Часть 2 из 37 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Если взглянуть на традиционные школьные предметы, кажется, что между любовью и учебой нет ничего общего. Вымотанные родители, изо дня в день занятые тяжкой рутиной обучения и контроля за домашней работой, часто бросают всяческие попытки сделать уроки «веселыми» или «интересными». Образование превращается в своего рода жонглирование: нужно следить за тем, как дети разных возрастов читают учебники за разные классы, пока дошкольник разрисовывает стены кухни перманентным маркером, а грудничок срыгивает.
Основная суть концепции «любви к учебе» состоит в том, что учебная задача должна показаться ребенку достаточно интересной, чтобы он упорно тренировался в ее решении, пока не достигнет мастерства. Очевидный вопрос: как этого добиться? Выживает ли тяга к знаниям среди детского хаоса, родительской неуверенности в себе, простуд и государственных образовательных стандартов? Да, выживает.
В основе этого предприятия – домашнего обучения – лежит вера в то, что родителей достаточно – что вашей энергии, ваших ресурсов, творческого подхода и увлеченности будет достаточно вашим детям. Мне посчастливилось на протяжении более двадцати лет работать непосредственно с тысячами семей, выбравших обучать детей дома. Я восхищаюсь мужеством, сознательностью и упорством этих людей. Я провожу для них тренинги, цель которых – научить детей писать тексты (через свое сообщесто Brave Writer – «Отважный писатель») и помочь им в деле хоумскулинга (через коучинговое сообщество Homeschool Alliance («Альянс домашнего обучения»).
Я обнаружила, что родители к себе очень строги. Даже те, которые в глазах других выглядят авторитетно, волнуются и переживают. Отсюда возникает карусель под названием «больше, разнообразнее, лучше». Родители, обучающие детей дома, чтобы контролировать свою тревожность, все время вкладывают все больше денег, меняют образовательные программы, внедряют другую, лучшую философию образования. А потом оценивают результаты, исходя из прежних критериев, после чего накручивают себя точно такой же тревожностью и заходят на новый круг цикла «больше, разнообразнее, лучше».
Решение находится не в области материалов или идеологии. Чтобы домашнее обучение приносило радость, покой и результаты, надо сменить парадигму – критерии его восприятия и организации. Последние несколько десятилетий я углублялась в различные образовательные теории, тестировала их на своих детях и наблюдала за их применением в других семьях со всего мира, практикующих хоумскулинг. В этой книге я излагаю принципы и практические навыки, которые применялись в моей и в тысячах других семей и помогут вам задействовать немного больше любви в обучении и быть немного более снисходительными к себе в этих попытках.
Ключ к тому, чтобы сделать образование добрее и милосерднее, – заниматься мелочами, которыми мы обычно пренебрегаем: уютом в наших домах, принципами естественного обучения, нежностью в человеческих взаимоотношениях. Нужна смелость, чтобы отказаться от традиционных методов оценки: в соответствии с классом, возрастом, учебными планами и программами, образовательными стандартами. Наши дети сами ведут нас за собой, погружаясь в любые области знаний, которые их интересуют, бесстрашно веря в то, что смогут научиться всему, чему захотят. А вот родители колеблются. И я тоже колебалась. Мне хотелось знать: как обеспечить, чтобы мои дети выучили все, что нужно? Для принятия нового взгляда на образование и применения его на практике понадобятся мужество и вера в то, что ваши дети доберутся до берегов взрослой жизни, готовые встретить свое будущее.
Несколько лет назад, когда начали появляться первые онлайн-трансляции, я прочла маленькую лекцию под названием «Волшебное образование». В ней я говорила о свечах и доверии, о визуальном контакте и о чувстве юмора, предсказуемой повседневности и удивительных сюрпризах, о том, как обнаружить школьные предметы в увлечениях и интересах детей, о мужестве, необходимом для переосмысления образования. Я рассказывала о результатах исследования: дети изначально вовлечены в учебный процесс, и именно родители могут наиболее успешно выманить наружу и развить природное стремление ребенка к знаниям. Принцип волшебства: увидеть магию в процессе учебы, – поразил воображение тысяч людей, занимающихся домашним обучением.
Я рассуждала так: волшебство распространяется на все виды учебы – от традиционных предметов, таких как математика или история, до личных увлечений, например карате или настольных игр – и проявляется в любопытстве, восторге, взаимосвязи. У волшебного образования простой девиз: с образованием все ладится тогда, когда все ладится в семье. Этому девизу трудно следовать, если благополучие родителя находится в противоречии с благополучием ребенка. И тут мы благородно и безрассудно перекладываем ответственность за получение школьного образования на своих детей. Неудивительно, что задача оказывается непосильной.
