Часть 7 из 20 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Это запутанная ситуация, источники также запутаны, но насколько я понимаю, дело обстояло следующим образом: орначерос финансировали пиратство и строили флот, они были склонны как возмущаться старыми автократами Сале, так и третировать принадлежащих к низшему классу морисков или андалусийцев Рабата. Эти последние в основном служили рядовыми на корсарских судах, а иногда занимались шпионажем (поскольку могли сойти за испанцев). В их городе Рабате и обитало интернациональное корсарское сообщество, а также европейские купцы и консулы (на существующей и поныне улице Консулов), по всей вероятности, большинство таверн и борделей также находилось в этом районе11. Из всех трёх групп андалусийцы менее других были сторонниками аль-Аййаши и Священной войны, несмотря на то, что они первоначально приняли его, разделяя с ним общую ненависть к Испании. Их раздражал его авторитаризм, а также, вероятно, его попытки вмешаться в политические дела их республики. В конце концов, возмутившись, они отказались в дальнейшем поддерживать его новые войны за веру – вследствие чего аль-Аййаши обратил на них свой священный гнев, открыв огонь по Рабату из своих любимых пушек (как железных, так и куда более качественных бронзовых), установленных на стенах его фортов в Сале.
Старый Сале был заинтересован в первую очередь в джихаде аль-Аййаши и восстании против Саадитов – однако жители Сале явно не хотели участвовать в корсарских предприятиях – ни в качестве инвесторов, капитанов, матросов, солдат, ни как скупщики добычи, пленников и рабов. Тем не менее по иронии судьбы Сале остался в памяти именно как корсарский город, хотя этот романтический титул с куда большим основанием должен был принадлежать Касбе или Рабату – поселениям на другом берегу реки. Соперничество между Сале и Рабатом сохраняется и в наши дни. Как пишет К. Браун:
Эпизоды борьбы XVII века со временем превратились в смутные исторические воспоминания. Жители Сале, поначалу рассматривавшие новых пришельцев в Рабате как ан-Насара Аъ-Кашталийин (христиан из Кастилии), стали называть их ‘ль-Мслмин д-р-Рбат (разг, «мусульмане Рабата») – отчасти шуточным, отчасти колким прозвищем, намекающим на недостаток их рвения в вопросах веры. Со сравнимой иронией жители Рабата вспоминают о безумстве обитателей Сале. Они их называют кайихмаку фи-л-аср (разг, «теряющие разум во время послеполуденного намаза»). Салесийцам тоже есть что вспомнить. Они рассказывают, что при аль-Аййаши, когда жители Рабата якшались весь день с неверными, салесийцы занимались своей работой. Однако когда наступало время вечерней молитвы, они брались за оружие, чтобы сражаться с предателями Рабата. Но два этих города, находившихся, по выражению адмирала Рейнсборо[15], на расстоянии выстрела друг от друга, стали дружескими врагами. Их называли аль-адуватайн («два берега»), что, при игре с арабским корнем, напоминает о слове аль-адувайн («два врага»). Взаимная антипатия жителей этих городов становится не более чем подтруниванием и выражается как у одних, так и у других в прозорливой поговорке: уакха йуелли ль-уэд хлиб уар-рмель збиб, майкунши р-Рибати ли-с-Слауи хбиб (Стань река [Бу-Регрег] молоком, а пески – изюмом, и тогда рабатец не станет другом салесийцу). Эти друзья-враги на той стороне реки в Рабате были в худшем случае враждебно настроенными братьями. Несмотря ни на что они были мусульманами и ассимилировались в арабской культуре этой страны12.
Первоначально ссоры между андалусийцами Рабата и орначерос Касбы фокусировались на доходах таможни, которыми орначерос отказывались делиться, говоря, что все эти средства нужны им для обороны и ремонта укреплений. Андалусийцев эти аргументы не убеждали, и к 1630 году «гордые хозяева Касбы и обделённые наследством жители нижнего города уже в открытую находились в состоянии гражданской войны»13. Старый Сале принял сторону орначерос, и по иронии мир был восстановлен лишь при дипломатическом вмешательстве английского консула Джона Харрисона14, который в мае 1630 года составил соглашение, положившее конец военным действиям. Тремя пунктами этого соглашения были:
1-й, андалусийцы будут избирать собственного руководителя, или каида, однако его резиденция будет в Касбе15;
2-й, диван будет состоять из 16 представителей от Касбы и стольких же от Нового Сале;
3-й, доходы (включая морские трофеи и таможенные пошлины) будут равно распределяться между Касбой и Новым Сале.
