Часть 90 из 91 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
118
Китаб аль-Фихрист – «Книга росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг») – труд багдадского книготорговца Ибн ан-Надима, завершенный в 987–988 гг. Книга представляет собой сведения о литературе на арабском языке первых четырех веков ислама, включая переводы произведений иноземных авторов. Ибн ан-Надим сообщает о книголюбах своего времени и их библиотеках, а также об истории книги и письменности.
Хамзанаме, или Дастан-e-Амир Хамза (Приключения амира Хамзы) – эпическое сочинение о подвигах и приключениях дяди пророка Мухаммеда, Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба. Это произведение средневековой исламской литературы было создано в виде иллюстрированной рукописи при дворе правителя империи Великих Моголов Акбаре I, в 1558–1573 гг., на персидском языке.
Китаб аль-Булхан (Книга чудес) – арабский манускрипт VIV в., собранный и, вероятно, иллюстрированный Ахмедом Джалаиром в Багдаде. Включает в себя тексты по астрономии, астрологии и геомантии, а также разделы, содержащие полностью иллюстрированные страницы, изображающие фольклорных персонажей и существ, знаки зодиака и т. д.
119
Хедив – в нашем мире наследственный титул правителей Египта в 1867–1914 гг. После провозглашения британского протектората над Египтом (1914 г.) египетские правители приняли титул султана.
120
В нашем мире в Гелиополе трамвайная система была открыта 5 сентября 1908 г. Более того, существовала каирско-гелиопольская трамвайная линия. Она появилась при объединении двух трамвайных систем воедино в 1991 г. К сожалению, в связи с появлением метро она находилась в крайне запущенном состоянии. А после Египетской революции в 2011-м и 2014–2015 гг. трамвайная система в Гелиополе была почти полностью уничтожена.
121
Традиционная египетская одежда, широкое женское платье с орнаментом на воротнике и вырезом на груди.
122
Хатшепсут («Находящаяся впереди благородных дам») – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта. Носила титулы «Великая жена царя» и «Супруга бога Амона». Фактически отстранив от власти несовершеннолетнего Тутмоса III и провозгласив себя фараоном, царица Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов, воздвигла множество памятников по всему Египту, отправила экспедицию в Пунт и, судя по всему, проводила военные походы. Наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамзесом II и Клеопатрой VII она считается одним из самых известных египетских правителей.
123
Длинное примечание, поскольку вся история с феминизмом в «Трамвае» лучше всего указывает на некоторые ее свойства: во-первых, это своего рода арабская утопия, во-вторых, автор искренне недолюбливает Запад и вполне справедливо считает, что тот саботировал восточный мир. Кроме того, многие из этих событий и женщин так или иначе упоминаются либо обыгрываются в повести.
В нашем мире Египет в начале ХХ в. был родиной феминистского движения на Арабском Востоке. Но масштабов английских суфражисток никогда не достигал. Изначально в Египте речь даже не столько о феминизме шла, сколько об эмансипации. Было два основных требования: тахрир – т. е. освобождение от чьей-либо зависимости; и суфур – что буквально переводится как «снятие чадры».
В 1899 г. Касим Амин издает книгу «Освобождение женщины» (Тахрирал-мар). Его требования сводились к запрещению полигамии (многоженства), ограничению права мужчин на развод, предоставлению женщине образования, гарантии ее права на труд, уничтожению хиджаба. Эти идеи были восприняты в штыки традиционалистами. К. Амина объявили зиндиком (еретиком). Радикальные призывы К. Амина уничтожить хиджаб и затворничество были расценены как прозападнические и вызывали нарекания и чувства протеста в египетском обществе.
В 1919 г. женщины Египта впервые на Арабском Востоке выступили как политический субъект, приняв участие в антибританском восстании в Каире. Лидерами женской демонстрации были Худа Шарави и Сафия Заглул, которой египетский народ дал имя «умм ал-мисрийун» («Мать египтян»).
