Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 12 из 24 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Сегодня в стране остро поднимаются вопросы нравственного и патриотического воспитания школьников и молодежи. Тем не менее следует отметить, что семья как-то недостаточно обращает внимание и уделяет мало времени проблемам воспитания нравственности и формирования нравственных установок детей, напрасно отдавая этот вопрос на откуп самим детям. По мнению многих родителей, дети сами должны во всех вопросах самостоятельно разбираться и уметь соответствовать ожиданиям родителей. Между тем это весьма ошибочное мнение. Дети еще не имеют в своем жизненном багаже достаточного опыта и знаний для оценки своих поступков и действий других, для того, чтобы принимать правильные решения в сложных ситуациях. Родители должны быть уверены в правильно выбранной стратегии поведения ребенка в конкретной ситуации, знать, что ребенок поступает верно. Но для этого прежде всего необходимо учить детей этим стратегиям. И все же по возможности осуществлять «родительскую страховку», не следует рассчитывать на авось. Такая позиция никогда не приводила ни к чему хорошему, дети особенно нуждаются в безопасности. Родители обязаны эту безопасность гарантировать. Влияние родителей на детей имеет очень большое значение, что бы ни говорили некоторые психологи. Особенно в благополучных семьях дети стремятся быть похожими на своих родителей. В асоциальных семьях дети, испытывающие влияние трудной жизненной ситуации, по-особенному относятся к пьющим родителям, с болью и состраданием, всегда оправдывают их слабостью характера и стечением негативно сложившихся обстоятельств. Очень их жалеют и многое прощают. И все же для всех детей родители – это опора, уверенность в завтрашнем дне, и, конечно же, с родителями дети надеются достичь успехов в жизни. Родители – маяк успеха для детей. Как правило, дети успешных родителей стремятся им во всем подражать. Как часто говорят в народе, посмотрите на сына Ивана Ивановича, он даже «бормочет» себе под нос, как отец. Дети серьезно и с уважением относятся к социальным и профессиональным ролям родителей, они искренне гордятся их заслугами. Но что они на самом деле знают о характере и функциональных обязанностях на работе отца и матери? Знания большинства детей в этой части профессиональной деятельности родителей и об их профессиональных компетенциях в достаточной степени скупы. Хотя на самом деле отношение детей к работе и труду формируется через знакомство и знания об этой работе. И позитивное мнение родителей о работе играет существенную роль в дальнейшем профессиональном выборе ребенка. Хорошо, если некоторые дети смогут назвать профессию родителей, рассказать что-то интересное об этой профессии и даже похвастаться некоторыми достижениями отца и матери. Но, к большому сожалению, род деятельности родителей, их профессию могут назвать немногие дети. И это особенно настораживает, поскольку наводит на мысль, что родители либо стесняются своей работы, либо считают это неважным. На самом деле этот вопрос заслуживает обсуждения с ребенком, т. к. именно на работе родители проводят большую часть своей жизни: находятся в сфере производственных отношений, работают в единой команде, достигают определенных результатов, вырабатывают или производят какие-то конкретные продукты, значимые для общества. Это же не просто интересно детям. Они постепенно вовлекаются в этот мир, начинают понимать родителя как человека, который, возможно, руководит командой единомышленников, видят, как относятся к нему эти люди, и начинают гордиться им и учиться многому в этой профессии. Если в семье родители формируют позитивное отношение к своей работе, если эта профессия является значимой для них и общества, если работа приносит радость и уважение, если ребенок знает о требованиях, предъявляемых к родителям на работе, их ответственности, о том, что родители положительно относятся к дисциплине, хорошо и достойно работают, то можно с уверенностью полагать, что у ребенка сложится правильное мнение о значимости профессии родителей для общества. Это определенным образом вызовет у ребенка чувство гордости за родителей, и родители станут ярким примером для подражания. И в этой ситуации значительно легче культивировать этическую модель мышления, где ответственность, дисциплина, эффективность работы, достоинство могут культивироваться родителями через правильное отношение к их деятельности. Ребенок живет в этой непридуманной среде, родители обсуждают с ним эти моменты, и он начинает понимать, что труд родителей складывается не только из финансового вознаграждения, а из многих других факторов, и прежде всего из добросовестного отношения к нему. Вот на что необходимо обращать внимание. Дети должны знать и понимать, каким трудом даются всей семье, и в частности им самим, те блага, которые они привыкли получать. Но события могут развиваться по иному сценарию. Родители постоянно проклинают тот день, когда они устроились на работу, которая приносит одни лишь разочарования: приходится с трудом сводить концы с концами и жить от зарплаты до