Часть 16 из 24 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Во время совместных дел опыт родителей легче передается детям. Родители не просто приобщают их к труду, они разрабатывают с ними целые подробные проекты будущих и настоящих дел. Даже генеральная уборка по дому превращается в большое и значимое для семьи дело, в котором принимают участие все ее члены и где подробно объясняется каждому ребенку, для чего это необходимо выполнить и каким образом и, главное, кто и за что отвечает на каждом этапе выполнения данной работы.
Каждое дело начинается с того, что составляется список этапов выполнения работы. Затем детям объясняется, какими средствами они должны эту работу выполнить, что им надо подготовить, чтобы сделать как можно лучше. После этого дети должны самостоятельно написать порядок своих действий для выполнения конкретной работы, после чего еще раз обсудить с родителями и согласовать порядок и инструкцию, требования к работе, разработать показатели и критерии оценки работы – как должно быть выполнено то или другое дело, в какие сроки. Другими словами, родители терпеливо разъясняют детям, зачем они затеяли эту работу, уточняют, что они будут делать, с тем чтобы детям было детально понятно, чем они будут заниматься, понятен весь организационный процесс. Затем дети либо самостоятельно, либо совместно с родителями приступают к выполнению намеченной работы.
Этот процесс совсем не похож на установленную форму жестких приказов родителей, которые ребенок должен исполнять, несмотря на отсутствие интереса и желаний. Это процесс творческого взаимодействия маленького коллектива – семьи, который очень благоприятно воспринимается ребенком, поскольку вся работа от начала до конца была ему понятна и с ним считались. При организации этой работы были максимально учтены его интересы, запросы и ценности. Практически ребенок был погружен в созданное совместно с родителями комфортное пространство деятельности, где она была оформлена основным документом (инструкцией), в котором были отражены все объекты работы и качество их выполнения. В соответствии с этим документом осуществлялась приемка работы всех участников – взрослых и детей. В этой инструкции были введены отдельные баллы поощрения за высокое качество и штрафы, если эта работа имела некоторые конкретные дефекты. Причем это касалось в равной степени и взрослых, и детей. Начислялись баллы и вводились штрафы в зависимости от качества выполненной работы. Таким образом дети получали опыт организационного менеджмента, навыки работы в команде, у них формировалось умение рационального использования материальных и нематериальных ресурсов, воспитывалось чувство ответственности и достоинства, искреннего уважения к своим родителям. А главное, они еще раз получили наглядный пример родительского неформального авторитета.
Моя работа как родителя – быть примером для моих детей, а шире – для всех молодых людей.
Карим Абдул-Джаббар[62]
Анализируя данный факт, приходится еще раз констатировать, что далеко не все родители могут предъявлять требования к своим детям, часто заблуждаясь в том, что этот путь достаточно долгий, и объясняя свой уход от этого метода отсутствием свободного времени. Давайте попытаемся понять, так ли это на самом деле. Итак, что мы имеем сегодня? Вы дали уже не один десяток прямых указаний, а теперь давайте посмотрим, насколько они выполнены. Убедились, что дети не выполнили практически все пункты. Что дальше? А дальше слезы детей и ваше раздражение, связанное с их непослушанием. Значит, не работает метод прямых указаний. В результате сплошные нервы, испорченное настроение и отношения с ребенком. Ну и чего вы добились? Главное в этом то, что ваш ребенок получил опыт возможного ухода от работы своим методом, методом манипулирования вами. Ведь он вам объяснил причины, по которым не смог выполнить ваши указания, где, возможно, и ложь, и лень, и простое нежелание сделать эту работу – все перемешалось с безответственностью. И если данный факт будет иметь место всегда, то ребенок так и не научится трудиться и ваши указания, а затем мольбы и просьбы превратятся для него в пустой звук. И это будет уже другая – печальная – история для всей вашей семьи.
Подведем итоги. Для того чтобы исполнялись ваши поручения, необходимо выполнить следующие пункты ВМЕСТЕ с ребенком.
Алгоритм выполнения дела, порученного ребенку родителями
1. Заранее запланировать конкретное дело с учетом своей занятости.
2. Согласовать время и дату проведения дела, мероприятия.
3. Убедиться в том, что ребенок готов принять самое активное участие.
4. Объяснить цели проведения данного мероприятия (генеральной уборки, посадки кустарника и др.).
5. Обсудить с ребенком, с чего будете начинать это самое дело.
6. Попросить его помочь вам составить список реальных дел.
7. Наметить вместе с ребенком порядок, последовательность проведения работы.
8. Распределить между собой обязанности.
9. Прописать, кто и за что будет отвечать. Разработать критерии и показатели оценки работы. Назначить стимулирующий фонд.
10. Приобрести технические средства (ведра, тряпки, химические средства, лопаты, грабли), выяснить, что конкретно нужно закупить еще. Обозначить, когда вы это будете делать.
