется, что тринадцатилетний Сэм просто не способен сидеть на месте и делать уроки. Он ерзает, встает, чтобы попить воды или сходить в туалет, непрерывно постукивает ногой и смотрит куда угодно, только не в тетрадь. Много лет назад ему поставили диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), и его мать следует совету, данному ей, когда Сэму было восемь лет: обеспечить режим и надзор. Каждый день она говорит ему, что он должен просидеть за уроками двадцать минут, прежде чем сможет встать. И каждый день это упражнение не получается довести до конца. Сэм все больше разочаровывается, а его мать все больше злится. «Боже, Сэм, это всего каких-то двадцать минут. Кто угодно может посидеть двадцать минут». Понятно, что такой «танец» мамы, устанавливающей правило, и сына, «игнорирующего» ее указания, приведет только к более серьезным битвам между ними. При этом мать сомневается в своей родительской компетентности, а подросток чувствует себя ущемленным или глупым.
Так что же мама может сделать? Она должна побудить Сэма мыслить нестандартно, что особенно хорошо получается у многих детей с СДВГ. Мама тоже должна начать мыслить творчески; иначе все закончится только болью от битья головой о стену. Когда человек снова и снова безуспешно прибегает к одним и тем же решениям, это считается признаком невроза. По крайней мере, такое поведение однозначно неэффективно. Сэму и маме нужно перелистнуть страницу, отказаться от навязанного решения и посмотреть, что еще они могут придумать. Маленького ребенка с СДВГ часто лечат не так, как подростка с таким же диагнозом. Я лечила многих детей с СДВГ, которые, наверное, ни разу не смогли усидеть в кресле в моем кабинете больше пяти-десяти минут. Мы устраивали перерывы, ходили есть мороженое, иногда включали музыку и танцевали. Обычно я позволяю этим детям проявлять инициативу в том, как сделать наш сеанс эффективным для них. Один мой пациент захотел покататься на своем велосипеде, пока мы разговариваем. И мы, живя в солнечной Калифорнии, часто так и делали и проводили сеанс не в моем кабинете. Время от времени, когда ему нужно было подвигаться, он уезжал на велосипеде вперед и неизменно возвращался через несколько минут. Закона, согласно которому пациент во время сеанса должен лежать на кушетке или сидеть в кресле, не существует.
В итоге Сэм решил, что ему будет лучше всего, если мама перестанет нависать над ним с кухонным таймером. Ему оказалось удобнее сидеть в кресле-качалке, чем на стуле, поэтому он попросил маму купить такое кресло. Он согласился сидеть там столько, сколько мог, но свободно двигался, когда ему было нужно. Что касается мамы, она отказалась от постоянного надзора, не проверяла прогресс Сэма и просила только, чтобы он показал ей выполненное домашнее задание. Если бы вы вошли к ним в дом, возможно, вам показалось бы странным, что тринадцатилетний мальчик устраивает спринтерские забеги между решением математических задач, пока его мама занимается своими делами в другой комнате. Но люди добиваются продуктивности разными методами, иногда эксцентричными. Лично мне лучше всего работается со стаканчиком кофе без кофеина и букетом тюльпанов в стеклянной вазе на столе. С помощью мамы Сэм выяснил, как он работает лучше всего. Важный вклад мамы состоял в том, чтобы позволить сыну провести мозговой штурм, опробовать ряд различных решений, прежде чем он выберет то, что ему помогает, и, самое главное, внушить ему уверенность, что он сам решил эту конкретную проблему. Дать нашим детям возможность сделать фальстарт или зайти в тупик, не решая за них, как найти выход, – хороший способ заставить их и дальше искать нестандартные решения.
Креативность подавляется, когда мы ценим конформность выше индивидуальности, а обучение – выше увлеченных экспериментов. Наверное, лучший пример подавления творческого начала – разница между тем, что мы наблюдаем на занятиях в детском саду, и тем, что происходит на уроках в старших классах. Войдите в комнату, полную пятилетних детей, и вы увидите творчество во всех его проявлениях, буквально струящееся по комнате. Десять лет спустя вы обнаружите, что эти самые дети пассивно сидят за партами, полусонные и с трудом понимающие то, что ждет их на следующем тесте.
