Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 36 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
В мгновенье ока враг объял все чудеса; затем он их использовал для продвиженья своего господства, пускай они и появились только для царства истины. Он так исполнил для того лишь, чтоб девственную землю обратить в отравленное поле беззаконий. Людское сердце, сколько же веков необходимо, чтобы тебя избавить от закваски, которой заражаешься? Услышите ли скорбные и жуткие усилья, что производят смертные для изблевания семян смертельных этих? Возопием же, ибо сердце человека, которое должно являться преградой сумраку и злу, вдруг стало светом извращенья и заблуждения поводырем! Возопием же, чтобы злу оно закрыло врата свои, и зло обречено бы на блуждание слепое стало в кромешной ночи сумрачных пещер! 147 Меня Бог окружил своею силой, подобно форту пред твердыней. Зачем же прерывать мне мысли ход своей, когда питает Он ее и ей дает как будто быстроту потоков? Имеем мы нужду лишь в наших мыслях и уж никак не в мыслях от других людей. Труда фундаментального колонны, мои глаза вас будут созерцать; вы станете предметом и радости моей, и восхищенья. Вы свет несли земным народам. Вы непрестанно отворяете врата Спасения тому, кто, уходя с земли, спешит Израиля путями. И вы в конце времен сопроводите тех, кому войти дано под портики святые. Всегда у вас перед очами отдельные пределы людского племени, и если в них закон премудрости доселе избегает ваших взоров, предохраняете вы области сии от абсолютной тьмы, им посылая с посреднической миссией светила, которые ваш свет им отражают. Кто даст объять мне высоту колонн и охватить их протяженности величье? Их основания положены в земле живых; вершины их увенчаны лучами духа; и возвышаются они до храмового свода. Взойдите же к единству, человеческие души; не оставляйте наугольник вы с отвесом до той поры, пока не станете столпами, чтобы глава ваша сокрылась в небесах. Труды вы совершите те же, что и Искупитель сотворил, и даже больше, ведь действовал тогда Он только силой собственной, и с той поры, как Он к Отцу вознесся Своему, вам деланье дано как силою своей, так силою Святого Духа. 148 Узаконения людские, куда вы поместите человека, когда нарушил честь он? Не отнесете ли его вы к тем, кто честью никакой не обладает? И почему же человек находится среди вещей, что слова никакого не имеют? Не от того ли, что согрешил он в слове сам? Так и пророк Амос сказал: «Они будут передвигаться, сновать здесь и там в поисках Слова Господня, и они не найдут его вовсе». Однако в означенное время благодать Господня послала Слово мiрозданья, чтоб нам оно защитою служило. И правосудия закон великим был, утешительным, цельным, превосходным, ведь одинаково исшел от жизни. Но кто его сравнил бы с милосердия законом, в котором кротость такова, что непосильно никому измерить ни высоту его, ни ширину, ни глубину? И все же, закон сей милосердья есть закон вторичный только; им судится, что будет нашим счастьем, когда в закон Отца мы вступим, или в закон троичный, который станет восполненьем Слова и полнотою действия Его! Всё слово суть, и разве люди не прибегают непрерывно к помощи его чрез образ, взыскуя силы в деле всяком? И даже прения в беседах, не происходят ли во благо истины? Пусть и не стоит, право, чтоб слово ниспадало в них. 149 И принцип наших мыслей они смешали с чувством, какое лишь посредник их. Они желали, чтобы думала материя, хотя ее присутствие и вовсе не необходимо не только мысли человека, но и для ощущения его, поскольку он их в компонентах проверяет, которыми уже не обладает. Они желали, чтоб материя дала бы нам идею Бога, хотя она не только не владеет ей, но даже не имеет идеи духа. Они говаривали, будто бы являлись отцами духа их детей, как если бы необходимость помощи двум существам, подверженных материи законам, и не противоречило идее воспроизводства сущности простой. Они желали мiр создать союзами единства, когда б образовалось только одно единство, и невозможно было бы его соединить ни с чем. Иллюзии и ужасу они присваивали все разоблаченные идеи умозренья, которыми исполнилась земля; хотя, согласно им, ничто не может дойти до разуменья нашего, пока оно не отразилось в чувствах; и если эти