И все же некоторые правильные и уместные приемы, позволяющие улучшить наше восприятие учебы, отношения с детьми и создать благоприятную атмосферу дома, могут преобразить обучение наших детей и весь наш опыт родительства. Эти принципы все упрощают и облегчают по одной простой причине: они ориентированы на ритм и уникальный образ конкретно вашей семьи. Вы не обязаны строго придерживаться какой-либо системы. Вовсе нет. Пробуйте, применяйте на практике, исследуйте и экспериментируйте, берите на вооружение и отвергайте советы, приведенные в данной книге. Позвольте себе радость открытий: от одной идеи вспыхнет и загорится другая – и все это приведет к совершенно новому мировоззрению!
Чтобы максимально увеличить пользу от практических рекомендаций и подходов, которыми я с вами делюсь, приглашаю вас самих стать отважными учениками. Будьте внимательны во время этого путешествия: замечайте, что именно пробуждает в вас воодушевление, а что вызывает скептическое отношение. Отслеживайте свои реакции. Ведите дневник. Пишите вопросы на полях. Признайте, что в вас живет ребенок, которому нужны одновременно свобода и поддержка. Превратите этот опыт в сопереживание своему ребенку на его пути к знаниям.
Мне пишут люди из семей, взявших на вооружение мою стратегию домашнего обучения. Они вдруг обнаруживают, что их дети счастливы и жаждут учиться, и ведь все эти качества прежде были на самом виду, а они не видели. Родители обращаются к своей природной творческой энергии и способности к сопереживанию, они узнают, как выпустить на свободу магию учебы, и при этом не важно, о каком предмете идет речь; они сами создают движущую силу в обучении своих детей; они перестают сурово осуждать себя за неудачные попытки соответствовать собственным фантазиям. И дети, получающие образование в традиционной школьной системе, тоже, конечно, выигрывают, если их родители придерживаются принципов отважного обучения и взаимодействия в семье.
Большинство родителей, практикующих хоумскулинг, хотели бы жить в гармонии со своими детьми, делиться с ними чудесами огромной, яркой вселенной, которая приглашает нас получше ее узнать. И ничто не мешает вам усвоить этот опыт прямо сейчас. Как только вы примените магию и создадите внутреннюю связь с сердцем и разумом своих детей, мир откроется вам, словно книга, в которой вы будете описывать свои собственные приключения. Учеба станет приносить удовольствие, а дети будут испытывать естественную радость. Однако вам не обязательно строго следовать изложенным идеям и рекомендациям. Пусть изменения придут к вам сами. Вдыхайте, выдыхайте. Будьте отважны. Продолжайте читать. Возьмите печеньку.
Итак, начнем.
Часть первая
Зачарованные пространства познания
Подход к обучению начинается дома – с родителей, создающих атмосферу, в которой будет комфортно детям – таким, какие они есть, – и которая обеспечит им счастливый опыт учебы, доступные инструменты и участие взрослых. Какова роль волшебства (вдохновения) в образовании? От чего учебный процесс «загорается», подобно сухим дровам? И что гасит тягу к знаниям? Как родители, практикующие хоумскулинг, обнаруживают, какие школьные предметы соответствуют интересам их детей? Глава 1
Магия жизни
Создание магической атмосферы дома
В конце концов, мы – вид искусства… Мы создаем атмосферу, в которой приходится жить другим людям. Нам следует осознавать тот факт, что атмосфера, которую мы создаем самим своим существованием, может влиять на людей, живущих с нами под одной крышей.
Эдит Шеффер. Скрытое искусство устройства дома
(Hidden Art of Homemaking)
Моя соседка и сообщница во всем, что касается домашнего обучения, Дотти, стремительно бросилась поднимать с тротуара сухую ветку – настоящую противоколясочную мину. Я резко остановилась: возникший в панике образ моего малыша, вылетающего из коляски и приземляющегося на асфальт, улетучился. Я с облегчением вздохнула, решив, что Дотти стремилась расчистить мне дорогу, – я была признательна ей за это. Два часа спустя я вошла в ее квартиру – и там, на стене в гостиной, была прибита гвоздями та самая сухая ветка, и от нее в комнате возникала совершенно необыкновенная атмосфера, полная удивления и восторга. Ну конечно же, Дотти вовсе не о моей коляске беспокоилась. Ее натренированный на магию глаз разглядел украшение для стены!
Своим приобщением к магии жизни я обязана Дотти. Она видит мир иначе, чем большинство из нас. Старенькие предметы мебели в квартире Дотти не подходят друг к другу, и при этом гости чувствуют себя среди них тепло и уютно. Она положила яркий кухонный коврик на спинку тусклого дивана с кучей пухлых подушек. По углам она расставила складные кушетки, а рядом – корзины с пазлами, конструктором, тряпичными куклами, а заодно кассетный магнитофон. Уродливое кресло из кожзаменителя горчичного цвета она превратила в идеальный акцент для бледно-серой комнаты, завалив его аляповатыми одеялами, положив плюшевую игрушку и добавив теплое освещение. Малыши, умостившись под этой желтой лампой, тискали мишку и листали книжки с картинками.
