Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 15 из 20 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
4 См.: Wolfe, 1979: 146–147. 5 Ibid.: 148–149. Мечеть Али Бичнина была построена по осман, образцу с «восьмигранным куполом, возведённым над центральным квадратным залом в обрамлении сводчатых окон, при этом меньшие восьмигранные купола – своего рода крыши над этими окнами». См.: Spencer, 1976: 77. Строительство мечети, конечно же, не означает искреннего принятия веры, но оно демонстрирует, что Али Бичнин, по крайней мере, хотел выглядеть благочестивым. 6 См.: Ewen, 1939: 3. 7 См.: Spencer, 1976: 125–126. 8 См.: Wolfe, 1979: 181–182. V. АЛЕБАСТРОВЫЙ ДВОРЕЦ В ТУНИСЕ 1 См.: Lucie-Smith, 1978: 83. 2 Ibid.: 84. 3 См.: Senior, 1976: 98. 4 Ibid.: 83. 5 Ibid.: 97. 6 Для информации об Уорде см.: Ewen, 1939. 7 См.: Senior, 1976: 87. В одном из мест доктор Джонсон также пишет, что любой благоразумный человек предпочтёт тюрьму брит, военно-морскому флоту, ведь там, по крайней мере, можно быть уверенным, что еда и компания будут лучше. 8 Сначала он планировал просто ограбить этот корабль, принадлежавший англ, диссиденту-католику, собиравшемуся бежать в Испанию, но, скорее всего, просто оказался введён в заблуждение и обнаружил, что «птички вылетели из гнезда», – и вместо этого захватил сам барк. 9 Шестью годами позже, в 1609 г., Уорд и его сообщник капитан Бишоп по меньшей мере один раз снова посетили провинцию Манстер. Местных чиновников должны были арестовать за сношения с пиратами, у которых было 10 или И кораблей и порядка 1 000 человек. Сознавая невозможность силой отбросить морских разбойников, англ, вице-председатель Манстера попытался вместо этого их амнистировать – но эта уловка также не удалась. Позднее, в этом же году, брит, лорд-адмирал выслал к Варва-рийскому берегу корабль под началом капитана Пепуелла, чтобы убедить Уорда и его смутьянов «оставить свой порочный образ жизни». Его миссия не просто провалилась – все его моряки дезертировали и присоединились к Уорду. Пепуеллу пришлось «расстаться со своим полубаркасом в пользу турок» и возвратиться в Лондон посмешищем. Капитана Бишопа, теперь презиравшего Уорда за обращение в турка (в 1609 г.), подкупили, чтобы он убил Уорда, но он сам попал в его руки. Бишоп просил о пощаде, простёршись ниц: «Пусть я лучше помру нищим работником в своей собственной стране, если доберусь туда, чем стану самым богатым пиратом в мире». См.: Ewen, 1939: 20–21. Но у Уорда определённо были иные планы. 1 °Cм.: Senior, 1976: 88. И Примерно в 1604 г. Уорд прибыл в Сале, чтобы «пополнить запасы продовольствия и привести свой корабль в порядок, продав всё награбленное»; здесь он объединился с другими пиратами, чтобы собрать и «выплатить 100 фунтов в качестве выкупа за своего соотечественника» из плена. См.: Ewen, 1939: 3. Известно ещё несколько случаев, когда Уорд своими собственными деньгами выкупал пленников; вероятно, таков был его способ «отдавать бедным». 12 См.: Senior, 1976: 88–93. 13 См.: Lloyd, 1981: 50–51. 14 См.: Ewen, 1939; 14. Эти цитаты и исторические анекдоты взяты из одного из памфлетов об Уорде: «Известия из моря». 15 См.: Senior, 1976: 93–94. 16 См.: Lloyd, 1981: 53. 17 См.: Norris, 1990: 94. 18 См.: Senior, 1976: 94. 