зарплаты, довольствоваться самым малым, ничего не видя, кроме работы. Естественно, у ребенка при таком поведении родителей будут складываться другие моральные нормы, негативное отношение к работе. Все, что связано с жизнью в семье, имеет огромное влияние на ребенка, будь то положительный или отрицательный пример, и существенно повлияет на его характер, ничто не пройдет бесследно. Дети принимают своих родителей как граждан, они видят, как те относятся к обществу, в окружении которого проживают, и как общество откликается на их деятельность. Они видят, как родители участвуют в общественно-политической жизни страны, города, кто из правителей является их кумиром и чьи политические взгляды родители разделяют. Не всегда дети достаточно осведомлены о работе родителей и их значительном вкладе в профессиональную деятельность. Возможно, они гордятся родительским социальным статусом в обществе (папа – бизнесмен, мама – актриса), но при этом не понимают всей меры их ответственности и огромного труда. Они думают, что актриса только и «прыгает по сцене», а отец «отбивает» деньги, как в 90-х. Они не могут понять цену родительского труда, в их глазах он практически обезличивается. Они даже не подозревают, что труд родителей связан в большей степени с невероятным нервным напряжением, требующим огромной отдачи физических и психических сил. И в то же время работа радует их, и они с удовольствием ею заняты. О своих чувствах и переживаниях родители стесняются говорить с детьми, а об этом необходимо рассказывать, особенно о том, каким трудом достигается высокий уровень мастерства, и, главное, акцентировать внимание на понятии ответственности за порученное дело и радости, которую она родителям доставляет. С понятия ответственности и ее формирования, пожалуй, необходимо начинать вести разговор с детьми любого возраста. И закладывать это понятие в сознание ребенка. Дети должны постепенно осознавать, что без труда человек никогда ничего не достигнет. Только через напряженный труд совершаются научные открытия, рождаются выдающиеся музыкальные и художественные произведения, которыми восхищается весь мир. Отсюда появятся и уважение к родителям и их труду, достоинство, о котором мы часто вспоминаем, моральные нормы и правильные поступки. Воспитывать детей в ожидании того, что ребенок должен сам все увидеть (плохое и хорошее) и чему-то (как правильно поступать и действовать) самостоятельно учиться без родительского участия, – большая ошибка родителей. Дети во все времена фокусировались прежде всего на примере родителей и воспитывались на нем. Влияние окружающих людей вне дома также оказывает значительное воздействие, и в некоторых случаях весьма серьезное. Следует отметить, что учителя также являются одним из очень важных факторов подражания, в некоторых случаях оказывая большее влияние на ребенка, чем родители. И это объясняется просто: во-первых, учитель всегда находится рядом с ребенком, практически во всех его жизненных и школьных ситуациях, и, во-вторых, учитель служит ребенку поддержкой и примером (высокий образовательный уровень, умение понять и принять сторону ребенка, своевременно поддержать и др.), в-третьих, учит многому как в образовательной деятельности, так и в общении: этике поведения в обществе, семье, как применять полученные знания на практике, объясняет смысл и сущность бытия и др. Вопросы этики учителя впервые поставил М. Квинтилиан. Он рекомендовал педагогам глубоко изучать индивидуальные особенности каждого ребенка, ориентируясь на специфику его возрастных особенностей, не допуская принуждения в обучении. М. Квинтилиан был глубоко убежден в том, что учитель должен пробуждать положительные чувства ребенка, поощрять его просьбами и похвалами, радоваться его успехам. Он теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. Это мнение также разделяют выдающиеся теоретики отечественной и зарубежной педагогики. Как подружиться родителю с учителем и найти с ним общий язык? Ну конечно же, скажете вы, это необходимо, так как по существу родителей с учителем связывает ваш драгоценный ребенок. И это должно занимать важное место в вашей жизни, но получается все как-то настороженно и напряженно. Вы без всякого удовольствия посещаете школу, вас почему-то туда не особенно тянет: опять сбор денег, возмущение учителя по поводу низкой успеваемости, поведения. Вас это, конечно же, не устраивает. Да и когда вы учились, все развивалось примерно по такому же сценарию. Сколько можно, скажете вы, и с оборонительной позицией, съежившись от предвкушения неприятностей, медленно переступите порог школы. Но почему то, что связывает вас со школой, не всегда приятно? Давайте разберемся. Прежде всего это повод вашего вечного недовольства – «опять двойка», «вновь твоя “училка” мне звонила», «опять разбитое стекло» и т. д., и т. п. А кто хочет быть плохим или слушать про все это? Где-то подсознательно вдруг вы вспоминаете несправедливое отношение к вам вашей учительницы и это негативное чувство прямо переносите на наставницу своего ребенка. Поразительно, но все действительно повторяется, и вы ничего не хотите слышать плохого, не испытываете