Таким образом, два города оставались независимыми как друг от друга, так и от Старого Сале, однако «по сути Касба стала главным центром мавританской Республики Сале, а её правители начали пользоваться более или менее преобладающей властью над городами по обоим берегам [реки Бу-Регрег]»16.
Новый баланс сил оказался непрочным, и в 1631 году аль-Аййаши снова нарушил мир. Андалусийцы предали его, отказавшись послать ему штурмовые лестницы, в которых он нуждался при осаде Маморы. Он попросил религиозных руководителей Старого Сале составить фетву, или решение, позволяющее ему усмирить корсаров Нового Сале и Касбы, «ибо они воспротивились Аллаху и его Пророку, помогли неверным и дали им советы… они распоряжаются по своему усмотрению собственностью мусульман, лишая их дохода и монополизируя торговлю к своей выгоде»17. Аль-Аййаши подверг обстрелу из своих орудий и взял южный берег реки в осаду, продолжавшуюся до октября 1632 года, когда она закончилась неудачей.
Мир воцарился лишь на короткое время, и в 1636 году андалусийцы предприняли нападение на Касбу, которое увенчалось успехом. Многие орначерос бежали из города, оставив его в полной власти морисков. Теперь победоносные андалусийцы обратили свой гнев против Старого Сале. Они построили понтонный мост через Бу-Регрег и осадили город на северном берегу. Аль-Аййаши, отсутствовавший из-за джихада, поспешил вернуться для защиты своих людей.
К несчастью для андалусийцев, баланс сил (доселе, как казалось, благоволивший им) поменялся не в их пользу с новым появлением 3 апреля 1637 года английского флота, возглавляемого адмиралом Рейнсборо, уже посещавшего Сале с целью выкупа английских пленников годом ранее (под командованием лорда Картерета, основателя Нью-Джерси). Один бывший пират, служивший под началом Рейнсборо, оставил нам интересный рассказ об этой экспедиции18.
Англичане решили иметь дело только с аль-Аййаши, которого они называли (несомненно, с типичной британской иронией) «Святым». Возможно, этот марабут отказался отпустить пленников, пока ему не окажут помощь, и Рейнсборо с явным энтузиазмом полез в драку, переместив некоторые из своих мощных и новейших пушек с кораблей на берег и начав бомбардировку Нового Сале. Понтонные мосты затонули, и осада была сорвана. С британской помощью аль-Аййаши удалось действенно отрезать все пути снабжения в район Касбы и Рабата, а также сжечь поля за городскими стенами.
Рейнсборо снялся с якоря 30 августа 1637 года, но андалусийцы уже получили сполна. Они капитулировали, согласились восстановить повреждения, причинённые Старому Сале, позволить орначерос вернуться и снова распределять пошлины и добычу в пропорции 50/50.
В этот момент в дело вновь решил вмешаться саадитский султан Марокко; он нанял одного из капитанов-ренегатов, француза по имени Мурат-рейс (его не следует путать ни с албанским ⁄ алжирским капитаном с таким же именем, о котором уже рассказывалось ранее, ни с голландским ренегатом Мурат-рейсом («Младшим»), с которым мы встретимся позднее), чтобы тот захватил для Султана Касбу. Теперь андалусийцам и орначерос пришлось отбросить свою враждебность и объединить силы, чтобы изгнать людей Султана, снова установивших ненавистный десятипроцентный налог. Им удалось одержать победу. Но мир опять оказался непрочным; спустя несколько месяцев аль-Аййаши вновь решил уничтожить рабатских “gens sans foi ni loi”[16]. На этот раз попавшие в нелёгкое положение мавры и корсары решили, что им нужна помощь союзника. Аль-Аййаши был суфием, поэтому они решили заручиться поддержкой соперничающего суфия – некоего Мухаммада аль-Хаджа ибн Абу Бакра аль-Дала’и.
