Часть 17 из 24 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
В этом самое главное и самое радостное дело в жизни.
ИЗ ОТДЕЛА 7-го
Бывает неприятно, когда тебя хвалят за то, чего ты не сделал, и также неприятно, когда бранят за то, чего ты не заслужил. Но можно и в напрасной похвале, и в напрасной брани найти пользу. Если ты не сделал доброго дела и тебя хвалят за него, постарайся сделать то, за что тебя хвалят. А если тебя бранят за то, чего ты не сделал, то постарайся вперед не делать того, за что тебя бранят.
ИЗ ОТДЕЛА 8-го
Как удилами во рту мы управляем конями и рулями управляем кораблями, так и языком мы управляем всем телом. Языком можно и осквернить, можно и освятить себя. И потому надо не говорить, что попало, а внимательно следить за своими словами.
Слово – великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, так и от одного слова может сделаться большое несчастье.
ИЗ ОТДЕЛА 9-го
Для того, чтобы не делать злых дел, надо удерживаться не только от самых дел, но и от злых разговоров. Для того же, чтобы удерживаться от злых дел и разговоров, надо научиться удерживаться от злых мыслей. Когда один думаешь сам с собой и придут недобрые мысли – осуждаешь кого-нибудь, сердишься, – вспомни, что нехорошо так думать, остановись и старайся думать о другом. Только тогда будешь в силах воздерживаться от злых дел, когда научишься воздерживаться от злых мыслей. Корень злых дел в дурных мыслях.
ИЗ ОТДЕЛА 10-го
Китайского мудреца спросили: есть ли такое слово, которое дало бы счастье на всю жизнь?
Мудрец сказал: «Есть слово “шу”, смысл этого слова такой: чего мы не хотим, чтобы нам делали, не надо делать другим».
Когда же Христа спросили о главной заповеди закона, он сказал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. В этом закон и пророки».
Китайский мудрец сказал: чтобы не делать другим того, чего себе не хочешь, не отступай от любви. А Христос сказал: не только не делай другому того, чего себе не хочешь, но делай другому то, чего себе хочешь, – поступай по любви.
ИЗ ОТДЕЛА 11-го
Пословицы говорят: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». «От трудов будешь горбат, а не будешь богат».
И пословица не мимо молвится. Большое богатство наживается не трудами, а грехами. От этого большое богатство тяжесть, а не радость для хорошего человека. Не пропускает большое богатство людей в царство Божие.
ИЗ ОТДЕЛА 12-го
Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом. Не беда, если мы смеемся, сами не зная чему, когда другой человек смеется, и если, глядя на того, кто зевает, и сами зеваем, но плохо то, когда мы поддаемся злому чувству того человека, который злится на нас, обижает нас. Он злится, и мы злимся. А тут-то и дороже всего не поддаться злому чувству, а, напротив, добротой ответить на злобу. Если с злыми людьми будешь такой же, как они, то сделаешься скоро злым и с добрыми людьми.
ИЗ ОТДЕЛА 13-го
В Евангелии сказано (Лука XVI, 15): что велико для людей, то мерзость перед Богом. Это надо всегда помнить, чтобы не ошибиться и не почитать великим и важным то, что мало и ничтожно. Это надо помнить, потому что люди всегда возвеличивают, украшают то, про что они знают, что оно без прикрасы будет не замечено и признано дурным. Так устраивают всякие храмы, шествия с музыкой и флагами, богатыми одеждами. Надо не поддаваться этому блеску и знать и помнить, что все истинное и доброе не нуждается в украшениях и бывает просто и скромно.
ИЗ ОТДЕЛА 14-го
Люди живут общими трудами всех. И чугун, и косы, и сошник, и сукно, и бумага, и спички, и свечки, и керосин, и тысячи других вещей – все это труды людские. И потому, чтобы не отнимать у людей людских трудов, надо, если мы пользуемся трудами людей, оплачивать за это своим.
Есть пословица, что если один человек живет не работая, то где-нибудь какой-нибудь человек от этого умирает с голоду.