19 Однажды в 1608 г. Уорд приплыл в Алжир с захваченным исп. кораблём, гружёным «изысканными винами», и повстречал там другого пирата (некоего Джона Кинга из Лаймхауса), только что взявшего корабль, перевозивший пиво. Уорд обменял у него бочку вина на бочку пива, потеряв на этой сделке деньги, но тем обнажив свои пролетарские вкусы! См.: Ewen, 1939: 9. VI. МАВРИТАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА САЛЕ 1 См.: Brown, 1971. 2 Орден был основан в Египте Абуль-Хасаном аш-Шазили в XIII в. и разделился на множество ветвей по всему исламскому миру, приобретя особое значение в Египте, Северной Африке и Йемене. См.: Douglas, 1993; az-Zirr, Durkee, 1991. 3 Здесь есть игра слов: Сале – имя города, и «сала» – по-араб. «утешать». См.: Brown, 1971: 34. 4 Цит. по: Лев Африканский. Африка – третья часть света. Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть ⁄ Пер. с итал. В.В. Матвеева. Л.: Наука, 1983. С. 121. 5 Сейиды или шерифы – потомки Пророка – конечно же, пользовались уважением повсюду в исламском мире, в особенности у шиитов и исмаилитов, но они также играли существенную роль и в суннитском Марокко. С этими семьями связывается большой политический престиж – а одна из них до сих пор правит Марокко. Почитание шерифов можно отчасти отнести к фатимидскому влиянию, всё ещё сохраняющемуся в народных представлениях в форме знаменитой «руки Фатимы», использовавшейся повсюду в Северной Африке в качестве талисмана от сглаза. См. статьи указателя «Сглаз», «Рука» и т. д. в кн.: Westermarck, 1926. 6 См.: Hesperis, 1971: 45. 7 Ibid.: 47. Эти новоприбывшие носили чужеродно звучащие имена вроде Варгас, Пелафрес, Бланко, Родригес, Караско, Сантьяго, Галан, Гусман и т. д. – а многие из них не знали ни слова по-араб. См.: Caille, 1949: 248. 8 Касба включила в себя руины старой крепости (рибата). Абун Наср причисляет её к постройкам Альмохадов; она была построена (или перестроена) около 1150 г. вместе с башней Хасана, минаретом, также служившим и ориентиром для судов в океане. См.: Coindreau, 1948: 30–31. 9 Как писал один марок, историк, всеобщая смута была «достаточной, чтобы заставить поседеть волосы у грудного младенца!» См. Caille, 1949: 209, цитата из Эль-Уфрани. 10 Фактически Мамора была пиратской республикой под вдохновенным предводительством капитана Генри Мейнуоринга. Этот англичанин, по всей видимости, так и не перешёл в ислам, а это наводит на мысль о том, что «обратиться в турка» было всё ещё добровольным действием, на которое он предпочёл не идти, невзирая на крепкие связи с Варварийским берегом. Венцом весьма успешной карьеры этого пирата стало «принятие прощения» и возвращение в Англию, где он написал важный трактат по навигации и жил как джентльмен. Его перу также принадлежит сочинение о том, как победить пиратство – Мейнуоринг советовал не давать никаких прощений. И Как описывает отец Дан, днём и ночью доносился шум стычек из таверн и мавританских кофеен, большинством которых владели местные купцы, «которым пираты сбывали свою добычу»; корсары разом спускали свои доходы в «ночных притонах и других беспутных местах, ведь их самой большой страстью было потратить на шумные попойки те богатства, которые им посчастливилось захватить в море». См.: Coindreau, 1948: 41. Некоторое представление об этих «сценах» можно получить из описаний Порт-Ройала, более позднего пиратского города на Ямайке, оказавшегося столь порочным, что наводнение поглотило его, словно Содом на воде. См.: Exquemelin, 1699. 12 См.: Brown, 1971: 50–51. 13 См.: Coindreau, 1948: 44. 