Часть 21 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Как не сказать вам вслед за гордой рыбой; о ней пророк уж сообщил: «Се я, что воды эти сотворила, где я прогуливаюсь».
Роса небесная, желаешь только ты разлиться по земле людей; ты накопляешься, становишься дождем обильным, взыскующим лишь увлажнить высоты и бесплодные места, чтобы растительность повсюду возродилась.
Неблагодарный человек пытается в дыхании своем нечистом дождя спасительного избежать или хотя бы его падение отсрочить! Он погасить старается или сгустить огонь, который порождает дождь, его охватывая, чтобы суметь препроводить до нашего предела.
Вы мните упразднить законы Существа, следящего за вами и все держащего своею властью?
Он посылал обильные дожди вам, а вы хотели их рассеять дыханием своим; однако хлад дыханья вашего их превращает в град мертвящий; взамен того, чтоб вас поить, они, треща, обрушиться спешат на ваши долы.
Сгустить огонь вы захотели: животворит спасительные ливни он; однако из-за превратностей, ему чинимых вами, он возмутится. И после обратится в гром разрушительный и станет молниями сечь до основания жилища ваши.
Себя измучаете сами, предав расслабленности, страху свою душу; и только посредством ужаса душа у вас начнет к познанию премудрости стремится, хотя могла ее познать в восторге упоенья.
68
Всходил Господь на Свой престол; и сделав шаг один, он встретил человеческую душу: «Откуда поспешает это печальное и удрученное созданье?» – «Бежала, задыхаясь, я, чтоб на собрание прибыть Божественных Людей; меня покинули вдруг силы: осталась я в пустынях правосудья.
Вокруг себя я нахожу иллюзии предметы, что вызывают отвращение мое; а люди желания и истины, кем дорожило мое сердце, все отстранились от меня!
Так я скитаюсь, Господи; пусть я и не достойна, чтоб Ты вошел в мое жилище, но слово вымолви, и все, что суще, для меня преобразится в державного понтифика».
«О, Божий человек, спешишь ли сам от имени Того, Кто возрождает все? Иль, может, поспешаешь от имени себя повелевать ты человеком в его живых основах, в его душе и в разуме его?»
«Но дай мне обрести часть сущности Того, Кто возрождает все; дай применить бальзам животворящий на всех суставах собственного существа. Ведь Он один способен исцелить людские язвы, поскольку кровь нас породила бессильными и бессловесными.
Ведь Он один нас научает, как поступать по воле Божьей; и без него мы – стрелы, случайно пущенные в неизвестном направлении».
«Утешься, человек, и рассмотри, сколь милосердна от времени грехопаденья твоего любви дорога.
Божественное слово глагол духовный насыщает, который, в свою очередь, питает глагол одушевленный. Последний пажить есть словес животных, которые питают растительное слово. Бесплодные слова растительными насыщаются.
Беги же этого бесплодного глагола, коль не желаешь быть поглощенным мертвым словом, ведь там смыкается окружность, чтобы ограничить твое в пустынях странствие и привести тебя к черте заветной жизни».
69
ДУХ не был дан пока, поскольку не прославился еще Господь, и корень во времени еще никак не проявился своей силой.
Достаточно ли зорко око человека, чтоб охватить все чудеса, которые в себе содержат прославления Господни?
Он был прославлен в воле на горе Фавор. Плод собственных трудов Его прославил во время Вознесения.
Прославлен будет в силе Он в конце времен.
Свершилось это трижды в трех искушениях, которым в пустыне Он подвергся. Свершилось это трижды в Им сотворенных трех воскресеньях мертвых: один раз на дому; другой раз у могилы и третий раз в пути на место погребенья.
Дается это нам, чтобы понять, что возрождающая сила Его простерта над жилищем всяким человеческой семьи.
Так трепещи же, человек, от страха за преступление свое, которое закрыло твою сущность тройной завесой, поскольку рука твоя заразной оказалась. Когда касаешься земли ты, то разве ты ее не оскверняешь и не разрушаешь? И разве нет ни справедливости, ни правоты во всем, за исключением того, что ты изобретаешь?
Кто может уповать на помощь прославлений всех, не подвергаясь собственному очищенью? И кто подвергся очищенью без страданий? Не нужно ли, чтоб воздух освежить и уничтожить насекомых, впустить порывистые ветры бурь?
Вселенная в деснице Бога, который постоянно ее трясет и возмущает, чтоб удалить все шлаки и оболочки грубые.
