Часть 10 из 24 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Нет на Земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Виктор Мари Гюго
Вечером я спросила у внучки, пойдет ли она на дискотеку, и если да, то с кем. Она отдала предпочтение «черненькому» Джону из Франции и «желтенькой» Лии из Люксембурга. Как видите, ни цвет кожи, ни лингвистические особенности не повлияли на принятие различий, более того, стали активным стимулом развития познавательной деятельности. Кроме того, ведущие-аниматоры проводили различные мероприятия также на разных языках, но все дети безошибочно выполняли все, что от них требовалось. Что это? Информационная связь, о которой часто упоминают психологи, или все же дети воспринимают родительский посыл как отражение их эмоций, своего рода сигнал?!
Друзей не может быть слишком много.
Александр Дюма (отец)
Самое позднее, по мнению Г. Гарднера, к пяти годам у детей появляются стремление к дружбе или вражде, принятие или непринятие групп, они обретают способность любить и ненавидеть. Именно в этом возрасте они объявляют свою первую готовность к «женитьбе», называют имя «невесты», имя друга. Они уже осознают единство или противоположность групп, определяют, где «свои», а где «чужие». Уже в этом возрасте начинают приспосабливаться к тем группам, которые они не всегда принимают по каким-то причинам, дети учатся устанавливать нейтралитет в отношениях.
Могут ли маленькие дети давать моральную оценку действиям друзей-недругов, к группам которых они или принадлежат, или нет (хорошо или плохо)?
Дети вполне понимают, что происходит в группах, кто как себя ведет. Они адекватно оценивают действия (нельзя бить девочек – это плохо, нельзя говорить плохие слова и т. д.). В первые годы обучения в начальных классах дети легко самостоятельно знакомятся с учениками не только своего класса, у них могут быть друзья и из другого класса. Если они вместе ходят в музыкальную или спортивную школу, где у них определены единые цели, то начинают дружить, изучать особенности поступков других, обнаруживают, что друг или подруга на самом деле не такие, какими они их представляли. И потихоньку начинают от такого друга отходить, позже они сохраняют отношения, но их нельзя назвать дружескими. Тем не менее для них еще долго будет сохраняться зависимость собственного мнения от мнения педагогов, родителей. Общение с другими ребятами всегда завязывается на общих интересах – вместе играть, читать, просматривать фильмы, игры на интернет-сайтах – и приводит к развитию сотрудничества, дружбе.
В школах проводится большая работа в системе решения воспитательных задач, чтобы научить детей дружить, уважать друг друга, проявлять толерантность. В этих целях педагоги школы включают как детей, так и их родителей во всевозможные совместные проекты: то вместе с родителями и другими детьми они строят скворечники для птиц, то принимают участие в проектах «Очистим Балтику от мусора», то оказывают помощь ветеранам, то пишут совместную летопись класса, то организуют встречи с участниками Великой Отечественной войны, то принимают участие в волонтерском движении, организуют фестивали фольклорной песни, музыки и др., творческие встречи, диспуты, диалоги в изучении вопросов национальных культур, традиций…
Активные учителя не дают покоя родителям и детям, включая их в большой проект «Выходной день с детьми», и здесь никто не сможет просто отсидеться, совместный отчет о проведенной работе вывешивается на сайте школы. Воспитательная активность педагога заключается в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов… Польза от этого проекта действительно огромная: ребенок начинает видеть, что может делать его отец, открывать энциклопедические знания старшего брата, узнавать модельные и художественные пристрастия в конструировании мамы, кулинарные рецепты бабушки. Авторитет семьи в результате такого тесного сотрудничества всех ее членов посредством участия в проекте максимально возрастает.
Ученики очень тонко чувствуют, как относятся родители друг к другу, и очень переживают фальшь в отношениях. При этом они не хотят разводов, искренне жалея или пьющую мать, или алкоголика-отца. Дети очень переживают за родителей, они любят их абсолютной любовью, особенно пока маленькие. Стараются всегда оправдать негативные поступки родителей, защищают их и редко на них жалуются. Очень многие ребята стараются брать всю ответственность за родителей на себя, стыдятся их, но никогда не бросают.