ничего, кроме желания побыстрее убежать, ничто вас не волнует. К тому же понятно, что вы видите учителя глазами своего любимого чада. И хорошо, если по-доброму, а если ребенок вдруг обижен или недоволен, то, естественно, от вас также исходит агрессия, направленная на учителя, как способ защиты ребенка и себя от учителя. Вот тут вы и попались! Что делать? Во-первых, вспомнить, зачем вы пришли. А во-вторых, у вас есть прекрасная возможность поближе узнать учителя (кажется, за этим вы и пришли?). Вы же не срываетесь на врача, который вам порекомендовал то или другое лечение? И давайте смело признаемся, что ваш ребенок, как правило, дома – один, а в школе – другой. Дома он хорошо осведомлен, что если будет себя вести по-хамски, то ему долго ждать не придется – «получит по первому же зову». Учитель же в подобной ситуации должен долго и терпеливо убеждать ребенка, использовать различные индивидуальные методы и подходы. Хорошо, если у учителя и ребенка уважительные отношения, а если нет? Поверьте, в школе бывает все, и ваша помощь в воспитании ребенка учителям необходима. А потом, у вас есть замечательная возможность поведать побольше интересных фактов учителю о своем ребенке. Узнать, как ваше чадо ведет себя в кругу своих одноклассников, как относится к порученному ему делу, как проявляет инициативу и т. д. Не следует при вызове вас в школу сразу настраиваться на неприятный разговор, необходимо довериться учителю, потому что ваша любовь порой бывает слепой. И не стоит переносить неудачи ребенка на себя и принимать их как собственную вину. Мы уже говорили о том, что ребенок имеет право ошибаться. А мы вместе с вами должны ему помочь справиться с любыми трудностями – вот для чего вас приглашают в школу. Сегодня в педагогике наступила эра «скорой помощи» детям. Нет, это не репетиторство. Принцип самостоятельного решения многих вопросов в обучении с опорой на применение алгоритмов, поддержку учителя сегодня является первоочередным. Главное, не бросать ребенка ни в каких неуспешных ситуациях, не пропустить ни одну не решенную им задачу, своевременно ликвидировать «зону незнания», взять под контроль его учебную деятельность. Главное для вас – приход в школу. Это повод правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях своего ребенка, отнестись внимательно к его переживаниям и чувствам, выработать совместно с учителем оптимальные, последовательные и посильные единые требования к ребенку. Ну и конечно же, не тратить попусту время на борьбу с учителем, кроме того, безнравственно осуждать того, кто учит ребенка любя. Воспитание у детей нравственных добродетелей: чести и достоинства, ответственности и уважения, порядочности и справедливости, благородства и мудрости На повестке дня сегодня все же остается главный вопрос – воспитание нравственности детей, выступающей основным гарантом построения нового, благополучного общества с высоким качеством жизни. Почему сегодня становится важным для ребенка и родителей, семьи и учителей, в целом современного общества воспитание у детей нравственных добродетелей, таких как честь и достоинство, ответственность и уважение, порядочность и справедливость, благородство и мудрость? И почему, обретая эти добродетели с раннего детства, с молоком матери и на примере отца, учителей, нравственность впоследствии, становясь второй натурой, привносит в жизнь каждого все больше неразрешенных проблем и сложных жизненных ситуаций, когда молча отворачиваются друзья, а чиновники продавливают всей силой административного ресурса нравственную личность? Не потому ли, что приходится констатировать тот факт, что окружающий социальный мир задохнулся в пучине жестких эгоистичных тенденций развития бытия и неуважения к человеку? Когда голодные старики при живых детях по углам просят милостыню, когда повзрослевшие дети поднимают руку на своих родителей и даже их убивают с целью завладения жилплощадью, когда молодые родители бросают своих только что родившихся детей в мусорные баки, когда молодежь больше не хочет работать… Лента безнравственных поступков обычных людей, настоящих преступников сегодняшнего времени бесконечна. Становится очевидно: для того, чтобы покончить с этим беспределом дикой и ужасающей бесчеловечности, равнодушия и гнилой пошлости, безбожия, сегодня, как никогда, необходимо всем людям, объединившись, противостоять этому злу. Вопросам воспитания нравственности посвящали всю свою сознательную жизнь многие философы и ученые разных времен и народов. Один из великих и всемирно известных чешских педагогов XVII века для борьбы с безнравственностью призывал всех людей, небезразличных к судьбе человечества, объединить свои усилия для его спасения. И этот путь он видел во всеобщем просвещении. Он истинно верил, что наступит время, когда общечеловеческие ценности станут личными для каждого человека, и тогда придет время всеобщего блага на Земле. Я.