Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 11 из 24 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
«В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышения порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию. В философии толерантность – это жизненная мировоззренческая позиция „за” или „против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности. В этике понятие „толерантность” отождествляют с понятием „терпимость” – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я»[41]. В сфере межнационального общения это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность – акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности. «Социальные показатели толерантности: • равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); • равные возможности для участия в политической жизни общества; • сотрудничество и солидарность всех людей, стран, народов в решении общих проблем; • взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам); • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе»[42]. Как видите, толерантность – это не только терпимость (терпение), она предполагает более широкий и глубокий смысл. По мнению Ю.М. Политовой, взаимная терпимость не означает исключения взаимной критики, аргументаций в пользу собственных суждений или отказа от них. Если мы говорим о толерантности как о диалоге культур, так давайте соблюдать культуру диалога. Необходимо, чтобы срабатывало «золотое правило нравственности», в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как к себе, а к себе – как к другому. Толерантность устанавливается между различными социальными группами (бедные и богатые), между родителями и детьми, между религиями, этносами, жителями стран с различным государственным строем, между основными видами жизнедеятельности. С этим мы встречаемся практически постоянно, и не только встречаемся, но и работаем, учимся и проживаем вместе. Посмотрите, все виды толерантности присутствуют в образовательных моделях детских садов и школ. Взаимодействие между всеми этим видами толерантности тоже разное, скорее индифферентное, чем дружеское. Практически все виды толерантности и группы различий объединяются в гомогенные (однотипные, себе подобные) группы. Что касается вида по национальности, то здесь более мягкий подход среди всех видов толерантности. Порой статус и сословие родителей накладывают больше «табу» на уважение и дружбу, чем сами группы людей. Формирование толерантности Попытки системы образования воспитать в детях толерантность часто вызывают непонимание, иронию. Однако стремление педагогов рассказывать ученикам о культуре, истории, традициях, обычаях и искусствах разных этнических и социальных групп, уделяя одинаковое внимание каждой из них, имеет под собой разумную основу. Такой подход очень важен для представителей меньшинства, которые раньше ощущали себя в обществе изгоями или попросту незамеченными, их игнорировали. Но политкорректность должна подкрепляться делом и быть искренней. Особенно неоднозначная ситуация сложилась в Европе с огромным притоком мигрантов, представляющих бедные сословия, желающих не только поселиться здесь навсегда, но и укорениться в странах европейского сообщества. Как население Европы будет относиться к мигрантам, зависит от развивающейся ситуации и от того, примут ли мигранты законы стран Старого Света. Вполне понятно, что на первый план выйдут непростые и конфликтные отношения, вплоть до терроризма. Процесс воспитания начинается с семьи и длится на протяжении всей жизни, и если в семье не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других учащихся, имеющих отличия. Мы уже говорили о том, что в школе обучаются дети с различными видами толерантности (дети разных национальностей, разного социального статуса, с разными материальными возможностями). И от того, как у детей сложатся отношения друг с другом, будут зависеть и здоровье школьников, и качество обучения. Очень часто родители навязывают детям свою точку зрения, приводя достаточный арсенал аргументов, с которыми трудно поспорить. Но при этом никогда не интересуются мнением ребенка. Если вы не привлекаете ребенка к диалогу, то вы никогда не узнаете истину, в которую он верит, и о том, чем он дорожит. Поэтому если вы хотите сформировать правильную позицию на разные происходящие вещи и научить ребенка принимать решения, то, очевидно, следует узнать, чего именно вы хотите. Британский психолог Эдвард Боно заметил: «Чем лучше человек умеет защищать свою точку зрения, тем менее этот человек склонен по-настоящему исследовать предмет рассмотрения». А. Максимов, известный критик и писатель, по этому поводу иронизирует: «Родители знают, как надо, вместо того, чтобы с ребенком понять, как надо»[43]. Не будем забывать и о том, что образцом толерантного поведения всегда остается учитель. Условия воспитания толерантности в школе • формирование партнерских, дружеских отношений «учитель – ученик»; • формирование культуры толерантности; • формирование культуры достоинства, уважения, чести; • окружение каждого ребенка равноценным