Но как учесть, больше ли я беру, чем даю? Учесть нельзя, и потому, чтобы не быть вором и убийцей, лучше больше отдать, чем взять, и для этого как можно больше работать и как можно меньше брать от других людей.
ИЗ ОТДЕЛА 15-го
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. V, 38–39). Учение это запрещает делать то, от чего умножается, а не прекращается зло в мире. Когда один человек нападает на другого, обижает его, он этим зажигает в другом чувство ненависти, корень всякого зла. Что же надо сделать, чтобы потушить это чувство зла? Неужели сделать то самое, что вызвало это чувство зла, то есть повторить дурное дело? Поступить так, значит вместо того, чтобы уничтожить зло, усилить его.
И потому непротивление злу злом есть единственное средство победить зло. Только оно одно убивает злое чувство и в том, кто сделал зло, и в том, кто понес его.
ИЗ ОТДЕЛА 16-го
Никогда не откладывай доброго дела, если можешь сделать его нынче. Смерть не разбирает того, сделал ли, или не сделал человек то, что должен. Смерть никого и ничего не дожидается. У нее нет ни врагов, ни друзей. Дела человека, то, чтт он успел сделать, становятся его судьбой, хорошей или дурной. И потому для человека важнее всего в мире то, что он сейчас делает.
ИЗ ОТДЕЛА 17-го
Человек видит, как все на свете – и растения, и животные – зарождается, растет, крепнет, плодится, а потом слабеет, портится, стареется и умирает.
То же самое видит человек и над своим телом и, глядя на других людей, когда они умирают, знает и про свое тело, что оно состарится, испортится и умрет, как и все, что родится и живет на свете.
Но кроме того, что он видит на других существах и на людях, каждый человек знает в себе еще то, чтт не портится и не стареется, а, напротив, что больше живет, то лучшеет и крепнет, – знает каждый человек в себе свою душу.
Что будет с душой, когда мы помрем, никто не может знать. Одно мы верно знаем – это то, что портится, преет и гниет только то, чтт телесно, а душа нетелесна, и потому с ней не может быть того, что с телом. И потому страшна смерть только тому, кто живет только телом.
Для того же, кто живет душою, нет смерти.
ИЗ ОТДЕЛА 18-го
Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват, потому что Бог создал людей не для того, чтобы они были несчастны, а для их счастия. Несчастны бывают люди только тогда, когда они желают того, что не всегда могут иметь. Счастливы же тогда, когда желают того, что всегда могут иметь. Чего же люди не всегда могут иметь? И что могут всегда иметь, когда желают этого?
Не всегда могут люди иметь то, что не в их власти, то, что другие могут отнять у них. Всего этого люди не могут иметь всегда. Всегда же могут иметь люди только то, чего никто от них отнять не может.
Первое – это все блага мирские, богатство, почести, здоровье. Второе – это своя душа, свое желание во всем исполнять волю Бога. И Бог дал в нашу власть как раз то, что нам нужнее всего для нашего блага, потому что ничто, никакие мирские блага не дают истинного блага, а всегда только обманывают. Истинное же благо дает только исполнение воли Бога. Бог не враг нам, он поступил с нами, как добрый отец: он не дал нам только того, что не может дать нам, блага.
ИЗ ОТДЕЛА 19-го
Во всех верах учение о том, как надо жить людям, одно и то же. Обряды разные, а вера одна.
Разумный человек видит то, что́ едино во всех верах, глупый же видит только то, что́ в них разное.
Лев Толстой
Л.Н. Толстой настаивает на совместном обсуждении родителей с детьми этих вопросов о сущности бытия, добра и зла, нравственном поведении, а также не исключает присутствия педагогов, друзей. Четко осознавая, что знания, накопленные человечеством об истине и смысле жизни на протяжении многих веков лучшими мыслителями мира от Моисея, Сократа, Будды, Кришны, Канта, Конфуция, Аврелия, Христа, Магомета до Сковороды и др., представляют собой величайшую ценность тайны откровения законов мироздания и нравственности. Л.Н. Толстой был убежден, что именно эти знания, как никакие другие, всецело откроют человеку путь к познанию собственно себя, а значит, помогут человечеству решить волнующие его вопросы бытия на основе воспитания нравственности, что сегодня очень важно для современного жесткого и жестокого мира.