Дед Мухаммада аль-Хаджа был великим святым области Среднего Атласа, где он основал важный суфийский центр и преобразовал местные берберские племена в крупное братство – далаиййа. Он учил джазулий-скому/шазилийскому направлению суфизма, концентрировавшемуся на почитании Пророка, а также обширной программе общественных работ и благотворительности. Не слишком интересовавшемуся политикой деду наследовал сын, сохранивший добросердечные отношения и с аль-Аййаши, и с саадитскими султанами (что, несомненно, служит доказательством если не его святости, то дипломатичности!) – однако его сын – Мухаммад аль-Хадж уже имел политические амбиции, начавшие портить репутацию рода как нейтрального. В конечном счёте, М. аль-Хадж унаследовал после своего отца руководство Орденом, став его третьим главой (в 1636 году) и принялся преобразовывать его в армию19.
Джон Огилби. Порт Сале. 1670
В 1638 году саадитский султан послал своё войско из Марракеша в Средний Атлас в попытке пресечь всё возрастающие амбиции аль-Хаджа, но саадиты были наголову разгромлены берберскими войсками аль-Хаджа и бежали на юг, снова оставив весь этот регион в его власти. Теперь он посчитал, что его новому гоуаите[17]нужен морской порт, и обратил свой священный взор на Сале. По совпадению, как раз в этот момент ему пришло отчаянное обращение от андалусийцев, в очередной раз оказавшихся осаждёнными в Рабате «Святым» аль-Аййаши.
Мухаммад аль-Хадж видел в аль-Аййаши преграду для овладения Сале – его естественным выходом к океану. Таким образом, преследование андалусийцев со стороны аль-Аййаши было использовано как предлог для борьбы с ним. В 1640 году армия братства далаиййа заняла Мекнес, находившийся в зоне влияния аль-Аййаши. Затем, после продолжительного конфликта между преимущественно арабскими силами аль-Аййаши и берберами братства далаиййа всё было решено в столкновении на реке Сибу в апреле 1641 года. Аль-Аййаши был убит, а его соратники рассеяны…
С поражением аль-Аййаши далаиййа получило возможность занять Сале.
…В занятом Сале на десять лет вождь братства далаиййа сохранил автономию андалусийцев. Они лучше представляли, как вести дела с европейцами, а опосредованные контакты с христианами не слишком серьёзно компрометировали религиозную репутацию вождя, при этом обеспечивая его необходимыми товарами, в особенности оружием.
В течение десяти лет (1641–1651), когда андалусийцы контролировали Сале под номинальным правлением ордена далаиййа, с ними напрямую взаимодействовали европейские агенты, направлявшиеся в основном для решения вопросов, связанных с пиратством или торговлей. Начиная с 1643 года в Сале находился нидерландский консул; роль французского консула с 1629 года исполнял живший в Марселе купец, имевший своего агента в Сале, однако с 1648 года и французское правительство назначило в этот город своего действительного консула. В 1651 году Мухаммад аль-Хадж назначил своего сына Абдуллу наместником Сале. Так как Абдулла одновременно отвечал и за иностранные дела государства далаиййа, его назначение могло означать, что отношения этого суфийского братства с Европой стали играть настолько важную для него роль, что их следовало доверить члену правящего дома. Но андалусийцы продолжали оказывать влияние на ведение международных дел, работая переводчиками и секретарями, составляя проекты посланий Абдуллы иностранным правителям и давая ему советы по договорам, которые он заключал с некоторыми из них.
Из всех иностранцев наиболее тесные отношения у далаиййа были с голландцами. Длительные переговоры между Абдуллой и голландцами об условиях договора, заключённого в 1651 году и пересмотренного в 1655 и 1659 годах, позволяют сделать вывод, что голландцы в 1650-е годы были активно вовлечены в торговлю с Марокко. Периодически возникавшая проблема заключалась в том, что, с одной стороны, Сале был центром торговли, а с другой – базой для пиратов. Голландцы были готовы признать право корсаров Сале нападать на корабли их общего христианского противника – Испании, получив обещание, что их собственным судам не будут досаждать. В то же время им не нравились дружественные отношения, сложившиеся у пиратов Сале и вождей далаиййа с правителями Алжира. Алжирским пиратам предоставлялись услуги в Сале, им также было дозволено продавать здесь награбленные товары. Попытки голландцев включить в договор положение, запрещавшее андалусийцам сотрудничать с алжирскими пиратами и торговать с Алжиром, часто приводили к блокированию переговоров. Красноречиво демонстрирует объём торговли Нидерландов с Марокко в это время тот факт, что позиции голландцев всякий раз смягчались, когда наместник Сале грозил поднять пошлины на экспорт и импорт выше традиционных десяти процентов20.