вниманием; • формирование открытого диалогового общения учителя с учеником; • установление полного доверия (учитель – ученик – родитель); • оказание своевременной адресной помощи ученику и родителям; • сплочение и развитие классного, школьного коллектива; • вовлечение каждого ученика в активную творческую деятельность; • вовлечение каждого ученика в систему самоуправления класса, школы; • формирование умений и навыков, изучение методов выхода из конфликтов; • знакомство с нормативно-правовыми документами по профилактике правонарушений среди школьников; • вовлечение учащихся в работу волонтерских отрядов; • знакомство с культурными, историческими традициями разных народов. Для педагога основной является индивидуальная работа с каждым учащимся. Учитель должен знать об ученике все – его интересы, желания, боль, друзей, отношения с родителями, трудности в обучении и др. Признание ребенка как уникальной ценности, уважение индивидуальности обязательно. В этой связи используются: • методы интерпретации поведения учащегося (проводятся совместно с ним через рефлексию, самоанализ); • диалог на заданную тему, где обсуждаются приоритетные вопросы, волнующие ученика, либо назревшие проблемы; • диагностика по вектору психолого-педагогических исследований. Условия толерантного воспитания ребенка в семье Всем хорошо известно, что если ребенок окружен родительской заботой и любовью, то и он дарит им свою любовь. Если же наоборот, то ребенок проявляет агрессию, становится жестоким, неуправляемым. Его отношение к окружающим будет грубым и неуважительным. По утверждениям психологов, ребенок, который видел весь развернутый негативный сценарий отношений в семье – драки, крики, агрессию, – будет дублировать эти отношения в обыденной жизни с окружающими людьми. Тогда привить ему навыки толерантного поведения будет непросто. Наши советы в воспитании толерантности • Научитесь слушать вашего ребенка и слышать его. • Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребенка. • Позволяйте выражать эмоции, в том числе и отрицательные. • Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть. • Ребенок будет выполнять только разумные требования. • Родители должны понимать: – если ребенка регулярно подвергают критике – он будет учиться ненавидеть; – если к ребенку враждебно относятся – он может легко стать агрессивным; – если над ребенком постоянно смеются – он вырастет замкнутым; – если ребенка частенько упрекают – его будет преследовать чувство вины; – если ребенка воспринимают таким, какой он есть, – он будет так же принимать и окружающих людей; – если к ребенку внимательно относятся и поддерживают – он поверит в себя; – если с ребенком честны родители – он станет по-настоящему справедливым; – если ребенок чувствует безопасность – он вырастет оптимистом; – если ребенка понимают и заботятся о нем – он будет верить в любовь[44]. Если в воспитании родители будут последовательно и требовательно доводить исполнение своих требований до логического конца при максимальном уважении к ребенку, у того сформируется адекватная модель поведения. Нельзя предъявлять ребенку разные требования в зависимости от настроения. Это на корню подрывает доверие к родителям и меняет отношение к ним. Помните: формирование толерантного отношения к другим полностью зависит от родителей: дети ведут себя именно так, как их родители. Глава 5. Формируем этический тип мышления детей – воспитываем ответственность за собственные поступки и действия, взращиваем осознание необходимости выполнения гражданского долга, чувства патриотизма Как воспитать человека, ответственного за свои действия, работу, учебу, поведение, отношение ко всему тому и всем тем, что и кто его окружает… В современном мире, по мнению многих ученых, каждое поколение, будь то беби-бумеры, представители поколений Х, или Y, или Z, имеет свою систему ценностей, но смотрят на жизнь все поколения практически одинаково – сквозь объединяющую их призму единых вечных универсальных гуманистических принципов и основных базовых общечеловеческих ценностей, как то: человек, гражданин, семья, любовь, Родина, здоровье, патриотизм и другие. Вопрос, как воспитать человека, ответственного за свои действия, работу, учебу, поведение, отношение ко всему тому, что и кто его окружает, Человека в Человеке, нацеленного на добро и мирное сосуществование, волновал и волнует людей вчерашнего и сегодняшнего поколений. Во все времена главными были одни и те же вопросы: как воспитать детей достойными гражданами своей страны, настоящими патриотами Родины, ответственными за ее судьбу, как привить уважение и почтение к старшим? Как воспитать честь и достоинство у молодых? Как воспитать детей порядочными людьми? Что значит для детей отвечать за себя и перед другими за свои поступки? Как должно дорожить дружбой? Какие правила необходимы детям для нравственного становления личности? И что для этого необходимо сделать в первую очередь? Именно поиск ответов разных поколений на эти вопросы, по мнению американского профессора Стивена Р. Кови, вполне мог бы способствовать формированию у людей