Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 13 из 24 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Примеры. Очень важно брать пример – лучше с достойных людей, но можно через книги и средства массовой информации – с людей, которые воплощают в себе качества достойного человека. Если таких примеров нет, то ребенку трудно будет идти вперед. Временами и отрицательный пример может послужить уроком. 2. Самокритичность. Каждый должен научиться оценивать свои поступки, как бы смотреть на себя со стороны. Поскольку мы все склонны закрывать глаза на свои недостатки, нужно уметь прислушиваться к мнению других, старших и беспристрастных людей. Спрашивать себя, хорошо ли я работаю, учусь, все ли от меня зависящее я выполняю. 3. Профессиональная ответственность. Сначала нужно обратиться к себе. Когда у человека появляется авторитет, ему следует присматриваться к своим коллегам. Важнейшими понятиями этического мышления являются мораль и мудрость. Они требуют от человека добронравного поведения и добросовестного отношения к своему труду и своим обязанностям. Можно ли считать человека нравственно зрелым в одном и безнравственным в другом? 4. Школьные коллизии. Чтобы разобраться в этом пункте, представим себе неоднозначную ситуацию… Юноша обучался в 9-м классе общеобразовательной школы, причем за неуспеваемость ранее был исключен из гимназии. Хотя, по словам бабушки, в гимназии он учился достаточно хорошо. Но потом, когда от наркотиков умерла мать, в их семье все пошло наперекосяк. Отец стал пить, вести разгульный образ жизни, «подсел» на наркотики. Так продолжалось довольно долго, пока его не нашли в одном из подвалов и не доставили в полицию. Было ясно – передозировка. Каким-то чудом остался жив, не умер. Но при обследовании у него выявили ВИЧ-инфекцию. Для всей семьи это звучало приговором. Отец сгорал на глазах у сына, старой матери, к которой каждый вечер приезжала «скорая». Дом не только опустел, в нем, как потом скажет мальчик, стало «больно». И в это время его исключают из гимназии и переводят в другую школу. Это был третий удар для подростка. Он бросил школу, болтался по улице, попал в компанию несовершеннолетних преступников. Стал редко приходить домой. Об этом узнали в школе, администрация школы вместе с психологом и социальным работником стали принимать меры, буквально спасать подростка. Он был помещен в городскую больницу, ему требовалась медицинская помощь (мальчик был в ссадинах и синяках от побоев, очень ослаб, сильно похудел, в глазах отражалась печаль, казалось, он «скулил» от невыносимой боли утрат). В больнице он провел чуть больше месяца, после чего успешно вернулся в школу и домой. В школе его обеспечили бесплатным питанием, но потом оказалось, что он не стал бесплатно питаться, объясняя причину такого поведения тем, что он не нищий и ему стыдно «получать благотворительность». Сколько бы с ним об этом ни говорили, он наотрез отказывался кушать в школьной столовой. Затем он снова пропал, перестал посещать школу. Со слов его товарищей, на этот раз он решил немножко заработать. Ребята видели его в автобусах, где он собирал деньги на лечение больных детей. Далее с ним вновь работали психологи, учителя. Все были озабочены тем, как ему помочь подготовиться к сдаче экзаменов в 9-м классе. Его перевели на индивидуальное обучение. Он стал приходить в школу, сдавать блоки учебных предметов, неоднократно обещал, что обязательно закончит обучение. Но никто не знал, что отец находится на пенсии по инвалидности, старенькая бабушка получает пенсию еще меньше, чем ее сын, и на элементарное проживание им едва хватает. И юноша не впал в отчаяние и решил найти работу, которая их как-то поддержит. Об этом он никому не говорил. И если бы не пропуски учебных занятий, никто бы об этом так и не узнал. Он устроился на работу к своим знакомым, которые ремонтировали велосипеды, простенькую мототехнику. Нужно было как-то разомкнуть круг бед и нужды. Всем было понятно, что повзрослевший подросток взял на себя обязанности основного кормильца и по-другому он никак не может, хотя ему приходилось нелегко. Потом он, конечно же, закончил школу и нашел другую работу, получил диплом техника технического колледжа и открыл с товарищем свою фирму. Можно ли назвать поступок юноши высоконравственным, решать вам… В создавшейся ситуации трудно переоценить тяжелейшее внутреннее состояние подростка, в котором для него по-новому открылись возможности самоопределения и самоактуализации, понятие долга, достоинства и ответственности во имя семьи, смертельно больного отца и старенькой бабушки. Поиск путей выживания и сохранения