11. Назначить дату и время проведения работы.
12. За день-два еще раз убедиться в готовности к исполнению намеченной работы.
13. В указанное время приступить к работе.
14. По окончании работы обязательно подвести итоги по качеству и эффективности ее выполнения (коротко).
15. Не забывайте о похвале всех членов семьи и стимулировании (возможно, материальном), как договоритесь. Останавливайтесь только на оценке позитивных моментов в работе. Учите детей только на лучших примерах.
На основе систематического совместного проведения любых мероприятий у детей будет сформирована привычка по исполнению порученного вами дела.
Так воспитывали детей выдающиеся педагоги.
Родители, воспитывая своих детей, всегда мечтают об их звездном будущем, будь то театральное или художественное искусство, предвкушают радость олимпийских побед в спорте, пророчат великие открытия в области медицинских наук. На мой взгляд, многие родители откровенно верят в различные предсказания астрологов, нумерологов, вырывая из их рук магический, таинственный амулет, призванный приносить их детям непременное счастье, карьеру, деньги, успех. Кое-кто в своих ожиданиях не забывает и об уважении детей окружающим сообществом. Очевидно, что «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». И в этом нет ничего удивительного.
Размышляя о воспитании детей в семьях, все больше убеждаешься в том, что родители достаточно далеки от понимания того, что они вообще должны делать. Искреннее и откровенное желание родителей поучать и во всем контролировать своих детей считается вершиной воспитания. Им и в голову не могут прийти мысли о том, что этого недостаточно. Поучать, какому образу должен соответствовать ваш ребенок, что он должен знать и уметь (пусть даже вы этим не владеете), сравнимо с прыжком с самолета без парашюта. Это не благие намерения, которыми вы хотите вымостить дорогу детей к успеху, скорее, наоборот. Об этом достаточно много писали классики отечественной и зарубежной педагогики.
Одним из них был Лев Николаевич Толстой. Его имя вписано в первую десятку индекса ЮНЕСКО переводной литературы, его литературно-художественное творчество разлетелось по всему миру, его имя принадлежит к самым читаемым авторам-писателям на планете. Но он еще широко известен и как педагог. В 1859 г. открыл школу для крестьянских детей в своем поместье Ясная Поляна. В ней он преподавал детям старшей группы математику, физику, историю и никогда не наказывал ни за плохое поведение, ни за плохую успеваемость.
По его убеждению, ребенок должен сам понимать, что поддержание им порядка во всем обеспечит ему успешное обучение. Л.Н. Толстой свои учительские труды оценивал значительно выше, чем литературные, о чем часто говорил окружающим. Уважение к ребенку и воспитание его человеческого достоинства он считал основой концепции построения гуманистической педагогики Яснополянской школы. В своих дневниках он аккуратно записывал свои представления о воспитании, о котором всегда много думал и размышлял. По его убеждению, воспитание представляется трудным делом для тех, кто старается правильно воспитывать детей, минуя собственно себя. «Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому Жить?.. Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная»[63].
Эта мысль является настоящим напутствием родителям, чтобы они знали: для воспитания хороших детей нужно прежде всего самим стать хорошими родителями. И очень важно родителям для этого научиться признавать и свои ошибки, и свои недостатки, а не пытаться оправдывать их перед детьми случайным стечением обстоятельств. Дети, наблюдая за всей полнотой обмана и фальши лицемерных родительских поступков, им во всем подражают, становятся ровно такими же, как и они, способными ко лжи и жестокости, распущенности и разврату. Родители не понимают, что их модели поведения (поступки) в различных жизненных ситуациях становятся для детей реальным образцом для подражания, абсолютным авторитетом, которому они полностью доверяют и который полностью примеряют на себя. Л.Н. Толстой в системе образования отдавал приоритеты процессу воспитания, в котором выделял особую роль отца, от правильного решения которого зависит воспитание детей. «А если решение правильно, то отец и не введет соблазн в жизнь детей, если же нет, то будет обратное. Знание же, которое приобретут или не приобретут дети, – это дело второстепенное и ни в коем случае не важное. К чему будут способности у ребенка, тому он научится, хотя бы жил в захолустье».
Л.Н. Толстой с юношеских лет стремился к активному участию в деле народного просвещения. Через героев своих литературных произведений он рассуждает о личном счастье, которое невозможно без благополучия и счастья других, об уважении к личности ребенка, о целях воспитания и нравственности.
Особое значение в воспитании Л.Н. Толстой придавал смыслу сказанного детям слова, которое могло существенным образом изменять их жизнь и поступки. То радостью, то гневом оно могло отзываться в сердцах детей, наполняясь или счастьем, или печалью.
