Часть 19 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
От древности до наших дней вы бесконечность обрели господства в числах. Но эти силы все почти мертвы. И что вам даст двойной квадрат, коль не известен вам его квадратный корень?
Не смешивайте меж собой законы сущностей различных. И очевидно многим, что есть великое соотношение троичного числа и семерицы, поскольку семь есть свойство трех; семерка управляет преходящим, но ясно также, что этот септенер не оставляет ни следа на форме человечьей.
Поскольку не воплощается вещественно семерка, постольку появляется она лишь после избавленья, на землю приходя к нам с целью преподать урок начальный о нашей прежней славе.
И, разумеется, восьмерка не может признака иметь средь составных вещей, ведь царствие ее не в этом мире; и потому, как видели уже мы, не ей одной присуща форма шесть.
Не путайте квадрат и короб с кватернером, которым ведает начало; квадрат имеет отношение к господству, а короб – к правосудию.
Хоть символы сии в себе несут число одно и то же, по смыслу и характеру различные они. Нельзя ли чувством меры обладать в доверии к таким из аксиом, которые являют только очевидности природы?
Превыше части целое. Но как закон сей применить к простому существу? Ведь если очевиден он в порядке естества, то он ничто в несоставном устройстве и ложен для порядка смешанного типа.
Мысль наша способна ощущаться только в тишине телесной: упокоением элементов высшее творится. Но в мысленном безмолвии сердечное развитие происходит: в покое высшего Божественное прорастает.
60
Молился я, смятенье чувствуя оставленного человека и ниже самого «себя» ниспавшего. Но кротко чистый свет взошел из глубины моей души, по сущности моей разлившись.
Да будет свет, и свет явился.
Так приходил ли ты, мой всемогущий Бог, когда велел вселенной сотвориться, распространивши свет над всем созданием Своим? В инерции начало жизни тварей пребывало, и свет блистал над ними, которого они не ощущали, поскольку были подобными ребенку, заснувшему средь бела дня.
И Твое Слово их проникло; они очнулись ото сна, и каждый занял свое место, которое Ты во вселенной им определил.
Взошедши в степень действенности этой, они оставили вниз падать тех, кто оказался непокорным Слову Твоему и не раскрыл свои глаза для света.
Светила, как алмазы, которые Ты от Своей короны оторвал и разбросал от Своего престола по граням мiроздания, чтобы оно восприняло идею Твоего богатства и великолепья.
Невежды скажут, будто их краса обманывала человека, и в заблуждении своем возрос до поклоненья звездам он. Но коль вы сами не возноситесь особо, то не найдете идолатрии источник от горних мест.
Светила эти говорили с человеком? Угрозами его страшили, иль обещаньями манили?
И если сущность всякая не трогала бы человека благодеянием реальным и упованья наслажденьем, иль не могла бы ужасом его объять от созерцания величья, то человек не отвечал бы никогда почтеньем и молитвой.
Спокойно пользуется он дарами света и прочих преимуществ естества; опустошения и катастрофы, свидетелем которых делается человек, его бросают в бегство: предотвратить он их не может.
Животным идолопоклонство предстало б менее безумным, чем поклонение светилам; вред причинить животные способны, но слову и сообразительности человека повинуясь, становятся они гораздо безопасней.
И разве наша мысль, на это опираясь, не сумеет исказиться? И разве идолопоклонство не извращение первичного и чистого закона? И разве истина могла иметь в своем начале смятение и заблужденье?
Ведь слово это существо, которое воздействие использует свое; отнюдь не вещи, в свою окружность вовлеченные как звезды; последние от сердца человека получали дань вольную молитвы.
А прежде, человеческое сердце, несло ты дань к Предвечного престолу: и только там магнит могучий пребывает; к нему единому должно стремиться ты.
Когда перестаешь ты восходить до этой высоты, то обретаешь множество существ, несущих образ высшего начала, хотя они собой лишь образ знаменуют; и, простираясь ниц пред ними, ты порождаешь идолопоклонство.
Глаза мои закройте на идольские капища в преступности своей: они возникли в сумрачных местах, которые пронизать свет не в силах.
61
Не так ли, говорит Господь, что Я открыл вам все источники Своих даров? Я мог бы с ликованьем жизнь распространять во всех созданиях Моих и окружить вас чудесами Слова Моего и Моего господства.
И удовлетворенье ваше единственным пределом стало Моих творений! И человек не должен ничего мне возвращать из множества Моих даров великих! О, люди, безрассудные в безумстве, послушайте, что говорит Господь, что просит Он от вас и бейте себя в грудь!