семьи не сделал его слабым, а помог найти фундаментальные ориентиры нравственного поступка. Нравственное сознание шлифуется нравственными поступками, опытом переживаний, в результате чего возникают новые установки, развивается этическое мышление. Мы понимаем, что этический тип мышления формируется через нравственные установки, осознание пройденного опыта положительных и отрицательных поступков, окрашенных раздирающими до боли эмоциями и тяжестью воспоминаний, происходит это в юности и в последующие десятилетия. И только после пережитого и нажитого опыта человек встает на нравственную позицию, думает о себе, какой он сейчас, размышляет о своем будущем, о возможной профессии, о том, как он должен себя вести для того, чтобы достичь своих целей и реализации планов. Он постоянно как бы примеряет на себя различные социальные роли, будущую профессию. В этом случае хорошо, если рядом есть родители, а если нет… Жизнь сама предложит неожиданные варианты. Но какими бы они ни были, мы, стоящие рядом, просто обязаны подставить свое плечо. Родительские чувства к ребенку являются той живительной «рекой», которая наполняет его верой в собственные силы и придает ему уверенность в поступках, зарождая высоконравственное начало. Нравственное чувство и нравственная вера – вот что способно объединить взрослых и детей. Ю.П. Азаров Ведущими нравственными чувствами педагогов и родителей являются любовь к детям, ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка, терпимость. Любовь к детям – это высоконравственное чувство, его нельзя ни купить, ни выпросить, ни одолжить на время. Любовь к ребенку – это прежде всего принятие его таким, каков он есть, она требует доказательств принятия его качеств, поступков только в превосходной степени. Это умение взрослых почувствовать, разглядеть в ребенке посланника Бога, человека, данного тебе для понимания собственного смысла жизни. Иллюстрация Вспоминается день в школе, когда в коридоре сталкиваюсь с бегущим мне навстречу мальчиком в грязной одежде, с зелеными соплями, размазанными по лицу, немытой растрепанной головой и черными раскинутыми в стороны руками, счастливо улыбающимся и пытающимся обнять меня. Вид этого мальчика меня насторожил, и я, впервые ощутив какое-то внутреннее брезгливое чувство (потом корила себя за чистоплюйство), рефлективно его оттолкнула от себя. Он взглянул на меня откровенно непонимающим взглядом, заплакал и убежал. В этот момент ко мне пришло какое-то отрезвляющее осознание. «Боже мой, как я могла его так унизить?!» – подумала я. В голове стала прокручивать различные способы, что делать и как исправить эту жуткую ситуацию. Я понимала, что если не полюблю мальчика, то мне в лучшем случае надо попрощаться с работой. Это действительно для меня был урок на всю жизнь. Всю ночь меня терзал стыд, я готова была выпрашивать прощение у мальчика за этот случай не один день. На следующее утро я пришла в класс, взяла мальчика и отвела в душевую, где подстригла ему ногти, волосы. Переодела его в чистую одежду, накануне купленную в магазине, отвела в школьную столовую. И от этой чистоты мальчик засветился радугой счастливой улыбки и благодарности. Я увидела в его больших карих глазах светящиеся лучики радости и откровенной признательности. И радовалась вместе с ним. Для меня это был день счастливого признания в любви, подтверждение того, что любят «не потому что», а «несмотря ни на что». Позже я познакомилась с семьей мальчика. Мама буквально «батрачила» на рынке у одного узбека с утра до полуночи. Мальчик был предоставлен самому себе, ей, как она говорила, было не до него. Для меня понятие «любовь к ребенку» – это прежде всего преодоление отчуждения к нему, умение сопереживать ему в тех жизненных обстоятельствах, в которые он попадает не по своей воле, а потому что еще не способен им сопротивляться. У ребенка самым главным всегда остается жизненный вопрос: «Любите ли вы меня?» Этот вопрос он задает всем, кто его окружает. Если ребенок получает замечания на уроке, какие-либо укоры, наказания, он всегда отождествляет поступки взрослого прежде всего с его нелюбовью к нему. Отсюда у нас возникают тревоги и серьезные переживания. Малыш, чувствуя к себе нелюбовь взрослого, старается защититься (просто пропускает уроки, школу), демонстрируя игнорирование. В других случаях он будет готов мстить учителю, безжалостно срывая его уроки. Если не заладились отношения дома с родителями, ребенок начинает открыто огрызаться, грубить, возможен уход из дома. Он никогда не будет вести себя аморально по отношению ни к родителям, ни к педагогам, ни к другим взрослым, если только его не