Быть может, при режиме далаиййа Республика Бу-Регрег и потеряла часть своей автономии, но также кое-что и приобрела – по крайней мере, определённый мир и баланс в номинальном султанате этого суфийского ордена. В любом случае, последние два десятилетия этой тройственной республики были её самым золотым временем, по крайней мере, в отношении пиратства. Избавленные, наконец, от междоусобных столкновений, все три города-государства смогли направить свою враждебность во внешний мир – в форме корсарской Священной войны. Более того, если считать корсарские республики в их чистейшей форме (1614–1640) уникальными политическими образованиями, то режим кондоминиума корсаров и суфиев, продолжавшийся с 1640 по 1660 год, можно лишь характеризовать плеоназмами вроде «был ещё более уникальным». Этот режим поражает воображение – ив самом деле, он был слишком хорош, чтобы оказаться долговечным. Андалусийцы и пираты всё сильнее и сильнее начинали ощущать тяжесть руки ордена далаиййа и его главы в Сале – Сиди Абдуллы, «князя Салийского». Они принялись выискивать какие-то возможности восстановить своё первоначальное положение абсолютной независимости, которая теперь начала приобретать весь ореол древней и почитаемой традиции.
Тем временем… один из учеников ставшего мучеником марабута аль-Аййаши, араб из Эль-Араиша (и уже потому враг берберов братства далаиййа, этих «безрубашечных животных», как их называл один исламский историк; «звери, которых может сдерживать только пьянство или террор» – как с типичным для городских арабов предубеждением писал другой), взялся за оружие и основал собственную монархию на Севере21. Этот человек, носивший имя Гайлан, выглядел для андалусийцев Рабата потенциальным избавителем. Они подняли восстание и осадили в Касбе «Князя» Абдуллу. Глава ордена далаиййа М. аль-Хадж выслал на подмогу сыну войско, но оно было разбито Гайланом в июне 1660 года. Однако Абдулла продолжал отважно держаться в Касбе ещё год, получая помощь в снабжении по морю от английского наместника Танжера. Наконец, когда в июне 1661 года у него закончилось продовольствие, ему пришлось сдать крепость.
К этому времени андалусийцы разочаровались в Гайлане так же сильно, как они невзлюбили далаиййа, – а по правде сказать, даже сильнее. Несмотря на то что они только что изгнали далаиййа, горожане приняли решение снова стать на сторону этого режима, дабы отбросить Гайлана, пока он не стал для них ещё худшим повелителем. В течение четырёх лет они играли в недотрог, но в 1664 году капитулировали перед Гайланом и согласились выплачивать ему ненавистный десятипроцентный налог.
В конце концов, последние остатки вольности Сале были сметены в 1668 году возвышением династии Алауитов и их султаном Мулай Рашидом, сумевшим впервые с 1603 года объединить всю страну. У него не было намерения прекращать весьма доходную священную войну городов на реке Бу-Регрег против Европы, и он обещал корсарам своё покровительство. Таким образом, хотя республика и исчезла, пиратство сохранилось – до поры до времени. К сожалению, Алауиты отличались непомерным аппетитом и раз за разом увеличивали свой «кусок» с 10 % до более чем половины. Наконец корсары осознали, что значительные прибыли больше им уже не светят. Мавританские пираты оставались здесь и становились капитанами в султанском «флоте», вероятно, так же поступали и некоторые из ренегатов. Другие же, вероятно, испытывали искушение переместиться в Карибский бассейн или на Мадагаскар, где расцвет пиратства только начинался. Нас не должна заботить позднейшая история Сале да и Варварийского берега в целом. С исчезновением республики теряются и свидетельства наших ренегатов, поэтому в следующих главах мы возвратимся к времени расцвета республики (1614–1660) и попытаемся исследовать непосредственно самих ренегатов, а также повседневную жизнь этих новообращённых – после того, как рассмотрели их политическую/военную историю.