Но мудрость научает нас, что на нее влияет кротко Он, поскольку постепенны и неощутимы пути ее: так Он распорядился в благодетели законах.
Вы, кто светила изучали, предположив, что мiроздания система однажды пришла в движение, идею значимую выразили тем. И если творению присуще было мудрости единство, то разве не присуще оно его поддержке и управлению его?
Без этой действенной всеобщности во всех созданиях мудрости, едва ли нас могла достигнуть заря Господних прославлений.
Она, которая спешит вскормить людскую мысль; ведь если мысли Божьи суть творенья, то мысли человека только завязи, что ожидают солнечного света, чтоб к прославленью своему прийти.
70
Но ведаешь ли ты простой и совершенный образ? И знаешь ли, что в нем ты средоточье образуешь? Ему доверься. И изучай все годы жизни, с обыкновением людским расставшись рассматривать его в научной мертвечине.
Вот, что о нем тебе сказать необходимо: «Из всех существ, что после Бога, будь тем, что почитаем больше. Покоился на водах дух. Но Бог покоился на человеке».
Как совершил паденье человек? Он – мысль Господня. Как совершил паденье человек? И неужели Господня мысль является ошибкой и преходящим заблужденьем?
Ведь истинны когда людские мысли, то не крепки ль они как аксиомы, на малую заботу не взирая о выгодном использовании их.
Ложь, ложь, дождусь ли возрождения, чтобы с тобой бороться? И если даже я недостойным стану пред оком Бога Моего, то ты гораздо недостойней меня.
Припомню, что являюсь мыслью Бога; затем по праву сущности своей запечатлею на тебе клеймо, которое тебя восставит бесчестием народов.
Ты хочешь обладать моей душой! Но отстранится от тебя и плоть моя. Ты думаешь ее схватить, и ловко выскользнет она из рук твоих. Во мне создал Господь отдохновенья место. Как я могу субботой пренебречь?
Я не засну отныне по плоти своей.
И всякий день, пред тем как сну предаться, врага отправлю в пропасти его. И телу сообщу деянья чистые простые, а мысль соединю с истоком подлинного света.
Пусть наполняют мое сердце благодеяния источники живые, а существо бессмертное мое – предвечные ключи любви. И так однажды приготовлюсь я ко сну упокоения и пробуждению в истине и в ликовании живительного духа.
Пребудет плоть внизу уж от меня; ее заразные и мрачные пары не потревожат впредь сияние моей эфирной оболочки.
71
Ужели судорожное возмущение природы ее закон первоначальный? Безудержные ветры, всколыхните волны моря и обратите воды их в блуждающие горы; закон могучий неотступно противодействует усильям вашим, стремясь повсюду равновесие восстановить неоспоримо.
Когда же сей закон вдруг на тела довлеть бы перестал, распались бы они на части. И нестроения с уродством землей тогда бы овладели.
Вселенная есть мягкая материя: на ней порядок изначальный не прекращает наносить печати, как формообразы существ; поскольку покой и мир являются конечными пределами природы, постольку они предел последний сущности людской.
Что это за поток, с вершин гор снизошедший, подмывший и сравнявший их с долиной?
Распространит свой уровень над мiрозданьем всем он, безмерною завесой отделив чудовищ, возмущающихся в безднах, и с ними вместе там потопит он всех тех, кто принимал участие в смятениях бесовских.
Покой и равновесие господствовать начнут над гладью вод. Господь отмщеньем воздает, когда противоречит нестроение порядку; так пусть же беззаконья удаляться от взоров собственных Его.
Насыться своим духом, человек, чтоб в свой черед он успокоил тех, кто алчут; ты уподобь его потоку жизни, который покрывает землю.
В одно мгновение пронизывает молния до бездн, до средоточия существ, что образуют тайну; но ты не проникаешь в душу человека!
Но может ли быть уровень у мiрозданья, когда его нет в сердце человека; и человек уж не сокровищница жизни, мудрости и разуменья? Земли стремнины, кедры гор и вы, животные, наполнившие мiр, поймите истину сию, ее друг другу непрерывно повторяя.
Пусть будет это гармоничным песнопеньем, составленным в едином такте, запечатленным полнотой времен.
Цель жизни – мiрозданье, поскольку жизнь его и сотворила. Посредник жизни человек, ее же он правитель во вселенной. Источник и начало жизни – Бог Единый, ничто не в силах без Него ее вкусить.
Пред человеком положите ваши жертвы, и святитель этот для Бога Нашего, Единого начала жизни, их предложит.
book-ads2