Часть 13 из 35 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Часть III
Взгляд с другой стороны
Глава 6
Абстрагирование для наблюдения и принятия
Теперь, когда вы знаете, как поступает ревнивый разум с охватившими вас эмоциями и как вы справляетесь с ними с помощью допросов, ожидания заверений или поиска улик, мы готовы исследовать новые – более мощные и полезные – способы жить. Вы научитесь абстрагироваться и наблюдать за ревностью, не оказываясь у нее в плену; понимать разницу между мыслями, чувствами и поведением и разговаривать о негативных, переполняющих вас мыслях, которые кажутся в данный момент такими правильными. Мы можем освободить место ревности, не чувствуя себя ущемленными ею. Это помогает признать, что все мы несовершенны и имеем недостатки, что у всех нас есть трудности. Приняв это, мы сможем жить в реальном мире.
«Как можно перестать так себя чувствовать?»
В режиме ревности нас охватывает шквал мыслей и чувств. Это напоминает нахождение в центре торнадо, где нас то и дело бросает в вихри страха, гнева, смятения и печали.
Мы не владеем собой, не знаем, как выбраться из стихии. Ревущие в голове вопросы и приводящие в ужас эмоции засасывают нас, и мы часто не представляем вариантов спасения. Карен рассказывала: «Я чувствую себя так, как будто мной овладевает какая-то неподвластная мне сила. Когда он рассказал мне, что был на вечеринке и наткнулся там на свою бывшую, я ощутила, как меня охватывают все ужасные эмоции, которые только можно представить. Мне хотелось кричать. Что, черт возьми, со мной не так?»
Мы склонны считать, что в нашей жизни не должно быть ревности, гнева, тревоги, печалей и обид – мы должны быть все время счастливы. Но жизнь наполнена огорчениями и разочарованиями, подчас довольно неприятными. Жизнь не всегда соответствует нашим ожиданиям. Иногда мы желаем эмоционального перфекционизма – довольства, спокойствия, счастья и безопасности, но в жизни так не бывает.[35] Причем ни у кого. При возникновении болезненного чувства мы закутываемся в него, словно это единственное имеющееся у нас ощущение. Эмоциональный перфекционизм говорит нам, что так быть не должно.
Находясь в плену чувств, мы думаем, что должны избавиться от них, изгнать такие мысли и очистить разум и сердце. Мы хотим мира, ясности и определенности. Без этого спокойствия, которое, как нам кажется, постоянно находится вне досягаемости, мы чувствуем себя потерянными. Но чем настойчивее мы боремся с внутренними переживаниями, тем больше чувствуем себя беспомощными и запутавшимися. Мы не знаем, куда бежать. Буря продолжает бушевать внутри нашей головы и ревнивого сердца.
Оставшись наедине с собой, вы в замешательстве задаете себе вопрос: «Как можно перестать так себя чувствовать?» Вы думаете, что не существует способа жить с такими мыслями и эмоциями. Вы даже можете решить, что придется прекратить отношения. Но вы любите этого человека и не хотите его потерять. В конце концов, разве не ваш партнер поддерживал в вас ревность с самого начала?
В этой главе мы разберемся, как можно жить с мыслями и чувствами, которые вам не нравятся, не сдаваясь им в плен. Это как будто научиться выносить сумасшедшего дядю, который пришел к вам на званый ужин. Вы абстрагируетесь, наблюдаете, но не участвуете. Замечая, наблюдая и принимая, вы можете жить с фоновым шумом в голове, не ставя под угрозу важные для вас отношения.[36]
Освобождение места для ревности
Не считайте, что ревность должна исчезнуть. Позвольте ей остаться, но не позволяйте брать над вами верх. Разрешите ей быть тем, что вы оба можете принять – на данный момент. Дайте ей возможность раздражать, досаждать или пугать вас, не преобладая над всем. Думайте о ревности как о звуках сирены, которые в большинстве случаев являются ложной тревогой. Сейчас вы сознаете, что ревность здесь, но тревога уляжется, и вы с партнером примете ее.
Вы уже слышали эти звуки раньше: ревность – это эхо улицы, орущий автомобильный гудок, доносящийся из переулка крик. Она может пройти незамеченной, а может пробудить вас ото сна. Позвольте ей случиться, не попадая к ней в плен. Заслышав сирену проезжающей мимо пожарной машины, не стоит бежать за ней следом.
Представьте, что ваши отношения достаточно крепкие и зрелые, чтобы реагировать и принимать фоновые звуки ревнивого голоса. Как только вы оба сможете принять его присутствие и сигналы тревоги, вы будете способны предпринять шаги по работе над ним. Для вас обоих он будет тем, с чем нужно научиться жить.