А. Коменский (основоположник новой гуманистической педагогики) посвятил всю свою жизнь изучению природы человека в единстве с Богом, стремясь найти дорогу к познанию Истины, Всеобщему миру и Гармонии. По его мнению, изучение вопросов нравственности и благочестия должно быть поставлено надлежащим образом в школах и так, чтобы школы вполне стали, как их называют, «мастерскими людей». Он считал, что обучение детей наукам не так существенно по сравнению с главным – нравственностью и благочестием, хотя и важно. По его утверждениям, изучение наук – лишь подготовка к настоящей работе, которая делает человека возвышенным, мужественным и великодушным. Такую главную работу в школе он видел в изучении мудрости. По его убеждениям, только обладание знаниями о мудрости позволит человеку стать более близким к Богу. Для того чтобы развивать нравственность надлежащим образом, он представил шестнадцать основных правил, которые, по его разумению, должны быть внедряемы всему юношеству без исключения. Акцент делается в этих правилах на четыре «кардинальные» добродетели – мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Понимая, что воспитание нравственности молодежи обеспечит процветание страны, Коменский прописал основные правила искусства развития нравственности. Шестнадцать правил искусства развития нравственности Я.А. Коменского[45] 1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения. 2. И прежде всего основные, или, как их называют, «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. 3. Мудрость юноши должны черпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство. 4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании. (Здесь всегда нужно напоминать золотое правило: ничего сверх меры, т. е. никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения.) 5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздании нетерпеливости, ропота, гнева. (Основой этого должна быть привычка поступать во всем обдуманно и ничего не делать под влиянием увлечения или порыва. Чтобы научить детей мужеству и самообладанию, следует приучить их выполнять волю родителей. Кто правильно тренирует коней, тот прежде всего учит их слушаться узды, а кто хочет воспитать детей, тот прежде всего пусть приучит их слушать приказания.) 6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность. 7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде. (Добродетель развивается в труде, а не посредством болтовни… Научите детей переносить всякий честный труд и не бояться человеческого лица, научите общению.) 8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений. (Аристотель так воспитал Александра, что на 12-м году своей жизни он умел обходиться со всякого рода людьми: царями и послами царей, с учеными и неучеными, с горожанами и ремесленниками – и по всякому затронутому делу мог задать разумный вопрос или разумно ответить… Распущенность, грубость или дерзость, необузданность должны пресекаться и направляться на должный путь.) 9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом. (Труду нужно учиться посредством труда. Благородные умы питаются трудом.) 10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому. (Поскольку каждый практически думает только о себе, нужно внушать детям мысли о назначении жизни, а именно, что человек рождается не только для самих, но и для Бога и для ближнего, т. е. для всего человеческого рода. Пусть с раннего детства ребенок учится подражать Богу, ангелам и солнцу, т. е. делать и стараться оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Нужно научить юношество жить и действовать в интересах общего благополучия и везде друг другу помогать. Этому надо людей учить.) 11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой. 12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное! (Дети легко учатся бегать – бегая; говорить – занимаясь разговором и пр. Таким же образом они научатся послушанию – послушанием, воздержанию – воздержанием, правдивости – говоря правду, настойчивости – действуя настойчиво и правильно. Лишь бы не было недостатка в тех, кто словом и делом показывает пример.) 13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей. 14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни, для того чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание. (Подобного рода предписания для жизни нужно извлекать из Священного Писания и изречений мудрецов. Например, каким образом сдерживать гнев, изгонять преступную любовь, зависть?) 15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них. (Всячески нужно предохранять молодежь от всех поводов к нравственной испорченности, как, например, дурных товарищей, развращенных речей, пустых и бессодержательных книг (ибо примеры пороков, воспринятые глазами и ушами, есть яд для души) и, наконец, безделья, чтобы дети от безделья не научились делать дурное или не отупели умственно. Дети должны быть всегда заняты, и лучше серьезным делом.) 16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина. (При совершении проступка всегда нужно тотчас же его подавить при первом же его проявлении или, лучше, если это возможно, вырвать его с корнем.) Я.