Есть школы, где хорошо знают, чем оборачиваются методы обучения времен промышленной революции, и вместо этого решают подготовить своих учеников к совершенно иному будущему. Эти школы используют методики, которые эмоционально вовлекают детей в процесс обучения и заражают их энтузиазмом. Там учат не поиску единственно правильного ответа, а рассмотрению нескольких решений сложной проблемы. Эти школы практикуют проектное обучение, где дети работают в группах. Сотрудничество, навыки общения и креативность – все это ценится и совершенствуется при коллективной работе. Сегодня представители почти всех крупных секторов бизнеса подчеркивают, что в будущем проблемы будут решаться путем сотрудничества, что роль открытий, сделанных одним выдающимся индивидом, снижается. Поэтому было бы неплохо поговорить с учителями наших детей и выяснить, включено ли проектное обучение в программу. Если нет, нужно обсудить со школьной администрацией, как исправить это упущение.
Противоположность креативности – скука. Самое распространенное слово, употребляемое детьми для описания школьных занятий, – «скучно»[111]. Учитывая легкий доступ к компьютерам, телевизору, видеоприставкам и смартфонам, особенно интересно, что фраза «мне скучно» раздается все громче и громче. Дети не могут проводить дни как пассивные приемники внешних раздражителей. Им нужно творить, экспериментировать, видеть результаты разных подходов к одной и той же проблеме и получать удовольствие от применения собственных знаний и талантов. Дети, которым скучно, не испытывают состояния потока – чувства глубокого удовольствия, полной вовлеченности и прилива творческой энергии. В результате у них отнимают одну из самых приятных сторон жизни – опыт творческого и реального общения с их самым настоящим, глубинным «я».
Поскольку дети очень много времени проводят со своими семьями, важно найти занятия, которые были бы интересны всем членам семьи. Это может оказаться довольно сложно. Двое моих сыновей любили спорт, третий – театр. В семье всегда происходит некоторая ротация целей и предпочтений; но если не обращать внимания на потребности каждого, вас, скорее всего, ждет распад семьи, неуважение к интересам друг друга и сужение сферы деятельности каждого ребенка. Мы с мужем пытались заставлять детей переосмысливать свои переживания и впечатления. Театр – это командная работа. Спорт – форма развлечения. Теперь, когда сыновья выросли, мой театрал любит то, что он называет зрелищем в спорте, и регулярно посещает спортивные мероприятия. Мои дети-спортсмены ходят смотреть спектакли брата – и только их. Это нормально. Не по каждой улице, которую вы им покажете, им захочется пройти. Главное – что вы им показали: «Посмотри вокруг. Мир бесконечно увлекателен. Ты можешь найти то, что тебя увлечет, только если будешь пробовать и экспериментировать». Дети встречают мир с удивлением. Наша задача состоит в том, чтобы они не потеряли своего врожденного любопытства, воображения и креативности.
Что делать
• Держите в доме материалы, стимулирующие творческое самовыражение. Подумайте, насколько легкодоступны телевизор или компьютер. Пусть под рукой будут бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски (смываемые!) и куклы для детей младшего возраста; добавьте недорогой фотоаппарат или музыкальный инструмент для детей старшего возраста. В кабинетах детских психотерапевтов игрушки и принадлежности для рисования повсюду, и не просто так. Творчество – это язык детства, и мы не должны упустить ни слова.
• Стимулируйте занятия, не имеющие определенной конечной цели. Многим маленьким детям нравятся строительные кубики и картонные коробки, потому что мы не настаиваем, как «правильно» играть с ними. Пока ваши дети подрастают, старайтесь подогревать их интерес к творческому процессу и к вопросам, а не сосредотачивайтесь на конечном результате. Поощряйте чтение, ведение дневника и какую-нибудь форму творческого самовыражения, будь то занятия фотографией, самодеятельный театр или дизайн и декор своей комнаты.
• Демонстрируйте искреннее удовольствие и предприимчивость, когда речь идет о творчестве ваших детей. Помогите устроить домашний концерт, расставьте стулья для просмотра пьесы или танца, исполняемых детьми, или вставьте в раму картину, нарисованную ребенком, и повесьте ее на стену. Когда дети охотно показывают вам свои произведения, они одаривают вас проявлением своего самого подлинного внутреннего «я».
• Образовательные проекты вроде «Одиссеи разума»[112] – потрясающий пример того, как можно стимулировать творческое решение проблем. Поговорите с представителями вашей школы о внедрении такого типа программ.
• Дети, имеющие больше возможностей для неструктурированной игры, развивают более гибкие навыки решения проблем, а также более высокий уровень креативности. Если вы настаиваете на структурированных действиях, старайтесь отводить столько же времени неструктурированной игре.
Чего не делать
• Не будьте пассивным наблюдателем, если в вашей школе сокращают или отменяют уроки изобразительного искусства (как это произошло в семидесяти процентах школьных округов в США). Это лишает всех учащихся важных навыков, не дает возможности развиваться тем, у кого есть выраженные художественные способности, и увековечивает миф о некоей внутренней иерархии дисциплин и о том, что математика и химия всегда важнее театра. Изобразительное искусство не умаляет важности естественных наук в школьной программе. Однако большинство из нас рады, что лауреат Пулитцеровской премии Артур Миллер не стал бухгалтером.
