Часть 4 из 36 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Да уж, только не так давно, научились прятаться, и тут на́ тебе – камера у них появилась! Вот что им спокойно не живётся, а?
– Нужно быстрее думать, не то переловят всех!
Если бы в этот момент к двери репетиционной подошёл человек, то он услышал бы звуки, похожие на стрекотание кузнечика и неровное тиканье часов, перемежающееся тихим звоном колокольчика. Так для него слышится со стороны оживлённый разговор группы взволнованных кормышей. А в комнате шло жаркое обсуждение возникшей проблемы.
Кормыши разволновались не на шутку – новость активно обсуждалась, каждый высказывал своё мнение, но выхода никак не удавалось найти. Проблема на самом деле была очень серьёзной – народец напрямую зависел от своего давно сложившегося проживания рядом с человеком – у него был дом, и было пропитание. Жить по-другому никто из них не умел, а расставание с привычными местами обитания означало неизбежное медленное умирание. Среди присутствующих на посиделках один Пакус в силу его преклонного возраста мог обладать иным опытом жизни, и постепенно внимание всех, участвующих в обсуждении, перешло на него.
– Уважаемый Пакус, а ты чего молчишь? Ты же у нас видел больше всех, какие у тебя соображения? – спросил у него Липа.
Пакус самого начала сообщения Кучика сидел, нахмурив свои кустистые брови. Подняв глаза, тихо заговорил:
– В самом начале этой посиделки вы просили меня рассказать Легенду о кормышах.
Кендя громко ответил:
– Да, Пакус, просили! Расскажи пожалуйста! Только сначала давай поговорим о происшествии у Кучика. Ты что об этом думаешь?
Пакус поднял ладошку:
– Я тебя понял, Кендя. Что я думаю о его сообщении, я уже высказал. Предлагаю всё-таки прослушать мой рассказ до конца – возможно, в нём найдутся ответы. История прошлого зачастую подсказывает, как лучше поступить сегодня. И ещё вот что – я давно уже знаю это повествование о нашем народце, много думал о его содержании, и буду в некоторых местах прибавлять свои мысли. Это не только легенда, это и наша история. И последнее – не перебивайте! Если хоть раз кто слово скажет – я с посиделок ухожу! Всё понятно?
Присутствующие дружно закивали, и пару раз топнули лапами: «Рассказывай, согласны, слушаем внимательно!».
И Пакус начал говорить:
Глава 8
Глава 9
Легенда о кормышах
«В далёкие-далёкие времена всё было по-другому. Когда-то кормыши были вполне реальным народом, только очень маленького роста, и всё тело их покрывала мягкая шерсть. Этих далёких наших предков называли «зате́ри». Жили они своим народом, своим племенем, и обитали рядом с людьми. Зате́ри ладили своё жильё в ямах, которые выкапывали всем племенем. Выкапывали прямо в лесу, между деревьями. Там же прятали и свои несметные клады. Много было среди зате́ри мастеров на все руки – и ремёсла им давались, и серебро-золото умели они добывать, а затем готовить из разных металлов всякие красивые вещи и предметы. С людьми жили рядышком, и друг другу сильно помогали.
А люди в те стародавние времена были другими, сильно отличались от тех существ, что живут на земле сейчас. Они умели летать, могли разговаривать со зверями и птицами на их языке. Жили на деревьях, и устраивали там, в ветвях, свои жилища, и украшали их красивыми цветами. Те люди никого не убивали, а питались тем, что возьмут из воздуха, да воду родниковую пили.
