Часть 16 из 20 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
И «Только за период с 1618 по 1626 год 6 000 христиан были захвачены и выкуплены, а стоимость захваченных кораблей совокупно оценивалась в более чем пятнадцать миллионов фунтов. За десять лет, 1629–1639, таможня морисков зафиксировала сумму в 25 или 26 миллионов дукатов». См.: Caille, 1949: 224. В 1626 г. герцогу Бекингему была подана петиция «горемычными жёнами почти 2 000 несчастных моряков, пребывающих в самом ужасном плену в Сале, что в Барбарии». Эти несчастные мужья «страдают от настолько невыразимых мучений и пыток, что они практически принуждены отказаться от их христианской религии». См.: Norris, 1990: 66. Но цена спасения почти 2 000 душ от обращения в турок могла оказаться слишком высокой даже для герцога.
12 См.: Wilson, 1993.
13 См.: Norris, 1990: 66.
14 Цит. по: Hardiman, 1820.
15 Эту и другие захватывающие легенды (напр., о том, что первое кладдахское кольцо бросил в подол юной девушке орёл!) можно прочитать в превосходной популярно-исторической кн. потомка Ричарда Джойса Сесилии Джойс, см.: Joyce, 1990.
16 См.: Penz, 1944: 13–14.
17 Ibid.: 235. Исламская простота могла показаться неким признаком бедности несведущим европейцам, воспитанным в барочной культуре. Наш знакомец, шотл. путешественник Уильям Литгоу так описывает наряды, которые в это время носили в Фесе, добавляя несколько пикантных наблюдений:
«На людях обоих полов длинные штаны, оставляющие открытыми щиколотки, они носят красные или жёлтые туфли, каблуки у которых подбиты железными накладками, а носы увенчаны белыми рожками; на их телах длинные халаты с подкладкой или обшитые каймой, а также шёлковые жилеты разнообразных цветов; к чужеземцам простой народ относится куда учтивее, чем в Константинополе или повсюду в Турции.
Женщины здесь ходят, не закрывая своих лиц, нося на головах широкие и круглые шляпы, сделанные из соломы или некрупного камыша, чтобы защитить лица от Солнца; они чертовски похотливы и готовы обоими путями удовлетворить страсть своих утопающих в роскоши негодяев; ведь их и не держат так строго, как турецких женщин, и они могут ходить там, где им приятно.
В этом городе имеется около двенадцати тысяч дозволенных домов-борделей, а куртизанки содержатся в опрятности и каждую неделю тщательно осматриваются врачами; но что хуже всего, в летнее время они открыто дают право на работу трём тысячам публичных домов с мальчиками-содомитами. Более того, посреди бела дня я видел, как в самых бойких местах на рынке мавры сношаются с этими мерзкими тварями и без всякого стыда и наказания спокойно уходят восвояси.
Жители здесь весьма скромны и усердны на богослужениях, но оказываются превосходными танцорами и гуляками в дни их религиозных празднеств, на которых они устраивают травлю быков, маскарады, поют стихи и устраивают процессии священнослужителей.
Здесь в Фесе имеется множество поэтов, сочиняющих песни на разные темы, в особенности о любви и возлюбленных, имена которых они открыто, без стыда и упрёков, называют в своих стихах. Все эти поэты ежегодно накануне дня рождения Магомета сочиняют стихи в его честь. А после полудня в этот праздничный день все поэты собираются на базаре, где для них уже приготовлено украшенное кресло, на котором они восседают один за другим, чтобы с него прочесть свои вирши в присутствии всего народа, и кого из них выберут лучшим, тот целый год будет носить титул «князя поэтов» и вознаграждён будет от города и наместника.
Воистину ценное наблюдение; и стань по воле Божьей ныне обычаем также поступать у наших европейских государей, и в особенности на нашем острове, тогда бы отважнейшие и сообразительнейшие умы учились и старались бы показать богатую изобретательность и изящную находчивость своих лучших стилей, ныне потускневших и низвергнутых, ибо в наши дни для столь превосходных мастеров пера нет ни почёта, ни наград». Цит. по: Sources Inedites: 494–498.
18 См.: Caille, 1949: 238.
27 Ibid.: 52–53.
28 Ibid.: 105–106.
29 Ibid.: 114.
30 Ibid.: 141.
31 Ibid.: 145–146.
32 Cm.: Geertz, 1968; Crapanzano, 1973.
33 Cm.: Gysin, 1964.
34 Cm.: Bowles, 1962.
35 Cm.: Brown, 1971: 56.
36 Cm.: Coindreau, 1948: 132.
37 Cm.: Scholem, 1973.
38 Интересно отметить, что одно из немногих зданий в Новом Сале (Рабате), которые можно отнести к «пиратской эре», это бурдж Сиди Макклуфа, святого-покровителя моряков, о котором говорили, что он был евреем, перешедшим в ислам. См.: Caille, 1949: 275.
39 См.: al-Arabi, 1980.
40 Бэйкер, англ, консул в Триполи, «был изумлён сексуальным поведением и нравами, отличавшимися от его, в особенности гомосексуальностью, которая, по его словам, была вполне допустима в Триполи…» См.: Pannell, 1989: 62.
IX. ПИРАТСКИЕ УТОПИИ
1 Они могли слышать об ускоках, пиратах, живших на островах у современного хорв. побережья и нападавших в основном на мусульманские и венецианские суда, а также, по-видимому, имевших своего рода эгалитарно-племенную форму правления. См.: Bracewell, 1992.
2 Мегалитические практики на Мадагаскаре рассматриваются в кн.: Mohen, 1990: 55–58.