Платили поначалу бы цари земные своим служителям оклад? Не ожидают ли они, чтоб слуги посвятили для них и жизнь, и кровь, и бдения свои пред тем, как им вознаграждения раздать?
В чем не находите несправедливости вы вовсе, да и не ропщите никак на них. Но Я, Который превосхожу намного правосудье их, не должен ли прогневаться на вас?
Сказал Я естеству, что всеми добродетелями человек возобладает в своей основе, как в краеугольном камне, и станет мерою всех сил твоих.
И будешь ты рассматривать его как образ Мой, и все твои произведения предстанут перед ним, смиренно ожидая, когда он именем их наречет, посредством этого определив обыкновенье всякой вещи.
Я сделал больше. Я ангелам Своим сказал: служите человеку в его духовных нуждах, служите в его славе, в нем разумея представителя Моей предвечной Сущности и Божества.
В могуществе Своем Я силы передал ему, свет мудрости Моей и кротости Моей любви и милосердья; и не единожды дары подобные Я сообщал, и Я их повторяю непрерывно всякий день и всякое мгновенье, когда бы человек достоин был Моих благоволений.
Однако же нам, вы скажете слепые люди, дары подобные никак не достаются, хотя для нас они и начали распространяться.
Они для тех, кому наймиты ваши и рабы откроют в глубине земной изящные металлы и алмазы?
Когда исполненными будут замыслы Мои, когда работу совершите вы, назначенную в делании Моем, тогда позволено вам будет приобщиться к отрадам света Моего, в псалмах воспев блаженство вашего существованья.
И до тех пор вам не дано и в радостях отдохновенье, которые несет молитва, пока не приведете вы к пределу живые проявленья, что устремляет к вам мое светило, пока вновь не воспрянут стены Иерусалима.
Прострите на поля свой взгляд, и вы увидите обильный урожай и многие опасности узрите, что для него угрозой стали; и, прекратив собою заниматься, вы рьяно броситесь в работу.
Так вырвите колючки, укрывшие Мои поля, от камней их освободите, следя за тропами животных, терзающих посевы; вы на ногах пребудете и день, и ночь, чтоб безупречно урожай сберечь до жатвы.
Для этой цели дал вам ум Я, силу и порыв. Поскольку Моя книга для ваших уст являлась сладкой, вы побоялись, чтобы она не оказалась горькой в чреве вашем.
Избранник верный Мой не знал того же страха; вот почему достиг короны он. Что делать впредь мне должно? Поскольку опасаетесь, чтоб Моя книга не оказалась горькой в чреве вашем, она не будет больше сладкой на устах у вас. Вкушаемые наслажденья ваши у вас отнимутся.
Вы станете подобными растениям земным, которых сухость заставляет клониться долу после первых рос весенних; и скорбь обрушится на вас: про братьев, в рабстве пребывавших, вы забыли, мечтая лишь работать на себя, но не для Своего Владыки.
62
И сотворишь Ты знак Своей десницей, и снизойдет он на меня росою нежной и прозрачной как жемчуга восточные; послужит он проводником для света Твоего.
Свидетель Твоего Завета придет ко мне для исполнения святых задач; в объятия к Нему я брошусь; изучу Его движенья все и обрету Его слова, и в Нем я рассмотрю сокровищницу таинств, сил и повелений Всевышнего.
Благодаря Ему не стану больше мнить себя я разделенным с Предвечным. Способно человеческое слово пространство уничтожить, соединившись, несмотря на расстоянья, со словесами, мыслями всех мудрецов.
Не предстает ли человек священной лампой, подвешенной средь сумрака времен?
И приноровлена она к ветвям живой оливы, откуда льется елей оливковый чистейший, что заставляет свет ее распространять в своем блистании.
И кто ученым станет, если он не мудр? Кто мудрым станет, коль не просвещен? Кто просвещенным будет, если не узнает смысл вещей? И кто познает смысл вещей, когда не ведает о свойствах и числах существа?
Согрей меня и вспомни обо мне, и воскреси меня, скажи хоть слово: бесчисленная армия придет заполнить разные пространства моей пустыни, поскольку слова Твои – творения.
Ты говорил однажды звездам, и ты велишь им исполнять Твои решенья. И с той поры они не прекращают претворять подобие святого руководства над всякими пределами вселенной.
Но человеку Ты дал не только движение и жизнь посредством Слова Своего; Ты вылил на него святое помазанье, первосвященником поставив человека над мфами.
63
Стенаю я: быть может, мне чего-то не хватает в юдоли сумрачной земной? Возобладал бы благами и счастьем, когда б исполнил цель единственную я, для коей получил существованье?
book-ads2