Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 49 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Они внизу под корнем древа и дотянуться никак не могут до ветвей, но всячески желают нам дать его размеры!.. 212 Когда пренебрегли собою вы, то снизошли к отображениям и бликам; теперь вы ведаете только вещи в их образах и отраженьях. Так удалите от себя вы тусклые зерцала, тогда животворящие и стройные предметы к вам будут ближе. Не говорите больше, неосторожные учителя, что все обман, когда есть проблеск, и человек здесь недостоин ничего уразуметь. От должности своей вы говорите, о человеке говорите, который заживо погреб себя в тенях, в котором может все твориться лишь отражениям благодаря: им остается только в нем собраться. Не обладали бы вы знаньем изначальным об истине, когда бы мнили, будто ей не по силам предохранить собой людей. Найдете редко вы особо сохраненных средь сединою убелённых, проведших жизнь в тени. Но вы легко найдете их между детей и тех, кто сохранил черты святые. Ищите же предел животворящий, и живоносные начала наши в нем еще больше оживотворятся, и отсветы, которые воспримем мы оттуда, пребудут чистыми; и даже если нечистое к ним примешается, его будет легко разоблачить, и их очистить от смятенья. Но есть ли место пограничное в творении? Могло б нечистое преодолеть когда-то цифру сорок девять? 213 Явилась истина; в присутствии ее незрячие прозрели, услышали глухие, хромые прямо заходили, больные исцелились. Но показалось ты, учение людское: прозревшие опять слепыми стали, и слышащие сделались глухими, ходячие же захромали и те, кто был здоров, в недуг попали. О, горестные жертвы, знали ль вы, как эта истина излечит вас? Она восстановила тех, кто болен был, поскольку они о ней в неведении находились, и свет ее еще для них не проявился. Но вы, которые узрели этот свет; но вы, предупрежденные тысячекратно о присутствии его, и вы заставили его исчезнуть! «Итак, наблюдайте, как вы слушаете; ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь»! (От Луки Святое Благовествование, Глава 8, стих 18). Вы учите, что пустота присутствует в природе, но для чего же эти неисчислимые оттенки, которые все сущности между собой соединяют: последние и точкою не обладают, посредством коей их действие могло бы избежать друг друга? И если все исполнено деяньем, как станет пребывать отсутствие итогов в нем? Но больше вы еще не признавали естество морали, с природой бренною его мешая? Учение людское, доктрина человечья, оставь идти народ Мой по своей дороге, дабы он смог Мне жертвоприношенья принести! Над временем должна существовать душа людская, ведь жизнь дана ей от Начала жизни, и Сам существ Владыка не смог бы уничтожить жизнь, не сокрушив свой собственный характер, который – бытие живого Бога. Учение людское, доктрина человечья, оставь идти народ Мой по своей дороге, дабы он смог мне жертвоприношенья принести! 214 Вы говорите, это переходные ступени и связи, которые смущают большинство писателей. Однако отрицаете ли вы, что связи существуют и в вещах? Об этом мало изложено словами у просвещенных истиной людей. Хотите ли судить, лишь исходя из слов, и схематично возвышенные части Писания Святого? – увидите вы в них одну неясность, нестроение, смятенье. Хотите ль их исследовать усердней, упорно добиваясь разуменья, одновременно научаясь тому, о чем испросите вы научиться? – разносторонние внушительные наставленья там вы обретете. Смотрите, каковы же переходные места в творениях писателей священных, ведь почти все составлены одним союзом грамматическим и говорят они всегда во Имя Божие, которое Собою все соединяет, как и сумело все Оно произвести. Порою этою манерой писатели святые произведениям и рассуждениям кладут начало, поскольку вещи, которые нам представляют, соединяются с вещами, от нас сокрытыми. Они – избранники и потому всегда пред истиною пребывают, как непрестанно они едины с Тем, Кто не имеет ни начала, ни конца. Вы допустили подобающее заблужденье, когда посмели Моисея сделать материалистом из-за того, что, кажется, он редко говорит с народом духовным языком. Но утвержденье это вам показалось бы неполноценным, когда б вы прочитали Писания Святые с разуменьем, что ими порождается на всяком месте; и вы сказали б вскоре: «Никак не представлялось нужным в духе к Евреям обращаться, ведь и не стоило вещать о воинских доспехах двум армиям, которые расположились станом». 