А. Коменский был искренне убежден в том, что «если правильно заботиться о детях, взращивать и развивать в них нравственные добродетели, то можно с уверенностью устраивать и преобразовывать церковь и общество, и это самое важное дело во имя спасения народов и славы Божьей»[46]. Еще раньше древнегреческий философ Аристотель (384–322 до н. э.) написал об этом в научных работах «Никомахова этика», «Большая этика» и ввел в науку понятия «этика», «этический», чтобы обозначить группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих его мужество, уверенность, щедрость, справедливость, умение дружить и другие качества личности. Добродетелью он считал внутреннее нравственное совершенство, вошедшее в привычку человека. И это совершенство разумного желания приспосабливаться к различным ситуациям: «В сфере действия и пользы нет ничего постоянного». Он предлагал избегать любых излишеств или нехватки, для чего прилагать необходимые усилия. В своих поступках, по определению Аристотеля, человек должен придерживаться во всем и всегда «золотой середины», и тут же он добавлял, что «золотая середина» у каждого человека своя и зависит от его практической мудрости, которая впоследствии определит его норму жизни. Применительно к щедрости в денежных вопросах добродетель должна быть «серединой между расточительностью и скупостью». Он был вполне убежден, что любой поступок или действие человека не совершаются им как-то сами по себе или случайно, а зависят прежде всего от его осознанного, свободного выбора: «Человек – хозяин и повелитель своих действий и, значит, должен отвечать за них»[47]. Немного позже И. Кант, выдающийся немецкий философ, создал свою этическую систему безусловной самоценности человеческой личности и нравственного долженствования, где «высшей среди… обязанностей является глубокое уважение права других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами!»[48] Сформулированный им нравственный закон (знаменитый категорический императив Канта) гласит: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»[49]. Другая формула того же самого нравственного императива: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[50]. И по этим великим законам должны научиться жить не только дети и педагоги, но и родители, да и все общество в целом. Действительно, с раннего детства на детей огромное влияние оказывает многое из того, что они видят и слышат, за что их хвалят, за что наказывают. Нельзя отрицать влияние на детей и подростков их сверстников и друзей. Среди них уже есть уважаемые авторитеты, для каждой группы сверстников свои. И вот здесь важным для родителей становятся выбор и определение круга общения для своего ребенка, если, конечно же, родители являются для ребенка авторитетом. Если нет, то никакого влияния со стороны родителей не будет, ребенок будет поступать с точностью до наоборот, как показывает практика. Ну что ж, отрицательный опыт бывает хоть и сложным, но достаточно эффективным. Постепенно дети входят в понимание социальной роли вначале как ученика, а позже и как гражданина, начинают понимать правила и нормы, которые предписаны обществом и которые они должны соблюдать как члены этого общества. Позже, уже подростками, они начинают делать свой выбор в профессиональной деятельности, их привлекают прежде всего уровень материального стимулирования и, конечно же, социальное положение. Здесь продолжает формироваться модель ответственного гражданского поведения подростка как основы успешной работы. В подростковом возрасте дети – большие экспериментаторы и максималисты. Исследуя различные ценности, которые им предоставляет жизнь, могут буквально «вляпываться» во всякие, мягко говоря, ситуации. Гормональный всплеск не дает им расслабиться и раздирает их, по существу, в разные стороны, при этом они сами не понимают, что с ними происходит, но справиться с собой не могут. Так что родителям придется немного переждать. Но расслабляться не следует, напротив, раскройте широко глаза и больше слушайте своих детей, будьте в центре событий. По крайней мере, вы что-то узнаете, а главное, держите в поле своего внимания друзей подростка, налаживайте с ними контакты. Не осуждайте друзей. Это потом будет «нравится или нет». Главное – не упустить ничего, что связано с подростком, иначе, родители, для вас города будет мало, будете искать везде, но ребенка не найдете. В общем, подростковый период – это особый мир, поэтому заранее необходимо серьезно поработать над формированием нравственных установок и ценностей. Где все же «зарыт» этот нравственный стержень? Отвечаем банально: ну конечно же, в этой самой семье и в той же самой школе, в них можно бросить камень, не раздумывая. Да практически куда ни кинь, повсюду свои погрешности. В семье, проживая свою жизнь, мы ни от кого и никогда не прячемся, пребываем такими, какими можем быть, а не такими, какими быть должны. Здесь, в своей крепости, каждый из нас выбрасывает пар из всех «кипящих точек» недовольства и злопыхательства, закидывая скверными словами и оборотами речи (негодяй, неблагодарная свинья, дурак, болван неотесанный и др.) тех, с кем только что говорили, кого, казалось, любим больше всех, с кем пять минут назад очень дружелюбно и ласково общались в присутствии своих детей. А теперь представьте, что должны думать об этом наши дети. Вы проговорились, остыли, а дети, находящиеся в стрессе, под впечатлением, далеко