обидели. Очень хорошо по этому поводу говорит А. Максимов: «Мальчик или девочка, в которых воспитывают философию раба, которых постоянно заставляют подчиняться, растут незащищенными людьми». Дети, окружающие нас своей любовью за просто так, потому что мы есть, надеются на наше взаимное понимание, нуждаясь в нашей поддержке и защите. В том случае, когда они совершили ошибку, следует понимать, что эту ошибку на самом деле допустили мы. Да, мы вовремя не подсказали, как надо поступить, а если и подсказали, то, очевидно, сделали это по принципу «очевидного и невероятного», забывая огромную разницу в возрасте и накопленном в связи с этим опыте. Разве возможны в этом случае сравнения? Мы считаем, что с любым человеком должны уметь договариваться, но отчего мы уверены в том, что именно ребенок должен нас непременно понимать и что он обязан с нами научиться договариваться? Следует понять, кто мы для ребенка: равные партнеры, «ООНовские наблюдатели» или близкие друзья? Каковы наши роли в семье? И еще один вопрос: подпускаем ли мы своих детей к решению возникающих проблем, финансовых вопросов, доверяем ли мы им свои переживания, чувства, вообще, о чем мы говорим, если живем ради них? Иллюстрация В семье, состоящей из трех человек, воспитывается девочка. Все, как у всех среднестатистических семей: особого богатства нет, но и недостатка семья не ощущает. Приближаются праздники, все ждут подарков. Девочка весь год собирает деньги на приобретение долгожданной куклы стоимостью 12 тысяч рублей. Наступает день, и они всей семьей идут в магазин за куклой. Дочь привыкла к достаточно дорогим подаркам, цену им не знает, особо этим не заморачивается. Купив очередную куклу, девочка особого счастья не испытала, по ее ощущению, это была лишь определенная сделка по исполнению желаний. Дня три поиграв с куклой, она забросила ее в коробку для хранения игрушек. Родителей этот факт заставил задуматься, и они обратились ко мне за советом. Долго мы разговаривали по этому поводу, но вот что интересно: родители не понимали того, что то, что происходило, они сами, своими руками сотворили за последние годы. Девочка не знала цену деньгам, не знала о нуждах родителей, она привыкла, что все исполнялось по первому желанию. Больше ее ничто не интересовало. Родители же считали постыдным признаваться дочери в материальных затруднениях, боясь потерять ее уважение и любовь. И это было их стратегической ошибкой, ведь девочка по-настоящему их любила не «за злато и серебро». Как поговорить с дочерью, они не знали. И вот они все вместе пришли ко мне в кабинет. Не скрою, разговор был нелегкий. Мы говорили о многом, и вдруг в дверь постучалась секретарь, протянув мне коробочку с лекарствами, которую привезли другие родители из Москвы, так как на данный период они отсутствовали в аптеках нашего города. Я очень обрадовалась. И когда девочка, увидев мою радость, спросила меня об этом, я ей рассказала, что эти лекарства привезли для ее матери. Она была крайне удивлена, так как не знала, что, оказывается, ее мама больна и пока лечится амбулаторно. От девочки этот факт тщательно скрывали, дабы не расстраивать. Но ведь эта история с болезнью матери должна была бы вызвать у дочери сочувствие к ней, сострадание, сопереживание и желание заботиться. В конце концов воспитать те добродетели, которые формируют нравственное сознание человека, то, без чего невозможно счастье семейной жизни. Отец попросил меня подождать с оплатой лекарства, так как денег в семье пока не было. Дочь была ошеломлена ответом отца, она привыкла ни в чем не нуждаться. И деньги никогда не были поводом для обсуждения, их было всегда достаточно, так думала она. Когда девочка узнала стоимость лекарства (одна ампула стоила ровно 12 тысяч рублей, столько стоила ее кукла), у нее началась истерика. Мы долго не могли ее успокоить. Она вдруг поняла, что совершила, по ее меркам, ужасный поступок, что здоровье матери она смогла променять на куклу. Девочка плакала, оправдываясь, что ничего не знала о ситуации. Но в чем была вина девочки? Разве она была виновна в том, что родители разыгрывали перед ней абсолютно безоблачное благополучие семьи, разве было правильным ограждать ребенка от всех тягот и семейных недугов? Окружая детей беспроблемным пространством, мы своими руками создаем из них «социальных уродов», не знающих, не умеющих и не готовых решать свои собственные жизненные проблемы, что в конечном итоге всегда трагично. Как-то поступило предложение от одной туристической компании о проведении летних каникул в Англии сроком на две недели. Стоимость путевки – 200 тысяч рублей. Многие родители, обсудив