Л.Н. Толстой, рассуждая о сути воспитания в «Письме неизвестной от 5 марта 1894 г.», дает очень точное определение: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией (которой так подлежат дети), гипнотизацией, заразительностью примера». Нельзя эти высказывания Л.Н. Толстого не цитировать, настолько емко и совершенно он говорит о наиглавнейшей роли родителей в воспитании своих детей и важности стремления быть примером для них во всем, каждый раз расставляя на этом акценты: «Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю делать других то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости, и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. И потому все, или 0,999… воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни».
Беседы, которые предлагает Лев Николаевич родителям для общения с детьми, – это разговор равных участников диалога: родителей и детей, учителей и детей, учителей и родителей. С помощью отдельных притч известных мудрецов и мыслителей разных времен, представленных изречений и высказываний дается возможность родителям вместе с ребенком поразмышлять о вечном, добром, настоящем и будущем, о добре и зле, о своей жизни, любви и обидах. Беседа, как правило, протекает спокойно, дети в такой доверительной обстановке слушают родителей с особой благодарностью. И, как правило, легко раскрываются, доверяя родителям, обнажают свои потаенные проблемы. Возможны ситуации, когда родители впервые узнают о действительно тяжелых переживаниях своих детей. Читая притчи, необходимо задавать ребенку вопросы об отношении его к тем событиям, которые описываются. Инициируйте детей на рассуждение, если разговора поначалу не получается, попросите, чтобы они сами задавали вам вопросы.
Такие беседы непременно помогут вам узнать ближе друг друга, нежно обнять свое чадо и даже поплакать с ним. Разговор с детьми где-то в глубине вашей души напомнит вам о состоявшейся исповеди, вы откроете что-то новое (знания) о своем ребенке, вы, наконец, скажете ему о своей искренней любви – то, чего ранее не успели. Поначалу мне хотелось простым языком донести до вас глубочайший смысл учения Л.Н. Толстого о воспитании детей, выделить главное среди наиглавнейшего. Но я подумала, что вы сами должны почувствовать его созидающий и исцеляющий пульс энергии любви, идущий от каждого сказанного им слова и наполняющий ваше родительское сердце вдохновением в отношениях со своими детьми. И главное, теперь, познакомившись с учением великого педагога Л.Н. Толстого, вы вместе со своим ребенком каждый раз шаг за шагом будете уверенно идти по новому пути к пониманию истины жизни, развивая в себе внутреннюю гармонию сознательного отношения ко всему окружающему со всей личной ответственностью.
Хотелось бы надеяться, что путь к ребенку через проведение нравственных бесед Л.Н. Толстого укрепит ваши дружеские семейные узы, а главное, откроет детское сознание к восприятию добра и милосердия, любви и великодушия, справедливости и ответственности, к смирению и самосовершенствованию. И если вы каждый день будете прикасаться к мудрым выдающимся мыслям о нравственности лучших людей мира, поверьте, вы навсегда откажетесь от пустых поучений. У вас обязательно найдется свободное время поговорить о важном… Дети всегда с нетерпением ждут этого времени.
Не забывайте о том, что вы, родители, для детей самое главное в жизни и они вам на всю жизнь! И вы в ответе за них!
Учимся у великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, как воспитать ответственность и почитание у детей
Мы с вами достаточно многое понимаем, когда речь идет об ответственности. Но понимаем, как обычно, все по-разному: одни – как беспрекословное подчинение детей родительскому требованию, другие – как натуральный «обмен» обещания быть ответственным на красивую и модную вещицу, третьи предпочитают договориться со своим чадом. Почему родители так поступают и требуют все той же ответственности? Очевидно, понимая, что без нее ни туда и ни сюда. Всякое дело, любая работа требуют ответственного выполнения.
Так что же лежит в основе самого понятия «ответственность»?