VII. Мурат-реис и разграбление Болтимора
У нас будет славная прогулка.
– Мурат-рейс
Как бы нам ни хотелось встретиться с полной командой разбойников из Сале, с людьми, имеющими имена, даты, биографии, которые мы бы могли изучать, чьи «казусы» мы бы могли анализировать, чтобы лучше понимать характеры и судьбы ренегатов, но, к сожалению, такое исследование невозможно. Если нам мало известно о перешедших в ислам в Алжире и Тунисе, то ещё меньше мы знаем о новообращённых в Сале. Я задавался вопросом, почему так получается, и могу лишь предположить, что Сале считался (по крайней мере у европейских путешественников и хроникёров) более захолустным, чем Алжир или Тунис, и, вероятно, также более труднодоступной и даже более опасной дырой. Даже старый добрый отец Дан, предоставивший нам небольшую главу о Сале, по всей видимости, никогда не посещал этот город и описывал его на основании слухов; а немногие свидетельства из первых рук не слишком информативны. В любом случае, те, кто описывал Сале, – то есть образованные европейцы, – не слишком интересовались ренегатами, которых они боялись и презирали, и изображали их в самой, насколько это было возможно, нарочито сенсационной манере. В то же время те, кто мог бы рассказать нам что-то действительно интересное, – сами ренегаты, – писателями не были. Все категории, в каких мы могли бы обсуждать корсаров, были предопределены обращённой на них извне враждебностью и пропагандой. Такова судьба историка-ревизиониста, пытающегося исследовать культуру – или политику сопротивления – давно исчезнувшего неписьменного сообщества. В последнее время, разумеется, и сами ревизионисты разработали (или воскресили) некоторые собственные категории. Марксистские или марксиствующие историки «социального бандитизма» и миллениализма, такие как Эрик Хобсбаум и Норман Кон, предоставляют полезную методологию, в то время как авторы более либертарно-левого уклона (как Кристофер Хилл, Джесси Лемиш, Питер Лайнбах и Маркус Редикер) на деле создали целую новую историографию морского радикализма. Но никто из них не рассматривал ренегатов. Насколько я знаю, не возникло соответствующего направления и среди марокканских, алжирских или тунисских историков, которые, возможно, имеют доступ к неопубликованным письменным источникам (если допускать, что они существуют); ориенталисты же игнорируют этот вопрос либо в силу своего извечного культурного консерватизма, либо потому, что такие тексты невозможно найти; таким образом, faute de mieux[18], это исследовательское поле осталось нам, пиратологам-любителям.
Роже Куандро1 на основе данных архивов и неизданных материалов в европейских собраниях документов удалось наскрести короткий список морских разбойников из Сале. Так, в нём значится Эль-Хадж Али, вероятно, мавр, 14 октября 1624 года у мыса Финистерре захвативший голландский корабль под командованием некоего Эваута Хенрикса в тот период, когда Сале был предположительно в мире с Нидерландами, и потому пираты должны были воздерживаться от нападений на их суда. Хадж Али потребовал, чтобы капитан Хенрике под угрозой быть сброшенным в море признал свой корабль французским и тем самым легитимировал его взятие.
Рейс Шафер (Джа’фар), английский ренегат (упомянут в 1630-м), Хассан Ибрагим (вероятно, местный уроженец, 1636) и Майме-рейс, голландский ренегат (1636). Этот последний, командуя 13-пушечным кораблём водоизмещением в 200 тонн, взял английское судно, но по дороге обратно в Сале был захвачен сам.
Шабан-реис, ренегат из Португалии, в 1646 году командовал алжирским кораблём «Краб» (16 пушек и 175 человек команды), остановился в Сале, чтобы пополнить припасы и вооружение. За три месяца в море его единственной добычей стали английское судно с грузом соли и рыбацкая лодка в Бискайском заливе, а 22 июля сам был взят на абордаж голландским пиратом Корнелисом Вербеком.