вещи в сознании человека существуют, то это доказательство того, что прежде они отпечатлелись в его чувствах. Они молиться не желали, ибо, с материей соединившись, они закончили неверием себе, что дерзновеннее, сильнее, чем она. Они смешали все законы чисел и корень обрели в том, что являлось силой, и не желали брать за силу того, что корнем представало. Себя же они мнили авторами слова, и языки между собой считали, родившимися из осколков наречий разных. Они никак не сознавали, почему в произведениях их гения, пришлось отдать им столько преимуществ для воплощенья всех душевных качеств, благих иль скверных, и даже всех физических существ. Они порочили поэзию, и разуменье оскорбили наше, и вид имели, будто бы от муз вдохновлены, хотя и обладали своими вдохновеньями лишь в памяти, или по отношению ко всем предметам, которые нас окружают, которых мы способны наблюдать столь, сколь и их. Но, кажется, что заняты мы плотно уничтоженьем урожаев, которые должны кормить их, и насаждаем только сорняки, их разрушающие. О, Истина, здесь повтори, что ты сказала некогда Исайе о Евреях беззаконных: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы головы до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и не смягченные елеем» (Книга Пророка Исайи, Глава 1, стих 5,6). 150 И впредь искать не стану я раскрытие природы первородного греха. Любовь Спасителя мне даст познание ее: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне (…) Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (От Иоанна Святое Благовествование, Глава 15, стих 4, 12, 13). Явилась эта Сущность лишь для того, чтоб массу беззакония поколебать, тем показуя нам равновеликий вес; и тем субстанцию преображая. И если вес, какой принес Собой Спаситель, является единством и любовью к ближним, то Тот, Который пришел уравновесить все есть разделение Любви в Самой Себе. Себя ты любишь одного, начало беззакония. Любить в единстве прекратила твоя сущность, и с этих пор все твои свойства извратились, хоть существо твое пребудет нерушимым. Так перестаньте ж, Манихеи, мнить о неизбежности начал обоих и со-вечных; вы заблуждаетесь в шагах, произведенных вами, когда не признаете творенье со свободной волей, что сущностью порождено необходимой. Восславим же величье человека, за коего уж труд исполнен; и он таков, что ничего подобного доселе в Израиле не совершалось. Ведь Бог является пределом человека в небесах, как человек пределом Божества был на земле. И кто нас научает этой истине? Вслед разумению грядите путем Его деяний. И полнотой они бы не являлись, когда бы не пронизали глубины человеческого сердца. И наши действия восполнятся тогда лишь, когда мы освятимся любовью нашей вплоть до глубин Божественного сердца. 151 Умножьте силу мертвую, материю, к примеру, и вы ее ослабите. Наоборот, живая сила, на всякой из своих ступеней, пребудет нерушимой, тождественно свою активность проявляя. Закон счисления, живых вещей ты образ. Всех числовых господств предел великий подвергнуться не может искаженью, хотя и производит сущностей безмерность. И разве собою не несем мы меру всю и всякий вес, и все счисленье? Не созданы ли мы, чтоб в бесконечности парить, поскольку мы в ней рождены? И добродетели отдельные вкусив и обретя, не сможем ли мы новые вкусить и обрести? И это без предела, без конца, как числа, как Предвечный, который всегда нов, всегда рождается из сущности Своей, однако непрестанно Тот же Самый в Своем деянии животворящем и живом? Вес или полнота заложены в начала и в действие у каждого господства. Но мера рассеянной во времени пребудет; и скрытое число, как и огонь, имеются в зародышах всех сущностей. И есть ли тяжесть, мера и число для зла? Но зло способно быть лишь тяжестью неполной, фальшивой мерой и числом неверным. Без этого бы зло возобладало б верным средством одолеть добро, или, по крайней мере, с ним бороться, с ним уравнявшись. О, человек, взвесь все труды свои, измерь себя на примирения ступенях, по огненности веры и пылкости любви себя исчисли. Не уповай и вовсе, покуда не обожил сердце ты свое. И молви не о мудрости, а лишь о тех, которые ее искали. Кто возомнил, как будто бы ее достичь сумел, ее и вовсе не коснулся.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!