Ну конечно же, скажете вы, в самом слове выделяется корень «ответ». Следовательно, чтобы научить ребенка быть ответственным, необходимо научить его держать ответ за порученное дело. О формировании ответственности написано достаточно много работ как в психологии, так и в педагогике. Мы также писали об этом ранее. И все же хотелось бы обратить ваше пристальное внимание на саму природу ребенка. Знаете ли вы все его тайны, то, о чем он думает, о чем переживает, как поступает и т. д.? И вообще, ваш ребенок искренен с вами и доверяет вам? Если вы по-прежнему считаете его маленьким, несмышленым, неспособным на самостоятельные и ответственные поступки, то со всей уверенностью можно сказать, что вы о ребенке знаете недостаточно.
Что вы знаете о школьном пребывании ребенка, кроме оценок? А ведь дети проводят в школе даже более 8 часов в день. Их жизнь протекает за это время невероятно насыщенно – здесь они общаются с друзьями, дружат, конфликтуют, встречаются с первой любовью, переживают неудачи, постоянно пробуют различные сценарии взаимодействия со сверстниками, с учителями, они непрерывно находятся в зоне контроля со стороны учителей и не только. И здесь они получают необходимые знания. И это «сегодня и здесь» является для них самой значимой частью их жизни. Что вам об этой самой важной для них части жизни известно? Об этом вы, бывает, иногда вскользь спрашиваете. А между тем на этом временном отрезке школьной жизни происходят наиглавнейшие события становления личности ребенка, формируются основные ее качества, именно тот фундамент, который проявится в будущем разными гранями характера, привычками, принципами, ведущими к достижению поставленных целей. И на это стоит обращать внимание, всесторонне вникать в историю развития личности своего ребенка, обобщать свои наблюдения. Только тогда вы многое узнаете о нем. Тогда ребенок не будет закрываться от вас в своей комнате, прятать телефон, скрывать переписку в социальных сетях, что-то недоговаривать. Он вам будет доверять. Начните постепенно его узнавать через события и отношения, которые произошли в школе. Да, я с вами соглашусь, что это и есть одна из форм контроля деятельности вашего ребенка. Но родителям необходимо знать объективную, развернутую картину жизнедеятельности ребенка на всех занятых им «территориях»: школа, друзья, кружки, секции. И никогда родители не должны игнорировать услышанный негатив о своем ребенке, даже если это им не по нраву.
Вы должны прислушаться к высказанному кем-то мнению о вашем ребенке, даже если оно вам неприятно, и понять, что ребенок дома, в семье и в школе, на улице может себя вести по-разному.
В этой связи родителям надо быть ближе к своим детям, нельзя ограничиваться сведениями об оценках, нужно знать гораздо больше об их деятельности и действиях. Вспомните все те же сегодня утратившие свою значимость дневники учащихся на бумажных носителях, в которых всегда были отметки за поведение, прилежание, участие в школьных мероприятиях. По крайней мере, родители своевременно были осведомлены не только об уровне знаний ребенка, но и о его поведении. Это давало возможность своевременно и правильно реагировать на воспитание детей. Следует сказать, что это был действенный инструмент в коррекции поведения учащихся. На современном этапе многие учителя ведут свои дневники наблюдений за качеством обучения и развитием учеников, в которых кратко отмечаются изучаемые темы по учебному предмету, имеющиеся пробелы в знаниях учеников, особенности поведения, необходимость дополнительных занятий. Таким образом, учитель на основании своих наблюдений грамотно принимает решения по оказанию действенной помощи учащимся.
Это хорошо работает и дает в процессе обучения значительные результаты в усвоении знаний учащимися, особенно педагогически запущенными детьми и детьми с нарушениями в развитии.
Следует заметить, что классическая педагогика в лице выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци пропагандировала идеи рационального обучения, которое должно быть основано на продуманной организации педагогического наблюдения. Им были выдвинуты педагогические требования: учить НАБЛЮДАТЬ, учить ГОВОРИТЬ, учить МЫСЛИТЬ. Особое внимание И.Г. Песталоцци уделял знанию особенностей развития ребенка, свойств его характера, очень тщательно в связи с этим подбирал индивидуальные формы и стратегии обучения, старался не упустить из виду ни малейшей мелочи в поступках и поведении учащихся, составлял отдельные планы воспитания, по его убеждению, наиболее подходящие для них. Обращаясь к учителям, И.Г. Песталоцци требовал от них ежедневного ведения подробнейших дневников наблюдений за учениками, в которых следует делать пометки в течение дня о прилежании или небрежности; о состоянии здоровья; о всех происшествиях, случившихся с ребенком в этот день; о настроении; о переживании горестных и радостных событий; о поведении дома (по сообщениям родителей).