Ахмед эль-Кортоби, испанский ренегат (или мориск?) из Кордовы, был «толстяком». 6 октября 1658 года, командуя салийским кораблём «Солнце», он повстречался с голландским флотом у мыса Финистерре. В это время Голландия и Сале снова должны были находиться в состоянии мира, и Ахмед-рейс решил нанести дружественный визит на флагманский корабль. Возвратившись к себе на борт, он с ужасом обнаружил, что одно из голландских судов, «Пророк Даниил» из Любека под командованием капитана Питера Ноеля, внезапно его атаковал. Несколько корсаров были убиты, а остальные – включая и Ахмеда – взяты в плен. Затем голландцы ограбили «Солнце», подожгли и потопили его. Этот исключительный инцидент вызвал колоссальный дипломатический скандал. Сале потребовал компенсации, и голландцы, озабоченные сохранением мира, отнеслись к этому делу весьма серьёзно. В январе 1659 года Адмиралтейство оштрафовало капитана корабля «Пророк Даниил» на 9 500 флоринов и отдало Сале судно, соответствующее по тоннажу и вооружению потопленному «Солнцу», а сам «Пророк Даниил» был присуждён Ахмеду эль-Кортоби2.
Ян Лёйкен. Корсары топят европейские суда у Сале. Иллюстрация к изданию «Истории Барбарии» Пьера Дана (Амстердам, 1684)
Али Кампос (Испания), Касе Марейс (Англия) и Куртебей (сын Ахмеда эль-Кортоби, который, наверное, был в той же мере «коротышкой», в какой его отец слыл «толстяком» – если считать, что его имя является просто искажением «Кортоби») – вот ещё несколько имён к этому списку; упомянем также и Венецию, итальянского ренегата, прославившегося своей дерзостью и отвагой. На этом список ренегатов Сале республиканского периода в основном исчерпывается – с одним важным исключением.
Мурат-рейс «Младший» (также известный как Морат, Джон Барбер, Капитан Джон, Каид Морато) – самый известный из всех морских разбойников Сале, урождённый Ян Янс[19], родился в Харлеме, Нидерланды, год и дата рождения неизвестны.
Как и большинство голландских моряков, которые в конечном счёте приходили к пиратству, Ян Янс начал свою карьеру приватиром у Соединённых провинций в их Освободительной войне против испанцев. Но такой квазизаконный тип ведения войны приносил скорее славу, нежели доходы, и вскоре Янс пренебрегает своими обязанностями и направляется к Варварийскому берегу. Здесь он повёл войну против судов всех христианских государств, не исключая и Голландии, и только в случае нападений на испанцев он поднимал флаг Принца Оранского, отдавая дань уважения своим корням. Сражаясь же против судов других наций, он поднимал красныи турецкий полумесяц3.
Попав в плен к варварийским корсарам у острова Лан-сароте в 1618 году, Янс в Алжире отрёкся от христианства – и хотя его обращение в ислам и могло быть совершено под принуждением, оно, видимо, глубоко на него повлияло, поскольку Мурат никогда не обращался с просьбами о помиловании и не проявлял ни малейших признаков желания вернуться в лоно христианства. Он принялся за своё ремесло под началом великого алжирского корсара Сулейман-рейса (который также мог быть по происхождению голландцем), скончавшегося, однако, в следующем, 1619 году. Мурат демонстрирует собой превосходный пример связей между Алжиром и Сале, поскольку теперь он постоянно перемещался между ними, словно человек, имеющий двойное гражданство.
Вот что Госс писал о Мурате:
Сначала он участвовал в походах как товарищ знаменитого корсара, известного как Сулейман-рейс Алжирский, но после смерти своего покровителя в 1619 году обосновался в Сале. Этот порт («имя его вызывало негодование во всём христианском мире»), находясь на побережье Атлантического океана, всего в пятидесяти милях от Гибралтара, был чрезвычайно удачно расположен для занятий новой формой пиратства, ведь пираты могли устраивать засады на всё, что проходило через пролив, и стремительно настигать купеческие суда, шедшие из Вест-Индии и Гвинеи. Флот Сале не был велик, где-то в общей сложности 18 кораблей, и эти суда были небольшими, поскольку отмель в гавани не позволяла проходить кораблям с глубокой посадкой, если их предварительно не разгружали.
Номинально порт признавал власть императора Марокко, но вскоре после прибытия Янса салийцы объявили себя независимыми и организовали по сути пиратскую республику, управлявшуюся советом из 14 жителей города с председателем, бывшим также и адмиралом. Первым из них стал наш голландец, и чтобы продемонстрировать своим недавно обретённым соотечественникам, насколько полно он слился с ними, он женился на мавританке, хотя и оставил жену с семьёй в Харлеме4.