Зате́ри любили делать разные украшения. Могли из любого материала сделать хоть красивейшую вазу, хоть браслет на руку. Пальцы у них тоненькие, но рука твёрдая, и глаз точный. Поднимут с земли камешек речной, покрутят его перед глазами, и бегут бегом к своей норке неподалёку. Дня два его не видно, а потом вылазит – чумазый и довольный, а в руках красивейший цветок держит – глаз не отвести! А уж из золота да других металлов что могли делать – чувств таких нет, чтобы описать восхищение от разглядывания разных колец, перстней, да фигурок. Люди очень любили их поделки, и дарили за них пушистому народу своё уважение и любовь. Чувства людей были для зате́ри самой вкусной пищей, какую они могли найти на этой земле. Свои жилища они делали рядом с деревьями, на которых обитали люди, и никогда не уходили от них дальше края леса.
Но однажды произошла страшная катастрофа, и случилось так, что на земле все погибли. Все до одного, не только люди, но и звери, и птицы, спастись никому не удалось. Что это было, отчего на землю обрушилось такое несчастье, сейчас никто уже не скажет – очевидцев не осталось. Уцелели только немногие из племени зате́ри. Им помогло то, что они в своих поисках железных руд углубились в землю очень далеко, и когда на земле бушевал огонь, а затем пыльные бури и смертельный холод, те, кто в это время был в глубоких шахтах – спаслись от всех ужасов. Долгие и долгие годы эти существа прожили под землёй. Заметно расширили свои подземные владения, и со временем приспособились к жизни в бесконечных тоннелях. На поверхность не выходили, там была только смерть и тёмная ночь – солнце ушло в небесные дали, а холод уничтожил последних живых. В памяти маленького народца та трагедия осталась в памяти как «Великая напа́сть».
Зате́ри выжили. Шерсть их стала длиннее, они научились перекатываться шаром, и менять цвет, чтобы быть незаметными. Эти изменения произошли из-за того, что под землёй у них были враги – огромные черви, кроты-великаны, кладомары, и самый страшный подземный злодей-живоглот – гигантский полоз. Прятаться и быстро убегать было от кого.
Очень редко наверх для обследования земли поднимались выбранные посланники. Открытых выходов на поверхности не было, посланники всякий раз прокапывали новый, но – временный. По рассказам, это было так: выкопав проход, ставили по углам столбики из камней, делали над ямой крышу, сверху засыпали землёй, и разбегались осмотреться. За это время прихватывали с собой всё, что могли унести, а когда возвращались назад, сваливали камни, и проход засыпа́ло. Поэтому никто и никогда не мог найти входа в их подземные чертоги.
Однажды вестники вернулись с сообщением о больших изменениях, произошедших наверху – появилось солнце, воздух стал теплее, выросла редкая травка. В самом большом подземном зале собрались все, кто мог. Стали думать – что делать дальше? Мнений возникло очень много – некоторые не хотели подниматься, считали, что под землёй безопаснее: «Тут спаслись, жили веками, и дальше будем жить», другие предлагали вообще сейчас ничего не делать, подождать и посмотреть, что будет происходить наверху дальше, третьи настаивали на окончательном подъёме: «На земле стало тепло, и там весь мир, а мы тут с червями гниём, надо выходить». После долгих споров поднялся самый старый из зате́ри, и успокоил всех: «Давайте подождём, пока на земле появятся люди. Может, кто из них и выжил. Когда это произойдёт, тогда и решим окончательно». Так и закончились те посиделки.
Прошло ещё много времени – не меньше, чем после страшной катастрофы до памятного всем собрания. Вновь собрались в путь посланники. В этот поход получили они много наказов, и самый главный – если на земле они найдут людей, поселиться с ними рядом, хорошо запомнить всё, что увидят, и ни за что не выдать своё присутствие.
В этот поход отправились двадцать братцев. Долго их не было. Уже и ждать почти перестали, только надеялись, что кто-нибудь уцелел. А те, кто призывал не выходить на поверхность, уверились в своей правоте. Но однажды посланники вернулись, но не все, и число их было – двенадцать. Снова все собрались в большом зале. И пришедшие с земли поведали новость, какую никто не ожидал. Это было сообщение на главный вопрос: «Есть ли на земле люди?». Ответом было – да, люди там появились, но это были совершенно другие существа! Они живут в домах, построенных из камня и убитых деревьев. Дома эти стоят на земле. Существа эти питаются растениями, которые сами же выращивают на больших полянах, но для этих полян огнём выжигают всё, что там растёт. Выжигают до земли. Ещё они едят убитых зверей. Разговаривают непонятно. Надо долго быть рядом, и следить за их действиями, чтобы понять эту речь.