свои возможности, отказались от путевки. Но среди немногих нашлись и такие, которые были готовы отправить своих детей на каникулы за границу. Обсуждение поездки вылилось в жаркие споры, вплоть до конфликта, ведь у всех разные финансовые возможности. Удивляло поведение одного из мальчиков, родители которого были категорически против из-за отсутствия необходимой суммы. Он угрожал родителям, что если не поедет в Англию, то уйдет из дома. Пришлось мне поговорить с ним. И снова мы столкнулись с одной и той же проблемой: дети не знают финансовых возможностей родителей, не знают политику расходной части семьи. Когда с ребенком обсуждали этот вопрос (малая это сумма или непомерно большая), он был в полном замешательстве. А в этой семье проживала бабушка, пенсия которой составляла 11 тысяч рублей. Тогда я ему предложила просчитать, сколько месяцев и лет бабушка должна собирать свою пенсию, чтобы получить указанную сумму на покупку путевки. Мальчик взял калькулятор и победно сообщил, что практически два года, т. е. 720 дней. Между тем ему за 200 тысяч рублей надлежало отдыхать 12 дней. Это при том, что бабушка ничего не должна была ни есть, ни пить. Вот такая арифметика. Мальчик был, конечно же, очень расстроен, не смог сдержать слез. Да, ему было обидно, но он уже больше не говорил, что родителям жалко на него денег и что 200 тысяч рублей не такая уж большая сумма. Летом он пошел работать: распространял флаеры, обучал информационной грамоте пожилых людей. А как бы вы поступили? Родители часто не понимают того, что должны интересоваться всем тем, что интересно или не интересно их детям. Попытаться хотя бы просто понять, что составляет их переживания, сомнения. Да и вообще, как часто вы со своим ребенком бываете искренними? И многое ли знает о вас ребенок? К сожалению, «небесный принцип» американского психолога Джона Уэлвуда «отказываться от зацикленности и отдавать, ничего не придерживая» в нас, родителях и педагогах, не работает. Мы легко делимся материальными благами, а духовными, нравственными – не всегда. Между тем основа истинной любви к детям состоит в передаче подлинных духовных ценностей. «Родители много думают о том, как оставаться верными себе, своим принципам. И совсем не хотят размышлять о зацикленности на себе; о том, что идут к ребенку с ответами, а не с вопросами; о том, что предпочитают внушать ему свои принципы жизни, не очень задумываясь о том, каковы взгляды на жизнь их ребенка». (А. Максимов) Передовая педагогическая общественность всегда направляла свои усилия на объединение понимания родителями и учителями уникальной сущности внутреннего мира детей, проявление уважения к личности ребенка, требовательной помощи ему в развитии нравственности и духовности. Обращаясь к учителям, развивая их духовно-нравственные чувства, известный педагог Ш.А. Амонашвили говорил: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника»[53]. Приложение к главе Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности • Герой – за Родину горой. • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. • Своя земля и в горсти мила. • Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит. • Где родился, там и сгодился. • Всякому мила своя сторона. • За край свой насмерть стой. • Где смелость – там победа. • Русский боец – всем молодец. • Смелого враг не берет. • Чем крепче дружба, тем легче служба. • Если с другом вышел в путь, веселей дорога. • Будь другом сам – и тебе помогут в беде. • Друг денег дороже. • Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. • Друг познается в беде. • Всякая дорога вдвоем веселей. • Доброе братство лучше богатства. • Недруг поддакивает, а друг спорит. • Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет. • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. • Тайное всегда становится явным • Шила в мешке не утаишь. • Кто правдой живет, добро наживет. • Правда светлее солнца, дороже золота. • Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет. • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. • Маленькая ложь за собой большую ведет. • Скромность каждому к лицу. • Береги платье снову, а честь смолоду. • Совесть без зубов, а гложет. • Не дал слово – крепись, а давши – держись. • Нет большего позора, как не выполнить уговора. • «Помогу, помогу», а пришло – «Не могу». • Дерево сильно плодами, а человек – трудами. • Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается. • Хочешь есть калачи – не сиди на печи! • Кто ленив, тот и сонлив. • Лень до добра не доводит. • Ленивому всегда праздник. • Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. • Кто любит