• Не втягивайтесь в дебаты о том, отличается ли Netflix от GameFly. Наши дети должны отрываться от гаджетов, чтобы быть творчески вовлеченными в какое-то занятие. Это означает необходимость ограничивать время использования всех (!) электронных устройств. Помимо использования компьютера для выполнения домашних заданий, все остальное время у экранов – это развлечения, и их следует ограничивать примерно двумя часами в день (и даже меньше, если ваш ребенок еще маленький).
• Не теряйте терпения при общении с ребенком-скептиком. Иногда родителям трудно держать себя в руках. Но скептически настроенный ребенок пытается преобразовать известные факты во что-то новое – это весьма творческое начинание. Маленьким детям нравится волшебство, происходящее при смешивании синей и желтой краски, когда она становится зеленой. Пусть ваш ребенок «смешивает», чтобы увидеть вещи по-новому. Бертран Рассел отмечал, что у Эйнштейна была «способность не принимать привычные вещи на веру». Дети, которые могут отступить от очевидных интерпретаций и увидеть альтернативные, развивают креативность и позиционируют себя как новаторы завтрашнего дня.
• Не ожидайте, что ваш ребенок проявит творческий подход, не потратив на это какое-то время. Почти все, чье творчество оставило след в истории, усердно трудились над освоением фундаментальных принципов в своей области. Если ваш ребенок проявляет талант и страсть к какому-то творческому занятию: компьютерному дизайну, архитектуре, балету, фотографии, пению, – поощряйте углубление знаний и навыков в этой сфере с помощью педагогов, посещения выставок и спектаклей. Но не делайте этого раньше времени. Подождите, пока ребенок не сообщит, что готов, и попросит помощи в развитии своего таланта.
Правильное отношение к труду (трудовая этика). «Я не брошу» вместо «С меня хватит»
Родители, разочарованные отметками своих детей, задают мне одни и те же вопросы: «Мой ребенок очень умный, но ему неинтересно учиться. Что мне делать?»; «Мой ребенок очень умный, но его больше интересуют друзья, чем оценки. Что мне делать?»; «Мой ребенок очень умный, но больше времени проводит в World of Warcraft, чем за учебниками. Что мне делать?»
Вопрос «Что делать?» хороший, он ориентирован на решение. Но обычно направлен не на ту проблему. Большинство родителей предполагают, что если бы они только сумели побудить детей больше думать о своих отметках, то те наверняка улучшились бы. Может быть. Иногда отметки отражают знания и свидетельствуют о качественном обучении. Но иногда они отражают поверхностные и легко забываемые знания. Бесконечные дебаты об отметках и стандартизированном тестировании, не прекращающиеся последние лет десять, свидетельствуют прежде всего об отсутствии определенных научных данных и какого бы то ни было согласия в вопросе, как лучше поддерживать конкурентоспособность американских студентов в мировой экономике. Это странное применение энергии и ресурсов, потому что страны, лидирующие по международным стандартам, прилагают усилия, чтобы избавиться от стандартизированной, централизованной концепции образования, из-за которой их ученики прекрасно сдают тесты, но очень плохо придумывают нестандартные решения. Следует отметить, что с момента введения международного тестирования (около пятидесяти лет назад) американским студентам ни разу не удалось успешно пройти эти тесты.
Наши дети плохо учатся не потому, что не уделяют достаточно времени подготовке к тестам, а потому, что в некоторых случаях чрезмерная подготовка к ним мешает тому, что мы традиционно делаем лучше всего: обучаем, увлекаем учеников, поощряем любознательность, ценим креативность и инновации. Дети хорошо учатся тогда, когда они полностью вовлечены в процесс обучения. Под вовлеченностью я имею в виду заинтересованность, вкладывание души и внутреннюю мотивацию. У вовлеченных студентов более высокие оценки, лучшее психическое и физическое здоровье, и они лучше умеют работать усердно, слаженно и с оптимальными усилиями. Другими словами, вовлеченность в учебный процесс и правильная трудовая этика идут рука об руку. Старание и настойчивость, необходимые для успешного обучения, проистекают из интереса к самому материалу и к его значению для их самовосприятия.
