Часть 59 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
О, если человек извлек бы пользу пусть и в одной из мимолетностей счастливых, какие посылаются ему теченьем жизни!
Взяв в толк одну из них, он смог бы вполне увериться в своем пути и обеспечить для себя благое завершенье странствия.
И разве пахарю, проведшему по пашне одну прямую борозду, ее достаточно не будет, чтобы по ней выравнивать все остальные?
264
Нет ничего прекрасней порожденья вечного. Все сущности в нем друг за другом следуют в покое и способом неощутимым. Заметьте, как происходят удачливые мысли ваши. Образованье их легко, естественно, и вам не стоит усилья никакого.
Но порожденье духа для преходящего порядка мучительней, ведь целью его является сопротивление насилью. Вы испытуете тогда отчаянное ощущенье, пусть и оплакивали нечто вы из милосердья.
Господь сказал: «Тебя Я породил сегодня». И Он сказал: «Тебя Я произвел до всех столетий». Кто разницу не чувствует двух порождений этих?
Хотя закон первоначальный способен с человеком нисходить и в область преходящего, он следовать за ним не перестал бы в безднах, когда б там мог он порождение иметь в пределе смертном.
Последовал бы он за человеком и в порождении материальном, когда б свое происхождение из вида не утратил и ревности святой по умножению праведного войска.
Блаженно поколение, которое появится на свет благодаря такому порожденью! Оно ведомо станет божественными вечными законами, присущими их исхожденью.
Оно пройдет сквозь материальные пределы, ни беззакония, ни скверны там не восприняв; оно пройдет сквозь области мыслительного сора и не узнает в них ни потрясений, ни скорбей.
Ведь неотступно будет жить оно в законах кротких божественного порожденья; вот потому-то враг пред ним и вострепещет, и пленники его получат избавленье.
265
Ты доступа взыскуешь к сердцу человека, как если бы нуждался в нем! И разве днем и ночью не взыскуешь Ты меня, дабы во мне любовь бы возродилась из зерен покаяния?
Ты сделаешь меня воителем ужасным для врагов Твоих.
И сильным врачевателем болезней.
Хозяином для элементов.
И другом всех избранников.
И защищенным своими благодетелями, что никогда меня уж не оставят.
И драгоценным чадом своего отца.
Учеником послушным для наставников моих святых.
И подлинным поклонником Моего Бога, который хочет, чтобы поклонялись Ему лишь в истине и в духе.
Пусть длительной и совершенной силой обильно наполняются сосуды сущности моей, подобные волокнам вечных кедров!
И пусть побеги этих древ бессмертных произрастут от средоточья человеческой души. Пусть огнь проникнет в девственную землю!
Когда Господня крепость оживит растения спасительные эти, Его глагол разжижит все: движеньем предстает он. И удивимся ль от того, что мог бы он расплавить скалы, в движенье все оборотив?
Какие наслаждения сравнятся по состоянью с Господней радостью? Предметы содрогаются от радости ребенка, поскольку все ему являет отблеск чистоты его, невинности и жизни.
И разве наслажденья Божии и радости святых не будут всеобъемлющи и непрерывны? Они – сплошное отраженье совершенств предвечных Бога Нашего.
266
Одушевляется глас естества; движенье образуется; все пробуждается. Слух человека шумом поражен, что порождается вселенским воскресеньем.
Смерть убегает медленно, шепча о том, тревожит что отдохновение ее. И вой она еще свой испускает, от беснованья скрежеща зубами.
Но мир уже провозглашен в Израиля военном стане. И часовые уж не смогут перекликаться меж собою, бодрствуя ночами и стражу содержа в порядке. Для них уж более не будет ни возгласов войны, ни криков облегченья.
Все сущности, из коих состоит природа, в пронзающие звуки обратятся, проникнувшись всецело преклоненьем. Вот новые земля и небеса.
И гласы сущностей природы, людские гласы, и глас первосвященника с левитами своими соединятся разом, чтоб образовать хор вечности в ограде Нового Иерусалима.
Миролюбивый человек, предуготовь свой слух и свое сердце: тобою чаемые наслажденья вовек не прекратятся.
267
Премудрости служителем явись; и обучайся под ее началом смиренным быть и действенным одновременно. За ней последуй скромно, держась всегда на верном расстоянии, откуда, выказывая ей свое почтенье, готов ты станешь постигать ее наказы в мгновенье ока.
Когда вступаешь в дом, то думай только ты о разгадке ее желаний, а также исполнений их. Ее ты предваряй во всем, что может ей понравиться; не оставляй сносить ей никакой нужды и никакого неудобства.
Когда же завершится день, о том помысли, как услужить подобным рвеньем ей и завтра. Будь на ногах восхода солнца прежде, и делай так, пока зарею утренней себя не выкажет она своим служителям, найдя все надлежащим в своем доме.
Благодаря усиленным и непрестанным бденьям она тебя отметит средь служителей своих, вознаграждением воздав, которое достаточным пребудет на склоне дней твоих.
И ни на миг не забывай, что создан человек, чтоб быть премудрости слугою, и это самый благородный титул, который может он носить.
268
Зачем вы засеиваете поля своим зерном, о, люди века преходящего? Не в упованьях ли, что это обильный урожай вам принесет?
Зачем вы тело изнуряете свое усталостью и потом? Не для того ль, что обольщаете себя извлечь из всех усилий ваших плоды, которые сторицей возместят убытки ваши?
И почему вы не хотите так же использовать иные ваши свойства?
Зачем расходуете понапрасну свои слова, и как беспечны в результатах вы, которые влекут они собою? И разве слово вам не дано, как и другие зерна, дабы производить вам урожай?
Блажен, кто всякий день заботится об урожаях слова, способен кто себе сказать по завершении дня: «Я не напрасно его сеял, и не возделывал его я зря; земля мне воздавала большим, чем я ей отдавал!»
Но разве в книгах должно сеять слово? Не есть ли книги мертвая земля, где слово уж ничто не может обрести и дать ей ничего не в силах? Душа людская – вот земля естественная слова.
И в душах нас и наших ближних необходимо сеять слово, чтобы оно произвело нам урожай разнообразный.
Создателю же слова нужно воздавать почтенье словом и его плодами, поскольку Он – земля живая, что порождает, производит самое себя и не имеет никакой нужды в посеве.
269
book-ads2