не очень приятным, продолжают жутко переживать увиденное, получив первые уроки безнравственного поступка, лживых отношений. Правда, мы, родители, не всегда спрашиваем о переживаниях и чувствах детей, это не про нас. А жаль, сам процесс сопереживания является золотым ключиком к сердцу ребенка, который помогает открыть душу, где живет доверие. Поначалу ребенку все происходящее может не понравиться, он все еще справедлив к тому, что его окружает, где-то и в чем-то нас осуждает, что подтверждается грубой дерзостью, демонстрирующей осуждение. Хотя мы готовы оправдать такое поведение ребенка огрехом переходного возраста. Между тем свершилось далеко не последнее для ребенка открытие «верю – не верю». Как-то так повелось, что дети пока все еще верят нашим словам, не сразу воспринимают наши далеко не однозначные поступки. Слово родителей для них является священным и не поддается никакому сомнению, т. к. много раз оно излучало любовь. В этой связи именно родители являются главными проводниками к нравственности и морали. Очень долго у ребенка нет других примеров, которым бы он так искренне доверял, нет иного примера семьи, кроме той, в которой он живет. Общеизвестно, что успех воспитания детей во многом зависит от влияния той ближайшей микросреды, в которой они живут и воспитываются. И прежде всего это семья. В ней формируются нравственно-психологические установки и закрепляются нравственные позиции ребенка. Семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности, иногда оставляя в памяти ребенка глубокие и незаживающие раны переживаний. Именно в семье он приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к общим правилам и нормам морали в обществе. Великие педагоги Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. призывали взрослых проявлять к детям глубочайшее уважение, заботиться о растущей личности, уважать радости и горе, слезы и неудачи ребенка, его тайны и надежды. Они утверждали, что без светлого, радостного детства, прожитого во всей полноте, вся последующая жизнь человека может быть искалечена. Недопустимы унижение достоинства, оскорбление ребенка. Они были убеждены, что человек, униженный в детстве, когда он был совсем беспомощным, может сам превратиться в насильника и тирана. При этом дети имеют право на ошибку, на свободный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога и родителя требуется одно – принять ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его чувствами и переживаниями, проявлять искренность и открытость. Но, к сожалению, мы очень часто забываем спросить ребенка о его чувствах и практически никогда не спрашиваем о переживаниях, будто он безликое и бесчувственное существо, вещь. Януш Корчак в своих научных исследованиях впервые начал размышлять о детских несчастьях, убеждаясь в том, что «нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Выдающимся свершением Корчака стало открытие космоса детской души, страны детства, где должны действовать твердые законы, защищающие ребенка от любых форм бесправия. Важнейший из этих законов он сформулировал в названии своей программной работы – «Право ребенка на уважение». На наших глазах растет и развивается по законам природы человек. «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера. Иной с матерью, иной с отцом, с бабушкой, с дедушкой, иной со строгим и ласковым педагогом, иной на кухне и среди ровесников, иной с богатыми и бедными, иной в будничной и в праздничной одежде. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях… Вся же остальная разница в том, что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться»[51]. Учим детей отвечать за свои поступки, формируем моральное поведение В этой связи, по мнению Я. Корчака, особенно важным становится умение педагогов сконцентрировать свое внимание на исполнении простейших правил поведения школьниками во всем школьном пространстве: на уроке, перемене, в столовой, на школьной территории, в музее, гардеробной, туалетных комнатах, рекреациях, на спортивной площадке. Причем необходимо придать этим правилам статус законов и очень важно обеспечить установление общественного контроля за их выполнением: фиксировать результаты исполнения, выносить на общее обсуждение общественности – как детской, так и взрослой. Школьные поступки детей в иллюстрациях Вспомните советские времена. У каждого ученика был дневник, в который ежедневно выставлялись оценки за поведение. Оценка за поведение выставлялась ученикам и за год. Отличники, получившие оценку «хорошо» за год по поведению, лишались золотой медали. Как вы думаете, было ли это правильным? Иллюстрация Помню случай, произошедший где-то в 90-х гг. Один ученик, отличник, был всегда хорошо подготовлен, принимал участие в олимпиадах практически по всем предметам, где часто занимал призовые места. Но при этом был очень заносчив, амбициозен не в лучшем смысле, с другими ребятами держал себя очень высокомерно, никогда и ничем не делился (свои бутерброды съедал, практически сидя под партой). Когда учился в 5–7-м классах, постоянно ябедничал, оговаривал ребят. Слабых, особенно девчонок, часто обижал – привязывал их банты к