Люди с правильной трудовой этикой обычно позитивно относятся к себе, умеют справляться с поставленными задачами, основательны, не нуждаются в постоянной положительной оценке со стороны окружающих и налаживают хорошие отношения со сверстниками и коллегами. Обладая качествами, составляющими правильную трудовую этику, при столкновении с проблемами дети сосредоточены на решении и не бросают попыток раньше времени. Мы мыслим слишком узко, когда думаем о трудовой этике только с точки зрения школы или отметок; трудовая этика является частью того, что делает нас успешными в самых разных сферах деятельности, от садоводства до игры в скраббл и воспитания детей. Это наш основной подход к неизбежным жизненным вызовам. Речь идет о том, чтобы не отступать и делать все возможное.
Казалось бы, определение хорошей трудовой этики – прерогатива книг о бизнесе. Это странно, так как отношение наших детей к работе начинает формироваться задолго до детского сада. Когда моему старшему сыну Лорену было четыре года, он впервые занялся собственным бизнесом. Продажа камней за забором нашего дома[113] казалась ему совершенно естественной вещью, поскольку лужайка перед домом состояла исключительно из камней. Подобно классической стойке с лимонадом, стойка Лорена с камнями научила его основам хорошей трудовой этики. Он заметил, что люди покупают больше камней, когда он разговорчив и показывает, как увлечен своим продуктом. Он аккуратно обращался с деньгами и благодарил людей за покупку, а если они не покупали – за интерес. Сделал ли он все это самостоятельно? Конечно нет. Хотя идея стойки с камнями принадлежала ему, в четыре года ему была необходима помощь с арифметикой, вывеской и тонкостями социального взаимодействия. Так мы укрепляем трудовую этику в наших детях. Начинайте рано, будьте всегда сосредоточены на процессе и не переоценивайте конечные результаты. Двадцать четыре доллара, которые он заработал за то лето, стали лучшей обучающей сделкой, какую можно придумать.
Но что, если ребенок сначала трудится на стойке с камнями, а затем объявляет свой бизнес закрытым? Если ребенок отходит от стойки, когда вокруг нее столпились клиенты, и становится раздражительным или плаксивым, когда вы напоминаете ему, что нужно обслуживать покупателей? Если ребенок начинает добавлять на прилавок невозможное количество других «товаров», включая ваши новые туфли и старую помаду? Эти проблемы часто возникают, поэтому родители задаются вопросами о том, как долго нужно настаивать на выполнении задания, сколько энергии требуется для этого и что делать, когда дети сбиваются с пути. Что происходит, когда ваш футболист решает, что он бросит футбол, пианист отказывается заниматься музыкой, а прилежный ученик решает, что его девушка важнее уроков? Если нам нужны настойчивость, усердие, усилия и способность откладывать удовольствие на потом, то как мы узнаем, сколько нужно подталкивать и когда отступить? Ясно, что мы предпочли бы, чтобы дети стали компетентными, ответственными работниками, а не дилетантами, мечущимися из одной области в другую.
Итак, следует ли нам позволить четырехлетнему ребенку закрыть магазин или четырнадцатилетнему – забросить учебу? Когда как. Часть нашей задачи заключается в том, чтобы научить детей важности хорошей трудовой этики, возлагать на них большие надежды и обеспечить им теплую, благоприятную обстановку, поскольку они борются со своей импульсивностью и желанием получить удовольствие, с одной стороны, и ответственностью и усердием – с другой. Никому никогда не удавалось выработать хорошую трудовую этику, если его оскорбляют или постоянно ставят перед ним слишком сложные задачи. Если что-то не работает, вам нужно выяснить почему. Ваш мальчик слишком юн и физически активен, чтобы часами сидеть у стойки с камнями? Действительно ли ваш четырнадцатилетний ребенок скатился в учебе, или он сообразно своему возрасту делит свои силы между учебой и новообретенными отношениями со сверстниками? Если предположить, что обычно ваш ребенок учится с интересом, какой конкретный аспект деятельности вызывает у него желание сдаться? Если это какое-то внеклассное занятие и было приложено разумное количество усилий, возможно, оно просто не подходит ему. Мир полон возможностей – найдите те, что соответствуют способностям и интересам вашего ребенка. Если это какой-то школьный предмет, поговорите с учителем. Попробуйте точно определить проблему, прежде чем она превратится в позицию «просто я не способен к математике». Будьте на стороне своего ребенка, даже когда устанавливаете планку и следите, чтобы он ее взял. «Я знаю, что трудно тренироваться каждый день, но я восхищаюсь твоим упорством. Оно окупится сполна». Как я уже говорила выше, дети, как правило, оправдывают наши ожидания. Держите планку высоко. Терпите гнев, который может быть направлен на вас, когда вы знаете, что они могут добиться большего, и настаивайте на большем старании. И самое главное, убедитесь, что они знают, что в конечном счете их успех определит их отношение к труду, а не просто то, насколько они умны или талантливы.
book-ads2