Иллюстрация-пример
В школе в 7-м классе обучались двое близнецов, учились они средне, худенькие, замкнутые. С мальчишками своего класса не общались, никогда и никому ничего не рассказывали. Но в один момент вдруг перестали ходить в школу. Классный руководитель вместе с социальным педагогом, родительской общественностью решили посетить семью. Было известно, что ребят воспитывает одна мать, которая на тот момент временно не работала, получала пособие по утере кормильца. Двери им в тот вечер никто не открыл, хотя в окнах первого этажа с приоткрытой шторой виднелись двигавшиеся силуэты мальчиков. Было понятно, что вся семья находилась дома. Поговорив с соседями, общественный совет выяснил, что мать стала приходить домой поздно вечером, довольно подвыпившая, поднимала детей с постели, кричала на весь дом, чтоб те показали ей сделанные письменно уроки.
На следующий день она выставила их, полуголых, за дверь, как «щенят». Соседи пригласили администрацию школы со словами, что с их соседкой случилось что-то страшное и они не знают, что делать. На стеклах окон были приклеены маленькие обрывки ученической тетради, где были написаны раздирающие до боли слова: «Люди добрые, помогите, за нами следят, нас всех хотят уничтожить! Осторожно, SOS! Убивают! Скоро немцы вернутся, спасите!» Сотрудники администрации также пытались проникнуть в их квартиру, но из-за дверей мать истошно кричала, бросалась на дверь, угрожала, нецензурно выражаясь, и обещала со всей жестокостью расправиться с детьми. Измотанная истерикой, она всхлипывала навзрыд и кричала, что так дальше жить не может, что детей ей нечем кормить, что форменная одежда стала маленькой, а денег нет и что она уверена, что вокруг одни воры и вруны бестолковые, не хотят ни в чем ей помочь. И чтобы окончательно ее дети не разочаровались в ней, она включит газ, и они все вместе уйдут из жизни безболезненно.
То, что все услышали, повергло в шок. Было понятно, что мать не в себе: либо у нее «белая горячка», либо она сошла с ума. Администрация вызвала полицию и скорую помощь. Никакие уговоры выпустить детей для оказания им помощи не действовали. Она была так разъярена, что было слышно, как за дверью разбивала посуду, доносился глухой звон металлических кастрюль, а затем раздался грохот падающих оконных стекол.
Когда сотрудники выбежали на улицу, они увидели окровавленное лицо матери, куски разбитого стекла в ее руках, которые она приставила к горлу одного из мальчиков.
Второй брат лежал в углу комнаты с окровавленной головой и тихо стонал. Далее прибыл наряд полиции и взломал двери квартиры. В комнате пахло газом. Бригада психиатрической скорой помощи забрала мать в больницу, а детей госпитализировали в детскую городскую больницу.
После лечения мальчиков перевели в детский дом для дальнейшего проживания и обучения. Их мать еще достаточно долго лечилась от алкоголизма. На суде по лишению ее родительских прав она горько плакала, дети защищали ее, убеждали судью в том, что их мать очень добрая и заботливая и это был лишь единичный случай. Они просили суд не применять строгих мер в отношении их любимой матери.
По окончании школы они еще три года обучались в строительном колледже, все это время мирно проживали с матерью. А еще через три года открыли семейный бизнес, где мать стала работать главным бухгалтером…
Ребенок рождает родителей.
Станислав Ежи Лец
При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.
Гай Саллюстий Крисп
Чтобы сделать мир добрее, учимся вместе (инклюзивное образование)
В последние годы в системе образования успешно развиваются инклюзивные образовательные учреждения, в которых дети-инвалиды, дети с особенностями в развитии обучаются совместно со здоровыми детьми. Новая весть разлетелась по всей стране, целенаправленно создавались условия для различных групп детской инвалидности в соответствии с выявленными потребностями. Данная модель представляет собой образец проявления истинного гуманизма и нравственности. Дети с различными формами явных ограничений теперь могут на равных позициях со всеми вместе посещать среднюю общеобразовательную школу. Для родителей и определенной группы детей из числа детей-инвалидов понимание, принятие их в общий состав школы не просто радостное событие, а осознание того, что они в принципе такие же, как все здоровые дети. Как принимает общество детей-инвалидов, как воспринимают различия по инвалидности?
Сказать, что хорошо, значит, сказать неправду. Все еще очень сложно. Система школьного образования пока не готова решать проблемы детей-инвалидов в полной мере. Не сформированы педагогические условия, отсутствуют единые подходы в подготовке педагогов и специалистов специального сопровождения детей-инвалидов, нет единого реестра учета детей-инвалидов. Система оказания действенной помощи и проведение мер реабилитации этим детям требуют серьезной проработки. Но главный и определяющий негативный фактор в решении вопросов детской инвалидности – в головах населения. Население на словах вроде как принимает и даже участвует в разовых волонтерских акциях в поддержку детей-инвалидов, но обучать своих детей с «неполноценными детьми, калеками», как они говорят, категорически отказывается. Такое поведение среди населения скорее правило, чем исключение.