труд, того люди чтут. • Без дела жить – только небо коптить. • Всякий человек в деле познается. • Делано наспех – сделано насмех. • Играть играй, да дело знай. • У ленивого что на дворе, то и на столе. • Делать добро спеши. • Свет не без добрых людей. • Худо тому, кто добра не делает никому. • Зла за зло не воздавай. • Добро помни, а зло забывай. • За добро плати добром. • Доброму слову и добрая слава. • Доброму слову – добрый ответ. • Великое слово – «Спасибо!». • От вежливых слов язык не отсохнет. • Других не суди – на себя погляди. • На что клад, когда в семье лад. • Почитай старых, сам будешь стар. • Вся семья вместе, так и душа на месте. • Мир да лад – большой клад. • На свете все сыщешь, кроме отца и матери. • При солнце тепло, а при матери – добро. • Своя семья – самые верные друзья. • Нет такого дружка, как родная матушка. • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. • Здоровье дороже золота. Глава 6 От мышления к знаниям. Учимся познавать мир целостно (синтезирующий тип мышления) Размышления об эмоциональных преградах к успеху Мы хорошо знаем о том, что все наши действия, поступки, переживания, творчество, искусство и, наконец, любая деятельность вызваны разными чувствами, эмоциями, устремлениями к добру или злу. И все это прежде всего рождается в нашей голове и предопределено тем, о чем мы беспрестанно думаем. Именно в результате нашего постоянного «думания» мы становимся такими, какими сочли нужными быть в данный момент, и оттого производим определенные действия и поступки. Это вовсе не значит, что именно так, а не иначе мы будем думать и поступать уже через час или завтра. Поток наших мыслей опережает наши действия, иногда до конца не обдуманные и поспешные. Мы привыкли получать от собственных мыслей бонусы своей правоты, то, на что ранее рассчитывали и надеялись. Привыкли к одним и тем же моделям поведения при различных обстоятельствах, надеясь на безусловное превосходство, победу. Мы амбициозны и требовательны к другим, а потому не сомневаемся в себе, так как знаем, что будет лучше для всех, не всегда понимая, что в силу своей самонадеянности можем просто чего-то не знать, где-то что-то упустить и этим спровоцировать конфликт. Но все равно при этом свои завоеванные позиции не сдаем. Это не про нас, мы не станем уступать свое превосходство, свою самость. Не согласных с нами просим удалиться. Если и это не помогает, мысленно прокручиваем в своей голове тактические ходы. В эти самые моменты выплескиваем весь свой негатив на несдавшихся обидчиков в виде хлестких словечек, оскорбительных криков, упреков, стараясь как можно больнее ранить того, кто еще несколько минут назад был нам приятелем или просто хорошим знакомым. Порой, до конца не разобравшись, не выслушав друг друга внимательно, мы расстаемся с самыми родными и близкими людьми, оставаясь в одиночестве и обиженными надолго. До конца так и не поняв, что, возможно, потеряли друг друга навсегда. Кто-то из мудрецов сказал, что самая большая ошибка в том, что мы не слушаем, чтобы понять, а слушаем, чтобы ответить. Утопая в глубине негативных эмоций, мы часто не соглашаемся с мнением других, слышим только себя, слепо поверив в свою праведность. Можно было бы на это не обращать внимания, как в народе говорят, «перемелется – мука будет». Ан нет, наши мысли, слова порождают тяжкие поступки, после которых порой и жить не хочется. И нельзя не согласиться с Игорем Губерманом, который очень точно сказал: «Всему ища вину вовне, я злился так, что лез из кожи, а что вина всегда во мне, я догадался много позже». Очевидно, что гнев затмевает сознание человека, мешает ему принимать адекватные, правильные решения, именно он – вершитель разрушений отдельных судеб людей, семей, городов, мира. Под влиянием негатива в голове проносятся разные атипичные мысли, которые стремительно трансформируются в непрогнозируемую поступь агрессивных действий как родителей, так и педагогов. И это их стремление ко злу опасно прежде всего для детей, т. к. оно разрушительно и может быть безысходным. Темное, страшное, чуждое разуму поднимает гнев из человеческой бездны. Из глубокой древности доходит предостережение: «Не гневайся!» А в христианстве этот призыв усилен до максимы: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак., 1:20). Как научиться думать по-другому, как передать опыт мудрецов о ценности мира детям, родителям, педагогам? Почему каждый раз при встречах с родителями обсуждается чаще всего один и тот же вопрос об отметках и почему знания по учебным предметам считаются главными? Почему все меньше обсуждается то, о чем думает, мыслит ребенок в семье