– «Так откуда они взялись на поверхности, если вы не могли понять их?» – был задан вопрос. Вернувшиеся ответили так:
– «В своих походах мы катались очень далеко, побывали во всяких местах, и пришли к выводу, что этих существ привезли с других, дальних земель, которые находятся в бескрайних небесах. Они – пришлые. Когда мы обитали на поверхности в прошедшие времена, таких людей там не было. Думаем, что им помогли сюда добраться для того, чтобы тут снова появилась жизнь. И ещё мы думаем, что дальние земли эти разные, потому что появившиеся существа различаются между собой, живут отдельными племенами, по-разному говорят, и они разных цветов».
Те, кто их слушал, спросили:
– «Так кто помог им добраться сюда?»
Ответ был такой:
– «Мы не знаем точно, кто помог им добраться сюда, может быть, это те настоящие люди, что жили тут раньше, и которым удалось спастись от огня и холода?»
Тогда присутствующие спросили снова:
– «Почему же они не вернулись сами, тут ведь опять стало тепло?»
Посланники возразили:
– «Не спрашивайте об этом, мы не знаем. Выйдите наверх сами и посмотрите, какой сейчас стал мир. Он сильно изменился. И сегодня на этих посиделках надо решить, как нам жить дальше – оставаться под землёй, продолжая жить тут дальше, или подниматься наверх, и приспосабливаться к новому миру».
И тут все зате́ри, которые собрались в большом зале, начали спорить – одни из них хотели выйти на землю, другие остаться. Договориться об одном не получилось. Тогда снова заговорил самый старший из них:
– «Скажите нам вот что – уходили наверх двадцать братцев, вернулись – двенадцать, что случилось с восемью остальными?»
Вернувшиеся ответили:
– «С ними всё в порядке, они сами решили остаться жить вверху, на земле».
– «Почему они так решили?»
– «Там есть ещё одно племя людей, но мы не поняли, кто это. Они маленькие, и беспомощные. Живут рядом с большими, большие помогают им выжить, но не справляются, у них нет на это времени – практически всё оно уходит на добычу пропитания. Братцы решили им помочь. Самое странное – нам было понятно, о чём эти маленькие говорят, и ещё одно – у них можно взять много еды, которая подходит для нас. Те восемь братцев остались с ними».
Собравшиеся после этих слов стали спорить ещё больше. Тогда опять встал самый старший, и просил выслушать его. И он сказал так:
– «Послушайте меня в последний раз. Жизнь на земле пошла по новому пути. Мир изменился окончательно. Зате́ри под землёй было тяжело, но мы выжили. А теперь настало время возвращаться. Пусть каждый решает сам – где ему жить. Думаю, что многие решат уйти. Кто будет уходить, прошу – уходите в разных местах. Новые существа с поверхности не должны найти тех, кто решит остаться. На этом заканчиваем».
И тогда эти Великие посиделки завершились.
Вскоре после собрания началось возвращение назад. За долгое и долгое время, что они обитали под землёй, зате́ри создали подземные ходы под всей земной поверхностью. Благодаря этому, выход народца произошёл во многих местах. Во время этого процесса не всем удалось подняться незаметно, некоторые из народца были замечены. Много поверий о подземных духах-карликах, по-разному поименованных у всяких племён, сложилось с тех пор.
