Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 38 из 229 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Вознесся ввысь, в широкое пространство, Сквозь вечный спор враждующих стихий, Меж ними путь свой смело пролагая. Опасностей и трудностей он больше Здесь претерпел, чем Арго[67], проходя Босфор меж двух сходящихся утесов, Иль Одиссей, когда он на обломках От корабля, Харибды избегая, Свой правил путь в другой водоворот. Так с беспокойством и трудом прошел он Свой путь, – теперь с трудом и беспокойством, Но с той поры, как он его прошел, Свершилося паденье человека, — И как переменился этот путь! Здесь Грех и Смерть (по попущенью Неба), Идя отважно по следам Врага, Построили широкую дорогу, Мощенную над этой бездной мрака, И пропасть та кипящая несла Покорно мост длины неимоверной От Ада вплоть до крайнего предела Земного мира бренного; тот путь Легко отпадших духов сообщает С землей, чтоб искушать они могли Или карать всех грешных смертных, кроме Лишь тех, кого, по милости особой, Хранят Господь иль Ангелы добра. Вот наконец священное влиянье Свое являет животворный свет; Со стен небесных в недра темной Ночи Заря, мерцая, шлет свои лучи. Здесь – крайние пределы, до которых Свой жезл Природа простирает; здесь Хаос слабеет, – от ее преддверья Уходит он, как побежденный враг: Здесь менее шумит он и бушует. Здесь Сатана спокойней, облегченный, Плывет в волнах, чья зыбь теперь слабей, Сквозь полумрак; он кораблю подобен, В жестокой буре бившемуся долго, Который путь с отрадой держит в порт, Хоть растеряв изорванные снасти. В пустом пространстве, воздуху подобном, Он держится на распростертых крыльях И может уж отсюда созерцать Вдали всю ширь небесных эмпиреев — Квадратную или круглую – неясны Их очертанья; башни из опалов Он видит, видит крепости Небес, Живым сапфиром блещущие; были Они когда-то родиной его!.. А подле виден новый мир, висящий На цепи золотой величиной Как звездочка малейшего размера, И месяц также виден рядом с ним. Сюда, неся всю тяжесть злобной мести, Проклятый, он в проклятый час спешит. Книга третья Содержание Бог, восседая на престоле, видит, как Сатана летит по направлению к только что созданному тогда миру; Он показывает его своему Сыну, сидящему одесную Его, и предрекает, что Сатана будет иметь успех в совращении человека. При этом Он разъясняет, что Его справедливость и мудрость свободны от всякого нарекания, так как Он создал человека свободным и достаточно способным противостоять искусителю; однако Он изъявляет свое намерение быть милосердным к человеку, ввиду того что последний падет не вследствие собственной злобы, как Сатана, а будет соблазнен Сатаной. Сын Божий воздает хвалу Отцу за изъявление милосердия к человеку; но тогда Бог объявляет, что милость не может быть оказана человеку без удовлетворения Божественной справедливости; человек оскорбил величие Божие, стремясь сам к божественности, и за то со всем своим потомством осужден на смерть и должен умереть, если кто-либо не будет найден достойным искупить это оскорбление и взять на себя наказание за него. Сын Божий добровольно предлагает Себя как искупительную жертву за человека; Отец принимает это предложение, повелевает Сыну воплотиться и провозглашает превознесение Его выше всех имен на земле и Небе; Он повелевает всем Ангелам оказывать Сыну Божеские почести. Ангелы повинуются и воспевают гимн полным хором на своих арфах, прославляя Отца и Сына. Между тем Сатана спускается на обнаженную выпуклость крайней границы нашего мира; странствуя, он прежде всего находит место, некогда называвшееся краем Суеты; описание лиц и вещей, которые туда прилетают. Затем он приходит к вратам Неба; описываются восхождение его по ступеням и воды, которые протекают тут, в Небесах. Он переходит затем в пределы солнца и находит там Уриила, правителя этой страны, но принимает перед ним образ младшего Ангела; выражая ревностное желание видеть вновь созданный мир и человека, которого Бог там поселил, он осведомляется о месте обитания человека и получает указание. Затем он спускается прежде всего на гору Нифат. Хвала Тебе, перворожденный Неба, Его высокий отпрыск, свет святой! Достойно ль будет, если назову я Тебя совечным Вечного лучом? Ведь Бог есть свет; во свете несравненном
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!