Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 35 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
О, человек, ничем достаточным не обладаешь ты в подлунном мiрe, чтоб нужды духа успокоить своего, тем паче нужды духа себе подобных; тебе черпать необходимо это в сокровищах вселенских. Но кто же, кто тебе откроет их? И в этом гладе пребывая, имеешь ты отвагу дороги торить к истине и ей предписывать свой путь, как будто ты боишься, что без тебя ей не дойти до цели! Изыди же во прах. Из уст людей, какие повеленья должны тебя достигнуть? Не думай, что тщетны людей советы лишь потому, что не всегда уверены они в том, кто их возглавляет. Исследуй их ученья. Они тебе объявят о событиях, которые исполнятся частично; будь более на страже: заставь самих свести их к половине все образы, что им дано представить. Предел, что занимаем духом, намного больше нашего предела, и дух мазками кисти ищет отразить всю протяженность и развитие господств обоих. Ведь дух не знает времени: он вещи в общем виде показует; тогда как естество и время способны воспринять лишь сущность внутреннюю их. Не описал ли он ужасными тонами конца времен пророку Исайе простое разрушенье Вавилона? Итак, скажи им, что высокое происхожденье человека вершит обетования, законы и угрозы исшедшими ему от Бога в единой полноте своей. Но слабость наша крайняя с безмерным милосердием Господним творят для нас, все это сокращая в исполнении. Их увлеки для высшего усилья не быть пассивными пред гласом, который ими управляет, и вспомнить о своем исконном праве. Пророков дух, но был ли подчиняем он пророкам? И почему имеем столько мы невзгод и нестроений на земле? А потому, что нет у нас надежной связи с велениями истины, и часто довольствуемся мы лишь образом ее. И потому в работах наших и магнетических трудах пророка дух не подчиняется пророку. Пророк не только подчинен своему духу, но он его влагает в человеческую руку, что направляет этот дух, не ведая его, и каковым сама она способна управляться безотчетно от запредельности различных сил. И эти неразумные себя трудами восхваляют, которые вершат они рукой других! Тогда как люди Божии, чем больше сотворят чудес посредством дарований собственных, тем больше умаляются, ниц простираясь от чувства недостойности своей. 142 Не стоит проявлять сугубые заботы для украшенья нашими словами наставлений, их выспренними делая благодаря изученной культуре. И если даже слагались бы они высокопарными словами, они, несчастные, от этого не обрели бы выгоды никак, когда б не возымели пользы от слова жизни мiрозданья! Чего недостает сему живому слову? Являлась буква иудейским именем, и новым именем был дух. Какое же найдете слово вы, сравнимое с последним словом? Среди людей не часто встретишь того, который занят раскрытием сущности словес из внутреннего смысла их отношений высших со своим началом. И есть лишь этот класс людей, которые смогли бы высечь огнь из слова. Начни же всякий день ты как пророк искоренять всех грешников земли, всех делателей беззаконий сокрушив в Господнем граде. Ведь первая ступень премудрости – Господний страх; вторая – жажда добродетелей всемерных; и третья есть любовью к человеку универсальному и частному; четвертая – любовь к Верховной Сущности и Ее Духу. Когда достигнем мы сего, тогда огонь заставим заблистать от слова. Но будет ли зависеть от украшенья наших слов осуществление такой большой работы? 