«Слово – великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, так и от одного слова может сделаться большое несчастье… Языком можно и осквернить, можно и освятить себя. И потому надо не говорить что попало, а внимательно следить за своим языком»[64].
Великий писатель наилучшим образом владел искусством слова. Собрав выражения разных мыслителей о нравственности, он обучал детей поиску истины и смысла жизни, истинного блага, добра и зла, вере в Бога. Сгруппировав некоторые из них в отделы, чтобы детям легче было запомнить, постарался изложить их доступным для детей языком в своей работе «Беседы с детьми по нравственным вопросам», раздумывая над тем, какой опыт необходимо передать детям, что им надлежит и положено знать о сущности жизни, о вере, истине, добре и зле.
Л.Н. Толстой много времени уделял изучению высказываний древних мыслителей и мудрецов о великом назначении человека, о его бытии, о любви и смерти, о разуме. Он был глубоко убежден в том, что взрослые должны хорошо подготовить детей в системе нравственного опыта и духовного воспитания, а это является основой прочного фундамента принятия собственно Бога. Без веры в Бога он не видел смысла жизни ни детей, ни взрослых. Именно на этом убеждении построены все его нравственные беседы о том, что лежит в основе гуманных поступков человека, которые на протяжении всей будущей жизни будут реализованы фокусом принципов, сводом нравственного закона. И таких нравственных истин у Л.Н. Толстого набралось более 700; их он расположил по отделам, что давало возможность прочитывать их детям ежедневно. Причем от ребенка он требовал не простого механического, бессмысленного чтения, а просил объяснить прочитанное своими словами, непонятные слова и выражения старался доходчиво и понятно объяснить.
Этот свод бесед с детьми по нравственным вопросам больше напоминает свод правил для детей, правил их жизни, который он приводит как образец, как Обращение к детям с позиций своих жизненных убеждений, Послание добра. Вот что он говорит об этом:
«На мой взгляд, сегодня как никогда всем нам необходимо вспомнить мудрость сказаний о воспитании детей великими отцами, мыслителями и педагогами. В недрах сохранившихся знаний столетий мы непременно почерпнем истину просветления наших душ через познание детей собственных, и только тогда они уверенно встанут на свой правильный путь. Только вместе с нами дети поймут суть бытия и укрепятся в вере Господней».
Вместо пустых нравоучений поговорим о нравственности. В гостях у Льва Николаевича Толстого
Нужен ли этот разговор? – скажете вы. Еще как нужен! Как вы думаете, о чем дети спросили бы вас, если бы вы предложили поговорить с ними? Разумеется, они бы подумали, что в очередной раз пойдет разговор об учебе в школе, о не очень хорошем поведении, ну и о том, как наконец все привести в должный порядок. Вот, пожалуй, и все вопросы, которые поднимает каждый родитель. А что в результате таких разговоров? У обеих сторон испорчено настроение как минимум до следующего дня. И вновь возникает постепенное отчуждение друг от друга. Вопрос, кто виноват и что делать, опять повиснет в воздухе. Родители не ведают того, что таким образом отнюдь не выражают заботу о ближнем, а тем более о детях, которые ждут от взрослых прежде всего помощи и понимания, а не бесконечных упреков и критики их необдуманных поступков. Это их страшно раздражает и обижает. Дети по-прежнему хотят быть в глазах родителей хорошими, но пока не умеют, поскольку именно вы их этому не успели научить. Так как же научиться слушать и слышать своих детей, как узнать, что и о чем они на самом деле думают?
И разве родителей эта тяжесть пустоты отношений с детьми, иногда сменяющаяся слащавым сюсюканьем, не приводит к разочарованию, после чего они безутешно опускают руки, но при этом не стараются сами меняться и идти навстречу детям и обстоятельствам, учиться по-другому общаться с ними и, слушая, слышать их, понимать и принимать как данность? Родителям важно понять, что любые несправедливые наказания детей, любое оскорбление их человеческого достоинства надолго оставляют в их хрупких душах незаживающие рубцы, а потому их отношение к детям должно быть предельно осторожным и добрым. Иначе им еще долго придется жить с болью родительских обид, с трудом преодолевая преграды детских комплексов и неуверенности.
Большинство детей ищут ответы на одни и те же вопросы:
«Кто я в этом бесконечном мире? Откуда я пришел в этот мир? Как я должен жить и общаться с друзьями? Кто создал этот мир на Земле? Как отличить хорошее от дурного? В чем смысл жизни человека, если он все равно умирает? Что такое любовь, Бог? Каковы тайны жизни и смерти? Есть ли жизнь после смерти?»
Многие дети вместе с родителями посещают церковные воскресные школы, ходят на богослужения в церкви, постигают основы православия в общеобразовательной школе, изучают основы светской этики. Родители с трепетом вводят своих детей в мир религии, вместе изучают Библию. Как правило, эти дети хорошо воспитаны, отлично учатся в школе, с увлечением занимаются в различных кружках и секциях системы дополнительного образования.
