Часть 20 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Когда б от слез своих я смог бы на мгновение забыться? Но тот, кто создан для труда, мечтать не должен и о мгновении едином отдохновенья.
Скорбь, скорбь, скорбь! И стану я лишь это слово повторять: тогда число тройное от единства отделится, что есть причина зла всего и нестроений всех.
И стану я лишь это слово повторять, пока господство не восстанет от земли, придя людские беззакония очистить.
Необходимо нам оплакивать людей, которые могли бы ожидать от нас освобожденья и которых оставили в темницах мы. Необходимо зло оплакивать, какое нам не удалось остановить, и благо, что не совершили мы.
Гляди же, человек, в руках твоих труд этот. Когда соединить ты сможешь слезы собственные с рыданием рабов и жертв? Когда ты снизойдешь на землю рабства, чтоб донести туда распев молитвы и воздыханий скорбных?
Простремся вместе, собираясь всякий день, чтоб гнев смягчить и правосудие умерить. В стенаниях и воздыханиях наших Отца мы Имя призовем. И станем повторять его, пока от нас не удалится враг, смирив свою враждебность.
Мы сможем встать на путь, Отцом заповеданный, восприняв зорким оком цепь снисхождений длинную Его. Могли бы мы запутаться на ней? Цепь милосердий Господа присутствует во всех частях Вселенной: она способна нас вести по лабиринту.
И Ты, существ Владыка, какие же преграды могли бы помешать Тебе достигнуть человека? Для Твоего могущества ни время, ни пространство не помеха.
Дай выход меньшему из собственных желаний, и я мгновенно буду окружен и словно ослеплен присутствием Твоим.
И если в Имени Твоем любая сущность замирает, предал бы душу Ты мою на оставленье, как не сумевшую над безднами подняться и удержаться прочно?
64
Ослабился ли человека дух, иль сдержанней стал он, а может, ныне действует в невидимых пределах, как и прежде? И, кажется, не обладает даже силой творить чудовищные преступленья.
Ужасно развращенными являлись древние народы; от преисподней до небес их сила простиралась.
Небесные господства содрогались. Бог сотрясал истоки и столпы природы. Повелевал Он водам укрыть лицо земное. Он мiрa основанья обнажал.
Когда ж преступные наклонности племен ослабились, возмездия небес утихомирились тождественно. Угрозы место заняли возмездий, пророки были посланы для устрашения людей.
Иакова взошла звезда затем, неся народам мир, провозглашая избавленье их.
Но не взошла она в угрозах и устрашающих словах пророков. Она взошла, чтоб возвестить, что иго ее благо, и люди в нем найдут отдохновенье душ.
Но разве с той эпохи спасения народов все исчерпалось? Господь не проявляется уж боле сообразно ни в воздаяньях, ни в угрозах и ни в утешеньях. Людская раса будто предоставлена сама себе.
Нет. Мера исполняется во сне и в тишине. И раскрывается она в скорбях. Услышьте говор битв и грохот войн.
О чем вам войны говорят политиков, межплеменные, которыми история полна, и разве не желаем мы на них примерить Господень справедливый взор Бога сил десницу?
Увидите вы возрожденье войн избранного народа против Аморреев, Амеликитян, Филистимлян.
Увидите, как возвращается пора жрецов Ваала: конец времен ее началу будет уподоблен. Но меч восстанет правосудия десницы.
Он принесет намного большие опустошенья, чем в пору сих народов древних, поскольку Словом Господа Самим отточен будет и направлен против нечестивых.
В ничтожном состояньи пребывая, народы устремятся к деятельности ложной, какая более всего близка небытию. И лишь путем ужасных потрясений они вернутся к истинному делу.
Евреи, вы ждете водворение свое в земном Иерусалиме. Но разве пророчества о вас не возымели силу во время возвращенья вашего из Вавилона?
Евреи, вы ждете избавленья своего; но вы не в рабстве, в котором пребывали в Египте и Ассирии; скорее вы в заброшенности вящей.
Евреи, земного славного вы ждете царствия Мессии. Но основал бы Он господство это, когда бы даже вы Его признать желали?
Не все ль исполнено? И мог ли Он дать миру дольнему триумф красивей, чем возложить венец терновый на святое имя, которое должно изгладить беззаконье?