В центре небольшого зала (ну, той комнаты, где обычно принимают гостей) стоял большой крепкий стол, заваленный всякими принадлежностями для рукоделия и рисования: кисточками разных размеров в консервных банках, стеклянными банками из-под детского питания – в них наливали воду, – пластиковыми глазками для игрушек, пушистой проволокой для поделок, разнообразными емкостями с клеем, цветной бумагой и пергаментом, красками и пластилином, маркерами, ножницами для левшей и для правшей. На бельевой веревке над головой висели поделки – сушились.
Ее жилище площадью семьдесят квадратных метров было интересным, живым – а не просто «прелестным» или «хорошо отделанным». Это был роскошный, уютный бардак! Небрежный. Но не неопрятный. Своего рода приглашение от художника принять участие в постоянно реализующихся там творческих проектах, приобщиться к возможностям. Вы знали, что в доме Дотти можно пойти на риск: в нем было место для ошибок и провалов. Никто не стал бы вас за них журить.
Моя семья жила, так сказать, через балкон, и мы почти каждый день на протяжении пяти лет ходили к Дотти в гости. Однажды Дотти встретила нас, помахав нам рукой, в которой был клеевой пистолет, – в другой она держала желудевые шапочки.
– Мы делаем волшебные домики! Придвигайте стулья.
Стол был завален и заставлен печеньем, ветками, мхом, шишками, сушеными цветами и стаканами с недопитым соком. За ее спиной я заметила полную посуды раковину. Двое ее детей сидели, согнувшись над столом и не поднимая голов, поглощенные работой с опасным горячим клеем. Эва, младшая дочка Дотти, появилась словно из ниоткуда с коробкой красок для лица и подставила маме щеку. Дотти незамедлительно нарисовала там тигриные полоски, параллельно объясняя моему семейству, как надо строить конструктивно прочные домики из веток.
Мои дети разбрелись по ее крошечной квартирке: некоторые стали строить хижины из палок, другие отправились к корзине с маскарадными костюмами, стоявшей в дальней комнате. Спустя несколько мгновений четверо детей вернулись, неся в руках стопку шляп и книгу – «Шляпы на продажу» (Caps for Sale). Брук, старшая дочь Дотти, объявила:
– Мы хотим исполнить для вас спектакль!
Все четверо – одетые в папины рубашки, обычно использовавшиеся в качестве накидок для рисования, – выстроились рядком. Брук стала зачитывать текст вслух, а остальные ходили по комнате, складывая шляпы и разыгрывая сцены. Кто-то произносил реплики невпопад, кто-то говорил глупости, одни от робости не могли раскрыть рот, другие были слишком развязными и не замолкали вовремя! До самого конца чтения книги дети поправляли друг друга, шушукались и смеялись.
Потом компания разошлась: некоторые вернулись к столу для творчества, чтобы принять участие в веселье с волшебными домиками. Дотти исчезла и чудесным образом появилась снова с ломтями домашнего хлеба, джемом и лимонадом на ярко-синем подносе. Все принялись за еду и напитки, изрядно проголодавшись от таких повышенных творческих нагрузок. Вот такой день из жизни с Дотти.
Первым делом, вернувшись от Дотти, я организовала свой собственный «всегда готовый к работе» стол для творчества. И вы тоже можете!
Волшебный стол для творчества Дотти
Чтобы устроить волшебство в вашей гостиной, в изобилии разложите и расставьте на столе материалы для творчества, которыми можно воспользоваться, когда заблагорассудится.
Технические требования, соблюдение которых позволяет сохранить в целости ваш ковер, стены и рассудок:
1. Стол: не имеющий большой ценности, устойчивый, способный выдержать горячий клей, краску и перманентные маркеры. Можно покрыть его прозрачной пленкой. Заверните пленку под столешницу и прикрепите скотчем, чтобы она не сдвигалась, когда дети будут работать. Высота стола зависит от возраста ваших детей: для малышей пониже, для старших – обычная.
2. Стулья: подходящей высоты, со спинками, которые непросто опрокинуть, не имеющие большой ценности (они будут испачканы красками и клеем).
3. Пол: Поставьте стол на старый коврик или пластиковую подложку.
4. Дети: Повесьте на вешалку или крючки на стене рядом со столом мужские рубашки на пуговицах с короткими рукавами (купленные в секонд-хенде). Надевать их можно задом наперед (то есть пуговицами на спину), как накидки для защиты одежды.