На современном этапе системы образования большое внимание уделяется воспитанию и развитию духовно-нравственной личности школьника, основу которых составляют вопросы знакомства с основами разных религий (по выбору родителей), изучению принципов, норм и правил нравственного поведения в обществе в целом. В свое время Л.Н. Толстой был глубоко убежден в том, что именно религия и нравственность должны составлять основу образования с целью развития гуманистических задатков маленького человека. Сегодня принципы педагогической системы духовного и нравственного воспитания детей Л.Н. Толстого, основанные на гуманистических ценностях, признаны в мировой педагогической практике самыми продуктивными.
Писатель был искренне убежден, что самые главные знания, которые необходимо передавать детям в первую очередь, должны состоять из поиска ответов на вопросы, рождающиеся у каждого человека, о поиске смысла и истины жизни, любви и вере в Бога. И что обязанность взрослых состоит в том, чтобы разобраться с этими вопросами и помочь детям обрести свой путь к совершенству на основе собственного духовного выбора.
На эти самые волнующие вопросы, возникающие в душах детей и взрослых, уже не одно столетие пытаются ответить многие известные и признанные в мире ученые и лучшие мыслители.
Чтобы помочь педагогам в воспитании нравственно-духовной личности детей, Л.Н. Толстой разработал комплекс «Беседы с детьми по нравственным вопросам», который состоит из нравственных истин, объединенных в отделы, для изучения их детьми «порциями». По его глубокому убеждению, дети, постигая эти нравственные истины, смогут ответить на многие волнующие их вопросы, что естественным образом положительно повлияет на развитие мировоззрения, формирование нравственного поведения.
Л.Н. Толстой: «Беседы с детьми по нравственным вопросам».
ИЗ ОТДЕЛА 1-го
Услыхали раз рыбы в реке, что люди говорят: рыбам можно жить только в воде. И стали рыбы друг у друга спрашивать: что такое вода? И ни одна рыба в реке не могла сказать, что такое вода. Тогда умная, старая сказала, что есть в море премудрая рыба. Она все знает. Спросим ее: что такое вода? И вот поплыли рыбы в море к старой премудрой рыбе и спросили ее: как бы нам узнать, что такое вода? Премудрая рыба сказала: вы не знаете, что такое вода, потому что живете в воде. Узнаешь воду только тогда, когда выскочишь из нее и почуешь, что без нее жить нельзя. Только тогда поймешь, что мы водою живем и что без воды нет жизни.
То же и с людьми, если они думают, что не знают Бога. Мы живем в Боге и Богом, и только что уйдем от Бога, сейчас нам так же плохо, как рыбе без воды.
ИЗ ОТДЕЛА 2-го
Когда на большой дороге грабят разбойники, то путешественник не выезжает один: он выжидает, не поедет ли кто-нибудь со стражей, присоединяется к нему и тогда уже не боится разбойников.
Так же поступает в своей жизни и разумный человек. Он говорит себе: «В жизни много всяких бед. Где найти защиту, как уберечься от всего этого? Какого дорожного товарища подождать, чтобы поехать в безопасности? За кем ехать следом: за тем или за другим? За богатым ли, за важным ли вельможей или за самим царем? Но уберегут ли они меня? Ведь и их грабят и убивают, и они так же бедствуют, как и другие люди. Да еще и то может быть, что тот самый, с кем я поеду, нападет на меня и ограбит. Какого же мне найти себе верного дорожного товарища, такого товарища, чтобы он не напал на меня, а был мне всегда защитой? За кем мне идти следом? Один есть такой верный товарищ. Товарищ этот – Бог. За ним надо идти, чтобы не попасть в беду. А что значит идти за Богом? Это значит желать того, что он хочет, и не желать того, чего он не хочет. А как достигнуть этого? Понять его законы и следовать им».
ИЗ ОТДЕЛА 3-го
Христос сказал, что каждый человек сын Бога. Это значит то, что в каждом человеке живет дух Божий, по телу всякий человек сын своих родителей, по духу всякий человек сын Бога. Чем больше человек понимает в себе дух Божий, чем больше признает свою сыновность Богу, тем больше он приближается к Богу и к истинному благу.
ИЗ ОТДЕЛА 4-го
Чем добрее бывает жизнь человека, тем больше бывает в нем разума. А чем разумнее человек, тем добрее бывает жизнь человека.
Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. Одно помогает другому. А потому, если разум не помогает доброй жизни, это не настоящий разум. И если жизнь не помогает разуму, то это не добрая жизнь.
ИЗ ОТДЕЛА 5-го
Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя.
ИЗ ОТДЕЛА 6-го
Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому надо всегда помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше.
Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправлять себя.
book-ads2