«Но, – возразите вы, – как же терпеть эти злые и тревожные чувства к тому, кого я люблю? Я не могу их выносить. Разве я не должен чувствовать всегда одно и то же?» В поэме «Песнь о себе» Уолт Уитмен описывает свою любовь к молодым и старикам, красивым и уродливым, богатым и бедным. Он охватывает всю жизнь, все человечество.
По-твоему, я противоречу себе?
Ну что же, значит, я противоречу себе.
(Я широк, я вмещаю в себе множество разных людей.) [37]
Подумайте о своей ревности как о вместилище множества эмоций с полным набором чувств. В нем присутствуют любовь и ненависть, миролюбие и конфликт, спокойствие и страх. Все они – части единого целого. Думая, что мы должны чувствовать всегда одинаково, мы только противоречим себе. Ревность – лишь одно из множества переживаний, способов чувств и связей, которое станет частью огромной, всеобъемлющей связи двух людей.
Плохо мне – плохо тебе, но все хорошо
Являясь объектом ревности партнера, вы, вероятно, требуете, чтобы ревность исчезла, или надеетесь на это. Вы хотите жить с вашим партнером совершенно идеально, в мире и счастье. Вы хотите спокойствия и легкости.
В 1967 году Томас Харрис опубликовал бестселлер «Я – О’кей, ты – О’кей».[38] Полагаю, он был оптимистом. Если уж на то пошло, действительно ли мы убеждены, что с нами все в порядке? Неужели мы на самом деле верим, что не раздражаем, не разочаровываем друг друга и не судим самих себя и окружающих нас людей? Я не считаю настроение данной книги похожим на правду.
У меня другое представление об отношениях. Посмотрите, соответствует ли вашей жизни следующее утверждение: плохо мне – плохо тебе, но все хорошо. Потому как разве все мы в некоторой степени не являемся немного иррациональными, сумасшедшими и несправедливыми? Если нормально к этому относиться, то можно спокойно существовать в таком мире несовершенных людей и падших ангелов, прокладывая свой путь сквозь жизненные взлеты и падения. Мы зачастую хотим жить в Утопии – месте совершенной гармонии. Но имейте в виду, что слово «утопия» переводится с греческого как «место, которого нет». Вы не можете туда попасть, потому что его не существует. Далее приведено несколько вариантов определенного взгляда на мир, которые могут помочь вашим отношениям.
Узники пещеры
Думайте следующим образом. Ваш охваченный ревностью партнер чувствует себя одиноким, напуганным, беспомощным, сбитым с толку. Представьте темную пещеру. В ней несколько проходов. Вы находитесь там вместе, и у вас в руках маленькая тусклая свечка. Вы пытаетесь найти выход – вместе.
Держа свечу в руках, вы оба чувствуете страх и растерянность. Вы боитесь, что она погаснет и вы очутитесь в полном мраке. Но вы заметили, что если держать свечу вместе и вдыхать в пламя сострадание, то свет будет ярче. Возможно, вы не знаете, какой из проходов ведет к выходу. Но знаете, что можете идти к нему вместе.
Любовь – это совместный путь во тьме
Точно так же, как необходимо освободить место для ревности в близких отношениях, нужно освободить ей место на работе, в семье и среди друзей. Болезненные и трудные чувства могут возникать в любых значимых отношениях. С коллегами вы можете сохранять идеализированный взгляд на вещи. Предположим, что все всегда должны быть честными. Было бы замечательно, если бы мы жили в таком мире, но он не такой. Осознав, что кто-то другой может привлечь больше внимания, мы должны быть готовы вступить в бой. Мы не можем продолжать говорить: «Не могу поверить, что так случилось!», если это происходит повсеместно. То, что мир несправедлив, вовсе не означает, что вы не можете выиграть. Мы должны научиться эффективно жить в мире, где царит несправедливость – успешные люди знают, как с ней справляться. Они не воспринимают ее как личную обиду, а разрабатывают стратегию успеха.
Принятие всех эмоций
Освобождение места для ревности означает, что мы осознали всю сложность наших отношений и нам необходимо принять широкий спектр эмоций, не только позитивных и приятных. Мы можем по-прежнему любить партнера или друга и так же испытывать по отношению к нему злость, ревность, обиду и даже хотеть ему отомстить. Это не значит, что мы действуем, руководствуясь всеми этими чувствами, а означает, что люди могут нас расстраивать, разочаровывать, раздражать и обманывать наши ожидания.