Кроме того, он считал очень важным и полезным делом перед каждым занятием разъяснять учителям повседневные обязанности и задачи воспитания, за которые они должны каждый вечер отчитываться, держать ответ за весь прожитый день.
Песталоцци считал крайне важным каждый вечер обсуждать итоги пройденного дня во всех подробностях. И все перечисленные выше данные он просил учителей заносить в дневник ежедневно, с полным убеждением в том, что в процессе воспитания ребенка ничто не должно выпадать из виду. Только при этом условии, как он считал, можно направить развитие его сущностных сил в правильное русло. Но на этом Песталоцци не останавливается, понимая, что процесс обучения двуединый, и потому его хороший результат зависит не только от педагогов, но и от учеников. Он был глубоко убежден в том, что дети обязаны держать ответ перед Богом, учителями и родителями за каждый пройденный день, чтобы постепенно и целенаправленно формировать духовно-нравственные принципы ребенка в общей системе воспитания, прививая ему чувство уважения и благодарности родителям, учителям и любовь к Богу. А главное, через эти формы отчетов замечательный педагог обучал детей анализировать, прогнозировать и предупреждать каждый свой неверный поступок самостоятельно.
В этом есть большая польза и для воспитания современных детей. Следует выстроить подобные отношения с ребенком на основе его ежедневных отчетов, и вы на деле убедитесь в появлении у него новых качеств: организованности, ответственности и самостоятельности. На практике система ежедневных отчетов перед родителями хорошо работает и приносит достойные результаты в воспитании детей. В нашей школе подобную деятельность мы проводили совместно с родителями – особенно теми, у кого трудные дети. Как показывает опыт, такие дети нуждаются в особом присмотре, особой форме дисциплины.
Данная форма ежедневных отчетов позволяет родителям чаще встречаться с детьми, обсуждать их и свои интересы, быть детям в центре внимания, в чем они особенно нуждаются. Родители в этой ситуации не только осуществляют контроль деятельности, отношений, поступков ребенка, но и в целом расширяют знания о нем. Песталоцци предложил достаточно простую и приемлемую форму, которая вам не покажется сложной, стоит попробовать. Но этот путь требует постоянной работы с вашей стороны. Когда ребенок знает, что конкретно вы будете у него спрашивать, он будет учиться прогнозировать и не делать того, за что его могут отчитать и даже наказать. Это формирует привычку сознательного адекватного поведения, что требует умения строить свое пространство, а также формировать волю, т. е. уметь своевременно отказываться от тех желаний и поступков, которые порицаются.
Обращение И.Г. Песталоцци к детям[65]
Дорогие дети! Совершенно необходимо, чтобы вам ежедневно серьезно внушали, каковы ваши обязанности по отношению к Богу, к самим себе и другим людям. По приказанию ваших дорогих родителей вы каждый вечер должны будете давать мне ясный и точный отчет в том, что из своих обязанностей перед Богом и людьми вы за данный день выполнили и что не выполнили.
Поэтому с сегодняшнего дня ежедневно размышляйте о следующих чрезвычайно важных для вас вещах.
Все хорошее, чем вы обладаете, дал вам Господь Небесный, и все те люди, которые не вспоминают постоянно с любовью и благодарностью Бога и Отца человечества, не могут быть счастливы; никогда у них на сердце не будет мира и спокойствия, веселия и удовлетворения, а без этого все люди бывают несчастны.
Если вы ежедневно будете выражать свою благодарность родителям тем, что охотно и с радостью будете их слушаться, это даст вам счастье, как преходящее, так и вечное.
Вы должны проявить ко всем людям любовь, услужливость и благодарность.
book-ads2