и школе? И что нужно сделать, чтобы родители и некоторые педагоги поняли, что отметка – это не критерий хороших или плохих знаний, а следствие целой маленькой жизни, в которой участвуют, думают и действуют взрослые. Как и чем живет ребенок, мало кого интересует, да и мало кто знает. Все сообщество погружено в тайны своего внутреннего мира, проблемы выживания. Главным для родителей по-прежнему остается вопрос, как накормить и одеть ребенка, удовлетворить его физические потребности, предоставить любимому чаду в полном объеме желанные развлечения. Для них не важно, чем дети занимаются, главное, чтобы было тихо в доме, без особых проблем… А между тем это и есть очень большая проблема. Взрослые перестали разговаривать с детьми… И не потому, что не о чем, а потому что не знают своих детей. Кто-то с этим может не согласиться? Риторический вопрос! Дистанция в отношениях между детьми и взрослыми продолжает увеличиваться. Родители даже не замечают, как перестали быть интересными для своих чад. И часто убеждены в том, что дети должны их любить и чтить по определению. В свою очередь, дети их часто видят уставшими после работы и каждый раз, услышав обещанное «потом», ни с чем удаляются в свою комнату, отождествляя такое действие родителей с помехой, откровенным безразличием к их жизни и даже с нелюбовью. А далее мы наблюдаем все возрастающие претензии «ты должен» с обеих сторон. Родители упрекают детей в том, что они не считаются с их занятостью, дети же требуют элементарного внимания к себе. Вопрос в том, что никто не хочет меняться, чтобы установить дружеский контакт. Все дело в том, что дети еще не способны анализировать истоки происхождения ваших поступков, они видят лишь то, что вы не хотите с ними общаться и что они для вас обуза. В этой связи именно вы должны посмотреть на себя критически и постараться понять, что в вас не так, что именно вы должны изменить в себе, чтобы стать ближе. В этом и есть мудрость родителей. И вам не придется гадать, почему ваш ребенок от вас отдаляется и отчего неблагодарен. Важно понять и то, что сделали вы для ребенка кроме того, что усердно выполняете свои биологические функции. И это не нужно откладывать в долгий ящик. Если вы не вызовете интерес и уважение ребенка к вам, то его увлечет «улица». И не надо демонстрировать свою власть над детьми, их финансовую зависимость от вас через грубость и унижения, а также посредством установления моральных и материальных ограничений, которые могут усугубить и так уже возникший разрыв в отношениях. Необходимо помнить, что авторитарная модель управления детьми сегодня особенно не срабатывает, а лишь озлобляет их. Дети начинают мстить как родителям, так и учителям, снимая на свои мобильные телефоны жестокие поступки и оскорбления, набрасываясь на взрослых и даже принося в школу оружие для их усмирения. Сегодня как никогда мы должны научиться проживать вместе со своими детьми, знать, что их интересует, чем живут наши дети, о чем они думают, какие мысли у них в голове. Для чего стать ближе к ним, чтобы не упустить время для предупреждения неприятных поступков и ситуаций, оказать поддержку на правильно выбранном пути. Многие древние мыслители и мудрые правители Востока говорили о том, что человек творится мыслью, о чем он думает, тем и становится, все сущее проникнуто мыслью и надо понять значение мысли. Учение Живой Этики гласит, что «каждая мысль рождает действие. Самая ничтожная мысль создает крохотное действие, потому мыслите широко, чтобы даже при утере все же оставался достаточный потенциал для существенного последствия. Пусть люди часто не умеют хорошо действовать, но по крайней мере они могли бы воспитывать в себе добрые широкие мысли… воспитанные мысли, ибо пыль темная уничтожит красоту созидания». Об этом должны помнить как педагоги, так и родители. И в этой связи особенно быть внимательными как в порождении слова, так и в порождении мыслей. И вообще больше задаваться вопросом, с чем мы идем к детям и зачем, что мы им можем предложить. Притчи от Шалвы Александровича Амонашвили «Два учителя, два принципа» Пришли в школу два молодых учителя. Один сказал своим ученикам: – Пойдем в гору, будем познавать через трудности. Сказал другой своим ученикам: – Умный в гору не пойдет, будем познавать от легкого. Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, все более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет. Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них легкость и удобство. И так десять лет. Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомерное мышление.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!