Наше недостижимое желание испытывать к людям лишь чистые и прекрасные чувства является тем, что я называю «чистым разумом».[39] Своего рода эмоциональным перфекционизмом является утверждение: «Я должен испытывать к ним только положительные эмоции, так же как и они». К сожалению, это невозможно. Реальный мир наполнен разочарованиями – наряду с радостью, смыслом жизни и любовью. Но никто не может быть настолько хорош. Все мы склонны время от времени обманывать ожидания друг друга. Вопрос в том, можем ли мы собраться и восстановиться? Можем ли пережить эмпатические провалы, в которых нам не удается общаться, поддерживать и заботиться о другом человеке так, как он от нас ожидает? Жизнь без разочарований невозможна. Все мы на том или ином этапе терпим неудачу, и я не исключение.
Все мы – падшие ангелы
Что вы делаете в моменты разочарований или крушения иллюзий? Некоторые из нас становятся пессимистами, другие возводят вокруг себя стены, кто-то атакует мир в знак протеста, а некоторые приобретают реалистичный и более сложный взгляд на жизнь и отношения. Я выбираю последних.
Я научился тому, что стремление быть святым будет иметь единственный результат: жить в аду на земле. Ведь правда в том, что все мы – падшие ангелы. Постоянно напоминайте себе, что никто не идеален. Никто не свободен от ревности, обиды, зависти, скуки, гнева или разочарования. У всех есть темная сторона наряду со светлой – несмотря на наше желание иметь в реальности только последнюю. Отношения заключаются не просто в том, чтобы все время чувствовать себя хорошо. Они могут быть трудными, а временами – почти невыносимыми. Не всегда легко любить или быть любимым. Нелегко иметь друзей, братьев, сестер и коллег. Нам может быть непросто друг с другом.
Отношения заключаются в способности партнеров все воспринимать – и при этом продолжать их. Вместо эмоционального перфекционизма я предложил бы сложность и многообразие эмоций.
Наблюдение вместо борьбы
Мысль или чувство может усилиться при попытке от него избавиться. Мы хотим крикнуть самим себе: «Перестань так думать!» или ругаем себя за испытываемые нами чувства: «Ты снова за старое, неудачник, ты ревнуешь!» Но чем больше мы боремся, тем крепче становятся эти эмоции. Это напоминает одного из монстров с ядерной бомбой из 50-х годов, который становится только сильнее от того, что мы стреляем по нему из нашего оружия. Поглощая эту энергию, он все больше увеличивается в размерах. Наша борьба с мыслями и чувствами лишь подпитывает их. Итак, что же с ними делать?
Один из полезных приемов называется «осознанностью», когда нужно просто уделять внимание настоящему, не давая оценок и не пытаясь контролировать ситуацию.[40] Осознанность позволяет нам оставаться в настоящем, не перепрыгивая в будущее и не возвращаясь в прошлое. Она дает возможность отпустить то, с чем мы боремся (мысли о прошлом и будущем), просто наблюдая за настоящим. Ревнуя, мы уделяем слишком много внимания нашим мыслям, возвращая к жизни события прошлого и ожидая будущего, которое может никогда не наступить. Осознанность позволяет нам найти безопасное пространство в настоящем, отпуская ситуацию. Мы можем научиться этому, но для начала следует обратить внимание на свое дыхание. Давайте попробуем прямо сейчас.
На секунду сконцентрируйтесь на вашем дыхании, мысленно проследите его цикл. Вдох-выдох. Просто задержите внимание на этом. Не пытайтесь его контролировать, не оценивайте – просто следите. Наблюдайте за тем, как вы дышите в настоящий момент, обратите внимание на то, как оно изменяется, как перетекает, входит и выходит из вашего тела воздух. Обратите внимание, что мозг может переключаться на посторонние мысли или звуки, а затем плавно возвращаться к дыханию. Проследите за циклом дыхания и за тем, как воздух входит и выходит из тела.
Что, если мы сможем проделать то же со своими мыслями и чувствами? Подумайте: «Мой партнер может с кем-то флиртовать». Вообразите, что мысль – это дыхание. Что вы наблюдаете за этой мыслью, словно она – плывущая по небу строчка слов. Что ее медленно колышет легкий ветер. Что он ее подхватывает. Оставайтесь на месте и следите за ней. Ничего не делайте, просто наблюдайте. Она тут, и вы смотрите на нее. Ничего не происходит, мысль плывет по небу, вы смотрите на нее, оставаясь в настоящем, наблюдая, позволяя ей приближаться и отдаляться. Обратите внимание, что вы все еще здесь, в настоящем. Вы наблюдаете за своей ревнивой мыслью и делаете выбор не предпринимать ничего. Другой способ вообразить себе мысль – посмотреть ее, словно фильм. Вы удобно сидите в своем кресле, наблюдая за сюжетом. Это просто фильм – всего одна сцена, и он закончится. Вы – здесь, а мысль – там.
book-ads2