Другие источники утверждают, что Мурат был назначен наместником Сале марокканским султаном Мулай Зайданом в 1624 году, однако такое разночтение скорее всего происходит из того обстоятельства, что султан, желая сохранить хотя бы внешний блеск суверенности, лишь согласился с fait accompli[20] избрания Мурата. Мы можем предположить, что Мурат был харизматичным и по-настоящему талантливым лидером, обладавшим качеством, которое пираты ценили выше всех прочих, – удачей. Мы можем предположить, что он был горячим сторонником корсарской республики и, возможно, её главным идеологом, так же как и первым избранным адмиралом. Можно пойти ещё дальше и допустить, что человек с таким очевидным интеллектом и храбростью обладал определённой степенью политического мышления и революционного рвения.
Под умелым руководством Янса дела процветали, и вскоре ему понадобился помощник. На этот пост он выбрал своего земляка, Матиса ван Бостеля Остерлинка. Этот вице-адмирал отметил своё назначение по примеру своего командира – обратившись в магометанство и женившись на четырнадцатилетней испанской девушке, несмотря на то, что у него имелись жена и малолетняя дочь в Амстердаме.
Благодаря взятым на море трофеям и своим привилегиям адмирала, включавшим все сборы за стоянки на якоре, лоцманские сборы и другие портовые доходы, а равно и доходы от награбленных товаров, Янс вскоре стал необычайно богатым человеком. Тем не менее ему иногда надоедала деловая рутина, пират в нём брал вверх и он отправлялся в плаванье. Во время одной из таких экспедиций, когда в ноябре 1622 года он искал фортуну в Ла-Манше, у него закончилась провизия и он был вынужден зайти в нидерландский порт Вере, чтобы пополнить запасы. Это был рискованный поступок, но адмирал Сале являлся подданным Императора Марокко, недавно заключившего договор с Соединёнными Провинциями, поэтому Ян мог легально воспользоваться портовыми привилегиями, хотя встречен был холодно. Первыми из поднявшихся к нему на борт были его голландская супруга, госпожа Янс, вместе со всеми младшими Янсами. «Его супруга и все его дети, – писал современник, – поднялись на борт, чтобы умолять его оставить корабль; так же поступили и родители членов команды, но они не смогли в этом преуспеть, поскольку эти люди (команда голландцев-ренегатов) были слишком злы на испанцев и слишком сильно жаждали добычи». Команда не только осталась со своим капитаном, но и пополнилась новобранцами, несмотря на суровый приказ городских властей, никому не разрешавший поступать на службу на это судно. Но Голландия из-за почти полувековой войны с Испанией переживала нелёгкие времена, и молодёжь Вере скорее поддавалась искушению заполучить лёгкий заработок, одновременно нанося удары своему старому врагу, чем страшилась недовольства властей. Когда Ян покинул Вере, на его борту оказалось куда больше людей, чем было до прибытия в этот порт.
Спустя несколько лет, в середине зимы, Янс снова объявился в Голландии, на этот раз после того, как он едва не потерпел крах. Неподалёку от побережья он встретил большой корабль, шедший под голландским флагом. Мгновенно позабыв о договорённостях, Ян, «зачарованный этим прекрасным кораблём, попытался захватить его» – и вполне возможно, что в случае успеха юристы сумели бы найти для него способ вновь претендовать на привилегии по соглашению. Но всё пошло совсем по-другому: как только он сблизился с судном, голландский флаг был спущен, вместо него взвился испанский штандарт, и через мгновение испанские солдаты хлынули на его палубу. Оказавшись в невыгодном положении, пираты с трудом смогли сбежать после жестокой схватки, потеряв убитыми и ранеными множество членов команды. И были рады, что благополучно добрались до гавани Амстердама.
Ян обратился к властям с просьбой о помощи своим больным и раненым, но ему было категорически отказано. Невезучий корсар намеревался нарушить договор, но потерпел неудачу и был наказан, а теперь получал новое наказание – лишение привилегий, как если бы его замысел удался. Ему даже не разрешили похоронить погибших, поэтому их трупы пришлось спустить под лёд – только так от них можно было избавиться.
book-ads2