5. Стены: Если стол прислонен к стене, прикрепите к ней длинную полосу пергамента, сантиметров тридцать высотой.
Щедрые запасы принадлежностей
1. Краски: темпера, акварель, акриловые, объемные, пальчиковые, толстые кисти, тонкие кисти, поролоновые кисти, разрезанные губки для оттисков.
2. Для письма: смываемые маркеры (из недорогих – Crayola), масляная пастель, цветные карандаши, уголь, черные ручки для контуров, маркеры-текстовыделители, несмываемые фломастеры всех цветов, мел, простые карандаши разной твердости, маркеры для доски (совет: обмотайте маркеры для доски цветной изолентой, чтобы было понятно, что они не для бумаги), гелевые ручки для черной бумаги.
3. Поверхности для работы: цветная и белая бумага, канцелярская бумага с красивыми рамками, коричневые бумажные пакеты, пергамент, стикеры, листки для записей, картон, оберточная бумага, фольга, ватман, карточки, конверты, холсты, дощечки, речные камни, зеркало, маркерная доска, стеклянные подсвечники-стаканчики, куски ткани, наждачная бумага, раскраски, фетр, черная бумага для гелевых ручек, небольшие тетради и блокноты.
4. Для прикрепления: Множество клеящих карандашей, клей ПВА, клеевые пистолеты с горячим клеем и суперклей (их надо использовать под присмотром взрослых), клей для ткани, степлер, кнопки, дырокол и колечки, скотч, двусторонний скотч, малярный скотч, прозрачная упаковочная пленка, разноцветная изолента.
5. Аксессуары: игрушечные глазки, пушистая проволока, блестки (осторожно!), конфетти (дважды осторожно!), липучки, резиновые печати, трафареты, пряжа, веревки, нитки для вышивания, пластилин, глина, кусочки ткани, каталоги, журналы, помпоны, зигзагообразная тесьма, деревянные палочки от мороженого.
6. Для хранения: чистые пустые консервные банки – это отличные емкости для кисточек и других канцелярских принадлежностей. В полочке для ванной можно хранить упаковки пластиковых глазок, пушистую проволоку, клеящие карандаши и блестки. Натяните рядом бельевую веревку с прищепками, чтобы вывешивать на нее готовые работы – и чтобы таким образом освобождать от них стол. Если на стену повесить доску для объявлений, она послужит той же цели (по желанию, можно покрыть ее цветной оберточной бумагой). Пусть в шкафу будет свободная полка, где будут выставлены поделки, которые нельзя повесить. Используйте стаканы с толстым дном (низкие, для коктейлей), чтобы наливать в них воду для кистей. Их труднее опрокинуть, чем консервные банки. Пластилин можно хранить под столом на маленьких противнях для выпечки и доставать по необходимости.
7. Расположение: Поставьте стол на видном месте, там, где вы все время ходите. Столы в подвале и в спальне страдают от одиночества.
Пора играть!
Магия этого стола заключается в том, что он готов к работе в любое время. Начните с небольшого списка, например: краски, маркеры, белая бумага, клей, глазки. Потом добавляйте что-то еще (каждую неделю или раз в несколько дней). Убирайте со стола старые, засохшие материалы, заменяйте их новыми, свежими.
Удивите своих детей! Пусть они проснутся – и увидят на столе ветки, кору, мох, желуди. Возможно, они обнаружат вас уже за работой, за созданием волшебных домиков – присоединятся ли они к вам? Выясните это. Принесите домой круглые камешки с ручья и раскрасьте их, чтобы получились грузики для бумаги, или же склейте вместе, чтобы создать скульптуры.
Приобретите перьевые ручки и чернильницы – пишите при свечах.
Содержимое стола следует обновлять раз в месяц. Может настать момент, когда этот стол превратится в «обои», то есть все перестанут обращать на него внимание. Тогда очистите его и поэкспериментируйте с какой-нибудь другой идеей из тех, что изложены в этой книге.
Вариант: Если в доме много людей и позволить себе отдельный стол для творчества вы не можете, разместите рядом с кухонным столом шкафчик с большим количеством ниш, ящиков и полочек.
Волшебные домики и «Шляпы на продажу» – это лишь одна из множества задумок, которые мы с Дотти – легко и с удовольствием – осуществили за те пять лет, что вместе занимались домашним обучением. Вот еще несколько:
● Пикники на пляже с яичницей, приготовленной на костре
● Изучение созданных приливом заводей
● Наблюдение за птицами
● Вечеринка, посвященная калифорнийской Золотой Лихорадке
● Эксперименты с салом
● Приготовление слаймов из буры
● Аквагрим и маскарадные костюмы
● Марокканский чай с домашним хлебом и татуировки хной на руках
book-ads2