Мы изучали причины непринятия различий по признаку инвалидности и пришли к заключению, что это обусловлено прежде всего страхом обретения самой инвалидности кем-то из членов семьи. Кроме того, восприятие разных ограничений инвалидности заставляет многих людей сильно переживать, но не за них, а прежде всего за себя. Как говорится, не дай бог нам оказаться в таком положении. В связи с этим они как бы откупаются от больных людей, организовывая для них различные единичные благотворительные акции и марафоны. Взрослые не желают обучать своих детей вместе с детьми- инвалидами в первую очередь из-за различий развития умственных способностей и физических возможностей, считая их обузой для своих детей.
Хотя в школах Европы одним из самых высоких показателей доверия населения является совместное обучение детей с особенностями развития.
Инклюзивная система образования в школе работает более 25 лет, за этот период удалось главное: убрать видимые различия детской инвалидности из сознания обучающихся детей и педагогов, и основным критерием, подтверждающим этот тезис, является то, что выпускники этой школы приводят своих детей учиться туда же. За двадцать пять лет мы не увидели ни одного ученика, показывающего на детей-инвалидов пальцем или как-то по-другому унижающего их человеческое достоинство. Многие ребята дружат. Совместное обучение повышает самооценку здоровых детей, формирует умения, навыки оказания психологической помощи и поддержки более слабым, умение уважать таких детей. И конечно же получать огромное удовольствие от понимания того, что ты, именно ты в них нуждаешься. Инвалиды учат тебя дорожить всем тем, что у тебя есть: здоровьем, красотой человеческих отношений, способностями к различным видам искусств, друзьями и просто обыкновенными людьми. Как тут их не уважать, когда каждый день они отыгрывают что-то в борьбе за свою жизнь. Уважение этих детей проходит через преодоление себя, своих возможностей, когда они, буквально наступив на горло, доказывают себе и окружающим их людям, что они заслуживают достойной жизни на равных, как все. Когда в течение часа слушаешь стихи В. Высоцкого в исполнении ребенка с синдромом Дауна, или на художественной выставке видишь прекрасные скульптурные работы, созданные девочкой с аутизмом, или видишь мальчика с нарушением интеллекта, который прогнозирует события, часто сбывающиеся, начинаешь испытывать не только восхищение, но и уважение. Это наглядные примеры невероятного желания жить полноценной жизнью, пример нравственного подвига для здоровых детей.
Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой!
Н. Островский
Или другой пример.
Мама привела новенькую девочку в 5-й класс. При ознакомлении со школой директор показала классы, спортивные залы, школьное кафе, концертный зал, лаборатории, сенсорную комнату, реабилитационную комнату, кабинеты специалистов, работающих с детьми-инвалидами, выставку достижений учащихся, кубки, дипломы. Казалось, все прошло тогда, как всегда. Мама и девочка остались достаточно довольны. Но было странным, что вопросов директору они не задавали. Директор поняла, что их что-то не устроило. Но что?
И директор решила спросить мать об этом. Та не скрывала своего недовольства тем, что в школе учатся «уроды», а ее девочка мечтает о карьере балерины и встречаться с «уродами» она не намерена. У девочки очень чуткая натура, и от увиденных ею «искореженного, хромого» мальчика с детским церебральным параличом и «полоумной» девочки с синдромом Дауна она не сможет спать. И такой инклюзивный подход в образовании лично для ее дочери не подходит. Девочка действительно серьезно и много лет занимается в балетной школе, готовится стать балериной и жить в светском обществе. А о том, чтобы крутиться среди инвалидов, она не мечтала. Никакие доводы директора школы о сочувствии, сопереживании этим детям, о жалости к ним на мать не подействовали. Более того, она расценила все действия директора школы как личное оскорбление. После чего написала жалобу, обвинив директора в бестактности и невежестве. Директор школы лишь сожалела в очередной раз о случившемся. Кроме того, ей было искренне жаль девочку, т. к. мать так и не поняла, какой вред она нанесла своей дочери, преподав ей урок безнравственности и жестокости.