стульям. На учительские стулья раскладывал канцелярские кнопки, что вызывало у него нервный хохот. У себя во дворе он с удовольствием гонял котов, периодически мучил их: то поджигал им хвосты, то делал стрижки, то бросал в ручей. Естественно, такое деструктивное поведение подлежало строгому рассмотрению на классных собраниях, педагогических советах. Делались выводы о безнравственном поведении школьника, ставился вопрос о постановке его на внутришкольный учет. И это при том, что мальчик отлично учился, но был бездушен и аморален. К сожалению, родители с такой оценкой поведения мальчика были не согласны, считая, что их сыну было скучно и не стоит на это обращать внимание, он вырастет и все изменится. Прошли годы учебы, и по окончании школы выпускник получает за свое поведение оценку «3» в аттестат, хотя все другие оценки были отличными. В соответствии с Положением о награждении золотой медалью за отличное обучение и примерное поведение мальчик медаль не получил. Конечно, это вызвало у родителей нескрываемое недовольство, и они стали жаловаться в Министерство образования. Школа подверглась проверкам. Но это уже другая история. Иллюстрация Восьмикласснику в рамках программы по развитию лидерских качеств дали творческое задание: организовать и провести вместе с ребятами своего класса традиционный День первоклассника. Ребята действительно творчески потрудились, придумали много развлекательных мини-мероприятий, квестов, разработали «сундучок призов». Первоклассники были счастливы. А главное, задание было выполнено, команда ученика действовала по разработанному сценарию, все роли лидерства были реализованы. Педагоги и администрация были в восхищении. В результате родители учеников были приглашены к директору школы. Пришли все, кроме родителей главного организатора, причина была неизвестна. На следующий день директору позвонил отец мальчика и извинился за свое отсутствие, сославшись на дела. Но при этом успел сообщить, что вчера между ним и сыном состоялся очень серьезный разговор по поводу плохих отметок по ряду предметов, за что тот получил от отца оплеуху. Мальчик действительно учился неважно, но не это послужило поводом для вызова отца в школу. Директор школы приготовил ему похвальную грамоту за достойное воспитание сына. Как он скажет позже, учеба потом. Важнее то, как его сын по-серьезному отнесся к порученному делу, ответственно, творчески, качественно. Это сегодня принципиально важно для ученика школы, т. к. это действительно нравственный поступок, который является примером для подражания. Сын так хорошо справился с поручением, что привел в восхищение всех педагогов. Имея некоторые трудности в учебе, он проявил себя хорошим организатором, ответственным за порученное дело. Как вы думаете, почему так произошло? Можно предположить, что родительская неинформированность по данной ситуации, отсутствие должного контакта с ребенком спровоцировали конфликт отца и сына. Кроме того, возможно, ранее педагогами при взаимодействии с родителями уделялось больше времени разбору негативных поступков ученика, в связи с чем был сформирован образ беспринципного, бесчестного неудачника. Агрессивное поведение отца в данной ситуации говорит о неприятии непозволительных с его точки зрения поступков кого-либо, в том числе и сына. А следовало бы отцу принять роль первого друга вместо роли стороннего критика. Школьники достаточно хорошо понимают, какие поступки заслуживают порицания, а какие – поощрения. И, разумеется, им понятно, за что они должны нести личную ответственность и когда предвидеть возможное наказание, если они переступили черту дозволенного. Педагогам нельзя категорически пропускать ни один аморальный поступок. С детьми необходимо детально обговаривать, что значит поступать правильно и морально, нравственно, а что считается аморальным и безнравственным поступком. Дети должны знать и понимать, какие поступки одобряются обществом, законом, а какие – нет. Кроме того, нужно познакомить школьников с тем, какие наказания в рамках законов (административных, уголовных) они могут понести. Педагогам и родителям следует понять, что многие дети попадают в разряд правонарушителей по разным причинам, главной из которых является наше попустительство. Мы все рассуждаем примерно так: мол, он еще маленький, подрастет – одумается. Легко «ведемся» на то, что его друг надоумил и что сам бы он никогда этого не совершил. В этом и состоит очень большая ошибка родителей. Никогда не откладывайте детальный разбор ситуации, обязательно приглашайте представителей всех участвовавших сторон и свидетелей. Ситуации и поступки детей разбирайте тщательно, справедливо, с высоким уровнем требовательности. Ребенок должен знать, что ему придется отвечать по всей строгости за совершенное, прежде всего перед своими родителями. И как только родители, педагоги будут об этом говорить и знакомить с реальной действительностью повседневной жизни и уровнем ответственности за совершенное, дети быстрее начнут взрослеть, их поведение будет соответствовать социальным и нравственным нормам. Понятно, что через череду различных действий при построении отношений со