3 См.: Hill, 1985.
4 Ibid.: 178.
5 Цит. по: Байрон Дж. Г. Дон Жуан. Песнь III: 41. Пер. Т. Гнедич.
6 Согласно Course, 1966, Либертатия находилась у северо-восточной оконечности острова в бухте Диего-Суарес, или Анциранана.
7 См., например, предисловие к: Burroughs, 1981; также Law, 1980.
8 См.: Deschamps, 1949: 215–229.
9 См.: Hill, 1985: 179.
X. БУЙНЫЙ ТУРОК: МАВРИТАНСКИЙ ПИРАТ В СТАРОМ НЬЮ-ЙОРКЕ
1 В конечном счёте, я разочаровался в возможности полностью охватить эту тему и решил сконцентрироваться на одном примере такой утопии – Республике Бу-Регрег – просто потому, что ни один историк не рассматривал её как «пиратскую утопию». Даже в отношении Сале ещё необходимо предпринять множество исследований. Недавние занятия «пиратской археологией» в Белизе могут пролить свет на тамошние утопические сообщества, но мне неизвестны англоязычные работы о «детях пиратов» на Мадагаскаре. В такой кн., как эта, каждая сноска – это лазейка, бросающая опрометчивого читателя в очередной целый мир библиографии – или в тишину.
2 По-видимому, Энтони некоторое время успел пожить и в Сале, и в Фесе.
3 Есть определённые сложности в согласовании такой хронологии с датами жизни Мурат-реиса, указываемыми Филиппом Госсом. Согласно Госсу, Мурат принял ислам, поселился в Сале и женился на «четырнадцатилетней испанской девушке» около 1618 или 1619 г. Если Энтони родился в 1619 г., то в середине 1630-х, когда он прибыл в Новый Свет, он всё ещё был подростком, также получается, что умер он только в 57 лет. Однако Госс – не историк-архивист, а пиратолог, и не предоставляет документов, подтверждающих его датировку. Кажется правдоподобным отнести обращение Мурата в ислам и женитьбу на более раннее время (и рассматривать прилагательное «испанская» как означающее «мориск из Испании»). 1600 г. – дата, вероятно, слишком ранняя, но 1619 г. – слишком поздняя. Мурат был пленён мальтийскими рыцарями приблизительно в 1632 г. и сумел сбежать только в 1640 г., когда Энтони уже пребывал на Манхэттене, став взрослым женатым человеком и отцом. Энтони на самом деле мог решить эмигрировать из Сале, поскольку его отец пропал и уже не был Великим Адмиралом. Самым ранним временем, к которому можно отнести появление Энтони в Новом Свете, тогда будет примерно 1634 г., а самым поздним – 1637. Энтони мог появиться на свет самое позднее примерно в 1609–1610 гг. – в противном случае вся хронология его пребывания там не имела бы смысла.
4 Согласно карте племенных владений на территории города Нью-Йорк в кн.: Pritchard, 2002, территория Бруклина, где поселились Янсены, тогда была занята племенами канарси, макеоп, мокунг и маннаханнинг.
5 Источники: Hershkowitz, 1965; Hoppin, 1932; Fernow, 1897; Stokes, 1895–1928.
6 Кажется некорректным обвинять современные корпорации в «биопиратстве» (патентовании природных ДНК и т. д.) или в целом рассматривать капитализм как пиратство. Корпорации
“Citicorp” и “Monsanto” действуют под национальными флагами, тогда как пираты были «в войне со всем миром» и его правителями. Пиратство могло поспособствовать развитию современных капитализмов, однако самих пиратов нельзя назвать протокапиталистами. По отношению к банкам и корпорациям будет более аккуратным говорить о «приватирстве».
Список иллюстраций
С. 25. Ян Янссон. Карта Барбарии. Амстердам. Ок. 1650.
С. 33. Титульный лист книги Дж. Ридинга «Речи рантеров» (Лондон, 1650).
С. 43. Г. ван Кёлен. Город Алжир с гаванью, молом и прилегающими цитаделями. 1690.
С. 49. Книга П. Дана «История Барбарии» (Париж,
1637). На обложке гравюра неизвестного художника «Освобождение христианских рабов в Алжире монахами-доминиканцами».
С. 60. Неизвестный итальянский художник. Хайреддин Барбаросса. Ок. 1530–1560.
С. 66. А. ван Эртвельт. Стычка испанцев с варварийскими корсарами. Первая пол. XVII в.
С. 74. Книга Д. Дефо «Всеобщая история пиратов» (Лондон, 1724), вышедшая под именем Ч. Джонсона.
С. 83. Книга «Уорд и Дансекер, два отъявленных пирата» (Лондон, 1609).
С. 92. Книга У. Литгоу «Полное описание редкостных приключений и тягостных странствий за долгие девятнадцать лет тяжёлого труда» (Лондон, 1632).
С. 99. Г. Браун и Ф. Хогенберг. Город Сале. 1572.
С. 101. План Республики Бу-Регрег.
С. 108. К. Вейдиц. Мориски в Гранаде. 1529.
С. 120. Дж. Огилби. Порт Сале. 1670.
С. 130. Ян Лёйкен. Корсары топят европейские суда у Сале. Иллюстрация к изданию «Истории Барбарии» П. Дана (Амстердам, 1684).
С. 138. П.Ф. Мола. Восточный воин (Мурат-рейс). 1650.
С. 147. Осада замка Данбой в 1602 г. Гравюра XVII в.
С. 156. Дж. Деррик. Вождь ирландского клана за обедом. Ок. 1581.
С. 165. Юго-западное побережье Ирландии с городом Болтимор.
book-ads2