Часть 17 из 101 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
польская крестьянка по имени Балвина. Сэм Олинер и его жена Перл
за тридцать лет опросили более 1500 спасителей и неспасителей из
оккупированной нацистами Европы, пытаясь выяснить, почему такие, как
Балвина, рисковали жизнью без всякой выгоды для себя. Это одно из
крупнейших исследований людей, спасавших евреев во время
Холокоста, и проявления человечности. Результаты опубликованы
в The Altruistic Personality, и из них следует, что родители почти
полностью отвечают за моральную идентичность детей18.
Олинеры определили ряд отличительных черт спасителей, но для нас
наиболее интересны три. Прежде всего эмпатичность: эти люди просто
не могли спокойно стоять и смотреть на чужие страдания. Многие также
были наделены верой в себя и считали, что в их силах принести пользу
и помочь другим19. Большинство из них обладали развитой моральной
идентичностью с ценностями гуманизма и социальной ответственности,
усвоенными от родителей20. На вопрос, чему именно родители учили их, 44% ответили «чуткости и великодушию». В отличие от них, неспасителей больше интересовали их личные потребности, и если они
и чувствовали себя обязанными помочь, то только небольшому кругу
людей21. Их родители делали акцент на материальных ценностях
(«экономь», «найди хорошую работу»), а не на моральных.
Альтруисты чувствуют себя обязанными помогать
Профессор Кристен Монро из Калифорнийского университета тоже
изучала альтруистов, филантропов, спасителей евреев во время
Холокоста и лауреатов медали Карнеги за героизм. Затем она провела
психологический анализ для определения мотивов такого поведения.
Ее ключевой вывод: альтруисты иначе воспринимают мир. «Мы видим
незнакомца, а они — равного себе человека», — писала Монро
в книге The Heart of Altruism («Сердце альтруизма»)22.
По мнению Монро, развитая моральная идентичность влияет на поступки
и является основной составляющей альтруизма. Она убеждена, что его
зачатки есть у всех. Но выбор действий зависит от того, кем вы себя
видите по отношению к окружающим23. Альтруисты считают себя
обязанными помогать, поэтому у них нет выбора. Но такая позиция не
появляется случайно, а происходит из моральной идентичности.
Отождествление с ценностями
Возрастные психологи Энн Колби и Уильям Деймон размышляли
о другой загадке альтруизма — формировании отзывчивости. Видные
исследователи подобрали 23 «моральных экземпляра» — американцев, преданных моральным целям и стремящихся изменить мир к лучшему24.
Опираясь на интервью и биографические данные, Колби и Деймон
отслеживали их выдающиеся жизненные пути, начиная с самого
детства, и написали книгу Some Do Care: Contemporary Lives of Moral Commitment («Некоторым не все равно»).
У всех этих людей оказалась развитая моральная идентичность, основанная на ответственности перед окружающими — такими же, как
они сами25. Отзывчивость была частью их личности. Деймон и Колби
объясняют самоотдачу этих героев тем, что они отождествляли себя
со своими ценностями. «Их моральная идентичность тесно переплетена; можно сказать, сплавлена с личностью», — пояснили исследователи26.
Как сформулировал один из участников: «Я не могу отделить себя
от того, что хочу делать и что делаю». Корни моральной идентичности
уходят в детство.
Альтруисты считают себя неравнодушными
Сэм и Перл Олинер, Кристен Монро, Уильям Деймон и Энн Колби, а с
ними и все больше социальных психологов уверены, что склонность к
альтруизму есть у всех и ее надо развивать с ранних лет27. Гарантий
нет, но дети, считающие себя неравнодушными, чаще помогают другим.
Однако непросто помешать эгоизму затмить идентичность захваленного
поколения, особенно учитывая, что родители продолжают в том же духе.
КАК УКРЕПЛЯТЬ МОРАЛЬ РЕБЕНКА
Родители четверых детей из Санта-Марии в Калифорнии отправили в
программу «Доктор Фил» заявку. Дети не слушались, трехлетний
ребенок постоянно бился в истерике, и они уже не знали, что делать.
Доктор Фил отправил меня на вызов со съемочной группой. Через
несколько минут пребывания в доме мне захотелось сбежать. От
родителей исходила сплошная критика, особенно в адрес трехлетней
Тринити. Мать с отцом ее не замечали, и девочка просто пыталась
привлечь их внимание единственным известным ей способом. Она очень
страдала. Весь день я предлагала ей альтернативное положительное
поведение и пыталась урезать поток родительского негатива.
Во время просмотра отснятого материала меня шокировала одна сцена.
Тринити лежала в кровати и беспрестанно повторяла слова своей
матери: «Ты плохая, Тринити, ты очень, очень плохая девочка». Слова
родителей внедрились в ее внутренний голос: она усвоила
деструктивный посыл и поверила в него. Я никогда не видела более
красноречивого доказательства: дети таковы, какими их называют.
book-ads2