Часть 33 из 72 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Если мы представим себе пути рыцарей, ушедших из Парижа, как расходящийся круг, то, зная направление схваченных, сможем определить пробелы в этом круге. Из пяти сбежавших один отправился на юг, в Испанию. Два пошли на восток – один в сторону швейцарских кантонов, другого видели в городе Сен-Этьен, на юго-востоке. Ещё один двинулся на север, как говорили – в Нормандию, хотя неизвестно, остановился ли он там или направился дальше, в Англию. Что до пятого рыцаря, легенды гласят, что он поплыл на корабле на запад и преодолел весь путь до Нового Света.
Том нахмурился:
– Разве тогда уже был Новый Свет?
– Ну, он существовал. Мы просто ещё не обнаружили его.
– Мог ли корабль того времени уплыть так далеко? – спросила Салли.
Священник пожал плечами.
– Случались и более странные вещи. – Отец Бернар сделал рукой широкий жест: – Всё это принадлежало тамплиерам, хотя большую часть их построек снесли. Осталась только церковь Святой Марии, кладовая вон там, госпиталь и две башни. – Он указал на более низкую приземистую башню на севере. – Вон та называется Башня Цезаря, прежде она была темницей тамплиеров. Затем, в середине 1200-х годов, они построили новую. Её именуют Большой Башней. – Он кивнул на квадратный донжон и звякнул ключами. – Идёмте, я вам покажу.
– Мы пойдём в темницу? – спросил Том.
Отец Бернар улыбнулся:
– Это давно уже не темница. Людовик предпочитает размещать своих «гостей» в Бастилии.
– Тогда что внутри? – спросил я.
– Ничего интересного. Иногда мы используем её как хранилище, но в основном она пустует.
Вблизи Большая Башня выглядела ещё более мрачной и пугающей. Она вздымалась над нами больше чем на полторы сотни фунтов. Окна на всех четырёх этажах были забраны тяжёлыми решётками с массивными прутьями, вправленными в камень. Центральная башня была квадратной, с зубчатой стеной и смотровой площадкой. Пристроенные по углам круглые башенки были увенчаны конусообразными крышами. На шпилях трепетали знамёна синего цвета, украшенные лилиями – символом королевской власти Франции.
Отец Бернар открыл дверь и ввёл нас в башню. Внутри было темно и пахло затхлостью. Через окна проникало совсем мало света; его лучи тонкими лезвиями прорезали мрак.
Священник зажёг факел, и оранжевое пламя осветило пустое пространство. Мы стояли в большом зале башни, вздымавшейся на неимоверную высоту. Над нами расходились каменные рёбра, поддерживающие верхние этажи. Миг я смотрел в темноту над головой, а потом мой взгляд привлекла резьба на стенах. Между окнами, на каменных плитах, были высечены картины, изображающие историю тамплиеров. Над каждой из них помещалось изречение на латыни.
Резьба прямо передо мной представляла девятерых рыцарей, стоящих на коленях перед королём. Рука монарха была поднята в жесте благословения. Над рыцарями висело солнце, озаряющее их своим светом. В середине солнечного диска был выгравирован тамплиерский крест. На его поверхности ещё виднелись слабые следы позолоты.
Я прочитал изречение над картиной:
COMMILITONES CHRISTI TEMPLIQUE
DEO ET HOMINIBUS BENEDICTI
– Орден тамплиеров, – сказал отец Бернар. – Благословлён Богом и людьми.
На следующей плите были изображены два рыцаря перед куполообразным храмом.
– Купол Скалы, – пояснил священник. – Первая штаб-квартира тамплиеров, расположенная над руинами храма Соломона.
Здесь было ещё множество подобных картин. Отец Бернар махнул рукой в их сторону и сказал:
– Повсюду история тамплиеров. В основном. Но если вы хотите увидеть нечто особенное, не предназначенное для глаз охотников за сокровищами, я покажу вам.
Глава 29
Отец Бернар повёл нас к винтовой лестнице, расположенной в одной из башенок. Но вместо того чтобы подняться наверх, мы спустились под землю. В свете факела я увидел, что здесь на стенах тоже есть резьба. А ещё в подземелье лежали коробки, ящики и несколько свёрнутых гобеленов. При других обстоятельствах я бы подумал, что это просто кладовка, – но нас окружали тюремные камеры с прочными железными решётками.
– Темница де Моле, – сказал отец Бернар.
Я огляделся. Мне стало страшно.