навыков синергетического общения, объединению их посредством базовых общечеловеческих ценностей для поиска оптимальных путей и принятия конструктивных решений по самым сложнейшим проблемам. Над вопросами, как человек обычно ведет себя в жизни и как должен жить, что в мире отношений является объективно существующим, а что должным, что есть добро и что зло, задумывалось не одно поколение исследователей, которые пытались понять собственно природу человека, знать его добродетели и то, как он живет, общаясь с другими в существующем мире, от чего зависит его благополучие и как должно воспитать человека, чтобы он жил с обществом в мире при полном благополучии, всеобщем уважении и признании. Моральное воспитание граждан, по мнению многих известных философов и ученых, педагогов-практиков, должно начинаться с самого раннего возраста и продолжаться в течение всей жизни. Они верили, что залог процветающего будущего общества – в воспитании высоконравственных людей, их добронравном моральном поведении, в котором гарантом качества жизни выступят добросовестность и высокая личная ответственность за результаты своего труда. Сегодня еще не все хорошо понимают, что в современном обществе постоянно идущих разрушительных войн, конфликтов проблемы сохранения баланса мира становятся наиглавнейшими для каждого отдельного человека. И от позиции каждого человека в отношении мирного сосуществования зависит благополучие всего человечества на Земле. Понимание того, что именно умение человека жить в любом, пусть даже имеющем глубокие различия, обществе поможет сохранить нейтралитет, открытое проявление уважения к сопернику, будет способствовать развитию двусторонних партнерских отношений и не выйдет за рамки, неся разрушительные конфликты, что, в свою очередь, приведет к укреплению мира, станет одним из приоритетов благополучия человечества. При этом необходимо также понять, что сегодня архиважным становится умение человека поставить себя на место других людей, имеющих противоположную позицию, и справедливо оценить их действия или иную точку зрения. Не просто дать оценку поведению других людей, хорошо это или плохо, а попытаться объективно разобраться в нем и быть терпимым к мнению других. Конечно же, мы не говорим о криминальных проявлениях, это совсем другое дело, в этом случае нужно продемонстрировать свой гражданский долг по восстановлению справедливости, взяв на себя ответственность за нравственный выбор. Вопросы урегулирования поведения людей в интересах человека и общества всегда занимали умы ученых и политиков, которые по-разному ко всему относились. Для одних новые открытия в науке и технике всегда были мерой гордости, чести и достоинства, были направлены на благо и во имя созидания. Другие новые открытия рассматривали только как средство продвижения к государственным чинам, большой политике, их мало интересовал этический аспект их применения в интересах человечества. Они легко шли на сделку с совестью ради денег. Так было не всегда, но это имело место быть. Сегодня нет однозначного ответа и на вопрос, способно ли само человечество обеспечить свое собственное благополучное развитие в условиях достижений научно-технического прогресса и оптимального использования научных достижений во имя, а не во вред всему человечеству (поскольку есть примеры, когда научные открытия были использованы в античеловеческих целях – атомное, химическое, биологическое, идеологическое и информационное оружие). Общеизвестно и то, что все действия и поступки людей, в конце концов, находятся в зоне личной ответственности, зависят от убеждений и принципов каждого человека. И от чистоты помыслов, нравственных установок человека зависит способность личности решать сложные моральные задачи и никогда не преступать свои внутренние нравственные законы. А этому необходимо много учиться, и, как правило, такое обучение происходит в семье. Нормы «хорошо» и «плохо» закладываются с самого раннего детства, далее в процессе взросления дети начинают не только отделять добро от зла, но и стараются разобраться в поиске добродетелей. Все больше их интересуют их права и обязанности как дома, так и в школе, в обществе, оценка окружающих их людей. Они все больше стремятся соответствовать моральным нормам и этике, принятым в обществе. Они все чаще размышляют о том, для чего они учатся в школе, как правильно применять полученные знания на практике, задумываются о себе как достойном человеке, гражданине, над вопросами порядочности, честности и ответственности. Их все чаще волнуют вопросы жизни и смерти, бедности и богатства, правды и лжи, отношений между людьми, вопросы экологии, мира, болезней и др. Молодежь все чаще испытывает огромное желание участвовать в добровольной волонтерской помощи нуждающимся, не считаясь со своим временем и финансами, и т. д. Старается быть в одном ряду с передовой частью молодежи страны, истинными представителями своего народа, Отечества, похожими на своих дедов и отцов. И это заслуживает особенного внимания к ним и искреннего уважения.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!