143 Порывами ветров возмущены деревья: их ветви бьются друг о друга, благодаря чему растения освобождаются от вредных насекомых и существ, которые могли бы завязь уничтожить и помешать плодоносить деревьям. Так и закон времен и потрясенья нашего предела буревого нас избавляют благодаря друг другу от всего, что чуждо нам и пагубно для подлинного возрастанья нас. Давид, проникся ты сей истиною сам, когда сносил злословия Семея и помешал, когда Авесса замыслил умертвить его. Сказал же ты: «может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне благостью за теперешнее его злословие» (Ветхий Завет, Вторая Книга Царств, Глава 16, стих 12). Но есть еще и горший кубок, который мы вкушаем из-за зла чрезмерности и за других людей. Познание же элементов зла и его свойств – превыше разума людского. Поскольку эта чаша главная нисходит в само начало наше и средоточие его, постольку она же равномерно ниспадает из центра высшего, иль от живительного очага любви и милосердья. Каков бы ни был ты, когда сам пьешь от этой главной чаши, не унывай. Ведь есть печаль, которая приводит к смерти (она – стенанье мира и безумства), и есть печаль, которая приводит к жизни: печалью истины с премудростью является она. Какая матерь, радостью переполняясь, не помнит все испытанные муки, когда она рождала человека в свет? 144 И коль меч Божий пригвоздил в нас змея древнего, то значит, расширил Он Израиля шатры. Откроем нашу душу Господнему мечу; он должен отделить от нас все чуждые народы. Ведь без него навек мы необрезанными будем. О, сколь же человек ужасен и велик, когда свое единство обретает! И почему родился он с живым сознаньем собственного превосходства над всей природой? Отбрось прочь от себя сомнения и страхи, которые ты мог иметь по поводу своей вселенской силы, когда ты возродился: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Святое Благовествование от Матфея, Глава 18, стих 18). Однако: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня» (Святое Благовествование от Иоанна, Глава 6, стих 44). И значит, неизбежно есть предызбранные люди. Но если человек не видел пред очами все образы добра и зла, то сможет ли познать сие он и избрать? И горе всякому, кто нес свою идею вплоть до фатальности вселенской! Но род сей малочислен; разряд срединный населен же существами, которые свободны больше или меньше. И, несомненно, премудрость больше оставляет заслуг для праведных избранников, чтобы вознаграждать непроизвольно их; и больше заблуждений для беззаконников избранных, дабы карать их справедливо и без жестокости сугубой. Господь Царем бы Славы и Покоя не являлся, когда бы не был правосудия Владыкой. 145 Когда желаешь пользу ты извлечь в установлениях религиозных, им сделав примененье, держись внизу; необходимо тут, чтоб ты пассивным был. Когда желаешь в этом рассмотреть ты смысл с началом благодаря суждению и размышленью, держись вверху; необходимо тут, чтоб ты активным был. «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Святое Благовествование от Матфея, Глава 12, стих 8). Ведь тайна заключается, из обстоятельств исходя, в твоем служении и сердцем, и умом. Твой разум удовлетворен? Открой же свое сердце. И ты предаться сможешь его движениям, не отягчаем ни слабостью и ни наивностью своей. Довольно твое сердце? Открой же очи своего ума. И предоставь себе парить на крыльях разуменья, которое само тебе откроет верные сокровища, что в силах утолить все твои нужды. 146 И если человек не пренебрег бы размышленьем о законах Божьих и созерцанием возвышенных предметов Его мысли, зло не сумело бы в него проникнуть; и даже ныне, когда бы затворил для беззаконья сердце, оно б оттуда не имело никакого исхожденья, чтобы скользить по мiрy невозбранно. Узнайте здесь большую ужасающую тайну. О, сердце человека, ты есть уход единственный в потоке лжи и смерти, крадущейся обычно над землей. Единый ты исход оттуда, где ядовитый змей вздымает свою властолюбивую главу, оттуда, где глаза его сверкают ярко элементарным светом, поскольку его узилище погребено намного ниже юдоли нашей. Ведь именно оттуда, разоблачая блага, каковыми мы окружены, он изрыгает яд свой на благотворные растенья, нам данные для пропитания и исцеленья. Преграда беззакония становится похожей на беззаконие само. Так тьме промолвил человек: «Входи свободно, я часовым своим сказал тебя впустить без противленья. За мною следуй и смотри, и обучись тому, что ты узнать желаешь. Вот скипетр мой, а вот моя корона и все сокровища мои».
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!