215 Кто может отрицать, что будто бы природа великим назначением не обладала, и это назначение не заключалось бы в служении для духа образом, примером? Заветы Ветхий с Новым не используют ли символы ее? Не объясняется она ли непрестанно посредством звезд, времен годичных, урожаев, небесных птиц, собак, а также рыб и муравьев? Не для того ли эти вещи явились в мiр, чтобы, воспользовавшись ими, смогли бы люди открыть глаза на более возвышенную правду? Не мните, будто вещь обычную творите, когда своими принципами обезображиваете естество пред нашими глазами. И у него уж человек доверьем более не облечен; теряет он и то доверье, которое бы мог в природе обрести; ошибки ваши его ведут к безбожию. И если б вдалеке вы находились от дорогой возлюбленной, она бы вам послала свой портрет, чтобы смягчить суровость расставанья; то разве не имели б вы тогда, по крайней мере, некоторое утешенье, лишенным пребывая узреть ее живой образчик? Вот так и истина нам послана в свидетельство была; после того, как мы отпали от нее, она в физические силы облачилась, трудясь во имя проявленья своего пред нашими глазами, чтоб меньше горечи мы ощущали в лишении своем. И вы, неосторожные наставники, пытаетесь принизить это проявленье, из опасенья будто мы в нем не признаем разные черты Того, Кого не видим больше. Остановитесь; коль вам непостижима цель существ, как вы смогли бы законы их уразуметь? Исследуйте сначала, почему природа существует: как совершает она это, вы нам уж после говорите; тогда придете к пониманью цели существ, которая одна способна дать и разуменье их законов. 216 И если не осуществил божественные добродетели ты, зачем Господь тебе послал их? Спроси себя, как человек способен ценным сделать то, что он воспринял. И разве силы те не слиты с божественной любовью? И как они способны в тебе соединиться, ее к себе не притянув? Не есть оно ли то же самое единство, которое в тебе все блага производит и обеспечивает сразу и радостями, и защитой? И даже солнце, которое сияет для тебя, одновременно заставляет произрастать деревья, порождая их листву: под нею ты спасаешься в тени от зноя солнечного. Так воодушеви же собственные силы, человек желанья, и, обновив доверие свое, грех раствори в своих трудах. Ты ощутишь свои живительные свойства, что устремятся к дародателям свеченья. Когда ты сможешь претворить Господень труд, в смирении сосредоточься и милосердием воздай во имя Божие, благодаря чему пророки и избранники Господни пребыли в безопасности и новые дары стяжали. Безумец ограниченный довольным от образованья пребывает, полученного в наставлении себе подобных или естественным внушеньем; он уподобится земле, которая всегда хранила заброшенное ветром семя на поверхности своей, но не могла принять его в объятья лона своего. О, человек, не будь подобен же козлу ты отпущения, который, как и прочие живые твари, благодеяния от природы получает, хотя распространяет лишь заразу. Ты создан был, чтобы колюром стать вселенским, который должен зрение давать незрячим всем. 217 Доколе же вам находиться в противоречии с собой самими? Хотело радоваться ваше сердце; оно желало бы предаться кротким впечатленьям, что чувство существа его внушает. Однако разум ваш уж в заблуждение введен, из опасения еще дальше ошибиться, поэтому ему необходимы жертвоприношения для самого себя. Послушайте: потомство человека считаете вы искаженным; считаете вы Бога слишком праведным, чтобы Он являлся создателем страданий наших.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!