Часть 15 из 101 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
не захотел откликнуться. Это противоречило всему, во что он верил
и что знал о жизни. И в этот день он поклялся: «Если я когда-нибудь
окажусь в ситуации, когда человеку понадобится помощь, как Китти
Дженовезе, я приду на выручку, — вспоминает он. — И сделаю все, что
могу. Никого нельзя бросать в беде»2.
Тринадцатилетний Чесли, конечно, не записывал эту клятву. Просто
решил всегда заботиться обо всех и никому не отказывать в помощи3.
Другие события и люди тоже повлияли на формирование его
идентичности. Однако данное себе самому обещание определило его
нравственные нормы. Чесли помнил о нем, пока рос, ходил в колледж, начинал работать и обзаводился семьей. Но только в 45 лет это
решение сыграло в его жизни определяющую роль.
Мечта техасского мальчишки сбылась 15 января 2009 года. Тогда он уже
был летчиком. Самолет компании US Airways под его управлением
вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия и сразу столкнулся
со стаей гусей. Оба двигателя отказали. Единственным вариантом
оставалось приводнение на реке Гудзон. Капитан Чесли «Салли»
Салленбергер, мальчик из Денисона, мастерски посадил самолет
на воду и спас жизни 155 пассажиров и членов экипажа.
Это происшествие с рейсом № 1549 называют «чудом на Гудзоне»
и считают одной из лучших аварийных посадок в истории авиации.
Пообещавший в детстве не оставаться пассивным свидетелем мужчина
мгновенно стал героем. Однажды поклявшись «никого не бросать
в беде», он последним покинул самолет и предварительно дважды
прошел по салону, чтобы убедиться, что никто не забыт.
Это потрясающий пример мужества. Но качества, которые Чесли
Салленбергер продемонстрировал в тот январский день, формировались у него всю жизнь. «В небе и на земле я выучил много
уроков и узнал многих людей, — рассказывал он позже. — Эти моменты
я держал в хранилище воспоминаний, пока они мне не понадобились»4.
КАК РАЗВИВАТЬ МОРАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Восприятие ребенком себя как заботливого и ответственного, уважающего мысли и чувства других людей закладывает основу
моральной идентичности. Если ребенок может представить себя
отзывчивым, то, вероятнее всего, будет поступать в соответствии с этим
образом. Мальчик из Техаса видел себя ответственным за чужое
благополучие и, будучи взрослым, последним прошел на выход после
крушения самолета. Вот почему моральная идентичность так важна для
воспитания эмпатичных детей.
«Какой умница!», «Настоящий талант!», «Горжусь твоими оценками!».
Успехи ребенка не могут не радовать, но мы поощряем когнитивные, социальные и физические качества и упускаем из вида моральные: сострадание, великодушие, внимательность и заботливость. И даже
готовы это признать: 93% взрослых считают, что не в состоянии привить
детям важные ценности5. Более того, «доброту и сочувствие» дети
и сами оценивают невысоко! Две трети подростков считают, что важнее
быть счастливым, чем хорошим6.
Человеку свойственно поступать в соответствии с тем, каким он себя
видит. Чтобы дети выросли эмпатичными, они должны считать себя
такими и учиться ценить чужие мысли и чувства7. Именно поэтому нам
следует поощрять их положительные моральные стороны. Моральная
идентичность влияет на характер, от нее зависит, каким вырастет
ребенок. Она необходима для развития эмпатии и жизненного успеха.
ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖНО ОБРЕСТИ МОРАЛЬНУЮ
ИДЕНТИЧНОСТЬ?
Восприятие ребенком самого себя формируется под влиянием
ценностей и приоритетов конкретной культуры. Капитан Салленбергер
рос в 1950-е, когда во главе угла стояли социальная ответственность
и помощь другим. Сейчас мерила успеха в корне изменились. Общество
поклоняется знаменитостям, наши цели — богатство и слава, наш
приоритет — «Я», наш девиз — «просто сделай это». Культурное
смещение усложнило современной молодежи понимание точки зрения
и чувств окружающих, а следовательно, и формирование моральной
идентичности. Я хотела бы перечислить некоторые актуальные
проблемы.
Эпидемия нарциссизма на Западе
Нарциссизм шел к расцвету несколько последних десятилетий
и на Западе распространен больше, чем в других странах. Уровень
нарциссизма среди западной молодежи все это время рос8. Институт
Гэллапа проанализировал результаты опроса более чем 11 000
подростков. Помимо четырехсот других пунктов за сорок лет популярным
стало утверждение «Я важный человек». В конце 1980-х более 80%
считали себя «очень важными», в 1950-х с этим согласились всего 12%9.
Медианное значение нарциссизма тоже выросло на 30% за минувшие
двадцать лет. Существенно увеличилось число респондентов, согласных
book-ads2