14 Должно быть, Харрисон пользовался популярностью. Карл I ранее подписал мирный договор с Марокко и этот «джентльмен из салона принца Уэльского» прибыл с подарками для Сале, включавшими и шесть пушек. См.: Coindreau, 1948: 108. О Харрисоне см. далее на с. 217–232 наст. изд. 15 В это время орначерос возглавлял Мохаммед ибн Абд аль-Кадир Керон, а андалусийцы избрали своим каидом некоего Абдаллаха ибн Али эль-Касери; они оба занимали те или иные должности в республиканский период (см.: Caille, 1949: 217) – хотя Касери погиб в результате покушения в 1638 г. 16 См.: Coindreau, 1948: 44. 17 См.: Brown, 1971: 49. 18 См.: Dunton, 1637; Carteret, 1929. Сам Картерет позднее подытожил свои впечатления от Сале: «[Что касается] управления, насколько я смог узнать, у них нет никаких фундаментальных законов»! См.: Sources Inedites: 453. 19 Отчёт об этом см. в: Abun-Nasr, 1971: 216–221. 20 Ibid.: 221–222. 21 См.: Coindreau, 1948: 47; Caille, 1949: 222. VII. МУРАТ-РЕПС И РАЗГРАБЛЕНИЕ БОЛТИМОРА 1 См.: Coindreau, 1948: 80–84. 2 Ibid.: 187. 3 См.: Gosse: 54–55. Куандро идентифицирует этот флаг как полотнище с тремя золотыми полумесяцами на красном поле, часто вывешивавшееся осман, приватирами и корсарами, но он также может относиться и к флагу Сале, где на красном поле изображалось вписанное в полумесяц золотое лицо человека. 4 См.: Gosse: 55. 5 Ibid.: 55–57. 6 По сути, как указывает Боб Куинн в своей замечательной кн. «Атлантиец: Наследие Ирландии в Северной Африке и на море», рейд на Болтимор можно рассматривать как последний эпизод истории, уходящей своими корнями в неолит и даже эпоху мегалитов. Интересно, что докельтские племена, жившие на территории Манстера, были известны как хибернии, будучи предположительно ветвью иберов из Испании; слог «БЕР» – это только один из доводов (а Куинн приводит и множество других) в пользу того, что оба эти народа были родственны берберам Северной Африки. Тем самым открывается большое и неизведанное пространство для исследований и обсуждений ирл. – марок, связей, которое Куинн только начал разрабатывать. См. также: Ali, Ali для «афроцентричного» рассмотрения этой же темы. 7 См.: Chambers, 1979. Елизавета и Грейс хорошо поладили – без сомнения, это были родственные души. 8 См.: Fuller, Leslie-Melville, 1935: 168–173. 9 См.: Barnby, 1969. 1 °Cм.: Gosse, 57–58. VIII. КАЛЕНДАРЬ КОРСАРА 1 См.: Brown, 1971: 53. 2 Если не считать таковым печально известную Республику Фиуме, основанную Габриеле д’Аннунцио в 1919 г., в краткий период своего существования жившую за счёт пиратства и имевшую конституцию, основанную на идее музыки как единственной силы общественной организации. См.: Julien, 1971. 3 См.: Wolfe, 1979: 144. Марабут – это суфий или хранитель святыни, благословляющий корабли и молящийся за их успех. 4 См.: Coindreau, 1948: 64. 5 Буканьеры, жившие на Испаньоле, были охотниками, приготовлявшими букан, или копчёное вяленое мясо, для провианта на кораблях. 6 Цит. по: Coindreau, 1948: 133. 7 См.: Lempriere, 1791. 8 См.: Coindreau, 1948: 134. 9 Флаг Сале, использовавший исламский полумесяц, но прибавлявший к нему изображение человеческого лица, вероятно, был призван с геральдической точностью символизировать убеждения ренегатов. Он напоминает о легенде, согласно которой тамплиеры поклонялись голове Бафомета, а также о голове мавра как символе в алхимии розенкрейцеров; интересно отметить, что некоторые современные христианские фундаменталисты считают человека в полумесяце сатанинской эмблемой. 1 °Cм.: Coindreau, 1948: 137.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!