Сафия Заглул разъезжала по всей стране со страстным призывом к женщинам поддержать борьбу египетского народа против британских колонизаторов. 16 марта 1919 г. состоялась первая в египетской истории женская демонстрация; около 300 египтянок вышли в этот день с лозунгами «Да здравствуют свобода и независимость!» и «Свободу Сааду Заглулу!»
Восстание 1919 г. (всего оно длилось 55 дней) завершило для Египта целую историческую эпоху, расшатав до основания классический колониальный порядок, созданный еще лордом Кромером. Оно способствовало тому, что многие женщины стали покидать гаремы и появляться в публичной жизни с согласия своих мужей, которые в обычное время не потерпели бы такого. Эмансипация стала реальностью.
16 марта 1923 г. (в день четвертой годовщины первого участия женщин в демонстрации) в доме Х. Шарави в Каире встретились несколько эмансипированных египтянок и создали первую политическую женскую организацию страны «Союз египетских женщин» (Иттихад ан-ниса алмисри), полное название которой звучало: «Союз египетских женщин за избирательное право».
Непосредственным поводом к собранию было приглашение египетских женщин для участия в Международном женском конгрессе в Риме. 12 членов исполнительного комитета организации под председательством Х. Шарави избрали делегацию для участия в конгрессе. В ее состав вошли Худа Шарави, Сиза Набарави, молодая двадцатилетняя женщина, и Фахми Виса (позже из-за болезни вместо нее была избрана Набавия Муса, руководитель женской школы в Александрии). На пути из Рима Шарави и Набарави демонстративно сняли с себя чадру, вероятно, символизируя этим эмансипацию; они сделали это сразу, как сошли с поезда на вокзале в Каире. Для Шарави этот жест стал исполнением давнего, еще детского желания.
19 апреля 1923 г. того же года была утверждена Конституция, которая провозгласила Египет конституционной монархией и узаконила равенство между мужчинами и женщинами. В одном из пунктов она провозгласила полную эмансипацию женщин. Однако принцип «всеобщего избирательного права» для женщин не был утвержден. Только 23 июня 1956 г., когда путем референдума была утверждена Конституция Египетской Республики, женщины получили активное избирательное право (по статье из Научного журнала КубГАУ № 128 (04), 2017 г., авторы Хорунжая С.В. и Турк С.Н.).
124
Шубра-эль-Хейма (Шубра-эль-Хайма) – четвертый по населению город в Египте, расположен в губернаторстве Кальюбия. Находится на севере Большого Каира, являясь частью его агломерации. С 1940-х город населяли рабочие, работавшие на близлежащих фабриках, и их семьи. Сейчас город представляет собой сильно разросшиеся северные окраины Каира, куда стекаются переселенцы из сельской местности.
125
Булак – гавань Каира; в настоящее время – один из районов этого города. Находится на левом берегу Нила, в древности была отделена от города Измаильским каналом, в XX в. засыпанном. В конце XIX в. в Булаке проживало около 20 000 жителей, гавань служила главным рынком для продуктов Верхнего Египта и Судана. В 1798 г., 21 июля, на противоположном берегу Нила произошла известная «битва у пирамид». Каир постепенно разрастался, и в начале XXI в. Булак представлял собой один из беднейших районов мегаполиса.
126
В нашем мире в ходе Англо-египетской войны в окрестностях Эт-Тель-эль-Кебира состоялось сражение между британскими войсками и армией египетских повстанцев. Решительная победа англичан открыла им путь на Каир и привела в итоге к капитуляции правительства Египта.
Сражение при Адуа – решающее сражение Итало-эфиопской войны 1895–1896 гг., произошло 1 марта 1896 г. близ города Адуа и окончилось сокрушительным поражением итальянцев.
127
Зар – в культуре Сомали и граничащих регионов Среднего Востока это термин, обозначающий демона или духа, вселившегося в человека, в основном в женщин, и вызывающий у него или у нее дискомфорт или болезнь. Так называемый ритуал зар, или культ зар, – практика экзорцизма подобных духов. В настоящее время зар очень популярен в Каире и других крупных городах исламского мира в качестве чисто женского развлечения. Такие собрания могут включать музыку, угощения и заканчиваются танцами.
128
book-ads2