сверстниками, взрослыми школьники познают мир глубже, они обязаны знать границы дозволенного в этом мире. Дети согласны воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагоги уважают их «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, тактично объясняют им, как поступить лучше. Выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали, что родители и учитель должны уважать детское незнание. Но при этом к нарушению норм общественной морали должны относиться с особой нетерпимостью, четко определяя границы дозволенного. И эти границы непременно должен показать взрослый (педагог, родитель), познакомить с нормами законов РФ, ни в коем случае при этом не раздражаясь. Родителям нужно обучать детей на собственном примере, возвращаться к простым истинам добра и зла, помогать ребенку делать правильный выбор в детстве. И еще, будьте добры к своему ребенку – ограничивайте его в деньгах, вещах, не развращайте его ненужными излишествами. Лучше найдите время для общения с ним, ему этого очень не хватает. Поверьте, ребенку, которому не хватило в детстве любви, в дальнейшем ее же не хватит для построения и своей собственной жизни. Процесс формирования осознанного этического поведения школьников предусматривает систематическое соблюдение элементарных правил повседневного этикета с раннего возраста как необходимой нормы поведения. В этот процесс следует вовлекать школьников постоянно, не должно быть перерывов, нужно хорошо «заточить» на действие до автоматизма, выработать привычку. В начальной школе, как правило, мальчики помогают девочкам надеть пальто, мальчики никогда не бегут, опережая девочек, чтобы занять место в столовой, зрительном зале, никогда их не обижают. Когда с детьми разговаривает учитель, всегда встают, здороваясь, если дети сидят, также встают. В свою очередь, необходимо обучать и девочек оказывать мальчикам посильную помощь, если те об этом просят. Дети в общественном транспорте уступают место старшим, никогда не грубят им и стараются оказать посильную помощь и т. д. И это очень важно: формировать общественную норму поведения, т. к. при этом формируется уважение к окружающим. Такой подход и будет составлять для детского периода фундамент повседневного поведения, что пригодится во многих жизненных ситуациях. Со временем у ребенка должна будет выработаться привычка правильного поведения, и, при других обстоятельствах, он будет знать, что для каждой ситуации имеются определенные правила, выработанные обществом. Что касается дома, то у каждого школьника должны быть разработаны своего рода «карта целей», «кодекс чести», «план на неделю», «нравственный закон» и т. д., где он непременно распишет свои цели, что очень важно, на день, неделю, месяц. Принципы нельзя выполнять по датам! Поверьте, это не пустые безделушки, это четкие ориентиры на достижения, своего рода маяки жизни, к которым дети должны стремиться, если хотите, «матрицы», с которыми они будут сравнивать свои действия. И не папа с мамой будут виноваты в том, что ребенок что-то не выполнит, ребенок сам перед собой научится отвечать. И главное, с этой ответственностью у него будут зарождаться навыки организации и планирования своего личного времени, то есть ребенок научится управлять собственно собой, выстраивать свое личное пространство, свою зону ответственности, зону комфорта. Родители и учителя не могут полностью подготовить ребенка к трудовой жизни прежде всего из-за отсутствия необходимых компетенций трудовой деятельности, которую может выбрать ребенок. Но и специфические проблемы, которые могут ожидать в избранной профессии, ребенку наперед проблематично не только решить, а даже обозначить. Вместе с тем учителя и родители «могут служить примером этичного отношения к работе и помочь ребенку сформировать нравственные установки, которые будут полезны в любой профессии. В то же время очень важно, чтобы молодой человек сам начал рассуждать о выборе будущей профессии через мотивацию, выбор целей и нравственных установок»[52]. Другими словами, мог осознанно управлять своей жизнью и своим благополучным развитием. Это, безусловно, пригодится ему в будущей профессии, а также поможет стать достойным работником в ней. Профессор Г. Гарднер уверен, что «человек станет достойным работником, если он будет стремиться хорошо работать, стремиться ставить цели и достигать их». Он вполне лаконичен в своих высказываниях о необходимости воспитания нравственности детей, потому что всецело убежден, что, получая в раннем детстве примеры нравственного поведения, ребенок не только подражает взрослым, но и присваивает уже готовые установки нравственного поведения, а главное, в будущем становится достойным работником. Размышляя о нравственном воспитании человека, Гарднер указывает на четыре направления деятельности, которые обеспечат ему успех. Наставления молодежи профессора Г. Гарднера к достижению успеха 1. Миссия. В школе и после школы, учась или работая, человек должен знать, чего он хочет достичь. Без четкого знания своих целей человек, скорее всего, не сможет определить, в каком направлении нужно двигаться.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!