– Его держали здесь?
– Его и некоторых других рыцарей. Хотя ко времени казни де Моле их осталось очень мало.
Отец Бернар привёл нас в одну из больших камер. Дверь скрипнула на ржавых железных петлях, и на один жуткий момент мне показалось, что нас заперли.
Я почти чувствовал присутствие духов. Рыцарей, которых держали здесь год за годом – людей, ставших жертвами алчности Железного Короля.
– До того, как тамплиеров заключили в тюрьму, – сказал отец Бернар, – в этой башне они хранили свои сокровища.
– И где именно их хранили? – спросила Салли.
– Прямо здесь. Если бы сокровища ещё лежали тут, вы бы сейчас стояли по колено в них.
– Они хранили сокровища в темнице? – спросил Том. – Самое безопасное место: никто не мог сюда пробраться. И учитывая, что эти рыцари просидели тут семь лет, можно сказать наверняка: если уж кто-то войдёт, то не выйдет обратно.
Я огляделся вокруг, словно надеясь, что если очень сильно захотеть, сокровища появятся от одного моего взгляда.
– Они в самом деле оставили один флорин, чтобы посмеяться над Филиппом? – спросил я.
– Да. Как оставляют флорины для каждого французского короля после коронации.
– То есть… монета была в этой комнате?
Священник улыбнулся:
– Убери ногу.
Я глянул вниз и увидел, что стою на небольшом кружке с каким-то символом внутри. Опустившись на колени, я рассмотрел тамплиерский крест.
– Вот с чего всё началось, – сказал отец Бернар. – Крах тамплиеров, а потом и конец династии Филиппа Красивого. Круг отмечает место, где лежал тот самый флорин Железного Короля. Легенда гласит, что Господь рассердился, узнав, как обошлись с избранными им рыцарями. И в гневе своём вплавил монету в камень.
Глаза Тома расширились.
– Правда?
Отец Бернар усмехнулся:
– Это сказка. На самом деле скорее всего один из пленных рыцарей вырезал этот круг в полу, стремясь поддержать моральный дух товарищей и напомнить им, что они не должны ничего говорить Филиппу. И они не сказали, несмотря на страшные пытки, которым подверг их Железный Король.
– Значит, де Моле только притворился, будто готов признаться? Чтобы прекратить пытки? – спросила Салли.
– Тамплиеры до последнего были мастерами уловок.
Я посмотрел на отца Бернара:
– Кое-кто отзывался о них точно так же.
– Они были в этом хороши, – согласился священник. – Хотя на сей раз уловка сослужила Жаку де Моле плохую службу. Если, конечно, он не стремился умереть.
– Что вы имеете в виду?
– Все знали, что у Филиппа несносный характер. Когда король понял, что ложное признание де Моле выставило его дураком, он пришёл в ярость. Даже его собственные советники умоляли Филиппа не спешить, но тот немедленно приказал отправить де Моле на костёр. Магистр должен был понимать, что обман разозлит короля. Особенно учитывая, что он отлично знал, какой у Филиппа норов. Посмотрите сюда.
Священник поднёс факел к одной из каменных плит. Картина на ней была испорчена. Похоже, когда-то она изображала поиски некоего сокровища в подземелье под Иерусалимом. Я увидел Купол Скалы и сияющее над ним солнце с крестом тамплиеров. На сохранившейся части три рыцаря вытаскивали из-под земли сундук, к которому было приделано нечто вроде статуи ангела. Но я не мог сказать наверняка, поскольку вторая половина картины была искорёжена и разбита.
– Что с ней случилось? – спросил я.
– Филипп разозлился, – ответил отец Бернар. – Тамплиеры оставили ему флорин, но не только его. Когда король прибыл сюда, он увидел, что под этой картиной кто-то из рыцарей вырезал слова: «Non erit tibi hoc».
Я перевёл:
– Оно никогда не будет твоим.
– Когда Филипп прочитал их, он пришёл в бешенство. Схватил меч и разбил надпись. В процессе сломал оружие пополам – иначе, должно быть, колотил бы по камню, пока не рухнула бы башня.
Салли что-то спросила у отца Бернара, но я не разобрал слов. Нечто, сказанное священником, не давало мне покоя. Он показал нам место, где Филипп нашёл флорин. «Вот с чего всё началось. Крах тамплиеров, а потом и конец династии Филиппа Красивого».
Я смотрел на испорченную картину и думал о словах учителя.
«Начни сначала».
book-ads2