Маленький народец всегда стремился к жизни вместе с человеком. И только по этой причине поднялись они из своих подземелий на поверхность. Не у всех получилось, некоторые не смогли приспособиться, другие погибли в пути. Но большинство так или иначе нашли место возле очага, рядом с людьми. Хотя это были другие люди, совсем не похожие на тех, первых – среди зате́ри их никто уже почти не помнил – слишком много времени прошло, да и они сами тоже изменились. Что осталось прежним, это – неутолимое желание быть рядом с человеком, и теперь народец мог быть спокоен – они снова были на своём месте.
И самое главное, что через короткое время им стало понятно – племя маленьких людей, о которых шла речь на последних посиделках, это – дети человека, появлявшиеся в результате союза мужчины и женщины, на которых делилось всё сообщество этих новых существ. Конечно, маленькие дети через какое-то время вырастали, но у людей появлялись новые пискуны, требующие постоянного внимания. И вот тут пушистые помощники нашли своё истинное предназначение – на всём свете было не найти лучшей сиделки, чем эти мохнатые комочки. Эта добрая память о тёплой, пушистой и мягкой няньке осталась у человека навсегда, передаваясь из поколения в поколение необъяснимой любовью детей и взрослых к мягким, пушистым игрушкам.
К тому же, дети людей обладали одним бесценным качеством, которое решало всё – они давали зате́ри обильную и вкусную пищу. И ничто больше не могло заменить эту еду. Это был волшебный, надолго насыщающий эфир, состоящий из чистого, незамутнённого ничем чувства божественной любви. На многих посиделках позже, зате́ри частенько обсуждали эту волшебную особенность маленьких детей, присущую им только в период младенчества и первых лет жизни, пытаясь разобраться в её характере, и причинах существования.
Самые старые из них, кто мог вспомнить рассказы своих опекунов, которые жили ещё во времена первых, воздушных людей, были уверены, что это – подарок от них, в знак прощания, и вечной признательности за преданность во времена совместной жизни. Многие соглашались, что это подарок от первых людей, но были несогласны с тем, что это – прощальный подарок. Они считали, что это – послание, и его требуется осмыслить и понять, что именно этим даром хотели сказать им перволюди. На всех посиделках, по всей земле, где обитал народец, постоянно возникала эта тема. Но ответа пока не было.
Когда пушистый народец осознал, что в совместном проживании с человеком ими найдено идеальное пропитание, они решили сменить своё самоназвание. Это придумали братцы из северных земель. Они попросили маленьких пилигримов, а были среди них такие непоседливые особи, которые любили бродить по земле, не останавливаясь надолго на одном месте – передать всем остальным, что отныне они должны назваться братцы-кормыши, или просто – кормыши, объяснив это так – мы больше не затерянное племя, а живём рядом с людьми открыто, и кормимся только от них. Спорить с этим никто не стал. С тех пор и повелось – кормыши.
Те из зате́ри, кто не нашёл себе места после возвращения, но и не хотел возвращаться назад, под землю, поселились в лесах, на берегу водоёмов, высоко в горах, и понемногу приспособились к такой жизни. Рядом с людьми они не хотели жить, попросту – не умели, поэтому обустраивали себе жилище вдали от чужих глаз. Самоназвания они не имели, посиделок не устраивали. Питались испугом человека, подкарауливая его в лесной чаще, либо в прибрежных затонах посреди зарослей камыша. Разговаривать с соплеменниками почти разучились, и со временем совсем одичали. От такой жизни нрав у них сложился совершенно дурной. Да кормыши и не искали встреч с этими дикарями.
Шло время, человеческая жизнь менялась. Сами люди менялись тоже. Приручив некоторых животных, они стали меньше охотиться. И научились засевать много разных злаков. Пищу стало проще добывать, и её стало намного больше. Численность людей заметно выросла. Соответственно, их поселения увеличились многократно. Теперь кормыш, живущий в доме, стал редкостью – новые братцы появляются очень редко. Все связи с соплеменниками, оставшимися под землёй, и живущими отдельно от людей в лесах были утеряны. Кормыши стали полностью обособленным племенем, открыто проживающим вместе с человеком. Да что там говорить – они были счастливы, что нашли своё место в этом мире!