Господь есть Дух. И царство славное Его уже предуготовлено тому, кто в истине и в духе Богу служит. И чаемое царство вознаграждения господством станет для того, кто на судилище Христовом низвергнутым не будет.
65
Блажен, блажен, Ты, предназначивший Свой свет и Свою мудрость для иной юдоли! Когда бы больше Ты сумел их передать нам в мире дольнем, мы больше заблуждались бы о них.
Сюда приходит человек в убогости духовной. И не желая непрестанно дланями к Тому тянуться, Кто смог бы милостию наделить его, он опускает их и наполняет прахом, и мнит себя тогда в довольстве и в богатстве.
И даже если время возможность предоставило ему круг завершить по протяжению великий, старик умрет, испепеленный днями, поскольку временем обманывался, пренебрегая сутью истины, какую мудрость на него излила с изобильем.
Но мудрость в Твоей руке находится бичом железным. Так накажи им человека, к путям Своим принудив, дабы ему никак не уклоняться от Тебя.
Пред ним светильник истины неси, его ему никак не доверяя; иначе, он сожжет себя или его на землю бросит, и снова станет шествовать во мраке.
Ты дал мне ощутить от юности моей, что эта истина, присуща человеческой душе: она совсем не наваждение и не обман.
Ты дал мне ощутить, что чают ангелы господства человека, как ожидает человек господства Бога.
Ты дал мне ощутить: пусть даже человек и не сберег ни чистоты, ни доблести на сердце, взыскуют Ангелы еще союза с ним.
Ты дал мне ощутить, что если не имелось священника для наставления людского, Господь повелевал Сам человеком и исцелял Его.
О, сколь прекрасны исцеления, содеянные Божьими руками! Не отнимают ничего они, но лишь дают. Поскольку превосходят лечения рук человеческих, ведь совершаются они при помощи орудий, в себе имеющих источник жизни и творчества начал.
66
Господь незыблем в сущности своей и качествах своих. Устойчив смертный в сущности своей, но не устойчив в качествах. Вселенная же не устойчива ни сущности своей, ни в качествах своих.
И качества Господни вне Бога проявляются, не отделяясь от Него. Несообразная теченью времени их сущность повсюду создает святилище, куда проникнуть не по силам никому; оттуда видит все она, хотя ее заметить никто не в состоянии.
И почему бессмертные мы все? А потому что мы исходим из сущности и качеств Господа, а существо предвечное живое производить не может существа, на гибель обреченные.
И почему мы Богу нетождественны, как самому единству? Да потому что мы отделены от Бога: иные Его свойства, и по-другому быть не может, поскольку все они – Господь в Своем единстве.
Что может уподобиться единству? И не достаточно ль для нашей славы быть образом Его благодаря незыблемости нашей сущности и силе проявления свойств наших?
И не достаточно ль для человека быть твореньем и возвышенною мыслью, которую божественная сила и премудрость могли произвести? И без подвижности свойств наших, которые мы в силах развивать иль оставлять бесплодными, где находился бы предел гордыни нашей?
Но почему же ты, вселенная, незыблемости не имеешь ни в сущности, ни в качествах своих? Да потому что ты исходишь от ангелов, произведенных Богом и отделенных от Него, как и бессмертный человек; да потому что ты лишь результат свойств этих ангелов, и ты не можешь плодом их сущности являться.
Ты преходяща; недолговечна ты пред человеком и ангелами всеми, исшедшими от Бога, как и недолговечны произведенья человека перед творением природы.
Как человек идет своим путем развитья сущностей и свойств, незыблемых, сменяемых, реальных, мнимых; так ветви разрастаются, все больше удаляясь от начала своего.
И образы сии должны отображаться вплоть до последних звеньев цепи; везде найдется главное начало и действо внешнее, что из него исходит.
Но поднимаясь, всякий главный принцип оказывается сам лишь внешним по отношенью к исходящему началу, которое его и порождает.
Пусть это не касается предела, где властвует незыблемое с сущим, иль области божественной во всех своих творениях бессмертных.
67
Наука иссушила вас, народы. Откройте вашу душу невинности чистейших наслаждений, в коих наука просветить вас не готова.
Душа была дана вам для созерцанья в действиях живых чудес Господних. Ее покрыли мраком вы, и больше вы не верите ни в душу человека, ни в чудеса Господни.
book-ads2