Прошли годы, и эти две женщины вновь встретились. По иронии судьбы, в отделении одного медицинского учреждения, где лежат дети с переломами. Обе были очень удивлены. От матери девочки директор школы узнала о трагической и печальной судьбе ее дочери. Девочка без всякого преувеличения была очень талантлива и с большим успехом выступала на больших сценах академических театров оперы и балета. После окончания балетной школы ей прочили большое будущее. Летом, в тот роковой день, они с партнером выступали в Италии на открытой сцене. Ничто не предвещало трагедии. Пошел летний дождь, и вдруг партнер поскользнулся и упал вместе с партнершей, которую он держал при поддержке высоко на одной руке. Он получил легкие ушибы, а девочка так и не смогла встать до самого приезда скорой помощи. Итальянские врачи заподозрили перелом одного из отделов позвоночника. В больнице данный диагноз при обследовании подтвердился. Все надеялись на чудо. Но проходили месяцы лечения, а чуда так и не случилось. Были безысходность, дни и ночи убивающих душу смятений. И никакой веры ни в Бога, ни в черта, ни в прогресс медицины. Самое страшное – умирала надежда. Девочка больше не задавала вопросов, ей было безмерно жаль себя. И отчаянный вопрос из глубины души прорывался наружу: за что?!
А дальше была операция в Израиле, которая также не дала никаких положительных результатов, затем отнялись ноги, и ходить девочка, по прогнозам лечащего врача, не сможет уже никогда.
Услышав эту историю, директор школы ощутила мелкую дрожь, ей стало ужасно холодно и страшно… «Что это? Нелепая случайность? – мелькнула мысль в ее голове. – Или “бумеранг” боли тех детей-инвалидов, отвергнутых матерью?!»
Пройдет еще немного времени, и Татьяна Николаевна, мать этой девочки, приведет ее вновь в ту школу, где учатся в том числе и дети-инвалиды.
Директор школы говорит о ней как о замечательной и доброй девочке, отличнице школы (она действительно была очень одаренной и разносторонней ученицей, ее не сломила болезнь). Отличалась и внешностью: очень красивая, белокурая, с кудрями до пояса и небесно-изумрудными глазами. Она много выступала на концертных площадках, сценах школ города и за рубежом, она прекрасно танцевала… но в коляске.
Что такое толерантность и что значит быть толерантным?
В последнее время все чаще говорят о толерантности как умении человека принять другого со всеми его взглядами, действиями-словами, таким, какой он есть, и проявить к нему максимум уважения и сдержанности, если взгляды не совпадут. Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека.
«Толерантность (терпимость) не является синонимом вседозволенности и всепрощения, поэтому Платон выводит свой парадокс терпимости: „Неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если быть безгранично терпимым к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены”.
Следовательно, если человек вынужден находиться в ситуации долготерпения, то это приведет к отрицательным последствиям в первую очередь для него»[35].
Немного исторических заметок.
Еще во времена Сократа звучали идеи развития абсолютной истины и устойчивого характера норм толерантного поведения, где в центре стояли вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. В числе таковых он называет три «основные человеческие добродетели:
1) умеренность (знание того, как обуздать страсть);
2) храбрость (знание того, как преодолевать опасности);
3) справедливость (знание того, как соблюдать законы божественные и человеческие).
На протяжении всей жизни Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять «здание» нравственности и всей общественной жизни, в том числе государственной»[36].
Ученик Сократа Платон продолжил идеи своего учителя, дополнив, что воспитание «есть усвоение хороших привычек», т. е. целенаправленное формирование нравственных, толерантных качеств личности, развивающихся на основе гуманистического мировоззрения и проявляющихся в поведении человека. Категория толерантности в определениях
Слова «толерантность» и «терпимость» воспринимаются как синонимы, и только ленивый не обсуждает это. В то же время понятие толерантности как терпимости, как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур, воспринимается шире.
Tolerantia (лат.) – терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие[37].
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку терпимости: «Терпимость –… выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-то лучшего, снисходить, допускать, послаблять, потакать, поноравливать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать, сноравливать»[38].
С.И. Ожегов приводит следующие уточнения: «Терпимость – терпимое отношение к кому/чему-нибудь»; «терпимый – такой, что можно терпеть, с которым можно мириться, умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру и т. п.»[39]. Толерантность в других культурах и иностранных языках
Обратимся к пониманию толерантности в других культурах. Так, в английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим».
В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
Таким образом, понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, культуры и традиций народов.
Понятие «толерантность» рассматривается с различных научных точек зрения, но все они имеют единую смысловую основу.
В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию[40].
В этическом плане толерантность – непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека «как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
В политическом плане толерантность – готовность власти допускать инакомыслие в обществе, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение, а политический плюрализм – проявление разнообразия в государстве.
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость.
Толерантность – объединение людей в группы с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет одну и ту же культуру (национальные, этнические, социальные, профессиональные, досуговые и т. п.).
book-ads2