И вот тут, как гром среди ясного неба, среди пушистого народца пронеслась весть – люди не хотят, чтобы они отныне жили с ними рядом! Эту страшную новость среди народца разнесли пилигримы. Нет, люди не прогоняли кормышей – благодарность за неоценимую помощь при взращивании детей перевешивала любой гнев, хотя – откуда ему было взяться? Они просто перестали подпускать их к своим детям, тем самым, лишив кормышей пропитания. Всему виной была религиозная предпочтительность – всего несколько человек, довольно за короткий срок, смогли убедить практически всё бесчисленное множество живущих на земле людей, что отныне они должны поклоняться только одному единственному богу, и обязаны забыть всех тех, кого почитали раньше, так как это была ошибка, а в случае нарушения этого условия отщепенца постигнет страшная кара! А всё то, что не дано новым богом, нужно проклясть, и забыть навсегда. Грех! И теперь к маленьким соседям люди относились настороженно, детей нянчили сами, и уже никого не просили найти утерянную вещь.
Для маленького народца это была настоящая катастрофа, нисколько не меньшая, чем та, первая, которая заточила их под землёй, вынудив принять новые условия жизни. Привычный уклад снова менялся, требовалось сделать тяжёлый выбор – как теперь жить дальше? По всему миру состоялись горестные «посиделки слёз», никто не хотел искать пути назад, все понимали – слишком много времени прошло со дней выхода наверх, и в подземных гротах их давно уже не ждут. В лесах и у водоёмов кормышей также никто уже не знал – пути когда-то единого племени разошлись. Оставалось только одно – искать возможности приспособления к новым условиям.
Постепенно, шаг за шагом, народец осознал, что у них есть уникальный дар – умение становиться невидимыми, которое они развили в себе в прошлую эпоху, за долгие годы жизни под землёй. Оставалось хорошенько вспомнить эти навыки, и проверить, как это будет получаться в жизни на поверхности. Это был единственный выход, так как найти пропитание без человека кормыши не могли. Так жизнь маленького народца выстроилась на новый лад.
Они скрылись, исчезли и спрятались. За недолгое время кормыши воскресили в памяти свои природные умения сливаться с окружающим ландшафтом по цвету, долго находиться в неподвижном состоянии, избегать столкновения с живыми существами, и усовершенствовали этот опыт. Жизнь маленького народца намного усложнилась, но это была жизнь! Места обитания остались прежние – рядом с человеком, хотя они и спрятались от него.
А человек, сознательно отказавшись от признания маленького народца, не мог не заметить его исчезновения, их совместная жизнь оставила после себя не уходящий пласт доброй памяти. Искусственно возникшее почитание единственного бога не смогло убрать тысячелетние отношения людей с кормышами. Человек пытался объяснить причины ухода маленького народца разными причинами, создав множество мифов и легенд о сказочном племени, которое он называл «чудь». В основу создавшихся мифов легло определение причины ухода племени чудь в изгнание – несогласие последних, что ими будет править Белый царь. По этой причине мол, маленький народец и решил уйти глубоко под землю, закрыв проходы за собой камнями. И следы этих входов ещё можно найти в разных местах по всей земле. Но войти туда человек не может – чудь оставили рядом магов-сторожей, которые не пропустят людей Белого царя.
Сохранились сказки и мифы, которые говорят, что они ушли, но ещё вернутся со всеми подземными сокровищами, только когда вернётся счастливое время.
Некоторые из людей выросли в присутствии кормышей, когда те ещё не прятались, и не приняли новых религиозных идей. У нескольких из них сохранилась способность понимать их способ общения. Этот дар, и не без помощи кормышей, им удалось сохранить, и передать своим детям. И уж совсем единицы из потомков тех людей продолжали дружить и общаться с маленьким народцем».
– Ну вот вроде всё и рассказал, – подытожил Пакус.
book-ads2